ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)
"К.В. Гилева1, Н.И. Айзман2, Е.Н. Чокотов3, Р.И. Айзман2,4"
"1Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия kristi_1@mail.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия nina.aizman@mail.ru 3Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия chokotov@inbox.ru 4Южно-Уральский государственный университет, Южно-Уральск, Россия aizman.roman@yandex.ru"
Ключевые слова: этапы профессионального становления, профессиональная пригодность, профессиональная готовность, профессиональное мастерство, успеваемость, профессиональная успешность, stages of professional development, professional suitability, professional readiness, professional skill, academic achievement, professional success
Страницы: 47-67
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена наличием множества концепций, определяющих профессиональную успешность как результат внешней или внутренней оценочной диспозиции. Имеющиеся подходы не позволяют изучать и прогнозировать развитие профессиональной успешности в динамическом контексте. Цель исследования заключается в формировании нового подхода к сути профессиональной успешности - ее описании не как статического, заданного субъективными или объективными факторами состояния, а как динамического процесса, сопряженного с этапами профессионального развития. Методология и методика исследования. Осуществлены критический обзор литературных источников, а также анализ результатов научно-прикладных исследований, раскрывающих феномен профессиональной успешности военнослужащих. Динамическая модель профессиональной успешности построена на основе принципов системного и деятельностного подходов с применением метода теоретического моделирования. Результаты исследования. Формирование и развитие профессиональной успешности можно представить в виде динамической модели, включающей в себя три ключевых этапа, эффективность которых зависит от действия комплекса факторов. Первый этап предполагает формирование профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; его успешность определяется уровнем профессиональной пригодности и оценивается через успеваемость курсанта. Качественным результатом этого этапа является профессиональная готовность. Второй этап профессионального развития связан с формированием профессиональной компетентности, основу которой составляет профессиональная квалификация; он характеризуется отдельными профессиональными успехами, позволяющими накапливать опыт и формировать индивидуальный стиль деятельности. На третьем этапе происходит повышение профессиональной компетентности, в ходе чего субъект достигает стабильно высоких результатов, то есть профессионального мастерства, что и позволяет говорить о профессиональной успешности. Повышение требований к профессиональной деятельности предполагает усложнение факторов профессиональной успешности при переходе от одного этапа к другому. Наблюдается тенденция к смещению значимости от морфофизиологических к личностным факторам успешности труда, а также усложнению этих факторов в направлении интеграции и комплексности. Заключение. В ходе исследования сформирована динамическая модель развития профессиональной успешности, выделены морфологические, функциональные, психофизиологические и личностные факторы профессиональной успешности, имеющие неодинаковую значимость на разных этапах профессионального становления.
DOI: 10.15372/PHE20200303
|