Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.239.3.196
    [SESS_TIME] => 1728431451
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 1e8aa4d2a5a40cd2a5a2bf09a2022b1a
    [UNIQUE_KEY] => 760d9f142328ded4912326b7a64415d4
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 4

1.
К вопросу о целесообразности системы менеджмента качества (СМК) в вузе

Е.В. Листопадова, С.Е. Туркулец, Н.С. Аникеева
Дальневосточный государственный университет путей сообщения, ул. Серышева, 47, Хабаровск, Россия, 680021
jeinlist@rambler.ru
Ключевые слова: образование, высшее образование, вуз, управление, система менеджмента качества (СМК), качество образования, education, higher education, higher education institution, university management, quality management system (QMS), quality of education
Страницы: 5-14
Подраздел: УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируются теория и практика внедрения и реализации системы менеджмента качества (СМК) в высшей школе. Представлен обзор подходов и мнений зарубежных и российских исследователей к предназначению, необходимости и эффективности СМК в вузах. На основе анализа зарубежных источников и зарубежной практики внедрения СМК освещается некоторый опыт реализации данной системы. Отмечено, что первоначально системы управления качеством (продукции, услуг) применялись на промышленных предприятиях, где количественные показатели имеют решающее значение, позволяя следить за динамикой развития производства, совершенствовать деятельность предприятия. Цель данной статьи - выявление проблем, сопутствующих реализации СМК в сфере образования в целом и высшего образования в частности. Формализация, зачастую выступающая основным проявлением действия СМК, не только не помогает в улучшении качества образования, а всячески препятствует этому. Специфика системы высшего образования, обусловленная такими факторами, как двойственность организационной структуры (административная и академическая (обучение) функции в высшем учебном заведении); неоднозначность в установлении критериев измерения качества в сфере высшего образования; высокий уровень академической свободы преподавателей и студентов и др., не позволяет механически переносить управленческие технологии из сферы промышленности в сферу образования. Формализация показателей деятельности преподавателя и успеваемости студента, которая задана нормами, содержащимися в локальных университетских стандартах, может привести к выхолащиванию истинного содержания и качества образования. Нередко работа преподавателя, направленная на удовлетворение требований СМК, сводится к формальной подготовке необходимой документации, подтверждающей выполнение соответствующих нормативов. Как правило, и внутренняя, и внешняя аудиторские проверки ограничиваются и удовлетворяются исключительно ознакомлением с документами, правильностью составления отчетов, а не анализом реального образовательного процесса. Некритическое заимствование различных технологий из зарубежного опыта или из сфер, далеких от образования и воспитания, не может дать положительного эффекта. Авторами обосновано положение о том, что СМК должна иметь вспомогательный характер по отношению к образовательному процессу и содержанию образовательной деятельности.

DOI: 10.15372/PHE20150401


2.
Психологические основы управления процессом обучения

Н.М. Зыкова
Казахский национальный технический университет имени К. Сатпаева, ул. Сатпаева, 22а, Алматы, Республика Казахстан, 050013
natashazykova36@mail.ru
Ключевые слова: обучение, учение, обучающийся, умственные действия, программированное обучение, интериоризация, обратная связь, научение, training, learning, trainee, intellectual actions, programmed training, internalization, feedback
Страницы: 15-23
Подраздел: УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье представлен анализ психологических основ управления процессом обучения. Обучение, при котором можно проследить каждый момент в продвижении обучающегося, можно считать управляемым. Один из путей управления обучением - это специальная организация процесса усвоения как процесса заданного. Наиболее разработанной в этом направлении является система обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Согласно этой теории, в онтогенетическом развитии человека совершаются процессы интериоризации действий - постепенного преобразования внешних действий во внутренние, умственные. Первоначально обучающиеся имеют дело с внешним, материальным действием. По мнению А. Н. Леонтьева, затем, в результате постепенного его преобразования - обобщения, специфического сокращения его звеньев и изменения уровня, на котором оно выполняется, происходит его интериоризация, то есть превращение его во внутреннее действие, теперь уже полностью протекающее в уме обучающегося. Указанный процесс проходит через ряд определенных этапов - от предметных действий через этап выполнения действий в громкой речи к действию «про себя». В соответствии с этим строится и процесс обучения по этапам, поэтому он и называется поэтапным. Второй путь управления процессом обучения связан с разработкой психологических основ программированного обучения (Б. Ф. Скиннер, Л. Н. Ланда и др.). Суть программированного обучения заключается в том, что обучающийся не может сделать следующего «шага» в усвоении, не овладев предыдущим. Учение - это не только усвоение знаний, умений и навыков, но и особая деятельность, обеспечивающая усвоение этих знаний. Программированное обучение обеспечивает контроль над каждым шагом познавательной деятельности и тем самым дает возможность полностью управлять процессом учения. Обратная связь действует непрерывно и позволяет регулировать процесс в соответствии с индивидуальными способностями обучаемого к усвоению знаний. Обеспечивается активность каждого студента, так как отсутствие активности немедленно обнаруживается, скрыть это невозможно. Кроме того, каждый студент обучается в оптимальном для него темпе, ритме и стиле.

DOI: 10.15372/PHE20150402


3.
О форсайте российского образования

Д.В. Евзрезов
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
etracker@gmail.com
Ключевые слова: форсайт, проектирование будущего, образование, прогресс, глобализация, foresight, planning the future, education, progress, globalization
Страницы: 23-34
Подраздел: УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируется форсайт российского образования, его влияние на процесс изменения системы образования, а также возможные социальные последствия внедрения форсайта в практику управления и целеполагания системы образования России. В России методологическим инструментом, в котором постоянно декларируется «дорожная карта» изменений отечественной системы образования, выступает ежегодно корректируемый «Форсайт образования 2030 (2035)», реализуемый при участии Агентства стратегических инициатив, Высшей школы экономики и Сколково. Особенностью форсайт-проектирования российского образования является конструирование и приведение всех аспектов образовательной системы России к англосаксонскому стандарту на основе тезиса о нарастании конкурентной борьбы в условиях глобализации. В контексте глобализационных процессов форсайт интересен прежде всего как инструмент глобального управления, поскольку в условиях роста неопределенностей форсайт в некотором смысле предоставляет возможность для более стабильной игры во все более нестабильном мире. Он позволяет минимизировать издержки, обеспечивает стратегическую мобилизацию интеллектуального потенциала для разработки приоритетов, стратегий и стратегическую мобилизацию ресурсов для их реализации. 13 октября 2014 г. в Москве состоялось официальное открытие форсайта «Глобальное будущее образования». Задача форсайта образования, который продлится весь 2015 г. и пройдет по всему миру, - выявить основные тенденции современного образования и выработать практические рекомендации на период до 20 лет. Содержание программы форсайт «Образование 2030» можно свести к трем центральным идеям: выделение в образовательной выборке безусловной интеллектуальной элиты и безусловной интеллектуальной «черни»; императивное требование «отрыва высокотехнологичных сервисов образования, например, МООС (Massive Open Online Course) от подвергающегося редукции государственного образования в пользу внесистемного образования и обучения; трансформация отечественного образования - превращение его в образовательный рынок в качестве главной цели и задачи. Важнейшей особенностью форсайта как процесса воздействия информационной глобализации на отечественное образование следует назвать постоянное акцентированное давление «разгосударствления образовательной системы вообще и школы в частности.

DOI: 10.15372/PHE20150403


4.
Реформируемые наука и образование в России: особенности и пределы применимости форсайта

В.В. Петров1,2, Е.В. Покасова1
1Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
v.v.p@ngs.ru
2Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск,630090, Россия
Ключевые слова: общество знания, наука, образование, форсайт, дорожная карта, управление, принятие решений, образовательная политика, knowledge society, science, education, foresight, roadmaps, management, decision-making, educational policy
Страницы: 35-45
Подраздел: УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Образование представляет собой развивающийся институт, находящийся в процессе изменений и реформирования, что напрямую отражает тенденции развития современного общества в целом. Стратегия развития и реформирования российского образования находит свое отражение в Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 г., где определены стратегические цели образования во взаимосвязи с проблемами развития российского общества, но сценарий развития отечественного образования в XXI в. не обозначен. Для адекватного ответа на вызов доктрина образования должна учитывать и сохранять баланс между традициями развития национального образования и мировыми тенденциями, а также содержать прогнозный сценарий роли образования. Создание подобного сценария возможно с помощью методологии форсайта, которая уже начинает применяться при определении приоритетных направлений научных исследований, но с учетом российской специфики взаимодействия науки и образования. В последнее время форсайт набирает популярность как метатехнология прогнозирования будущего в перспективе 20-30 лет и более. К недостаткам уже существующих проектов форсайта следует отнести то, что прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов, тогда как форсайт всегда подразумевает участие большого количества экспертов из всех сфер деятельности, связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, и обсуждение широким кругом заинтересованных лиц. Главное отличие форсайта от традиционных прогнозов - нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров в рамках уже существующих проектов не достаточна очевидна. Форсайт не исключает наличия нескольких сценариев развития будущего и признания возможности реализации одного из предполагаемых в полной мере или частично. Какой именно из этих вариантов будет реализован, зависит от тенденций, предпочтение которым отдается в настоящий момент, и решений, которые принимаются сегодня.

DOI: 10.15372/PHE20150404


5.
Имажинативно-ролевые импазиты как детерминанты негативных паттернов поведения

Л.В. Паньшина, Ю.М. Перевозкина
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
ludapan6@mail.ru
Ключевые слова: архетип, образ, коллективное бессознательное, девиантное поведение, социальное познание, ролевые категории, archetypical identity, social perception, young age, deviant behavior, social knowledge, collective unconscious, image, role
Страницы: 45-53
Подраздел: УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье приводится анализ научных исследований и обозначается проблема идентификации современной молодежи в условиях деструктивной информационной социальной среды, способствующей росту жестокости, агрессивности и всевозможных форм асоциального поведения. Авторы рассматривают ролевые категории, определяющие позиции субъекта относительно бытия, а также характерные для них стадии развития. Проводится анализ архетипической сущности имажинативных способов формирования индивидуальных и коллективных представлений как бессознательного фундамента социального взаимодействия. В данном контексте сущность мифов рассматривается как символическая актуализация сознания посредством архетипических образов, оптимизирующих бессознательные, имажинативные способы социального взаимодействия. Образная сфера определяется ее ролью как связующего звена внутреннего мира субъекта с разнообразными реалиями человеческого бытия, отражающей субъективные репрезентации в познании реальности и регуляции собственной жизнедеятельности. Авторами подчеркивается актуальность исследования преобладающих у индивида архетипов коллективного бессознательного, посредством которых происходит интерпретация всех изменений окружающего мира через призму воинствующего, злобного, деструктивного духа-разрушителя. Отмечаются возможности поиска новых подходов к профилактике и коррекции форм девиантного поведения посредством имажинативной реконструкции сценариев социального взаимодействия, которые конкретизируются в феномене когерентной архетипической идентичности.

DOI: 10.15372/PHE20150405


6.
Приоритет государственной молодежной политики

Л.Ю. Зайниева
Казахский национальный технический университет имени К. Сатпаева, ул. Сатпаева, 22а, Алматы, Республика Казахстан, 050013
zainieval@mail.ru
Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, закон, образование, университет, грант, кредит, программа В«БолашакВ», youth, state youth policy, law, education, university, grant, credit, Bolashak program
Страницы: 54-63
Подраздел: УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Под государственной молодежной политикой понимается комплексная система мер, осуществляемых государством в целях поддержки молодежи. Образование квалифицируется как первоочередное по значимости и эффективности направление данной деятельности государства. Благодаря его постоянному совершенствованию возможно развитие молодежи в качестве стратегического ресурса общества. В «Стратегии “Казахстан-2050” молодежь справедливо названа двигателем нового политического и экономического курса развития казахстанского государства. В статье раскрывается использование Казахстаном внутренних и внешних ресурсов в образовательной сфере, обозначена определяющая роль в этом процессе Президента РК - лидера нации Н. А. Назарбаева. Подчеркнуто, что с образованием связано решение многих социальных проблем молодежи. Актуализировано повышение престижности инженерно-технических специальностей. Особое внимание уделяется обучению талантливых молодых людей за рубежом, прежде всего в рамках международной президентской программы «Болашак». Ее реализация активизирует международное сотрудничество молодежи и государства в целом. На предоставление молодым людям доступного и качественного образования, развитие научно-технического потенциала нацелен новый Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике». Реализация программы «Болашак» способствует развитию международного сотрудничества молодежи, государства в целом. В настоящее время в 30 странах мира учатся свыше 2 тыс. стипендиатов. Каждый второй из более 7 тыс. выпускников программы работает в казахстанских компаниях, как частных, так и с государственным участием. Четверть трудятся в государственных учреждениях и организациях, 20% являются менеджерами национальных компаний. Часть болашаковцев определилась в международных организациях и неправительственном секторе. В числе подготовленных по программе «Болашак» - специалисты в сфере инновационных технологий, металлургии, телекоммуникации, энергетики, в нефтегазовом секторе, в области медицины, государственные служащие. Почти 1000 выпускников программы работают в вузах страны, около 400 - в школах и колледжах, 52 - в педагогических и административных коллективах Назарбаев интеллектуальных школ. Около 300 человек - научные сотрудники Назарбаев университета, 77 - доктора PhD.

DOI: 10.15372/PHE20150406


7.
Проблемы современного образования в контексте глобализационных процессов

А.С. Бегалинов1, К.К. Бегалинова2
1Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
alibek557@rambler.ru
2Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева, ул. Сатпаева, 22а, Алматы, Республика Казахстан, 050013
kalima910@mail.ru
Ключевые слова: образование, глобализация, информатизация, модернизация, технократизм, гуманизация, гуманитаризация, профессионализм, education, globalization, computerization, modernization, technocratism, humanization, humanitarization, professionalism
Страницы: 64-72
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
В статье анализируются проблемы современного образования в условиях глобализации и информатизации общества, рассматриваются модернизационные процессы, происходящие в казахстанском образовательном пространстве. К ним авторы относят стремление к демократической системе образования, то есть к доступности образования для всего населения страны и преемственности его ступеней и уровней; предоставлению автономности и самостоятельности учебным заведениям; значительному влиянию социально-экономических факторов на получение образования (платные формы обучения) и др. Показываются особенности гуманизации и гуманитаризации современного образования. Сегодня необходимо вести речь о новом этапе гуманизации. Это обусловлено обострением глобальных проблем современной цивилизации: проблемы международного терроризма, приобретшего острый мировоззренческо-методологический характер; современной экологической ситуации; проблемы чрезмерной антропологической технизации общества, грозящей перерасти в антигуманную парадигму социального развития. Эти и другие факторы побуждают по-новому оценить роль гуманитарных дисциплин, обратить внимание на инновационные методы и приемы их преподавания, да и в целом на вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения. Социально-гуманитарная составляющая представлена циклом философских и мировоззренческих дисциплин, направленных на изучение истории и теории, согласно которой человек - это особое духовное существо, а также на воспитание личности. Философия способствует интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности будущих профессионалов, воспитанию способности в человеке к широкому, но в то же время глубокому, сущностному видению профессиональных проблем, их нравственной оценке. Только широко мыслящий человек, оценивающий собственную деятельность как с позиции профессиональной целесообразности, так и с точки зрения общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты, может стать настоящим профессионалом.

DOI: 10.15372/PHE20150407


8.
Казахстанское образование в условиях глобализации: трудности и перспективы развития

М.С. Ашилова
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Аблай-хана, ул. Муратбаева, 200, Алматы, Республика Казахстан, 050022
alibek557@rambler.ru
Ключевые слова: образование, глобализация, информатизация, модернизация, технократизм, гуманизация, гуманитаризация, профессионализм, education, globalization, computerization, modernization, technocratism, humanization, humanitarization, professionalism
Страницы: 73-83
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
В статье анализируются проблемы развития казахстанской системы образования в условиях глобализации общества. Рассматриваются наиболее актуальные проблемы, происходящие в казахстанской образовательной системе за годы ее независимости. Раскрываются этнопедагогические особенности казахского народа, вклад Ы. Алтынсарина и Ш. Кудайбердыева в развитие этнопедагогики. Показывается, что образовательный процесс должен быть связан с этнопедагогикой народа, вбирать в себя богатство этнонационального развития, поскольку педагогика каждого народа хранит в своей памяти способы обучения и воспитания, прошедшие подлинную селекцию накопленных народом методов образования. Поэтому любая государственная система образования и воспитания должна основываться на лучших образцах этнонациональной педагогики. Затрагиваются проблемы интегративного, коммуникативного процессов в обществе, связанные с образованием, которое должно строиться на основе целостного философского мировоззрения, где человек рассматривается с позиции гармонии в нем духовного и материального, чувственного и рационального, органического единства его с космосом, природой.

DOI: 10.15372/PHE20150408


9.
Новые тенденции развития системы воспитания в условиях глобализации

А.С. Бегалинов
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
alibek557@rambler.ru
Ключевые слова: воспитание, глобализация, информатизация, модернизация, технократизм, гуманизация, гуманитаризация, профессионализм, education, globalization, computerization, modernization, technocratism, humanization, humanitarization, professionalism
Страницы: 83-90
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
В статье анализируются проблемы современного воспитания в условиях глобализации и информатизации общества. Глобализация рассматривается как объективный процесс, вовлекающий в свою орбиту регионы и страны мира, воздействующий на все сферы общественной жизни: на политику, культуру, общество, образование, воспитание и т. д. В стороне от этих процессов не может оставаться и Казахстан. Автор раскрывает позитивные и негативные аспекты глобализации, наблюдаемые в казахстанском воспитательном пространстве. Глобализм или глобализация - это процесс формирования единого финансово-экономического, культурного, идеологического, информационного общемирового пространства на базе высоких, в основном компьютерных, технологий. Другими словами, глобализация - это гегемонизация мира, жизнь по единым принципам и ценностям, стремление все универсализировать. Это явление предполагает растущую взаимозависимость государств, их взаимовлияние и приводит к подрыву национально-государственного суверенитета под напором «новых актеров общепланетарной сцены», к полной противоречий инверсивности, дифференциации и стандартизации. В статье показывается роль массовой культуры, глобализации телекоммуникаций, выступающих мощными факторами современного развития, являющихся результатом распространения и усовершенствования информационных технологий. Автор говорит о необходимости гуманизации и гуманитаризации современного образования и воспитания в условиях глобализации.

DOI: 10.15372/PHE20150409


10.
К вопросу о специфике воспитания в условиях глобализации

Т.С. Косенко, С.В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
tany0879@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, глобализация, образование, социокультурный сдвиг, upbringing, globalization, education, social-cultural shift
Страницы: 90-101
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
Появление глобальных проблем связано с историей становления современной цивилизации, технократически ориентированной культуры, закономерным следствием кризиса индустриального общества. Еще два столетия назад нации существовали обособленно, но в конце XIX и начале XX вв. произошли кардинальные изменения. Техника, экономика, транспорт колоссально увеличили мобильность и преобразующие возможности человека. Процесс изменений происходил (и происходит) наряду с глубокими и основательными преобразованиями в социальной сфере. Понятием «глобализация» обозначается широкий спектр событий и тенденций: развитие мировых идеологий, интенсивная борьба за установление мирового порядка; скачкообразный рост числа международных организаций и усиление их влияния; ослабление суверенитета национальных государств; появление и развитие транснациональных корпораций (ТНК), рост международной торговли; интенсивные массовые миграции и формирование мультикультурных сообществ; создание общепланетарных СМИ; экспансия западной культуры во все регионы мира и т. д. Анализ этих тенденций показывает, что они приобрели характер синхронных общественных изменений в первой половине XX в., и это превращение произошло таким образом, что его можно характеризовать как социокультурный сдвиг.

DOI: 10.15372/PHE20150410


11.
Виртуальное гражданское общество в контексте современной геополитики

Т.А. Рубанцова, Н.В. Колтунова
Сибирский государственный университет путей сообщения, ул. Д. Ковальчук, 191, Новосибирск, Россия, 630049
rtamara@nqs.ru
Ключевые слова: гражданское общество, государство, виртуальная реальность, социальная реальность, виртуальное гражданское общество, civil society, state, virtual reality, social reality, virtual civil society
Страницы: 101-111
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
Цель статьи - рассмотреть виртуальное гражданское общество в контексте современной геополитики. Наличие гражданского общества является основой демократического устройства государства, а его становление - обретением гарантов необратимости демократических перемен. В настоящее время идет процесс осмысления институализации основных структурных элементов гражданского общества, активно анализируются пути развития российского государства и его связи с гражданском обществом. Несмотря на большое количество исследований по данной проблеме, понятие гражданского общества относится к числу дискуссионных как в отечественной, так и в зарубежной философской науке. В России это особенно актуально, поскольку проблема формирования гражданского общества чрезвычайно важна в условиях становления демократии и решения практических задач по становлению гражданского общества. Для этого необходимо определить методологические основы теории, возникающие вокруг данного вопроса, так как неясна институциональная природа формирования гражданского общества, роль его структур и функций в социуме. Стремление построить «сверху» органическую концепцию гражданского общества в России обнаруживает свою неэффективность. Глубокие социальные изменения, происходящие в современном мире, сформировали новую социальную реальность. Как часть внешнего мира социальная реальность обладает характером объективной реальности, поэтому ее изучение должно ориентироваться не на постижение того, как она нам дается в наших чувственных представлениях и иллюзиях, а на познание характеристик, присущих ей самой и существующих вне и независимо от человеческого сознания. Реальность приписывается всему, что может возникнуть, что существует и является преходящим, но принадлежит она последним основаниям, которые не нуждаются в доказательстве и обосновании. Развитие новых средств коммуникации способствовали возникновению новых отношений в обществе и новой социальной реальности - виртуальной. Проблема виртуальной реальности, то есть виртуализации общества, приобретает актуальность в связи с постоянным ростом количества пользователей Интернета. Люди объединяются в сообщества для того, чтобы убедиться в правильности своих взглядов. В процессе самоорганизации люди проходят три этапа: первый - обнаружение единомышленников, наличие людей, с которыми стоит объединяться в некую группу; второй - состыковка единомышленников в группу; третий - коллективная деятельность. Интернет сейчас решает первую задачу. Для дальнейшего развития гражданского общества необходима реальная, а не декларируемая готовность людей вносить свою лепту. Повысить уровень гражданской активности поможет большая прозрачность сети Интернет, когда видно, кто и как проголосовал в интернет-опросах, какие именно люди состоят в интересующем блогера сообществе. Способность к гражданственности - это вопрос удобных инструментов самоорганизации, например, социальных сетей в Интернете, а уже во вторую очередь - вопрос личных качеств людей, их сознательности. Технически к появлению гражданского общества в России все готово, осталось превратить это в широкую социально ориентированную практику.

DOI: 10.15372/PHE20150411


12.
Образование в условиях глобальных противоречий современности: новый концептуальный подход

В.А. Колесников
Иркутское областное отделение философского общества России, ул. 5-я Железнодорожная, 53, Иркутск, Россия, 664074
seu-224@mail.ru
Ключевые слова: кризис научного знания, позитивная диалектика, негативная диалектика, обновленная гуманитарная стратегия, гуманитарная методология, обретения и утраты современной молодежи, новая молодежная политика, андрагогизация образования, инновационная природа образования, образование как производная основа от социальности, молодежный инновационно-образовательный настрой, социальный институт образования, crisis of scientific knowledge, positive dialectics, negative dialectics, updated humanitarian strategy, humanitarian methodology, gains and losses of today’s youth, new youth policy, andragogization of education, innovative nature of education, education as a derivative from the sociality, youth and innovative educational attitude, social institution of education
Страницы: 111-125
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
В статье на основе противоречивости современной эпохи показывается необходимость фундаментальных изменений как в обществе в целом, так и в такой его важнейшей сфере, как образование. Автор говорит о необходимости изменения гуманитарной стратегии в развитии за счет синтеза культуры и цивилизации в наши дни, что требует новаторской переработки широкими слоями населения сложившихся видов духовно-практической деятельности. Гуманитарная методология рассматривается как способ раскрытия уникального, неоднократного в человеке. В контексте формирования новой гуманитарной стратегии определяется сущность необходимой к обновлению молодежной политики. Обосновывается, что ускоренное развитие технических укладов жизни в обществе следует рассматривать как стимул для совершенствования образовательных перспектив школьников, молодежи. Необходимость преодоления планетарного хаоса, динамонеравновеса, по мнению автора, является своеобразным «щитом» от вселенской катастрофы человечества.

DOI: 10.15372/PHE20150412


13.
Образование в современной России: геополитический аспект

Н.В. Наливайко1,2, А.В. Наливайко1
1Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
nnalivaiko@mail.ru
2Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
Ключевые слова: образование, геополитика, глобализация, новый мировой порядок, реформы, воспитание, формирование сознания, ценности, культурно-нравственная модель, education, geopolitics, globalization, new world order, reforms, upbringing, formation of consciousness, values, cultural-moral model
Страницы: 126-134
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
Геополитика - это наука о больших пространствах, о глобальных политических, экономических и других процессах и искусстве управления ими. Термин «геополитика» состоит из двух частей: «гео» и «политика». Часть слова «гео» (земля, территория) позволяет говорить о том, что геополитика предполагает влияние географических факторов на политику государства. Основным таким фактором считается расположение государства на континенте. Кроме того, следует отметить, что значимыми являются не только протяженность границ, их положение на естественных или искусственных рубежах, но и население, его численность, плотность, социальный состав и, что важно, - уровень образованности, менталитет, свойства национального характера и др. Корень «гео» сегодня приобрел второй смысл, обозначая не только «глобальное» измерение политики, характеризующее взаимоотношения супердержав или военных блоков, но и «столкновение цивилизаций» (А. Тойнби, С. Хантингтон) или изменение общей конфигурации мировой системы (например, с биполярной на моно- или полицентрическую). Современные акторы геополитики не столько жаждут завоевать новые территории, сколько стремятся контролировать максимально возможные пространства, контролировать даже не территории в целом, а линии коммуникаций этих территорий и потоки (финансовые, товарные, рабочей силы и т. д.), поддерживая тем самым наиболее благоприятные условия для собственного развития и процветания. Шведский ученый Р. Челлен (1864-1922) в своей работе «Государство как форма жизни» ввел в науку понятие «геополитика» в 1916 г., определяя ее как «доктрину, рассматривающую государство как географический организм или пространственный феномен». Немецкий теоретик Ф. Ратцель (1844-1904) изучал государство в основном с позиции его отношения к окружению, пространству, рассматривая в качестве главного критерия пространственные отношения. А. Г. Дугин считает геополитику идеологией - «мировоззрением власти, наукой о власти и для власти», «наукой править». Мы представляем геополитику как мировоззренческую, идеологическую доктрину, обосновывающую направление международной политики государства в жизненном пространстве. Это практическая стратегия международной политики народов и государств Новейшей истории. Геополитические отношения - это относительное единство и борьба различных мировых сил, это баланс сил. После разрушения СССР в результате Беловежских соглашений баланс сил в мире значительно изменился, мир перестал быть биполярным. Запад, пользуясь этой ситуацией, навязывает России свои правила игры на мировой арене, пытается создать новый мировой порядок за ее счет. И это грозит непредвиденными последствиями для всего мира. Заметим, что в настоящее время идет экспансия против России, это наглядно демонстрируют события на Украине. Она (экспансия) носит в основном «мягкий характер», другие ее формы могли бы повлечь за собой активное сопротивление русских (сдерживающим фактором является то, что у России есть грозное ракетно-ядерное оружие). Следует понимать, что в XXI в. по мере обострения и глобализации ресурсного кризиса, особенно энергетического, роста народонаселения, истощения и сокращения площадей плодородных земель, экологического напряжения в мировых отношениях не исключен «жесткий вариант» территориальной экспансии.

