Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2025 год, номер 4

«Когнитивные петли» критического мышления в эпоху генеративных нейросетей

А.В. Голубинская, С.С. Грозов
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия
golub@unn.ru
Ключевые слова: критическое мышление, генеративные нейросети, GenAI, когнитивные петли, гипотеза расширенного познания, цифровая педагогика
Страницы: 66-79

Аннотация

Введение. Современные исследования фиксируют противоречивое влияние генеративных нейросетей (GenAI) на критическое мышление. С одной стороны, использование GenAI способствует развитию аналитических навыков, снижению когнитивной нагрузки и формированию устойчивого внимания. С другой стороны, оно может вести к зависимости, когнитивной разгрузке и «метакогнитивной лени». Такое расхождение ставит вопрос об альтернативных концептуальных рамках, позволяющих объяснить, почему одни формы взаимодействия с GenAI усиливают критическое мышление, а другие ослабляют его. Причем, учитывая стремительную смену поколений GenAI, такие объяснения не могут сводиться к характеристикам отдельных моделей, поскольку они устаревают быстрее, чем завершается их всесторонний анализ. Методология. В статье применяется концепция когнитивных петель Э. Кларка, согласно которой мышление понимается как распределенный процесс, выходящий за пределы индивидуального сознания и включающий внешние агенты. На основе анализа данных о влиянии GenAI на критическое мышление предложена модель когнитивной петли «Сознание - GenAI - Сознание», включающая четыре фазы: генерация, экстернализация, результат GenAI и интернализация. Обсуждение. Типология когнитивных петель показывает, что качество критического мышления зависит не от самого факта использования GenAI, а от того, как именно организовано взаимодействие. Предложены два ключевых параметра: приоритет промта/результата и уровень скептического давления. Сочетания этих параметров формируют четыре типа когнитивных петель критического мышления, которые демонстрируют, в каких случаях GenAI поддерживает критическое мышление, а в каких подменяет его. Заключение. Взаимодействие с GenAI не добавляет и не убавляет критическое мышление само по себе, но трансформирует пространство, в котором такое мышление возможно. Предложенная типология когнитивных петель критического мышления фиксирует параметры этой трансформации и задает основу для разработки практик, которые способны смещать равновесие в сторону усиления, а не подмены критического мышления.

DOI: 10.15372/PHE20250405
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину