|
|
|
2025 год, номер 4
|
А.С. Краснов, Д.Л. Федотов
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия anton-krasnov1987@yandex.ru
Ключевые слова: образование, сознание, диалектика образования, капитализм, симулякр, разум, рассудок, Другой, цифровизация
Страницы: 5-17
Аннотация >>
Введение. Критический анализ трансформации процесса образования в контексте диктатуры капиталистической рациональности приводит к выводам, что образование в своем историко-философском смысле представляет собой не просто совокупность институциональных процедур или передачу знаний, а сложный и внутренне противоречивый процесс становления субъекта образования через самопознание, труд, отчуждение и признание того, что в гегелевской традиции обозначается понятием Bildung. В условиях современной неолиберальной экономической системы данная сущность образования систематически вытесняется, подменяясь утилитарными рыночными ценностями. Методология исследования основана на гегелевской диалектике, позволяющей рассматривать противоречия образования не как побочные эффекты, а как симптоматичные выражения глубинной логики отчуждения духа от самого себя. Через призму диалектики господина и раба анализируется современная ситуация, в которой метрика, КРІ (Ключевые показатели эффективности - числовые параметры, позволяющие измерять результативность и эффективность деятельности) и стандартизированные формы контроля становятся новым «господином», безличным, но всемогущим. Суть обсуждения разворачивается вокруг структурной подмены разумного, спекулятивного мышления (Vernunft) рассудочной, операциональной рациональностью (Verstand), подчиненной требованиям эффективности и измеримости. Цифровые платформы, интерактивные интерфейсы и геймифицированные образовательные среды, вместо того чтобы быть средством расширения горизонтов мышления, становятся инструментами дисциплинарного контроля и воспроизводства капиталистических норм. Образование утрачивает свой онтологический горизонт быть пространством становления субъекта, способного к трансцендированию, рефлексии и свободе. Заключение. Подчеркивает, что современная система образования - это не просто зеркало капитализма, а его активный инструмент. Поскольку она не нейтральна, но нормативна, и в этом качестве участвует в производстве нового типа субъектности - фрагментированной, адаптированной, функциональной, но критически беспомощной. Выход из этой ловушки возможен лишь через философскую рефлексию, через возвращение к диалектической логике мышления как пространству, в котором становится возможным не только знание, но и свобода.
DOI: 10.15372/PHE20250401 |
|
Л.И. Крупина1, Е.И. Баронская2
1Консалтинговый центр «25 кадр», Кемерово, Россия yatsuta@yandex.ru 2Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества, Москва, Россия
Ключевые слова: континуум «бытие-сознание», пространство-время, ответственность, сознание, духовность, нравственность, развитие, природа человека, бытие
Страницы: 18-36
Аннотация >>
Введение. Актуальность исследования состоит в генерации единства филогенеза и онтогенеза, единства функций мышления и структуры мысли как развития потенциальности личности. Это осуществляется посредством бытия как становления другим, проявления силы бытия, энергетически-полевой природы сознания, волновой частоты, а также основаниями функций сознания, которые характеризуются напряженно-силовыми и энергетически-потенциальными состояниями. Методологическим основанием предлагаемого исследования являются интегральный, категориально-диалектический, культурно-исторический подходы. Объект исследования: единая природа человека как идеальная форма раскрытия его потенциальности. Предмет исследования: средства и способы раскрытия сущности единства природы человека. Обсуждение. Исследуемая проблема состоит в неспособности современного человека разорвать кольцо собственной неразвитости, совершить акт сознания, акт внесения себя в мир, занятие места в мире, выполнение своего предназначения и проявление личной ответственности, усилия быть Человеком. Заключение. Проведенное теоретическое исследование позволило раскрыть механизм целостной природы человека посредством духовного, морального и нравственного развития, единства аффекта и интеллекта, единства связей между функцией мышления и структурой мысли, то есть образованием и развитием. За счет развития сознания становится возможным преодолеть парадоксы культурно-биологического развития, познавательного и воспитательного процесса, что может и должно быть реализовано в образовательном процессе. В исследовании раскрываются условия прорыва к возможности героического состояния личности как вертикального среза различных культур, идеальных форм, норм, всеобщих ценностей, сообразно совести и чести, собственной духовности и морально-нравственной основы современного человека. Для этого необходимо быть в континууме пространства-времени, в бытии мысли.