DOI: 10.15372/PHE20150413


14.
Россия в условиях современной глобализации

С.В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: Россия, глобализация, глобализационные процесссы, глобальные возможности, образование, современная ситуация, Russia, globalization, globalization processes, global opportunities, education, the present situation
Страницы: 134-143
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
Современное мировое развитие, с одной стороны, ведет к усилению взаимозависимости различных народов и государств, а с другой - обостряет противоречия между ними. В современных условиях не только происходит обострение глобальных проблем, но и меняется их соотношение с коренными социальными проблемами. Следовательно, процессы глобализации во всем своем противоречии являются реальностью современного мира, с которой необходимо считаться. Политические, финансовые институты, производственные корпорации и информационные потоки, действующие в мире, стирают национальные границы и устанавливают единые правила для всех стран мира. На современном этапе ни одна из стран не может оставаться в стороне от быстро развивающихся процессов глобализации. Участие в ней позволяет не только решить насущные экономические проблемы, но и активно внедриться в мировые технологические потоки, освоить и эффективно использовать опыт организации и управления производством. Изменения, происходящие в мире, инициируют появление новых так называемых глобальных возможностей, новых интересных идей и способов их воплощения. Главный вызов глобализации России - окажется ли она способной органически войти в процесс мирового развития или нет. В технологическом и экономическом отношениях Россия, видимо, пока сохраняет шанс преодолеть или смягчить нарастающее отставание от развитых государств, максимально использующих преимущества, предоставляемые глобализацией. Несмотря на структурные диспропорции экономики, доставшейся от советского периода развития страны, и острый кризис переходного периода, Россия сохранила достаточный уровень научно-технологического развития, относительно квалифицированную рабочую силу и интеллектуальный потенциал.

DOI: 10.15372/PHE20150414


15.
Специфика и тенденции развития образования в условиях современной глобализации

С.В. Камашев1, Т.С. Косенко1, Н.В. Наливайко1,2, Е.В. Ушакова3
1Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
kvs200@ngs.ru
2Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
nnalivaiko@mail.ru
3Алтайский государственный медицинский университет, пр. Ленина, 40, Барнаул, Россия, 656038
foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: глобализация, образование, глобализация образования, образовательная деятельность, распространение информационных технологий, единое образовательное пространство, globalization, education, globalization of education, educational activity, spread of information technology, unified educational space
Страницы: 144-155
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
Образование является одним из важнейших факторов, способствующих успешному решению задач глобализации. Его цель - подготовка человека к работе в новых организационных структурах и широкое распространение информационных технологий, изменяющих организацию труда. В процессе глобализации образовательная деятельность в отношении всех без исключения социальных и возрастных групп населения становится основным средством развития и воспроизводства. В настоящее время осуществляются маркетизация образования, обусловленная инвестициями крупного бизнеса и международных финансовых институтов в стандартизацию, и распространение обучающих модулей для работников в соответствии с технологическими требованиями. Положительным при реализации данного направления является значительное увеличение рабочих и учебных мест, сравнительно кратковременный период подготовки работника. К отрицательным факторам относится узкая специализация и, как следствие, незащищенность человека перед постоянно изменяющейся экономической ситуацией, невозможность учета персональных интересов и предпочтений в сфере обучения. Глобализация судьбоносных проблем человечества и их интеллектуальное всеобщее и практическое освоение осуществляются через образование, обретающее таким образом единые цели. Встает вопрос о едином образовательном пространстве как современной глобальной образовательной системе, основное содержание которой составляют культурные и научные достижения всего человечества, осваиваемые в единых организационных формах, на основе общих средств, методических принципов и технологических возможностей педагогической деятельности.

DOI: 10.15372/PHE20150415


16.
Бессознательный мир идей личности Платона

Ю.Н. Белокопытов, Г.В. Панасенко
Сибирский государственный технологический университет, пр. Мира, 82, Красноярск, Россия, 660049
iura.belov@yandex.ru
Ключевые слова: философ античности Платон, идеи, формы, эйдосы, числа - основа вещей, врожденное знание, бессознательный мир, разум, человеческое поведение, ancient philosopher Plato, ideas, forms, Eidos, numbers as the basis of things, innate knowledge, unconscious world, mind, human behavior
Страницы: 156-166
Подраздел: ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье авторы представляют философско-психологическую интерпретацию идей античного философа Платона. Структуры в виде «идей», «форм», «эйдосов» открыл именно Платон. Он различал реальный мир, где живут люди и мир теней. В основу всех вещей он заложил новое содержание - числа. Платон трактовал человеческое поведение как поведение куклы, которая управляется с помощью нитей: внешних и внутренней (разума). Человеку необходимо сделать выбор нити, которая при управлении человеком делает его добрым, деятельным и высоконастроенным. Специалист по исследованию Платона А. Ф. Лосев выразил платонизм в двух-трех фразах. На основе проведенного анализа философ утверждал, что «центр платоновской философии заключается в понятии Эйдоса и что этот эйдос, как мы говорили выше, обоснован, так сказать, и сверху, и снизу. Сверху он обоснован как порождение сверх-сущего Единого, снизу как лоно, само порождающее из себя путем перехода в становление, Душу, которая как бы заново вычерчивает лик Эйдоса, превращая его в софийный символ и тем самым в модель, в Парадигму, в Демиургию, порождающую в дальнейшем Космос. Отсюда платонизм в сущности есть учение о трех или четырех ипостасях, диалектически развертывающих бытие во всей его целостности, - о Едином, Уме (Эйдосе, Идее), Душе и Космосе. Хотя Платон не пользовался этой терминологией, но предложенная Лосевым формула «всего Платона» есть анализ с использованием обобщающих терминов ядра этой философии. В учении Платона об основных онтологических субстанциях, по мнению Лосева, «Единое» есть ничто. Оно - основа всякого бытия и всей действительности. В нем скрыты не только идеи вещей, но и сами вещи, а также их становление. «Ум» - это одна из способностей Души. Своим предметом он имеет сущность вещей, но не их становление. «Ум» в платоновском понимании есть жизнь в предельном обобщении. «Ум» воплощен в «космосе». «Душа» объединяет Ум вместе с идеями, его составляющими, и телесный мир. «Душа» отличается вечной подвижностью. Она в каждой вещи и во всем «космосе» одновременно. «Космос» - это вечный первообраз или образец, это своего рода организм идеи, а точнее, идея как организм, который находится в космических пропорциях. Дальнейшее развитие первообраза приводит к триаде: тело «космоса», душа «космоса» и ум «космоса». В своих диалогах Платон доказывал наличие врожденного знания.

