Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2025 год, номер 4

Русская идея в образовании: философско-онтологические подходы

Е.В. Ушакова1, Т.С. Косенко2, И.В. Яковлева2
1Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия
foaushakova@gmail.com
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: образование, философия образования, философско-онтологические подходы, западный и российский подходы в образовании, философская онтология русской идеи в образовании
Страницы: 189-205

Аннотация

Введение. Исследование посвящено анализу русской идеи в образовании, исследованы основные философско-онтологические подходы, воздействующие на общую структуру и содержание образования. Методология. В исследовании применены социокультурный, цивилизационный подходы в ракурсе компаративистского анализа философско-онтологических основ западного и российского образования. Обсуждение. Философско-онтологические основы современных знаний сложились с середины XIX до середины ХХ в. За основу были приняты философско-онтологические подходы, выработанные преимущественно западной цивилизацией к середине ХIХ в. Это постулирование двух главных альтернативных основ мира - одностороннего (парциального) материализма и идеализма, которые реализуются, прежде всего, в учениях религиозного идеализма и научного материализма. С наукой идентифицировался материализм в аспекте телесной или вещественной атомно-молекулярной основы мира. А постижение мира нематериального - духовно-нравственного стало прерогативой идеалистического и религиозного постижения. Русский ученый А. А. Богданов впервые опубликовал фундаментальный труд по общей теории систем, заложив философско-онтологические основы системной философии как целостного, нерасчлененного знания о мире, о системах любой природы - неорганической, органической, социальной, духовной. Было преодолено противостояние материализма и идеализма и восстановлено цельное знание, как единство Мира. Это направление идей русской философии как цельных знаний о мире в ХХ в. приобрело философско-онтологическую форму системной философии как синтетического дуализма. Указанные разные цивилизационные философско-онтологических концепты - западный и российский - легли в основу специфики естественно-научных, социогуманитарных, антропных и технико-технологических знаний, которые заложили разные фундаменты образования - расчлененные знания о всеобщем в западной онтологии и цельные взаимодополняющие знания в русском мировоззрении. Заключение. Констатируется, что существуют альтернативные философско-онтологические концепты бытия - западный (парциальный, внутренне расчлененный, конфликтный) и русский (холистический, внутренне единый, гармоничный).

DOI: 10.15372/PHE20250412
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину