Философские основания преподавания философии в современном образовательном пространстве
А.В. Ворохобов
Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия им. М. В. Лебедева, Нижний Новгород, Россия vorokhobov@yandex.ru
Ключевые слова: философия образования, преподавание философии, метафилософия, дидактика философии, образовательные парадигмы, реализм, интеграция знания, воспитание, образовательные цели, метадидактика
Страницы: 108-123
Аннотация
Введение. Существующие концепции преподавания философии сталкиваются с необходимостью метадидактического обоснования в контексте трансформации образовательных парадигм. Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления ограниченности подходов, апеллирующих преимущественно к историко-философской традиции передачи философской проблематики без должной артикуляции вызовов современности. Методология. В исследовании используются историко-критический и междисциплинарный подходы, включающие сравнительный философско-эпистемологический анализ концепций философии образования, метафилософии, философии дидактики и философии науки в контексте их взаимосвязи с проблемами преподавания философии. Такой подход позволяет систематизировать различные образовательные парадигмы и определить степень их влияния на современное преподавание философии и философское образование. Обсуждение. В исследовании обосновывается тезис о том, что выработка релевантного подхода к преподаванию философии требует его помещения в более широкий контекст, связанный с философией образования. В различных концепциях преподавания философии внимание обычно сосредоточено на программной основе и степени детализации, определяющих ценность содержания и возможность адаптации к аудитории. Подчеркивается важность ориентации метадидактических предложений в широком концептуальном контексте, обращения к базовому уровню рефлексии и изменениям в познавательных и аксиологических обусловленностях. Рассматриваются вызовы современного образования: устранение сапиенциального измерения, субъективизм, фрагментация знания и воспитательная беспомощность. Особое внимание уделяется интеграционному потенциалу философского знания, способному преодолевать междисциплинарную разобщенность и способствовать формированию целостного мировоззрения. В качестве методологического императива выдвигается тезис о необходимости возвращения к реалистическому, объективистскому, универсалистскому подходу к преподаванию и изучению философии, способному возродить сапиенциальную направленность образования. Заключение. Метадидактическая рефлексия способствует согласованию с философией образования, подчеркивая стабилизирующую и культурообразующую роль философии. Метафилософский анализ позволяет конкретизировать предпосылки и ценность теорий преподавания, обеспечивая их надежное концептуальное обоснование. Классическая философия рассматривается как условие образовательного опыта, направленного на целостное развитие личности и возвращение образованию гуманистической сущности.
DOI: 10.15372/PHE20250408 |