Фабрика «несчастного сознания»: диалектика образования в ловушке капиталистической рациональности
А.С. Краснов, Д.Л. Федотов
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия anton-krasnov1987@yandex.ru
Ключевые слова: образование, сознание, диалектика образования, капитализм, симулякр, разум, рассудок, Другой, цифровизация
Страницы: 5-17
Аннотация
Введение. Критический анализ трансформации процесса образования в контексте диктатуры капиталистической рациональности приводит к выводам, что образование в своем историко-философском смысле представляет собой не просто совокупность институциональных процедур или передачу знаний, а сложный и внутренне противоречивый процесс становления субъекта образования через самопознание, труд, отчуждение и признание того, что в гегелевской традиции обозначается понятием Bildung. В условиях современной неолиберальной экономической системы данная сущность образования систематически вытесняется, подменяясь утилитарными рыночными ценностями. Методология исследования основана на гегелевской диалектике, позволяющей рассматривать противоречия образования не как побочные эффекты, а как симптоматичные выражения глубинной логики отчуждения духа от самого себя. Через призму диалектики господина и раба анализируется современная ситуация, в которой метрика, КРІ (Ключевые показатели эффективности - числовые параметры, позволяющие измерять результативность и эффективность деятельности) и стандартизированные формы контроля становятся новым «господином», безличным, но всемогущим. Суть обсуждения разворачивается вокруг структурной подмены разумного, спекулятивного мышления (Vernunft) рассудочной, операциональной рациональностью (Verstand), подчиненной требованиям эффективности и измеримости. Цифровые платформы, интерактивные интерфейсы и геймифицированные образовательные среды, вместо того чтобы быть средством расширения горизонтов мышления, становятся инструментами дисциплинарного контроля и воспроизводства капиталистических норм. Образование утрачивает свой онтологический горизонт быть пространством становления субъекта, способного к трансцендированию, рефлексии и свободе. Заключение. Подчеркивает, что современная система образования - это не просто зеркало капитализма, а его активный инструмент. Поскольку она не нейтральна, но нормативна, и в этом качестве участвует в производстве нового типа субъектности - фрагментированной, адаптированной, функциональной, но критически беспомощной. Выход из этой ловушки возможен лишь через философскую рефлексию, через возвращение к диалектической логике мышления как пространству, в котором становится возможным не только знание, но и свобода.
DOI: 10.15372/PHE20250401 |