|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 3.233.242.216
[SESS_TIME] => 1730792538
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => b46589b79003cc80531456412caecabb
[UNIQUE_KEY] => fd3ca9ed172f1fe32cddc122406242c2
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2017 год, номер 4
С.А. Ан1, Е.Г. Катаева2, Е.В. Ушакова3
1Алтайский государственный педагогический университет, 656031, Россия, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55 fil-fik@altspu.ru 2Госкорпорация «Роскосмос», 129110, Россия, Москва, ул. Щетинкина, 42 3Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40
Ключевые слова: философия образования, образование, формирование индивидуального и общественного сознания, системные типы цивилизаций, соответствующие типы образовательных систем, philosophy of education, education, formation of individual and public consciousness, system types
Страницы: 3-16 Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО: СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация >>
Данная статья является продолжением статей авторов, опубликованных в журнале «Философия образования» [1-3]. В ней рассматриваются два важных подхода к философии образования: социально-философский и философско-антропологический в условиях взаимодействия современных цивилизаций [4; 5]. Исследуются вопросы формирования и соотношения индивидуального и общественного сознания в образовательных системах разных цивилизаций. Соответственно, выделены разные системные типы современных цивилизаций: самообеспечивающая, паразитическая, колониальная и закрытая. Показано, что в них формируются разные типы образовательных систем, индивидуального и общественного сознания. Отмечено, что при межгосударственном и международном взаимодействии образовательных систем разных стран необходимо учитывать их специфику в разных системных типах цивилизаций, поскольку то, что является позитивным в образовании одной цивилизации, в другой может превратиться в негативный и даже разрушительный фактор при воздействии на индивидуальное и общественное сознание.
DOI: 10.15372/PHE20170401 |
В.В. Петров
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Россия, Новосибирск, ул. Пирогова 1 v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: образовательная политика, социум, системный кризис, наука, образование, университет, educational policy, society, system crisis, science, education, university
Страницы: 17-27 Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО: СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация >>
Современная образовательная политика России учитывает мировые тенденции развития сферы образования и отражает сложный процесс поиска и формулирования общенациональных интересов в сфере образования, которые должны стать базовыми приоритетами для системы образования в целом и высшей школы в частности. Вектор образовательной политики становится особенно важным в период кризисных структурных трансформаций социума, поскольку определяет его дальнейшее развитие. Несмотря на то что на протяжении последних десятилетий государством интенсивно проводится череда реформ в сфере науки и образования, направленных на подготовку практико-ориентированных специалистов, готовых к осуществлению своей деятельности в условиях формирующегося общества знания, перехода российского социума на качественно новый уровень развития не происходит. Цель работы заключается в выявлении причин данного несоответствия. Для решения поставленной задачи предлагается обратиться к историко-философскому анализу отечественной образовательной политики, поскольку социально-экономический кризис, который произошел в России в 1990-х гг., является не первым, существенно затормозившим позитивные процессы в развитии науки и образования. Не менее серьезное влияние на развитие всех социальных институтов нашего общества оказал системный кризис, произошедший в российском социуме в начале ХХ в., который показал, что отечественная система высшего образования, сформировавшаяся в XIX в. в соответствии с европейской университетской традицией, оказалась не в состоянии удовлетворить запросы развивающегося социалистического общества. В работе рассмотрены основные принципы организации системы отечественного образования, которые были заложены в условиях преодоления кризиса начала ХХ в. и оставались практически неизменными на протяжении многих десятилетий; обозначены сильные и слабые стороны образовательной политики; проведена аналогия с системным кризисом, произошедшим в России на рубеже ХХ-ХХI вв. Проведенный в данной работе краткий историко-философский анализ изменений российской образовательной политики в условиях кризисных ситуаций наглядно показал, что в переломные моменты жестко соблюдается регламентация деятельности высших учебных заведений, контролируемая со стороны государства. При этом на первый план выходят учебные заведения «узкой» практико-ориентированной специализации, в то время как классическое университетское образование, направленное не столько на подготовку специалиста, сколько на воспитание гражданина, «культурной личности» за счет приобщения студента к разнообразным областям современного знания, утрачивает свои позиции, что, в конечном итоге, может привести к радикальной трансформации национального менталитета, а также к утрате духовных и нравственных традиций отечественной культуры.
DOI: 10.15372/PHE20170402 |
М.А. Абрамова
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Россия, Новосибирск, ул. Пирогова 1 marika24@yandex.ru
Ключевые слова: гармонизация межэтнических отношений, В«парад суверенитетовВ», интернациональное воспитание, этническая и гражданская самоидентификация личности, национальная политика, harmonization of interethnic relations, В«parade of sovereigntiesВ», international education, ethnic and civic identity of personality, national polity
Страницы: 28-38 Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО: СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация >>
В статье анализируется трансформация идеи единства народов и гармонизации межэтнических отношений в советский и постсоветский периоды. Выявляются причины, обострившие ситуацию межнациональных отношений в СССР во второй половине 1980-х гг. и приведшие к «параду суверенитетов» в национальных республиках и автономиях. Одной из причин стала эффективно проводившаяся в течение всего периода советской власти политика «коренизации» как в системе управления, так и образования, которая не входила в противоречие с идеей интернационального воспитания, но привела к усилению правящей элиты титульных этносов. В результате в начале 1990-х гг. вместо концепции мультикультурного общества на первое место была выдвинута идея поликультурного множества этнических групп, основой взаимодействия которых стало лишь сотрудничество на договорных условиях. Обострение экономических, социальных и политических противоречий вывело на поверхность противоречия национальные и этнические. Подчеркивается, что политические дискуссии и длительный процесс разделения полномочий федерального центра и региональной власти стали транслироваться системой образования и культуры. В результате уже к концу ХХ в. сформировалось новое поколение людей, почитающих западные ценности и ненавидящих «совковое» прошлое, которое, тем не менее, было пронизано идеей интернационального воспитания. Таким образом, косвенно отвергалась и сама идея единства народов в России. Переориентация на западные ценности обусловила в России инверсию базовых принципов социальной организации общества, вовлекшей все слои населения в адаптивный и дезадаптивный процессы, динамизм которых создала ситуация открытости аксиологической системы. Россия в конце ХХ в. фактически повторила практику осуществления модели мультикультурализма Западной Европы, основанной на идее нации не как этносоциокультурной, а как поликультурной общности с оппозицией титульной и «других» этносоциальных групп и получила аналогичный результат - атомизацию страны. Негативные последствия «парада суверенитетов» к началу ХХI в. привели к появлению работ политологов, этносоциологов и педагогов, отличающихся отсутствием стремления к кардинальным изменениям и резкой критики советского прошлого. В них вновь стали обращаться к прогрессивной идее интеграции и возврату фактически к политике интернационализма (или мультикультурализма). Социально-политическая и экономическая ситуация в стране потребовала разработки новых программных документов по гармонизации межнациональных отношений, усилению патриотического воспитания. Акценты с формирования этнической самоидентификации индивида смещаются в сторону гражданского воспитания.
DOI: 10.15372/PHE20170403 |
Ю.В. Табакаев1, Н.Н. Краснова1, К.А. Кузьменко2
1Горно-Алтайский государственный университет, 649000, Россия, Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 1 kfls@gasu.ru 2Адвокатская палата Алтайского края, 656002, Россия, г. Барнаул, ул. Сизова, 14Б Kkuzmenko22@gmail.com
Ключевые слова: управление, власть, право, государственный и глобальный уровни управления, социогуманитарное образование, management, power, law, state and global levels of management, social and humanitarian education
Страницы: 39-47 Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАВА
Аннотация >>
Современное социальное управление становится все более разноуровневым и сложным. Особое значение приобретают закономерности и результаты управления на государственном и глобальном уровнях. Поэтому данные формы управления требуют специального исследования на социально-философском уровне, а результаты должны отражаться как в научном познании, так и в сфере образования. Актуализируется ряд ключевых проблем: определения сущности отношений права, власти и управления; выявления фундаментальных механизмов взаимодействия между данными социальными феноменами; разработки концептуальных основ социального управления во взаимосвязи с правом и властью; определения специфики государственного и глобального управления; отражения полученных результатов в юридическом, политологическом, социально-философском и других отраслях социогуманитарного образования.
DOI: 10.15372/PHE20170404 |
К.А. Кузьменко
Адвокатская палата Алтайского края, 656002, Россия, г. Барнаул, ул. Сизова, 14Б Kkuzmenko22@gmail.com
Ключевые слова: социокультурный, конституционный, неконституционный подходы к организации государственно-правовых систем, концептуально-правовая безопасность, юридическое образование, socio-cultural, constitutional, unconstitutional approaches to the organization of state and legal systems, Conceptual and legal security, legal education
Страницы: 48-56 Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАВА
Аннотация >>
С позиции философии можно отметить, что в разных цивилизационно-культурных типах развития исторически сформировались специфические социально-правовые подсистемы (сферы), в том числе с конституционными и неконституционными правовыми основами, а также различные научно-философские концепции права. Теоретические и практические социокультурные подходы к праву в разных странах обладают особенностями организации и проявления, соответствуют разным формам социально-политического управления, имеют свои преимущества и недостатки в определенных социальных условиях. Соответственно, возникают актуальные проблемы: исследования данных социально-правовых концептов и подходов не только на конкретно-юридическом, но и на философско-правовом и социально-философском уровнях; выявления соотношения и согласования полученных разноуровневых знаний с позиций концептуально-правовой безопасности для отдельных стран. Автор считает, что полученные знания необходимо отразить в соответствующих учебных дисциплинах профессионального юридического образования.
DOI: 10.15372/PHE20170405 |
Л.Ф. Щербинина
Алтайский технический университет им. И. И. Ползунова, 656058, Россия, Барнаул, ул. Ленина, 46 sherbininaliubov@yandex.ru
Ключевые слова: законотворчество, подзаконное нормотворчество, законодательная деятельность, законодательная (представительная) власть, исполнительная власть, механизм исполнения законов, lawmaking, subordinate rulemaking, legislature, legislative (representative) power, executive power, mechanism of law enforcement
Страницы: 57-63 Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАВА
Аннотация >>
В настоящей статье обосновывается необходимость качественного улучшения подзаконного нормотворчества как важнейшего фактора в практической реализации законов в условиях высокой динамики общественной жизни и необходимости оперативного правового реагирования на происходящие изменения. В аспекте разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации согласно Конституции России автор исследует правовую область совместного ведения Федерации и ее субъектов. Отмечает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов принимаются однотипные законы, что создает избыточное количество законов и влечет за собой высокую вероятность их неисполнения, способствующее нарастанию бессистемности и хаотичности в законодательстве. Новизну составляет предложение по-новому посмотреть на регулирование предметов ведения с учетом статьи 72 Конституции России, а именно: внести изменения в Конституцию России, вменив в обязанность субъектов РФ по предметам совместного ведения принимать не законы субъектов во исполнение установленных для них полномочий, а подзаконные нормативные акты законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Федерации. В вузах в рамках дисциплины «Конституционное право» при изучении законодательного процесса предлагается акцентировать внимание на подзаконном нормотворчестве как важнейшем механизме исполнения законов.
DOI: 10.15372/PHE20170406 |
А. Санти
Федеральный университет Рио-де-Жанейро, Авеню Педро Кальмона, 550
Ключевые слова: образование, модернизм, потребительское общество, новые субъективности, education, modernity, Consumer society, new subjectivities
Страницы: 64-69 Подраздел: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье мы размышляем об образовании с точки зрения ее историко-философских истоков, выявляя тупиковые ситуации, с которыми сегодня сталкиваются школы. Она направлена на то, чтобы определить, что условия, которые позволили школе возникнуть в период модерна, те же, что сегодня ведут школу к упадку, ставя её под контроль. В то же время радикализация идеи самоопределения субъектов, присутствующая в проекте Иллюминатства, заканчивается тем, что они становятся субъектами потребления, людьми, имеющими полные права, которые не намереваются подчиняться ничему, кроме собственной воли. Это измерение потребления. Именно в этом контексте мы должны думать о том, какое образование и какая школа имеют смысл.
DOI: 10.15372/PHE20170407 |
С. Мендонса1, А.Э.К.А. Спаолонци2
1PUC Campinas, Бразилия, Кампинас, Рио де Риториа 2UNICAMP, Бразилия, Кампинас, Родовиа, дом Педро I., 136 км
Ключевые слова: философия, этика, знание, Philosophy, Ethics, Knowledge
Страницы: 70-85 Подраздел: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В этой статье синтетически представлены три важные темы для преподавания философии: философия, этика и знание как стратегии этого преподавания в контексте различий, рассматриваемых с точки зрения концепции «Воля к власти» Фридриха Ницше. С учетом того что бразильский закон № 11.864 от 2008 г. устанавливает преподавание философии в средней школе на всей территории Бразилии возникает вопрос: каковы риски того, что это преподавание станет проводиться в догматическом формате и, следовательно, будет антифилософским? Мы утверждаем, что «Воля к власти» может стать важной основой образовательной концепции для учителей, следовательно, может стать основой недогматического обучения. Проблемный вопрос данной статьи таков: может ли преподавание философии противостоять формулированию непреложных истин? Вывод состоит в том, что преподавание философии должно отличаться двумя характеристиками: (i) необходимостью использования философского метода, и, как следствие, стремлением к знаниям как объединяющей оси обучения; (ii) необходимостью адаптации текстов классической философии к жизни учащихся. Поскольку ученики живут в мире, который постоянно находится под влиянием технологий, учитель философии должен изучить вопросы использования технологических ресурсов. Таким образом, шансы на успех будут всегда выше. И, наконец, несмотря на парадоксально «стандартное» построение философских классов, учитывая дидактику различий, в конечном итоге, мы должны пытаться обрести философский опыт или, если это необходимо, некоторые репетиции, которые обеспечивают непрерывное развитие других живых конструкций. Воля к власти - это ключ к обеспечению недогматического образования.
DOI: 10.15372/PHE20170408 |
Г.С. Солодова
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 630102, Россия, Новосибирск, ул. Кирова. 86 gsolodova@gmail.com
Ключевые слова: образовательная деятельность, античность, хриистианство, средневековье, монастырские школы, educational activity, antiquity, Christianity, middle ages, monasterial schools
Страницы: 86-92 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Споры и дискуссии о роли и месте религиозного знания в системе современного общего образования носят спорадический характер. Интерес к этой в значительной степени мировоззренческой теме продуцируется преимущественно внешними факторами: правительственными решениями, средствами массовой информации. Предложенный исторический экскурс обусловлен другими причинами и носит не ситуативный, а скорее объективно-философский характер. Первым отправным тезисом данной статьи является рассмотрение образования как социального института, занимающегося социокультурным воспроизводством и развитием общества. Второй тезис связан с другим элементом социальной жизни - религией. В рамках функционального анализа основной зоной его интересов и ответственности является укрепление религиозно-духовного, нравственного состояния общества. Понимание определенного функционального и исторически сложившегося пересечения этих социальных институтов не требует дополнительной аргументации. Задача в том, чтобы напомнить о тесной связи и тысячелетнем единстве данных институций.
DOI: 10.15372/PHE20170409 |
А.Г. Маджуга1, Д.П. Самородов1, Е.В. Филипенко1, Н.Н. Малярчук2
1Башкирский государственный университет, 450076, Россия, Уфа, ул. Заки Валиди, 32 Mag-d@rambler.ru 2Тюменский государственный университет, 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6 malarchuknn@gmail.ru
Ключевые слова: ценностные ориентации подрастающего поколения, здоровьесозидающая позиция индивидуума, вектор, здоровьесозидающее образование, здоровьесозидающее воспитание, социокультурный контекст, социально-личностный подход, метаисторический подход, метаистория, индивидуально-личностный аспект образования, социально-личностный аспект образования, соратничество, value orientations of the younger generation, health-building position of the individual, vector, health-building education, health-building upbringing, sociocultural context, social-personal approach, metahistorical approach, metahistory, individual-personal aspect of education, social-personal aspect of education, companionship-in-arms
Страницы: 93-109 Подраздел: ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В данной статье авторами рассмотрены концептуально-теоретические основы здоровьесозидающего воспитания. Выявлены детерминанты, оказывающие влияние на результативность процесса здоровьесозидающего воспитания, принципы и целевые ориентиры здоровьесозидающего воспитания. Особое внимание авторы уделяют характеристике здоровьесозидающего воспитания как одного из социокультурных контекстов здоровьесозидающей позиции индивидуума. Характеризуя здоровьесозидающую позицию индивидуума, они описывают основные структурные компоненты личностного образования: валеологическую установку, метакогнитивные способности, аффективную атрибуцию, здоровьесозидающую компетентность. В контексте своего исследования авторы представляют описание социокультурного контекста как своеобразного «хронотопа» здоровьесозидающего потенциала субъекта, более широкого психологического пространства, отражающего репрезентацию социокультурных феноменов в их соотнесении с собственно факторами здоровьесозидания. В статье раскрывается сущность социально-личностного и метаисторического подходов, которые выступают в качестве методологической основы здоровьесозидающего воспитания. Основываясь на теоретическом анализе литературы, авторы впервые представляют уточненную дефиницию понятия «здоровьесозидающее воспитание», показывают его взаимосвязь со смыслом созидания (сотворения) здоровья воспитанников как качественно новой характеристики с акцентом на развитие духовно-нравственных качеств растущего человека. В контексте своего исследования авторы доказывают, что взаимодействие родителей и педагогов в процессе сохранения и развития здоровья школьников в условиях духовно-нравственного кризиса должно выходить на принципиально новый уровень соратничества - объединения усилий педагогов и родителей обучающихся с целью сопротивления разрушению традиционных российских ценностей.
DOI: 10.15372/PHE20170410 |
И.Е. Бабушкин, П.Г. Воронцов, А.Ю. Жариков, В.Н. Иванова, Е.В. Ушакова
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40 bie61@mail.ru
Ключевые слова: здоровье молодежи, здоровый образ жизни (ЗОЖ), вузовская дисциплина В«ЗОЖ и физкультурно-оздоровительные практикиВ», программа дисциплины, youth health, healthy lifestyle (HLS), university discipline В«HLS and physical culture and health practicesВ», program discipline
Страницы: 110-122 Подраздел: ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В соответствии с установками руководства страны и лично президента на развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни (ЗОЖ) разработана авторская программа вузовской дисциплины «Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительные практики» для студенческой молодежи, представляющая теоретические знания, необходимые для практической реализации программ приобщения молодежи к физической культуре и ЗОЖ [1]. Данная дисциплина одобрена руководством вуза и включена в комплексную пятилетнюю программу Алтайского государственного медицинского университета «АГМУ - вуз здорового образа жизни». Совокупность организационно-управленческих решений, педагогических усилий и спортивно-оздоровительных мероприятий позволила вузу стать призером во Всероссийском конкурсе медицинских и фармацевтических вузов России «Вуз здорового образа жизни» в 2016 и 2017 гг.
DOI: 10.15372/PHE20170411 |
П.Г. Вегнер, Б.Н. Кагиров, М.С. Терентьев, Н.А. Химичева, Л.Г. Шебалина
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40 paul.klim@mail.ru
Ключевые слова: управление, педагогическое управление, вузовское самоуправление, менеджмент, спортивно-массовая работа, физкультурно-спортивный менеджмент, management, pedagogical management, university self-management, management, sports-mass work, physical education and sports management
Страницы: 123-132 Подраздел: ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
На базе общих научно-философских знаний об управлении, о педагогическом управлении в сфере образования рассмотрен частный вид менеджмента в системе вузовского управления - физкультурно-спортивный менеджмент. Его специфика заключается в объединении в общую схему работы нескольких звеньев: управленческих воздействий вузовской администрации (согласно реализации комплексного плана проведения учебно-воспитательной и спортивно-массовой работы), спортивного клуба университета, руководителей спортивных секций, организационных структур кафедры физической культуры и здорового образа жизни, а также органов студенческого самоуправления. Реальная эффективность физкультурно-спортивного менеджмента оценивается по общему уровню физической подготовленности, физического здоровья основной массы студентов; по степени приобщения молодежи к здоровому образу жизни; по формированию оздоравливающего мировоззрения; по массовости и привлекательности для молодежи проводимых мероприятий; по уровню активности студенческого самоуправления; по физкультурно-спортивным достижениям вуза.
