Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.192.253.106
    [SESS_TIME] => 1624175281
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => e8dfed43c9311d79d88bc1e89cea4631
    [SALE_USER_ID] => 0
    [UNIQUE_KEY] => e8e74d505c99d78f786b3fada9e1cd25
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2017 год, номер 4

РОССИЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

В.В. Петров
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Россия, Новосибирск, ул. Пирогова 1
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: образовательная политика, социум, системный кризис, наука, образование, университет, educational policy, society, system crisis, science, education, university
Страницы: 17-27
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО: СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация

Современная образовательная политика России учитывает мировые тенденции развития сферы образования и отражает сложный процесс поиска и формулирования общенациональных интересов в сфере образования, которые должны стать базовыми приоритетами для системы образования в целом и высшей школы в частности. Вектор образовательной политики становится особенно важным в период кризисных структурных трансформаций социума, поскольку определяет его дальнейшее развитие. Несмотря на то что на протяжении последних десятилетий государством интенсивно проводится череда реформ в сфере науки и образования, направленных на подготовку практико-ориентированных специалистов, готовых к осуществлению своей деятельности в условиях формирующегося общества знания, перехода российского социума на качественно новый уровень развития не происходит. Цель работы заключается в выявлении причин данного несоответствия. Для решения поставленной задачи предлагается обратиться к историко-философскому анализу отечественной образовательной политики, поскольку социально-экономический кризис, который произошел в России в 1990-х гг., является не первым, существенно затормозившим позитивные процессы в развитии науки и образования. Не менее серьезное влияние на развитие всех социальных институтов нашего общества оказал системный кризис, произошедший в российском социуме в начале ХХ в., который показал, что отечественная система высшего образования, сформировавшаяся в XIX в. в соответствии с европейской университетской традицией, оказалась не в состоянии удовлетворить запросы развивающегося социалистического общества. В работе рассмотрены основные принципы организации системы отечественного образования, которые были заложены в условиях преодоления кризиса начала ХХ в. и оставались практически неизменными на протяжении многих десятилетий; обозначены сильные и слабые стороны образовательной политики; проведена аналогия с системным кризисом, произошедшим в России на рубеже ХХ-ХХI вв. Проведенный в данной работе краткий историко-философский анализ изменений российской образовательной политики в условиях кризисных ситуаций наглядно показал, что в переломные моменты жестко соблюдается регламентация деятельности высших учебных заведений, контролируемая со стороны государства. При этом на первый план выходят учебные заведения «узкой» практико-ориентированной специализации, в то время как классическое университетское образование, направленное не столько на подготовку специалиста, сколько на воспитание гражданина, «культурной личности» за счет приобщения студента к разнообразным областям современного знания, утрачивает свои позиции, что, в конечном итоге, может привести к радикальной трансформации национального менталитета, а также к утрате духовных и нравственных традиций отечественной культуры.

DOI: 10.15372/PHE20170402