Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.235.140.73
    [SESS_TIME] => 1711696882
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 0069aef45e4a4ce37d198a6ba6b1aee2
    [UNIQUE_KEY] => 1cf20899f63806a3f6f3d469803dfa22
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 1

1.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ ВЫХОДА ИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ТЕХНОГЕННОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ

С.А. Новосадов
Обнинский институт атомной энергетики, Наро-Фоминск, Россия
ser-novosadov@yandex.ru
Ключевые слова: система образования, методология, человек, социум, процесс, кризис, культура, педагогика, развитие, перспектива, education system, methodology, person, society, process, crisis, culture, pedagogy, development, perspective
Страницы: 5-24

Аннотация >>
Введение. Сейчас большинством стран мира и в частности Россией принята Болонская система высшего образования, которая, по нашему мнению, ведет систему образования к педагогическому и образовательному кризисам и не может отвечать на вызовы современности и ближайшего стратегического будущего. В связи с этим нарастает давление как внутренних (культурных, социально-экономических), так и внешних (международных, политических, глобальных) системных факторов, негативно влияющих на развитие общества и положение страны в международном и глобальном пространстве. Эта проблема в системе образования обусловливает необходимость выявления новых методологических направлений и моделей образовательного процесса, которые должны вывести страну на траекторию бескризисного развития. Для этого в рамках заявленной темы была сформулирована цель и определены основные задачи исследования. Методология и методика исследования. Исследование заявленной темы осуществлялось на основе образовательно-аксиологической методологии с применением историко-хронологического, системного и процессного подходов с упором на интуитивно-рассудочный, абстрактный и практико-опытный анализ. Предложенные новые понятия и определения могут представлять интерес для дальнейшего философского осмысления, развития образовательной системы в России. Результаты исследования. Полученные результаты проведенного комплексного анализа показывают ущербность дальнейшего развития существующей образовательной системы, которая сказывается на общем образовательном, а главное - на нравственно-этическом и культурном поведении как управленческой «элиты», так и большей части общества. Дается главная установка для решения обозначенной проблемы - формирование индивида с человеческим строем психики. По сути, речь идет о человеке, живущем по диктатуре совести, реализующем генетически заложенные возможности и творческий потенциал, применяя силу воли. Без этого предлагаемая система нежизнеспособна. Более того, делается вывод об утрате философией, педагогикой, социологией и в частности философией образования своей основной функции - прогностическо-познавательной. Заключение. Выход из образовательного кризиса предполагает изменение траектории развития методологии образования. Для этого в рамках заявленной темы рассматриваются два основных этапа перехода, которые будут основой для плана развития (дорожной карты) образовательной системы в тактической и стратегической перспективе. С целью практического осуществления мероприятий на первом этапе преобразований предложена схема условно перспективной системы образования России. В работе обозначены лишь контуры и направления образовательного процесса, которые, по нашему мнению, приведут к созданию общества, способного решить существующие системные кризисы и проблемы.

DOI: 10.15372/PHE20200101


2.
МОДЕЛЬ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И(ИЛИ) СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ?

М.А. Абрамова
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
marika24@yandex.ru
Ключевые слова: международные сравнительные исследования, качество образования, стандарты обучения, рейтинг, национальная система образования, модель, international comparative studies, quality of education, training standards, rating, national education system, model
Страницы: 25-37

Аннотация >>
Введение. Поставлена проблема рефлексии цели и задач управления образовательным процессом в России на примере принятия и использования рейтингов международных исследований стран в области образования. Методология и методика исследования. Анализ проводится на основе междисциплинарного подхода, использующего качественную и количественную методологию исследования, а также системного подхода, обеспечивающего возможности проведения анализа предмета исследования как целостной развивающейся структуры, встроенной в другие системно-структурные образования. Под системой оценки качества в сфере образования мы понимаем набор инструментов, с помощью которого регулируется институциональное поведение участников образовательного процесса (школ, вузов) для достижения результата. Результаты исследования. Опираясь на проведенный ранее анализ критериев оценки качества высшего образования и внедрения программ по цифровизации, автор фокусирует внимание на использовании методик исследования общего образования и создании в России единой системы оценки качества образования (ЕСОКО). Сопоставляя цели государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» с показателями PISA, определяющей уровень функциональной грамотности подростков, автор приходит к выводу, что, несмотря на очевидную пользу проведения межстрановых исследований, в государственной программе не сформировано вѝдение собственного понимания целей и задач развития. Заключение. Подмена качественного описания результатов обучения количественными параметрами оценки при помощи международных рейтингов способствует нивелированию ценности опыта российской системы образования и, более того, не создает условий для сохранения и развития Россией своего культурного потенциала. Выявленные нарушения в логике и процедуре оценки влияния всех этапов построения образовательного процесса, начиная с определения цели, актуализируют необходимость введения нового параметра - оценки управленческого воздействия, обеспечившего или не обеспечившего гармоничное развитие системы образования.

DOI: 10.15372/PHE20200102


3.
ЭССЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ В ДИДАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (опыт эмпирического исследования)

М.Н. Дудина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
mndudina@yandex.ru
Ключевые слова: дидактика высшей школы, креативная деятельность, жанр эссе, творческое задание, самовыражение, самоидентификации личности, didactic in higher education, essay genre, creative task, self-expression, self-identification
Страницы: 38-53

Аннотация >>
Введение. Цели публикации - представить теоретический и практический потенциал жанра эссе как творческого учебного задания в дидактике высшей школы, аргументировать актуальность его использования в качестве перспективного в отечественном образовании. Подтвердить результатами эмпирического исследования студентов двух уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура) реальную возможность успешного поиска и нахождения инновационных технологий, осознаваемых в целях, содержании и средствах «форм видения и осмысления определенных сторон мира» (М. М. Бахтин). Методология и методика исследования. Методологической основой обучения является концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского. В качестве объекта исследования выступает процесс творческого поиска студентов, добровольно выбравших проблему и самостоятельно формулирующих тему своего эссе. Предмет исследования - восприятие и понимание стимулирующего материала (высказываний выдающихся мыслителей, аудио- и видеоматериалов), предложенного преподавателем в учебных курсах «Теория и практика высшего образования», «Дидактика высшей школы», «Педагогика и психология высшей школы». Словесное творчество студентов в создании собственного текста предполагает диалог я и другой (М. М. Бахтин). Реализация авторского замысла представлена в результатах анализа (с преобладанием контент-анализа) эссе студентов. Результаты исследования. Новизна авторского подхода состоит в использовании жанра эссе как дидактического средства в отличие от изучения конкретных произведений классической и современной литературы. Предлагается решение задач, связанных с пониманием актуальных проблем социума и личности, адаптации и идентичности в осмыслении и обосновании студентами собственной позиции. Написание эссе как учебная деятельность осуществляется студентами в ситуации свободы выбора проблемы и темы для создания собственного продукта творческой деятельности, воплощения авторского «Я». В мышлении, запечатленном в письменной речи, раскрывается креативный потенциал каждого студента, его рефлексия (личностная, социальная, гражданская, патриотическая, морально-нравственная), проявляющаяся в потребности самовыражения и возможности рассказать о себе, своих впечатлениях, раздумьях через восприятие мира на основе доверия к преподавателю. Несомненное достоинство каждого студента - наличие авторской позиции по актуальной проблеме, по сформулированной им теме, выраженной в форме эссе, которая предполагает небольшой объем и свободную композицию. Заключение. Использование жанра эссе как творческого дидактического задания ориентировано на развитие креативных способностей современных студентов, оказавшихся в ситуации доступности любой информации. Осознанный отбор содержания эссе для последующей интерпретации воспринимается как воплощение эстетического опыта словесного творчества в учебном процессе и экзистенциального опыта свободы самовыражения и самоидентификации.

DOI: 10.15372/PHE20200103


4.
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ СТРАТЕГИЯ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ

О.В. Шимельфениг
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия
shim.ov@mail.ru
Ключевые слова: парадигма, трансдисциплинарность, сюжетно-игровая картина мира, творчество, активные формы обучения, парадигма, трансдисциплинарность, сюжетно-игровая картина мира, творчество, активные формы обучения, paradigm, transdisciplinarity, plot-game picture of the world, creativity, active forms of learning
Страницы: 54-67

Аннотация >>
Введение. В связи с нарастающими проявлениями системного кризиса цивилизации: мировоззренческого, экологического, социально-экономического - возникает острая необходимость в целостной духовно-психофизической картине мира, основанной на трансдисциплинарной интеграции гуманитарных наук и естествознания и разработке комплексов взаимосвязанных учебных программ. Данная работа является вариантом ответа на этот вызов времени. Методология и методика исследования основаны на анализе тенденций в культуре на «омашинивание» окружающей среды и самого человека; опираются на картину мира древних культур, прежде всего, на концепцию реальности как Космической Игры, на современные философские и научные исследования, методологию и практику применения инновационных и деловых игр, конфликтологию, управленческие технологии. Результаты исследования. Показано, что в концептуальной области сюжетно-игровая модель реальности обобщает системный подход, избавляя его от опасного крена в сторону объективизма и однобокого материализма; обнажает неочевидный процесс формирования нашей общей совместной жизни через взаимодействие индивидуальных восприятий, чувств, мыслей и поступков каждого участника вселенской драмы, в то время как традиционная объективистская картина мира обычно создает иллюзию якобы «независимости» человека и целостного универсума, сводящегося к механическим «закономерностям», что провоцирует безответственность на всех уровнях социума. Как одна из практических реализаций представленного автором мировоззрения приводится краткое описание со ссылками на основные источники цикла из пяти дисциплин: 1) «Концепции современного естествознания»; 2) «Модели поведения»; 3) «Конфликтология и менеджмент»; 4) «Теория катастроф»; 5) «Правовые и управленческие аспекты качества». Заключение. Предложенный комплекс дисциплин, сформированный на основе сюжетно-игровой парадигмы, может послужить, прежде всего, в сфере образования прецедентом для дальнейшей деятельности, направленной на решение сформулированных глобальных проблем.

DOI: 10.15372/PHE20200104


5.
МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

А.В. Солохин
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», Воронеж, Россия
Alexay777@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая модель, профессиональное развитие специалистов, повышение квалификации, руководящий состав инженерно-авиационной службы, педагогическая модель, профессиональное развитие специалистов, повышение квалификации, руководящий состав инженерно-авиационной службы, pedagogical model, specialists’ professional development, the qualification skills improvement process, aviation engineer service leadership
Страницы: 68-80

Аннотация >>
Введение. Обосновывается актуальность разработки и реализации инновационной педагогической модели обеспечения качества профессионального развития офицерских кадров в процессе повышения квалификации специалистов руководящего состава инженерно-авиационной службы. Методология и методика исследования. Анализируется совокупность компетентностного, деятельностного, субъектного и системного подходов к проблеме, определяющая сущность и специфику исследуемого процесса, в котором профессиональное развитие специалистов руководящего состава инженерно-авиационной службы рассматривается как интегральное двуединство личностного и компетентностного компонентов. Результаты исследования. Представлено теоретическое описание концептуальной и процессуальной сущности авторской модели обеспечения качества профессионального развития специалистов руководящего состава инженерно-авиационной службы в системе повышения квалификации, включающее цель, задачи, подходы, принципы, функции, факторы, процессуально-технологическую сторону (методы, формы, средства), механизмы реализации; детально представлен диагностический аппарат. Заключение. Разрешение проблемы обеспечения качества профессионального развития специалистов руководящего состава инженерно-авиационной службы видится в целенаправленном обогащении содержания образовательного процесса посредством включения личностного компонента, способствующего развитию системно-прогностического мышления и личностных качеств, позволяющих эффективно принимать управленческие решения.

DOI: 10.15372/PHE20200105


6.
ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

П.Г. Воронцов, Д.А. Дейс, Н.М. Лобыгина, К.В. Недорезков
Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Барнаул, Россия
sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: физическая культура и спорт, мотивации к занятиям, студенты, физкультурное образование, ценности молодежи, физическая культура и спорт, мотивации к занятиям, студенты, физкультурное образование, ценности молодежи, physical culture and sport, motivation for training, students, physical education, youth values, physical culture and sport, motivation for training, students, physical education, youth values
Страницы: 81-93

Аннотация >>
Введение. Актуальность исследования заключается в том, что повышение физической активности студенческой молодежи, ее активное приобщение к физкультурно-спортивной деятельности имеет большое значение для организации здорового образа жизни. Также это особенно важно для будущих врачей, которые обязаны быть примером личностного здорового поведения для своих пациентов. В гносеологическом плане оценка системы ценностей студентов и студенческих групп является обязательным условием для понимания мотиваций поведения молодых людей. Наличие такой информации позволяет составлять планы эффективного практического вовлечения молодежи в активные занятия физической культурой и спортом. Методология и методика исследования. Основу статьи составило взаимодействие аналитического и синтетического подходов, на базе которых проанализированы и обобщены результаты исследований, проведенных в Алтайском государственном медицинском университете (АГМУ). Исходным выступил метод анкетирования студентов, далее осуществлена цифровая обработка данных с помощью ЭВМ. Цель статьи - выявить, какого мнения придерживаются студенты в отношении мотивации к занятиям физической культурой и спортом, физической активности. В исследовании в качестве респондентов приняли участие студенты 4-6 курсов в количестве 55 человек. Результаты исследования. Исследованы особенности мотивации студентов к здоровому образу жизни на основе авторской анкеты. Выполнен анализ по видам физкультурно-спортивной деятельности, включающей тренировочную активность в соотношении с учебной, научной, организационно-общественной, коммуникационной и культурно-развлекательной формами жизнедеятельности. Результаты исследования показали, что большинство студентов склоняется к специализации занятий физической культурой, их привлекают спортивно-секционные занятия. Одним из возможных действенных способов повышения вовлеченности студентов в процесс поддержания и укрепления их физического здоровья является близость места проведения занятий и места жительства молодых людей. Соответствующим оптимальным решением могло бы стать проведение части учебно-спортивной и спортивно-массовой работы на территории при общежитиях, где проживает значительное число студентов. Также необходимо сооружение хотя бы минимальных спортивных площадок в местах проживания молодежи. Характеристикой, свидетельствующей о вовлечении обучающихся в физкультурную деятельность, может быть их постоянная тренировка в физкультурно-спортивных залах и секциях. Оценить эту деятельность возможно по времени, которое каждый студент затрачивает на занятия физической культурой: или в течение дня, или за неделю, а затем и за семестр. Заключение. Исследование показало, что подавляющее большинство студентов-медиков осознает значимость физической культуры и спорта в укреплении здоровья будущего врача. Однако далеко не все реализуют установку на повышение двигательной активности в своем образе жизни по ряду объективных и субъективных причин. Это требует значительного внимания к развитию физического воспитания, культурно-массовой и спортивно-массовой работы в медицинском вузе.

DOI: 10.15372/PHE20200106


7.
ПРОБЛЕМА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ И МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Е.В. Ушакова1, Т.С. Косенко2, Н.С. Сидоровъ1
1Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Барнаул, Россия
foaushakova@gmail.com
2Новосибирский государственный педагогический университет
tany0879@mail.ru
Ключевые слова: коммерциализация, медицинская сфера, медицинское образование, статус врача, commercialization, medical field, medical education, doctor status
Страницы: 94-112

Аннотация >>
Введение. В современной медицине наметилась выраженная тенденция к коммерциализации, проявляющаяся в разнообразных формах. Например, это происходит в случае, когда врач становится совладельцем больницы; назначает пациентам препараты, к продаже которых его склоняет производитель; ведет платный прием больных по коммерческим ценам; когда коммерциализируется само медицинское образование и т. д. Медицинский вуз, предназначение которого - подготавливать квалифицированные кадры для сферы здравоохранения, реагирует на эту тенденцию коммерциализацией медицинского образования. По поводу коммерциализации медицины и медицинского образования существуют разные мнения: от положительных до нейтральных и отрицательных. Цель статьи - проанализировать разные взгляды на коммерциализацию медицины, медицинского образования и воздействие последствий этих социальных процессов на обеспечение здоровья населения страны. Методология и методика исследования. Материалом исследования выступили литературные источники, статистические данные по проблеме коммерциализации медицины и образования. Применены методы гносеологического и праксиологического анализа научного материала, сравнительная оценка проанализированных характеристик процесса коммерциализации, интеграция полученных результатов на социально-педагогической основе. Результаты исследования. Сегодня в развитых странах все шире внедряется концепция социально ответственного бизнеса, в том числе в медицине, которая обосновывается как особо важная в условиях высокоразвитой экономики знаний, где центром считается наукоемкая интеллектуальная деятельность. Доказывается, что врачи в данных условиях также приобретают высокий социальный статус, имеют высокие заработные платы, вследствие чего у них исчезает потребность наживаться на пациентах нелегальными путями. Однако пока в стране отсутствует развитая, сбалансированно работающая социально-экономическая система, введение коммерческой медицины и аналогичного образования приводит к тому, что многие люди не в состоянии обеспечить себя платной медицинской помощью, даже работающие, не говоря уже о безработных. Часть медицинских работников и специалистов из данной сферы получает возможность безнравственно пользоваться безвыходным положением пациентов. Большинство же врачей при этом лишь незначительно повышает свой невысокий (в таких условиях) экономический статус. Крайние позиции отношения к этому процессу соединяются в следующем: можно свести медицинскую деятельность к эксплуатации зависимого положения пациента для извлечения коммерческой выгоды; можно квалифицированно работать с пациентами, невзирая на социальные трансформации, требуя лишь достойного жизнеобеспечения врача; можно относиться к пациенту с душой, осознавая собственную ответственность как врача-целителя в современных социальных условиях. В связи с существованием разных точек зрения на проблему коммерциализации медицины и образования она требует серьезного всестороннего анализа с учетом существующих социальных условий. Заключение. Коммерциализация гуманитарных сфер: медицины, образования и др., направленная на капитализацию названных сфер, - является не человекосообразной, а человекоразрушающей и социально-деформирующей. Безусловно, необходим, наряду с государственным, творческий сектор организаций индивидуально-социальной деятельности особо одаренных врачей и педагогов, специалистов-целителей, но цель - не накопление капитала за счет насущных нужд населения, а укрепление и улучшение потенциала здравоохранения, увеличение продолжительности жизни населения.

DOI: 10.15372/PHE20200107


8.
МЕНЕДЖЕРАЛИЗАЦИЯ КАК РЕСУРС ФИЛОСОФИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Л.С. Малик, Л.А. Мелкая
Архангельск, Россия
l.malik@narfu.ru
Ключевые слова: философия профессионализма в социальной работе, менеджерализация, образование по социальной работе, профилизация, специализация, philosophy of professionalism in social work, manageralisation, social work education, profilisation, specialization
Страницы: 113-126

Аннотация >>
Введение. Актуальность исследования обусловлена обновлением методологии социальной работы, плюрализмом теорий, расширением полей социальной практики, что сопряжено с необходимостью повышения ответственности специалистов и усиления статуса профессиональной группы. В профессиональной подготовке новым трендом является менеджерализация - включение управленческих идей на всех уровнях обучения, что, согласно указанным изменениям, может выступить ресурсом формирования философии профессионализма в социальной работе. Методология и методика исследования. Исследование базировалось на материалах научных работ, посвященных анализу категории профессионализма в социальной работе, описывающих менеджерские концепции, идеи которых положили начало тренду менеджерализации в системе профессиональной подготовки. Анализ теоретического материала дополнен эмпирическими данными, полученными в ходе опроса практикующих специалистов социальной работы по методике В. В. Синявского и В. А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности». Результаты исследования. Проведен анализ концепций, лежащих в основе формирования представлений о профессионализме с учетом идей менеджерализации. Выявлены основные зависимости влияния менеджерских концепций на философию профессионализма в развитии мировоззрения специалистов, готовых действовать в новой социальной реальности. Описана сущность двух направлений развития образования по социальной работе: специализации и профилизации. Профилизация сопряжена с новыми трендами в системе профессиональной подготовки, среди которых особое место занимает менеджерализация, рассматриваемая как механизм соединения глобальных целей с реальными вариантами их достижения. Обозначено содержание процессов трансформации профессионально-ролевого репертуара специалистов социальной работы в контексте менеджерализации, свидетельствующем о расширении функционала практиков в содействии социальному развитию и формированию способности клиентов самостоятельно разрешать трудные жизненные ситуации. Представлены результаты эмпирического исследования, отражающие значимость управленческого компонента в процессе обучения, позволяющие сделать вывод о необходимости первоочередных изменений в системе подготовки специалистов социальной работы. Заключение. Аргументирована ресурсность менеджерализации применительно к формированию философии профессионализма в социальной работе с учетом трех критериальных блоков профессионализма: содержательного, нормативного, потенциального. Сделан вывод о значимости применения менеджералистских идей в системе становления профессионального мировоззрения специалистов, что позитивным образом скажется на усилении субъектности специалистов и повышении статуса профессиональной группы.

DOI: 10.15372/PHE20200108


9.
РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТА: ЮРИДИЧЕСКИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Л.Ф. Щербинина
Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова, Барнаул, Россия
Sherbininaliubov@yandex.ru
Ключевые слова: субъект Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти, контрольная функция, прокуратура Российской Федерации, прокурорский надзор, правотворческая функция, законодательство субъекта Российской Федерации, парламентский контроль, субъект Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти, контрольная функция, прокуратура Российской Федерации, прокурорский надзор, правотворческая функция, законодательство субъекта Российской Федерации, парламентский контроль, subject of the Russian Federation, legislative (representative) bodies of state power, control function, Prosecutor’s office of the Russian Federation, Prosecutor’s supervision, law-making function, legislation of the subject of the Russian Federation, parliamentary control
Страницы: 127-137

Аннотация >>
Введение. Повышение значимости политико-правового управления обществом и контролирующих его процессов требует исследования актуальных проблем юридического образования, содержащих теоретико-методологические и методические знания о реализации контроля регионального законодательства как одного из факторов повышения качества законов и, как следствие, улучшения жизни социума. Методология и методика исследования основаны на исследовании эффективности законодательства о нормотворчестве и контрольной функции регионального парламента. Для этого использованы статистический анализ социального положения и уровня жизни российских граждан; анализ эффективности контрольной функции законодательного (представительного) органа государственной власти регионального уровня; использован холистический принцип при обобщении результатов анализа правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации с позиций прокурорского надзора. Результаты исследования. Автором на протяжении ряда лет проводится научное исследование проблем осуществления контроля исполнения законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Мотивацией к изучению этого вопроса стало стремление автора найти рычаги воздействия на законодательные органы с целью повышения качества принимаемых ими законодательных актов, направленных на улучшение социально-экономической жизни нашего общества. Определены формы действия самих региональных парламентов. Дано понятие эффективности законодательства. Показана важная роль контрольной функции законодательного (представительного) органа власти субъекта Федерации, надлежащее исполнение которой является одним из условий обеспечения конституционного строя нашего государства. Предложены кардинальные меры по усилению контрольной функции, в частности, включению в эту деятельность независимого государственного правоохранительного органа - прокуратуру Российской Федерации. С учетом этого исследована деятельность прокуратуры в области надзора за исполнением законодательства, регулирующего различные сферы жизнедеятельности граждан в соответствии с Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации». Предложено расширить функцию прокурорского надзора за соответствием законодательства субъектов Федерации федеральному законодательству; выделить такой аспект надзора, как проверка эффективности законов субъектов Федерации о парламентском контроле и контрольной функции законодательной региональной власти. Заключение. Результаты исследований предложено применять в практике юридического образования по соответствующим дисциплинам и темам: Конституционное право России, Нормотворчество субъекта Российской Федерации, Конституционное право субъекта России и др.

DOI: 10.15372/PHE20200109


10.
ОКАН-АРА-ОРИ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРЕПОДАВАНИИ ТАНЦА НА ОСНОВЕ ИДЕИ "ТЕЛО И ПРЕДКИ", ЗНАНИЙ НАРОДА НАГО И КОНЦЕПЦИИ "ЭСКРЕВИВЕНЦИЯ" КОНСЕЙСАО ЭВАРИСТО

М.И.А. Адна, Б.М.А. Мариана
Университет Кампинаса, Кампинас, Бразилия
adna.ionara@gmail.com
Ключевые слова: танец, обучение, «Тело и предки», эскревивенция (живой опыт письма), народ Наго, диаспора, танец, обучение, «Тело и предки», эскревивенция (живой опыт письма), народ Наго, диаспора, dance, teaching, «Body and ancestry», escrevivГЄncia, Nago, diaspora
Страницы: 138-159

Аннотация >>
Введение. В статье рассматривается преподавание танца, основанное на методе поликультурного танца-искусства-образования, называемом «Тело и предки», концепции «Эскревивенция» (=«живой опыт письма») и устных знаниях народа Наго, возникших в пределах областей, называемых терейро - области распространения афробразильских религий. Предлагается авторское осмысление преподавания танца как способа сближения, в котором знания, присутствующие в индивидуальном и коллективном воображении, уважаются и формулируются как предложения, стимулирующие осознание субъективностей и «субъективизаций» нарративов личности. Выдвигаются афро-ориентированные перспективы обучения танцу, добавленные к уже существующим стратегиям в современной сфере преподавания танца: такие как учитель, способный воплощать и представлять множественные нарративы в области танца и образования. Методология и методика исследования. Исследование основано на опыте первого автора - ученицы афродиаспорических танцев на террейро из города Рио-Кларо (штат Сан-Паулу, Бразилия), проведено в рамках изучения дисциплин программы бакалавриата танца в Университете Кампинаса. Нами составлена библиография, которая могла бы стать фундаментом для теоретических исследований, например, размышления о важности включения знаний народа Наго в программу обучения различным классам танца в Бразилии (от начального уровня до высшего образования), поскольку там имеется значительное количество потомков народа Наго. Результаты исследования. Анализ литературы по обозначенной теме позволил выделить три основных вопроса, которые, по нашему мнению, заслуживают тщательного осмысления: 1) «Из воплощенной памяти: знания терейро в перспективе тела», где первый автор, базируясь на собственных воспоминаниях и сочинениях представляет обоснование выбора тем настоящей работы (соответствующих письменной курсовой работе первого автора); 2) «Эстетика людей африканского происхождения, резкости и тонкости: мост между “Телом и предками” и сочинениями о себе и времени», где мы обсуждаем поликультурную идею доктора Инайсиры Фалькао душ Сантуша о танце-искусстве-образовании и концепцию «Эскревивенция», созданную писателем Консейсао Эваристо, проводя параллели и устанавливая связи между этими подходами; 3) «Дуду Айе: африканские размышления в обучении танцу и музыке», где мы возвращаемся к знаниям народа Наго и обсуждаем включение их потомков в процесс обучения танцу, который способен вместить множественные нарративы людей в танце. Заключение. Включение афродиаспорических знаний в преподавание танца помогает нам задуматься об отказе от деятельности людей африканского происхождения во многих культурных и социальных сферах, которые представляют бесконечные траектории знаний и действий в танце [1]. Это разоблачение колонизаторского механизма, который делает невидимыми нарративы людей африканского происхождения и подавляет любую возможность их представления в любой среде: будь то художественная или социальная.

DOI: 10.15372/PHE20200110


11.
КИТАЙСКОЕ ЭМАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ (ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

Л.П. Лазарева, И. Гань
Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия
Larisa-mich@list.ru
Ключевые слова: международный образовательный процесс, исторический процесс развития эмальерного искусства, international educational process, historical process of development of enamel art
Страницы: 160-172

Аннотация >>
Введение. Исследование современных тенденций совершенствования международного образовательного пространства, способов и средств оптимизации поликультурного учебного процесса в вузах, обучающих в едином потоке студентов разных национальностей профессиям с многовековым историческим прошлым как в Китае, так и в России - проблема, имеющая политико-образовательное и социально-культурное значение для обеих стран. Цель статьи определяется, прежде всего, актуальностью проблемы, обнаружившей себя в условиях расширения пространства международного сотрудничества в области образования, в том числе между странами азиатского региона на Дальнем Востоке. Все крупные вузы российского Дальнего Востока94 ежегодно принимают иностранных студентов, большинство из которых приезжают из Китая для обучения различным специальностям: техническим, технологическим и гуманитарным. Обучение искусству художественной эмали - особый вид международного сотрудничества, потому что совмещает в себе множество материй этнического, ментального и педагогического характера, требующих знаний историко-культурного характера традиций образования и его состояния в Китае и России. Формирование в Китае социально-ориентированной рыночной экономики, ее стремительное развитие и усиленное влияние на все процессы делового взаимодействия в мире обусловили повышенный интерес к изучению феномена китайской культуры, в том числе одного из ее направлений - прикладного изобразительного искусства. Этим можно объяснить, что в последние годы значительно расширились контакты Китая с Россией в области образования за счет выбора новых профессиональных направлений. Все более очевидной и актуальной становится необходимость формулирования новых теоретических и практических подходов к изучению взаимодействия России и Китая, обладающих ярко выраженными историко-философскими особенностями. В связи с этим чрезвычайно важен поиск наиболее оптимальной модели, основанной на искусстве эмальерной живописи для российско-китайского взаимодействия и сотрудничества. Методология и методика исследования. Объектом нашего исследования является образовательный процесс международного формата в вузах российского Дальнего Востока. Предмет исследования - педагогические условия оптимизации процесса обучения декоративно-прикладному искусству китайских студентов в российском вузе с учетом классических традиций образования Китая (историко-философский аспект), российских ценностей эмальерного искусства. Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы общенаучные методы теоретического анализа исследований и публикаций по проблеме. Результаты исследования. История формирования российско-китайских культурных и образовательных связей, их развитие, этапы, тенденции и особенности взаимодействия - это актуальная теоретическая и прикладная проблема не только знаний общей культуры, востоковедения и международных отношений, но и систем образования обеих стран. В интересах достижения качества профессионализации китайских студентов, обучающихся декоративно-прикладному искусству в дальневосточном российском вузе, педагогам следует помнить о таком важном моменте, как этносоциокультурные особенности китайского менталитета, сложившегося в государстве с уникальной историей и философией. Заключение. Исследование, послужившее поводом для написания статьи, позволило определить, что в процессе овладения искусством человеческие наивысшие ценности утверждаются в сознании человека путем воплощения его деятельности в соделание прекрасного, вечно живого, одинаково ценного для разных культур и национальностей.

DOI: 10.15372/PHE20200111


12.
ЦЕННОСТНЫЙ ДУАЛИЗМ ЭЛИТАРНОСТИ И МАССОВОСТИ В ВОСПИТАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

О.И. Баркова1, В.А. Власов2,3, А.А. Тамаровская4
1Юридическая компания «Антикризисный центр», Красноярск, Россия
bo1112@ya.ru
2Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
vav.70@mail.ru
3Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия
4ОАО «Красцветмет», Красноярск, Россия
Ключевые слова: элитарная культура, массовая культура, культура общества потребления, ценность, дуальность, доход, интеллект, внешность, имидж, элитарная культура, массовая культура, культура общества потребления, ценность, дуальность, доход, интеллект, внешность, имидж, elite culture, mass culture, consumer society culture, value, duality, income, intelligence, appearance, image
Страницы: 173-184

Аннотация >>
Введение. Проблема воспитания художественной культуры в постсоциалистической России имеет комплексный характер. В статье, отвечая на вопрос «Почему в информационном веке при широчайших возможностях и огромном воспитательном потенциале средств массовой информации одни люди обладают высокой культурой, другие овладевают лишь азами культуры массовой, а третьи - вообще асоциальны?», мы исследуем специфику ценностного дуализма элитарности и массовости художественной культуры. Методология и методика исследования. Стратегия воспитания художественной культуры в нашем исследовании основывается на двух параллельных общественно-индивидуальных направленностях: сохранение воспитуемого в лоне традиционной культуры данного народа и обучение воспитуемого достижению собственных произвольно выбранных целей. Примат высокого искусства над массовым искусством эпохи потребления рассматривается в свете противоречий учений о дуализме Р. Декарта и монизме Г. Гегеля, представлений о сущности искусства постмодернизма Х. Ортеги-и-Гасета и Г. Маркузе. Представители советской семантической культурологии Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский сделали вывод о присутствии мотива нравственной оценочности в русской культуре, принципиальной важности для нее отсутствия нейтральной аксиологической сферы, четкости представлений о дуальности категорий. Поскольку культуру принято разделять на интеллектуальную и примитивную, камерную и тиражную, а шире - на элитарную и массовую, объектом исследования послужили причины принципиальной ценностной дуальности таких широко распространенных понятий культуры, как доход, интеллект, внешность и имидж в их соотнесении с нормативной эстетикой высокой, массовой культуры и общества потребления. Результаты исследования. Современная экономически детерминированная художественная культура определила своеобразную ценностную шкалу, обусловленную высоким, массовым или потребительским отношением к феноменам человеческого бытия, от которых зависят смысложизненные ценности. Таким образом, утверждается мысль о том, что понятия «массовая культура» и «культура общества потребления» следует разводить. При разных стартовых возможностях: внешних данных человека, различной степени образованности, таланта и художественных способностях, умении создавать имидж - определяется уровень культурных ценностей, на которые индивид реагирует, принимает и транслирует. Заключение. Аномалии развития ценностного дуализма современной культуры связаны с разрушением механизма духовной преемственности поколений, снижением интереса к отечественным культурным традициям. Все это приводит к искажению у большинства российских граждан эстетического восприятия, основ культурных ценностей. Такого типа аномалии характерны для обществ «культурных аутсайдеров», чем для российского общества как носителя традиционно высокого эстетического наследия.

DOI: 10.15372/PHE20200112


13.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ОПЫТЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Т.П. Бородулина, Е.И. Обрывко
Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия
tat.borodulina2017@yandex.ru
Ключевые слова: советский период, законодательство, система профилактики правонарушений несовершеннолетних, воспитательная составляющая, преступность несовершеннолетних, профилактика преступлений, советский период, законодательство, система профилактики правонарушений несовершеннолетних, воспитательная составляющая, преступность несовершеннолетних, профилактика преступлений, Soviet period, legislation, juvenile delinquency prevention system, educational component, juvenile delinquency, crime prevention
Страницы: 185-197

Аннотация >>
Введение. В статье анализируются особенности деятельности российского государства на разных этапах его существования по минимизации правонарушений в среде несовершеннолетних, прежде всего усилению воспитательной составляющей в деле профилактики нарушений. Большое внимание уделяется профилактике безнадзорности и правонарушений в среде несовершеннолетних. Методология и методика исследования. Анализируются теоретические подходы к пониманию сущности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, основные нормативно-правовые акты по вопросам выстраивания системы профилактики правонарушений несовершеннолетних с учетом воспитательной парадигмы, проводится историко-правовой анализ законодательных актов. Фокус исследования направлен на рассмотрение проблем профилактики правонарушений с целью обновления современных подходов к решению задач по противодействию правонарушений среди несовершеннолетних. Исследование проблемы осуществляется посредством диахронного анализа. Результаты исследования. Показано, что с точки зрения норм, принципов и стандартов международного права предупреждение преступности несовершеннолетних является одним из направлений защиты прав несовершеннолетнего и элементом профилактики правонарушений. Причем преступность несовершеннолетних авторы рассматривают как самостоятельный вид во всей совокупности качественных и количественных показателей ее развития и состояния, принимая во внимание особенности личности преступника, поведение которого в значительной мере определяется эгоцентрическими мотивами и неустойчивой психикой. Нам удалось установить, что особенно результативна профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в 1970-1980-х гг. Это связано с тем, что государство превращает борьбу с преступностью несовершеннолетних в приоритетное направление борьбы с преступностью. Более комплексной и целенаправленной профилактика правонарушений становится в 1990-х гг. Заключение. Обращение к советской практике решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних будет способствовать более четкому пониманию роли государственных структур и общественных организаций в этом процессе. Необходимо учитывать позитивный исторический опыт, элементы которого следует внедрять в современное законодательство, а историческую практику в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних важно изучать и адаптировать к современным условиям.

DOI: 10.15372/PHE20200113