Феномен «информационный пузырь» в свете цифровизации современной реальности: онтологический аспект
Е.А. Бутина1,2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия eugeniabutina@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: онтология, цифровизация, социальные сети, информационный пузырь, пузыри фильтров, эпистемические эхо-пузыри, эхо-камеры, алгоритмы рекомендаций, модели интернет-коммуникаций
Страницы: 95-107
Аннотация
Введение. Современное общество существенно меняется под воздействием интернет-технологий, социальных сетей в ходе интенсивной цифровизации. Работа социальных сетей строится по принципу алгоритмизации рекомендаций, в результате которой пользователь получает контент в соответствии со своими предпочтениями, интересами, политическими взглядами и системой ценностей: происходит персонализация контента. Далее образуются так называемые информационные пузыри, понимаемые как ограниченное/безмерное цифровое пространство, формируемое интересами и предпочтениями пользователя. Методология исследования основывается на онтологическом анализе существующих работ по проблеме преобразования информационного пространства, заключающегося в появлении относительно новых его «компонентов»: информационных пузырей, «пузырей фильтров», «эпистемических эхо-пузырей», «эхо-камер», существенно меняющих восприятие реальности человеком и обществом в целом в сторону искажения. Обсуждение. С целью рассмотреть феномен «информационный пузырь» с необходимостью его структурирования в онтологических параметрах исследованы возможности социальной онтологии в аспекте алгоритмизации информационного контента. Феноменология образования информационных пузырей во многом обусловлена мировосприятием, мироотражением и миропониманием, в целом влияющих на формирование мировоззрения человека и общества. Онтологический взгляд на обозначенную проблему определяется исходя из воздействия этих относительно новых явлений на целостность мира и его отражение в научном знании; признания информационной насыщенности и медийного пространства, обусловленного глобально-унифицированными информационными ресурсами. Отметим: исследований, посвященных изучению обозначенной проблемы, недостаточно. Заключение. Становление мировоззрения современного человека происходит под воздействием социальных сетей, где он выбирает интересующие его статьи, мнения, образы, а затем алгоритмы рекомендаций предоставляют информацию, подтверждающую его взгляды, создавая тем самым информационный пузырь. Рассмотрены понятия «информационный пузырь», «пузыри фильтров», «эпистемические эхо-пузыри», «эхо-камеры», их влияние на формирование мировоззрения человека и общества, систему ценностей. Представлены модель тройного фильтра выбора контента, модели интернет-коммуникации.
DOI: 10.15372/PHE20250407 |