Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2025 год, номер 4

«Код» и «дух» университета в горизонте университетских трансформаций

Г.И. Петрова1, Э.А. Бикташева2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
seminar_2008@mail.ru
2Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Советского района», Советский, Россия
biktashevasov@mail.ru
Ключевые слова: университетское образование, двусоставность университетского кода, «универсализирующая матрица», универсальность современного образования, форма универсализации, устойчивость кода университета, «университет 3.0», «университет 4.0»
Страницы: 138-164

Аннотация

Введение. Актуальность обозначенной проблемы объясняется изменениями современным университетом парадигмы своего развития, что инициирует необходимость ответственного осмысления процессов, сопровождающих данную диалектику. Предлагается увидеть университет в ракурсе не только университетского кода, но и специфического «духа университета». Появившееся множество моделей университетов вызывает потребность ответа на вопрос: каждая ли из моделей являет себя университетским образом? Проблема статьи заявлена в ответе на вопрос: «Какое значение в утверждении об устойчивости и одновременно о возможных трансформациях университета имеют понятия его “кода” и “духа”?» Методология решения проблемы связана с прояснением классического понятия «университет» применительно к его современным изменениям. Учитывается, что истоки определения университета идут, во-первых, от универсализирующего значения платоновского понятии эйдоса (что в применении к университету можно интерпретировать как «идею университета» - его метафизическую сущность); во-вторых, от характеристик классического университета, сформулированных Дж. Г. Ньюманом, В. Гумбольдтом, Ф. Шлейермахером и др.). Обсуждение. Код университета виден в «двусоставности» содержания: в его логосе (эйдосе - в понимании Платона), и в эстезисе (особой иррациональной атмосфере - «духе университета»). Интерпретируется имеющееся в нашей литературе понятие «универсализирующая матрица» университетского образования. Вводится новое понятие - «форма универсализации» (разная форма проявления «матрицы» в разных культурах). Теоретические рассуждения подкрепляются российским опытом использования в «университете 3.0» практико-ориентированного образования и принятия его третьей миссии. То и другое нарушает «универсализующую матрицу», ставя под вопрос устойчивость «университета». Заключение. Делается вывод о необходимости (возможности?) хранения кода и духа университета.

DOI: 10.15372/PHE20250410
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину