Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 1

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРИРОДНО-СОЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ: НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

В.Н. Никитенко
"Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Россия, 679016, Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 4
rsgilab@rambler.ru"
Ключевые слова: природа, общество, народное образование, образовательная парадигма, интеграция, миссия, холизм, nature, society, public education, educational paradigm, integration, mission, holism
Страницы: 71-79
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Народное образование представлено как специфическое проявление всеохватного образовательного процесса в природно-социальной целостности. С позиций философии холизма, учения о ноосфере и синергетики обосновываются возможности образования в решении проблемы гармоничного сосуществования природы и общества. Автор исходит из того, что в сфере народного образования совершаются интеллектуальные и духовные изменения людей, а это находит отражение в ноосфере. Ноосфера в свою очередь влияет на состояние всего мироздания. Следовательно, в решении проблемы устойчивого развития необходимо полнее реализовать потенциал образования. При этом само образование, состояние которого в настоящее время официально оценивается как кризисное, нуждается в коренном изменении в направлении интеграции личности с окружающим миром. Предпосылки для таких изменений в реальной практике имеются и в ретроспективе, и в настоящее время. Об этом свидетельствует опыт древнегреческих «пайдейя-полисов», стран Европы в эпохи Возрождения и Просвещения, опыт восточноазиатских стран и СССР, современное «финское образовательное чудо», экспертные оценки миссии образования интеллектуальной элитой, разрабатываемые и реализуемые в разных регионах проекты развития социально-территориальных систем через образование и культуру. Предлагается искать выход образования из кризиса не только в самой системе образования, но и во всей природно-социальной целостности, составной частью которой являются человек и народное образование.

DOI: 10.15372/PHE20180108