DOI: 10.15372/PHE20150416


17.
О социально-экономических причинах возникновения науки и образования

А.Г. Лигостаев, Б.В. Сапрыгин
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
ligostaev@inbox.ru
Ключевые слова: экстерналистская точка зрения, образование, социально-экономические причины возникновения образования, externalist point of view, education, socio-economic causes of education
Страницы: 166-175
Подраздел: ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Цели статьи - обсудить причины возникновения науки и образования как сфер социального бытия и затронуть вопрос о времени их появления в истории. Под причинами возникновения науки и образования в данном случае понимаются причины кондициональные и реализаторные, то есть только необходимые социальные и экономические условия, приводящие к возникновению этих феноменов в тот или иной исторический период. В статье намеренно оставляются без внимания логико-методологические факторы их появления. При анализе указанных социально-экономических причин вводятся понятия науки и образования в широком смысле и современном, узком, смысле. Делаются выводы о том, что наука возникает вследствие острой социально-экономической потребности соответствующего общества и только как один из альтернативных вариантов («ответов») на ситуацию «вызова». Современная система образования есть следствие потребности общества в большом количестве специалистов, способных создавать нечто принципиально новое. Образование же в широком смысле явилось следствием потребности соответствующих социальных групп в подтверждении элитного статуса и поддержании сложных социальных технологий. Современная наука и современное образование появились как массовые явления примерно в одно и то же время - около XVI-XVII вв., и причиной этому стал, по сути, один и тот же фактор - острейшая потребность соответствующих обществ в изменении самих себя (социально и технологически). Наука и образование в широком смысле, возникшие исторически гораздо раньше, не имеют такой органической связи, так как были вызваны не одними и теми же причинами и могли существовать в относительном отрыве друг от друга. Сказанное является одним из доводов в пользу экстерналистской точки зрения, то есть представления о том, что наука и образование возникают и изменяются скорее благодаря внешним социально-экономическим факторам, чем факторам, имманентным по отношению к ним.

DOI: 10.15372/PHE20150417


18.
Феномен принудительной интеграции в российской академической сфере

А.М. Аблажей1,2
1Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
ablazhey@academ.org
2Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск,630090, Россия
Ключевые слова: высшее образование, академическая наука, интеграция науки и образования, рейтинг университета, higher education, academic science, integration of science and education, university ranking
Страницы: 176-187
Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ИНТЕГРАЦИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация >>
В статье анализируются процессы взаимодействия социальных институтов академической науки и высшего образования в условиях современной России. Сделан вывод о том, что основным содержанием данного процесса стало формирование феномена принудительной интеграции, под которой понимается силовое включение учреждений академической науки в состав федеральных и национальных исследовательских университетов с целью резкого усиления их научного потенциала. Автор критически оценивает этот опыт, предлагая находить и использовать иные взаимовыгодные способы и формы интеграции. По мнению автора, в условиях, когда общемировой тренд заключается в создании и развитии исследовательских университетов, главным для России вопросом становится следующий: как наиболее органично и эффективно сделать академические институты частью новых университетов. Путь, предложенный сегодня на федеральном уровне, вряд ли может считаться оптимальным. Причина - силовое навязывание новой модели с существенными издержками для сложившихся демократических традиций, научной продуктивности и, что очень важно, психологического состояния научных сотрудников академических институтов. На наш взгляд, необходимо искать новые пути, в ряде случаев - промежуточные формы взаимодействия, не привлекая ресурса власти для насильственного разрешения возникших проблем, поскольку лимит подобного рода действий с лихвой был исчерпан реформой науки 2013 г. Задача состоит в том, чтобы выстроить новую систему взаимоотношений, максимально выгодную для обеих сторон, не допустив потери накопленного опыта, научных заделов, кадров, материально-технической базы академических учреждений, максимально усиливая в то же время научный потенциал отечественного высшего образования.

DOI: 10.15372/PHE20150418


19.
Комбинаторный обзор философских методов и В«методологическое решето». Новые объяснительные процедуры в рамках курса В«История и философия науки»

А.В. Макулин
Северный государственный медицинский университет, пр. Троицкий, 51, Архангельск, Россия, 163000
Art-makulin@yandex.ru
Ключевые слова: методологическое решето, перекрестная философская методология, вероятностные и несуществующие философские методы, methodological sieve, cross-philosophical methodology, probabilistic and non-existent philosophical methods
Страницы: 187-198
Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ИНТЕГРАЦИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена определению актуальной неполноты «перекрестной философской методологии», а также отслеживанию фактов использования данных методологических «скрещиваний» в отечественной и зарубежной (англоязычной) традициях. Комбинаторный эсхатологизм, заявленный в качестве способа выявления методологических синтезов, ни в коей мере не исключает дальнейшего достраивания предложенной автором табличной таксономии, так как последняя не является инвариантной. В своей статье автор пытается понять степень полезности приложения комбинаторики к проблемам вероятных методологических комбинаций в философии, позволяющей эффективно преодолевать постмодернистский эклектизм, часто сопряженный с отказом от поиска строгих решений. Анализируются исторически сложившиеся методологические комбинации, а также делается вывод о необходимости расширения методологического ряда для решения актуальных проблем философского полиэкранного знания. Анализ научной и философской литературы демонстрирует, что методологические вариации используются не только в классическом философском обиходе в качестве методов познания, но и как маркеры для критического отношения одних философских школ к другим; методологические «скрещивания», видимо, по причине эвристической избыточности часто выходят за рамки чисто философской проблематики, так как, например, экономическая, педагогическая и западная теологическая мысль активно заимствует методологические пересечения для своих нужд. Комбинаторная таблица, которую автор предлагает именовать «методологическим решетом» (частично используя метафору У. Джеймса), представляется удобным способом построения единой картины методологических пересечений. Данный инструмент позволяет эффективно исчерпывать возможные пересечения, не опасаясь пропустить некоторые из них. Основной целью данной статьи является реконструкция тех синтетических методологических понятий, без прояснения которых современная философская методология не может считаться полной и логически обоснованной. Особую значимость в условиях перманентного роста информационных потоков в рамках философского знания приобретает способность обучающегося быстро распознавать методологические установки тех или иных интеллектуальных подходов с их последующим классифицированием, изучением и применением. В связи с обозначенными требованиями экономии времени представленная матрица может быть использована в процессе преподавания философской методологии аспирантам по курсу «История и философия науки». В таком контексте функция комбинаторной философии будет заключаться в том, чтобы в ограниченные учебным планом сроки наглядно и лаконично прояснять и доводить до сознания слушателей вариативное множество философских методов познания, их смысл и значение для теории познания.

DOI: 10.15372/PHE20150419


20.
Философско-инновационный аспект преподавания дискуссионных вопросов социальной науки

В.И. Варющенко1, О.В. Гайкова2
1Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Обская ул., 141, Новосибирск, Новосибирская обл., 630083
varvic47@mail.ru
2МБОУ СОШ № 26, ул. Олеко Дундича, 1/1, Новосибирск, Россия, 630110
gaikova28@yandex.ru
Ключевые слова: индивидуальные ценностные миры, коммуникация, метод социально-гуманитарной экспертизы, плюрализм, постмодернистская социология, социокультурная ситуация, социальные ценности, феноменологическая социология, этнометодология, the individual value worlds, communication, method of social expertise, pluralism, post-modern sociology, social and cultural situation, social values, phenomenological sociology, ethno-methodology
Страницы: 199-207
Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ИНТЕГРАЦИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация >>
Статья акцентирует внимание работников системы образования на одном из возможных инновационных путей модернизации современного социально-гуманитарного образования. Социологическая наука включена в содержание учебного предмета «Обществознание», поэтому от учителя истории и обществознания требуется профессиональное рассмотрение разнообразных социологических теорий, необходимых для углубления его компетентности в сфере социального познания, для понимания правил коммуникации и важности достижения компромисса на базе общечеловеческих ценностей. Авторы анализируют проекты социального исследования, предложенные российскими, западными представителями феноменологической и постмодернистской социологии. Феноменологическая социология считает главной задачей разработку количественных методов построения социальной теории, обосновывая возможность достоверного описания субъективного опыта индивидов для понимания генезиса общественных структур посредством культурцентристских подходов. Постулируется необходимость применения метода социально-гуманитарной экспертизы для постижения уникальности, ситуативности социального мира. Постмодернизм фиксирует избыточность социокультурного пространства индивидов, включая кризис самоидентификации индивида - отсутствие жестко структурированного монистического социального мира и принципиальную возможность распада собственного «Я» на множество «Я». Этнометодология проводит идею конструируемости всех социокультурных феноменов и исследует неформальные правила разговорного взаимодействия в повседневной жизни индивидов с помощью методов этнографического описания, включенного наблюдения, анализа записанной на пленку речи, разрушения стабильных и упорядоченных ситуаций употребления языка. Индивидуальная человеческая незаменимость, отсутствие четкой демаркации между субъектом и объектом социологического исследования - это исходный методологический принцип этнометодологии. Переориентация истории как развития социальной реальности на историю как одновременное существование равноценных, равнозначных жизненных миров и исследование в социальном познании равноправных теоретических построений, описывающих эти жизненные миры, правила их коммуникации - это характерные черты постмодернистской интеллектуальной практики. Указанными «знаниями-новостями науки» и информацией о новых социальных теориях, взглядах, идеях должен овладеть современный учитель истории и обществознания, понимая, во-первых, то, что социальное познание выступает в роли самопознания индивидом актов творения социального мира, правил интерпретации, упорядочивающих личностно-уникальные стратегии поведения индивидов в ходе коммуникации; во-вторых, что установленный социальный порядок в следующий момент может быть переинтерпретирован и поиск адекватных ценностным ориентациям личности форм самореализации становится обычным состоянием жизни.

DOI: 10.15372/PHE20150420