DOI: 10.15372/PHE20250402 |
|
Э.И. Забнева
Институт развития образования Кузбасса, Кемерово, Россия zabnevailvira@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, образование, молодежь, отечество, философия, идеал, концепция, исследования, деятельность
Страницы: 37-51
Аннотация >>
Введение. На протяжении тысячелетия одним из основных вопросов русской философской мысли был вопрос формирования нравственного идеала, способствующего процветанию Отечества. Пройдя через века, накапливаясь и обрамляясь, неизменной его составляющей оставалась любовь к Родине. Постсоветский период, внесший серьезные коррективы в мировоззренческие и нравственные ориентиры, во многом изменил отношение молодого поколения к патриотизму. Искажение исторической памяти, подмена ценностей, смена традиционной парадигмы воспитания на персоналистские модели, снижение роли образования в формировании образа будущего поколения привели к серьезным социальным потерям. Методология. На основе анализа результатов масштабных социологических исследований, проведенных за последние пять лет Всероссийским центром изучения общественного мнения, Российским обществом социологов, Российской академией образования и Академией наук, а также ведущими вузами страны сделан вывод о необходимости формирования современной концепции воспитания с опорой на собственные традиции и многовековые этические нормы. Обсуждение. Предложен авторский подход к воспитанию деятельностного патриотизма как духовно-нравственного организующего начала молодого поколения россиян, требующего обращения к методологии социальной аксиологии и философии образования. Выделены три основных концепта, требующих особого внимания: восприятие труда как неотъемлемой части образа жизни, семьи как жизненной ценности, добровольчества как общественной пользы. Заключение. Сделан вывод о том, что данный подход позволит создать основу здорового жизнеспособного общества, выступит условием эффективного функционирования государственных институтов, сформирует предпосылки для развития сильного государства, способного противостоять внешним вызовам.
DOI: 10.15372/PHE20250403 |
|
А.Д. Зубков1,2
1Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия zubkov_nstu@mail.ru 2Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: непрерывное образование, социальное неравенство, массовые открытые онлайн-курсы, социальная философия, цифровизация, культурный капитал
Страницы: 52-65
Аннотация >>
Введение. Представлен комплексный социально-философский анализ массовых открытых онлайн-курсов (МООК) как ключевой элемент современной системы непрерывного образования. Актуальность работы обусловлена стремительной цифровизацией образовательных процессов, глобализацией образовательного рынка и кардинальным изменением социальных структур в постиндустриальном обществе. Цель исследования заключается в выявлении философских оснований и социальных последствий распространения МООК, а также в комплексном анализе их влияния на доступность знаний, трансформацию культурного капитала и новые модели профессионального становления. Методология исследования построена на синтезе диалектического и системного анализа, что позволяет сочетать глубину философской рефлексии с комплексным изучением современных образовательных трендов (принципы андрагогики, социальную теорию образования, культурно-исторический подход и др.). Обсуждение. В центре внимания исследования находятся новые социальные феномены: радикальная трансформация традиционных ролей преподавателя и учащегося, переосмысление понятия культурного капитала, формирование принципиально новой цифровой образовательной идентичности. Особый акцент делается на анализе воспроизводства социального неравенства в новых цифровых формах, коммерциализации образовательного контента и его влияния на качество знаний, а также кардинального изменения эпистемологических моделей в условиях фрагментации и модуляризации обучения. Заключение. Исследование подчеркивает двойственный характер влияния массовых онлайн-курсов на современное образование. С одной стороны, они действительно расширяют доступ к знаниям и создают новые возможности для непрерывного обучения, с другой - порождают ранее неизвестные формы образовательного исключения, связанные с цифровым неравенством, различиями в мотивации и способности к самоорганизации. В перспективе исследования автор выделяет этические аспекты цифрового образования, долгосрочное воздействие онлайн-обучения на процессы социокультурной адаптации, а также трансформацию когнитивных стратегий в условиях цифровой образовательной среды.
