Философия образования: вопросы науки и инновационных технологий как факторов общественного развития
Т.С. Косенко1, И.В. Яковлева1, Б.О. Майер1, Ю. Чжан2, Н. Хишигдулам3, Б.В. Май4, Д.В. Шатохина5, С.Н. Цаплин1, В.Х. Тен1, И.Ю. Пушкарева1, И.Д. Кирякова6, Е.А. Гордейчик1, Т.А. Безбородова7
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия nii-fo@nspu.ru 2Шаньдунский институт физического воспитания, Цзинань, Китайская Народная Республика 543018031@qq.com 3Монгольский государственный университет образования, Улан-Батор, Монголия khishigdulam@msue.edu.mn 4Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия tsu.berthm@gmail.com 5Средняя общеобразовательная школа № 206, Новосибирск, Россия shatohinadarja@yandex.ru 6Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия dotkiryakova@mail.ru 7Сибирский институт управления - филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск, Россия bezborodova-ta@ranepa.ru
Ключевые слова: социально-философский анализ, образование, ценности, модернизация, информатизация, человек
Страницы: 206-229
Аннотация
Введение. Представлен анализ факторов общественного развития, выявлены новые стратегические цели для понимания и повышения «качества» самого человека, выработки критериев этого качества, адекватных воспроизводству «потока общественного развития». Именно эти аспекты стали предметом исследования образовательного пространства. Методологической основой стали концептуально-теоретические основания социально-философского анализа медиапространства, элитарного и массового образования, субъекта образовательного взаимодействия, а также основ баланса жизни человека и общества.Обсуждение. Сформулированы концептуально-теоретические основания социально-философского анализа в области: просвещенческой парадигмы медиапространства, элитарного и массового образования, онтологии субъекта образовательного взаимодействия, этики телесности, ценностного отношения к национально-культурным традициям в современных условиях, становления личности профессионала, а также поиска ценностных основ баланса жизни человека и общества. Авторские исследования в большинстве случаев имели прикладной характер, в них вычленяется человек как феномен материального и экзистенциального мира. В заключении обобщаются результаты проведенного анализа и подчеркивается особая роль социальной аксиологии в познании человека, которая не должна превращаться в простое толкование данных гуманитарных наук. Концептуальная разработка онтологических проблем человека нашла свое отражение в авторских идеях: «Проблема человека в современной философии», «Медиапросвещение как предмет теории познания», «Философия о сущности человека», «Человеческая телесность», «Человек - деятельность - коммуникация», «Перспективы образования человека» и др. В качестве собственно социально-философских аспектов исследования представлены оценки социальных субъектов и их осуществление, формирование новой модели образовательного пространства и осмысление его ценностных основ.
DOI: 10.15372/PHE20250413 |