DOI: 10.15372/PHE20250404 |
|
А.В. Голубинская, С.С. Грозов
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия golub@unn.ru
Ключевые слова: критическое мышление, генеративные нейросети, GenAI, когнитивные петли, гипотеза расширенного познания, цифровая педагогика
Страницы: 66-79
Аннотация >>
Введение. Современные исследования фиксируют противоречивое влияние генеративных нейросетей (GenAI) на критическое мышление. С одной стороны, использование GenAI способствует развитию аналитических навыков, снижению когнитивной нагрузки и формированию устойчивого внимания. С другой стороны, оно может вести к зависимости, когнитивной разгрузке и «метакогнитивной лени». Такое расхождение ставит вопрос об альтернативных концептуальных рамках, позволяющих объяснить, почему одни формы взаимодействия с GenAI усиливают критическое мышление, а другие ослабляют его. Причем, учитывая стремительную смену поколений GenAI, такие объяснения не могут сводиться к характеристикам отдельных моделей, поскольку они устаревают быстрее, чем завершается их всесторонний анализ. Методология. В статье применяется концепция когнитивных петель Э. Кларка, согласно которой мышление понимается как распределенный процесс, выходящий за пределы индивидуального сознания и включающий внешние агенты. На основе анализа данных о влиянии GenAI на критическое мышление предложена модель когнитивной петли «Сознание - GenAI - Сознание», включающая четыре фазы: генерация, экстернализация, результат GenAI и интернализация. Обсуждение. Типология когнитивных петель показывает, что качество критического мышления зависит не от самого факта использования GenAI, а от того, как именно организовано взаимодействие. Предложены два ключевых параметра: приоритет промта/результата и уровень скептического давления. Сочетания этих параметров формируют четыре типа когнитивных петель критического мышления, которые демонстрируют, в каких случаях GenAI поддерживает критическое мышление, а в каких подменяет его. Заключение. Взаимодействие с GenAI не добавляет и не убавляет критическое мышление само по себе, но трансформирует пространство, в котором такое мышление возможно. Предложенная типология когнитивных петель критического мышления фиксирует параметры этой трансформации и задает основу для разработки практик, которые способны смещать равновесие в сторону усиления, а не подмены критического мышления.
DOI: 10.15372/PHE20250405 |
|
И.Д. Кирякова1, Ю.В. Пушкарёв2, Е.А. Пушкарёва2
1Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия dotkiryakova@mail.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: социально-философский анализ, современная философия образования, новая стратегия развития системы образования, современные условия развития общества, процесс становления профессионала
Страницы: 80-94
Аннотация >>
Введение. В современной философии образования особое внимание уделяется проблеме обоснования новой стратегии развития системы образования в условиях ее цифровизации. Целью теоретического исследования стало выявление основных аксиологических оснований и социальных факторов, оказывающих влияние на процесс становления личности профессионала. Методология. В контексте социально-философского исследования проанализированы современные исследования, актуализирующие проблематику профессионального развития современной личности. Основными методами выступили обобщение и систематизация. Обсуждение. Становление личности профессионала в его социализации осуществляется под влиянием множества различных социальных факторов (экономических, социальных, политических, духовных). Экономические факторы в процессе становления личности профессионала отражены в поиске решения проблем глобализации образования и экономического роста в целом, вопросов организации университетов будущего, персонализации обучения и оценки качества формируемых трудовых ресурсов. Социальные факторы рассматриваются в контексте основных проблем оценки и изучения вопросов социально-профессиональной успешности личности, выявления персонификации субъекта образовательной деятельности. Политические факторы в процессе становления личности профессионала рассматриваются в контексте решения таких основных проблем, как оценка устойчивого развития организации в условиях нестабильности, зависимости организационных изменений от реакции на изменения внешней среды, нацеленности корпоративной культуры на достижение стратегических задач. Духовные факторы в процессе становления личности профессионала рассматриваются в современных исследованиях в контексте ценностно-смысловых ориентиров профессиональной образовательной деятельности; выявление особенностей самоидентификации личности в контексте складывающихся новых социокультурных характеристик общества. Заключение. Обобщаются выявленные аспекты, определяющие специфику основных аксиологических оснований и социокультурных факторов, оказывающих влияние на процесс становления личности профессионала в современных условиях развития общества.
DOI: 10.15372/PHE20250406 |
|
Е.А. Бутина1,2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия eugeniabutina@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: онтология, цифровизация, социальные сети, информационный пузырь, пузыри фильтров, эпистемические эхо-пузыри, эхо-камеры, алгоритмы рекомендаций, модели интернет-коммуникаций
Страницы: 95-107
Аннотация >>
Введение. Современное общество существенно меняется под воздействием интернет-технологий, социальных сетей в ходе интенсивной цифровизации. Работа социальных сетей строится по принципу алгоритмизации рекомендаций, в результате которой пользователь получает контент в соответствии со своими предпочтениями, интересами, политическими взглядами и системой ценностей: происходит персонализация контента. Далее образуются так называемые информационные пузыри, понимаемые как ограниченное/безмерное цифровое пространство, формируемое интересами и предпочтениями пользователя. Методология исследования основывается на онтологическом анализе существующих работ по проблеме преобразования информационного пространства, заключающегося в появлении относительно новых его «компонентов»: информационных пузырей, «пузырей фильтров», «эпистемических эхо-пузырей», «эхо-камер», существенно меняющих восприятие реальности человеком и обществом в целом в сторону искажения. Обсуждение. С целью рассмотреть феномен «информационный пузырь» с необходимостью его структурирования в онтологических параметрах исследованы возможности социальной онтологии в аспекте алгоритмизации информационного контента. Феноменология образования информационных пузырей во многом обусловлена мировосприятием, мироотражением и миропониманием, в целом влияющих на формирование мировоззрения человека и общества. Онтологический взгляд на обозначенную проблему определяется исходя из воздействия этих относительно новых явлений на целостность мира и его отражение в научном знании; признания информационной насыщенности и медийного пространства, обусловленного глобально-унифицированными информационными ресурсами. Отметим: исследований, посвященных изучению обозначенной проблемы, недостаточно. Заключение. Становление мировоззрения современного человека происходит под воздействием социальных сетей, где он выбирает интересующие его статьи, мнения, образы, а затем алгоритмы рекомендаций предоставляют информацию, подтверждающую его взгляды, создавая тем самым информационный пузырь. Рассмотрены понятия «информационный пузырь», «пузыри фильтров», «эпистемические эхо-пузыри», «эхо-камеры», их влияние на формирование мировоззрения человека и общества, систему ценностей. Представлены модель тройного фильтра выбора контента, модели интернет-коммуникации.
DOI: 10.15372/PHE20250407 |
|
А.В. Ворохобов
Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия им. М. В. Лебедева, Нижний Новгород, Россия vorokhobov@yandex.ru
Ключевые слова: философия образования, преподавание философии, метафилософия, дидактика философии, образовательные парадигмы, реализм, интеграция знания, воспитание, образовательные цели, метадидактика
Страницы: 108-123
Аннотация >>
Введение. Существующие концепции преподавания философии сталкиваются с необходимостью метадидактического обоснования в контексте трансформации образовательных парадигм. Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления ограниченности подходов, апеллирующих преимущественно к историко-философской традиции передачи философской проблематики без должной артикуляции вызовов современности. Методология. В исследовании используются историко-критический и междисциплинарный подходы, включающие сравнительный философско-эпистемологический анализ концепций философии образования, метафилософии, философии дидактики и философии науки в контексте их взаимосвязи с проблемами преподавания философии. Такой подход позволяет систематизировать различные образовательные парадигмы и определить степень их влияния на современное преподавание философии и философское образование. Обсуждение. В исследовании обосновывается тезис о том, что выработка релевантного подхода к преподаванию философии требует его помещения в более широкий контекст, связанный с философией образования. В различных концепциях преподавания философии внимание обычно сосредоточено на программной основе и степени детализации, определяющих ценность содержания и возможность адаптации к аудитории. Подчеркивается важность ориентации метадидактических предложений в широком концептуальном контексте, обращения к базовому уровню рефлексии и изменениям в познавательных и аксиологических обусловленностях. Рассматриваются вызовы современного образования: устранение сапиенциального измерения, субъективизм, фрагментация знания и воспитательная беспомощность. Особое внимание уделяется интеграционному потенциалу философского знания, способному преодолевать междисциплинарную разобщенность и способствовать формированию целостного мировоззрения. В качестве методологического императива выдвигается тезис о необходимости возвращения к реалистическому, объективистскому, универсалистскому подходу к преподаванию и изучению философии, способному возродить сапиенциальную направленность образования. Заключение. Метадидактическая рефлексия способствует согласованию с философией образования, подчеркивая стабилизирующую и культурообразующую роль философии. Метафилософский анализ позволяет конкретизировать предпосылки и ценность теорий преподавания, обеспечивая их надежное концептуальное обоснование. Классическая философия рассматривается как условие образовательного опыта, направленного на целостное развитие личности и возвращение образованию гуманистической сущности.
DOI: 10.15372/PHE20250408 |
|
М.Ф. Носков1,2,3, С.А. Татьяненко2,3, Е.С. Чижикова2,3
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия eggl@rambler.ru 2Тобольский индустриальный институт (филиал), Тобольск, Россия tatjanenkosa@tyuiu.ru 3Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия сhizhikovaes@tyuiu.ru
Ключевые слова: философия образования, социально-экономические проблемы, электроэнергетика, гелиоэлектростанция, альтернативные источники энергии, Республика Тыва
Страницы: 124-137
Аннотация >>
Введение. В исследовании обсуждаются технологии инновационной индустриализации, опирающиеся на электроэнергетику в гибридном формате, способную повысить производительность предприятий различных областей экономики, а также решить комплекс социальных и образовательных проблем. Республика Тыва выбрана как пример дефицитного энергопроизводства. Обсуждение предназначено для магистрантов-электроэнергетиков, изучающих дисциплину «Философия технических наук», которую преподают преподаватели с классическим философским образованием, и многие аспекты науки и техники в их интерпретациях представлены в упрощенном виде. Методология. Философия образования призвана раскрыть онтологические основания любой технической сферы, поэтому исходной методологией в области исследования электрификации Республики Тыва стали философско-исторический генезис социально-экономических событий. На базе философии образования с опорой на ее методологический аппарат стало возможным провести работу по интегрированию всех направлений исследования. Обсуждение. Учитывая потребности многоотраслевой экономики тувинского региона в профессиональных кадрах, альтернативные методы электрификации исследуются на основе общенаучных методологических подходов (эволюция экономических взглядов на становление энергетического комплекса, образовательные потребности нового этапа преобразований в электроэнергетике, оценка эффекта использования гелиоэлектростанций как тактического звена в прогнозировании успешного социально-экономического развития). Показано, что развитие гибридной энергетики в Республике Тыва приведет к снижению стоимости электроэнергии, развитию горнодобывающей промышленности, а социально-экономическое обоснование необходимости использования альтернативных источников энергии повлияет на сокращение вероятности обесточивания региона. Заключение. Переориентация политики энергообеспечения населения на безопасную энергетику включает возможность перехода от традиционных источников к технологиям гелиоэнергетики и от них к гибридным формам. Обсуждение данных мероприятий с точки зрения философии образования повлияет, а в перспективе и повысит качественный уровень и стандарты жизни населения Республики Тыва.
DOI: 10.15372/PHE20250409 |
|
Г.И. Петрова1, Э.А. Бикташева2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия seminar_2008@mail.ru 2Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Советского района», Советский, Россия biktashevasov@mail.ru
Ключевые слова: университетское образование, двусоставность университетского кода, «универсализирующая матрица», универсальность современного образования, форма универсализации, устойчивость кода университета, «университет 3.0», «университет 4.0»
Страницы: 138-164
Аннотация >>
Введение. Актуальность обозначенной проблемы объясняется изменениями современным университетом парадигмы своего развития, что инициирует необходимость ответственного осмысления процессов, сопровождающих данную диалектику. Предлагается увидеть университет в ракурсе не только университетского кода, но и специфического «духа университета». Появившееся множество моделей университетов вызывает потребность ответа на вопрос: каждая ли из моделей являет себя университетским образом? Проблема статьи заявлена в ответе на вопрос: «Какое значение в утверждении об устойчивости и одновременно о возможных трансформациях университета имеют понятия его “кода” и “духа”?» Методология решения проблемы связана с прояснением классического понятия «университет» применительно к его современным изменениям. Учитывается, что истоки определения университета идут, во-первых, от универсализирующего значения платоновского понятии эйдоса (что в применении к университету можно интерпретировать как «идею университета» - его метафизическую сущность); во-вторых, от характеристик классического университета, сформулированных Дж. Г. Ньюманом, В. Гумбольдтом, Ф. Шлейермахером и др.). Обсуждение. Код университета виден в «двусоставности» содержания: в его логосе (эйдосе - в понимании Платона), и в эстезисе (особой иррациональной атмосфере - «духе университета»). Интерпретируется имеющееся в нашей литературе понятие «универсализирующая матрица» университетского образования. Вводится новое понятие - «форма универсализации» (разная форма проявления «матрицы» в разных культурах). Теоретические рассуждения подкрепляются российским опытом использования в «университете 3.0» практико-ориентированного образования и принятия его третьей миссии. То и другое нарушает «универсализующую матрицу», ставя под вопрос устойчивость «университета». Заключение. Делается вывод о необходимости (возможности?) хранения кода и духа университета.
DOI: 10.15372/PHE20250410 |
|
А.А. Изгарская1, К.И. Хаценко2
1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия aizgarskaya@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия ya.lukyano2012@ya.ru
Ключевые слова: билингвальное образование, миросистемный подход, ингушский язык, языковая политика, языковой капитал
Страницы: 165-188
Аннотация >>
Введение. Исследование посвящено проблемам билингвального образования и сохранения родных языков народов России на примере Республики Ингушетия. Цель исследования заключается в ответе на вопрос о том, как глобальные и внутренние социально-экономические процессы влияют на языковую политику. Методология. Теоретико-методологическим основанием выступил синтез миросистемного подхода (И. Валлерстайн, Дж. Арриги) и концепции форм капитала П. Бурдье. Обсуждение. Синтез позволил проанализировать проблему как следствие циклических колебаний территориально обширной полупериферии (стратегий «встраивания» и «разрыва» с миросистемой) и социально-экономической иерархии, в которой язык рассматривается как культурный капитал, обладающий разной степенью конвертируемости в другие формы капитала (экономический, социальный, символический). На историческом материале показано, как языковая политика в отношении ингушского населения менялась в зависимости от общей стратегии российского/советского государства. В современный период ингушский язык, несмотря на естественный билингвизм и статус государственного в соответствии с классификацией ЮНЕСКО, находится в «уязвимом» положении. Школа выступает ключевым институтом, который не только воспроизводит нацию, но и способен закреплять социальное неравенство через языковой стандарт и учебные планы. Система образования сталкивается с отсутствием качественных учебников, билингвальных методик преподавания, нехваткой кадров и институциональными условиями, понижающими статус ингушского языка. Существующая поддержка ингушского языка на региональном уровне оказывается недостаточной для преодоления разрыва в конвертируемости языковых капиталов. Заключение. Языковая политика России имеет «маятниковый» характер, под воздействием миросистемных и геополитических факторов она колеблется между тенденцией к многообразию и тенденцией к усиленной унификации (посредством русификации).
DOI: 10.15372/PHE20250411 |
|
Е.В. Ушакова1, Т.С. Косенко2, И.В. Яковлева2
1Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: образование, философия образования, философско-онтологические подходы, западный и российский подходы в образовании, философская онтология русской идеи в образовании
Страницы: 189-205
Аннотация >>
Введение. Исследование посвящено анализу русской идеи в образовании, исследованы основные философско-онтологические подходы, воздействующие на общую структуру и содержание образования. Методология. В исследовании применены социокультурный, цивилизационный подходы в ракурсе компаративистского анализа философско-онтологических основ западного и российского образования. Обсуждение. Философско-онтологические основы современных знаний сложились с середины XIX до середины ХХ в. За основу были приняты философско-онтологические подходы, выработанные преимущественно западной цивилизацией к середине ХIХ в. Это постулирование двух главных альтернативных основ мира - одностороннего (парциального) материализма и идеализма, которые реализуются, прежде всего, в учениях религиозного идеализма и научного материализма. С наукой идентифицировался материализм в аспекте телесной или вещественной атомно-молекулярной основы мира. А постижение мира нематериального - духовно-нравственного стало прерогативой идеалистического и религиозного постижения. Русский ученый А. А. Богданов впервые опубликовал фундаментальный труд по общей теории систем, заложив философско-онтологические основы системной философии как целостного, нерасчлененного знания о мире, о системах любой природы - неорганической, органической, социальной, духовной. Было преодолено противостояние материализма и идеализма и восстановлено цельное знание, как единство Мира. Это направление идей русской философии как цельных знаний о мире в ХХ в. приобрело философско-онтологическую форму системной философии как синтетического дуализма. Указанные разные цивилизационные философско-онтологических концепты - западный и российский - легли в основу специфики естественно-научных, социогуманитарных, антропных и технико-технологических знаний, которые заложили разные фундаменты образования - расчлененные знания о всеобщем в западной онтологии и цельные взаимодополняющие знания в русском мировоззрении. Заключение. Констатируется, что существуют альтернативные философско-онтологические концепты бытия - западный (парциальный, внутренне расчлененный, конфликтный) и русский (холистический, внутренне единый, гармоничный).
DOI: 10.15372/PHE20250412 |
|
Т.С. Косенко1, И.В. Яковлева1, Б.О. Майер1, Ю. Чжан2, Н. Хишигдулам3, Б.В. Май4, Д.В. Шатохина5, С.Н. Цаплин1, В.Х. Тен1, И.Ю. Пушкарева1, И.Д. Кирякова6, Е.А. Гордейчик1, Т.А. Безбородова7
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия nii-fo@nspu.ru 2Шаньдунский институт физического воспитания, Цзинань, Китайская Народная Республика 543018031@qq.com 3Монгольский государственный университет образования, Улан-Батор, Монголия khishigdulam@msue.edu.mn 4Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия tsu.berthm@gmail.com 5Средняя общеобразовательная школа № 206, Новосибирск, Россия shatohinadarja@yandex.ru 6Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия dotkiryakova@mail.ru 7Сибирский институт управления - филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск, Россия bezborodova-ta@ranepa.ru
Ключевые слова: социально-философский анализ, образование, ценности, модернизация, информатизация, человек
Страницы: 206-229
Аннотация >>
Введение. Представлен анализ факторов общественного развития, выявлены новые стратегические цели для понимания и повышения «качества» самого человека, выработки критериев этого качества, адекватных воспроизводству «потока общественного развития». Именно эти аспекты стали предметом исследования образовательного пространства. Методологической основой стали концептуально-теоретические основания социально-философского анализа медиапространства, элитарного и массового образования, субъекта образовательного взаимодействия, а также основ баланса жизни человека и общества.Обсуждение. Сформулированы концептуально-теоретические основания социально-философского анализа в области: просвещенческой парадигмы медиапространства, элитарного и массового образования, онтологии субъекта образовательного взаимодействия, этики телесности, ценностного отношения к национально-культурным традициям в современных условиях, становления личности профессионала, а также поиска ценностных основ баланса жизни человека и общества. Авторские исследования в большинстве случаев имели прикладной характер, в них вычленяется человек как феномен материального и экзистенциального мира. В заключении обобщаются результаты проведенного анализа и подчеркивается особая роль социальной аксиологии в познании человека, которая не должна превращаться в простое толкование данных гуманитарных наук. Концептуальная разработка онтологических проблем человека нашла свое отражение в авторских идеях: «Проблема человека в современной философии», «Медиапросвещение как предмет теории познания», «Философия о сущности человека», «Человеческая телесность», «Человек - деятельность - коммуникация», «Перспективы образования человека» и др. В качестве собственно социально-философских аспектов исследования представлены оценки социальных субъектов и их осуществление, формирование новой модели образовательного пространства и осмысление его ценностных основ.
DOI: 10.15372/PHE20250413 |
|