DOI: 10.15372/PHE20170412 |
П.Г. Воронцов1, П.Я. Дугнист2, О.А. Лопатина2, Н.В. Репина1, Е.В. Романова2
1Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40 sport-altai@mail.ru 2Алтайский государственный университет, 656049, Россия, Барнаул, пр. Ленина, 61 romanovaev.2007@mail.ru
Ключевые слова: игра в философии, культуре, педагогике, в области физической культуры и спорта, физкультурное образование, педагогика оздоровления, game in philosophy, culture, pedagogy, in the field of physical culture and sports, Sports education, Pedagogy of health
Страницы: 133-142 Подраздел: ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье исследуется феномен игры в области педагогики физической культуры и спорта. Отмечается, что к данному вопросу можно подходить с узкоспециальных прикладных позиций в виде конкретного изучения спортивных игр. Но наиболее плодотворным и перспективным является широкое изучение проблемы игры на базе раскрытия ее социокультурного значения - игры как неотъемлемой части жизнедеятельности людей в истории и современности со спецификой проявления игрового поведения людей в разных социальных сферах. Такой интегральный подход позволяет исследовать педагогику игры в физкультурном образовании целостно с учетом воздействия игровой деятельности на формирование физических свойств организма и на развитие эмоционально-чувственных и интеллектуально-волевых качеств личности. Предлагается исследовательский подход, по мнению авторов статьи, являющийся перспективным. Это изучение игры и ее оздоровительно-развивающего воздействия на обучающихся в возрастном аспекте на базе педагогики оздоровления, при сопоставлении общих образовательных подходов в школьном и вузовском физкультурном образовании.
DOI: 10.15372/PHE20170413 |
Н.В. Наливайко, Т.С. Косенко, И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: информационное пространство, информационная культура личности, философия образования, новый тип образовательного взаимодействия, информационно-коммуникативное образование, information space, information culture of person, philosophy of education, a new type of educational interaction, information and communication education
Страницы: 143-152 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
Аннотация >>
В условиях информатизации общества, обусловленных формированием нового типа образовательного взаимодействия и основанных на информационной культуре личности, смене ценностных образовательных приоритетов, способов педагогического воздействия на подрастающее поколение, происходят онтологические трансформации, важные изменения в интеллектуальной, духовной и психологической жизнедеятельности личности. Сфера образования неотделима от общественных процессов и тенденций их развития. Современная школа должна активно осваивать новые информационные ресурсы. В этой связи в статье обсуждаются следующие вопросы: способна ли информатизация социального пространства и образования стать инструментом развития человеческого потенциала, обеспечить полноценное общение, а не просто примитивную коммуникацию, а также способствовать духовному развитию индивида, его интеллекта и психики? Возможна ли в условиях компьютеризации различных сфер человеческой деятельности реализация традиционных педагогических воздействий? Эти и другие вопросы традиционно рассматриваются философией образования, которая выделяет положительные аспекты данных процессов - диверсифицированность и компетентность, способные опираться на воспроизводство «коллективной памяти», возможность связать в образовании процесс формирования личности с рядом базовых социальных ценностей, таких как коллектив, жизнь, здоровье, польза и др. Большое значение в условиях доминирования информатизации общества и образования авторы статьи придают новым педагогическим технологиям (киберпедагогике, методологии познания информации, виртуальным музеям, технологиям формирования сознания, созданию информационного продукта и др.). Особое внимание уделяется понятиям «дидактический процесс», «мотивация учения», «процесс самостоятельной учебной деятельности» и др.
DOI: 10.15372/PHE20170414 |
М.А. Абрамова1, Р.В. Каменев2
1Новосибирский государственный университет, 630090, Россия, Новосибирск, ул. Пирогова 1 marika24@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, г. Россия, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 romank54.55@gmail.com
Ключевые слова: высокие технологии, высшее образование, инновационное развитие, теория систем, технологическая культура, high tech, higher education, innovation development, systems theory, technological culture
Страницы: 153-163 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
Аннотация >>
В статье на основе анализа программных документов актуализируется задача по подготовке специалистов, владеющих высокими технологиями. Рассмотрены понятие «высокие технологии» (high technology) и роль феномена с позиции теории систем, обусловливающих эволюционные изменения не только в той сфере, для которой они разрабатывались, но и имеющие широкий спектр воздействия на всю социокультурную систему в целом и на каждого индивида в частности. Авторами отмечено, что использование высоких технологий привело к прорыву в образовательной деятельности и обусловило высокие требования к технологической культуре специалистов: умению выстраивать программу своей деятельности и реализовывать ее, владению современными информационными технологиями; подвергается изменению структурная составляющая организации образовательного процесса; формируется новая специализация «преподаватель-технолог»; изменяется логика последовательности подготовительного и организационного этапов образовательного процесса, что дает наглядное представление о том, как методика преподавания превращается в технологию. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки рассматривается как качество личности, совмещающее в себе приобретение новых знаний, способность их творческого применения в различных ситуациях? и становится основной задачей. По мнению авторов, процесс стремительного внедрения высоких технологий требует регулярной актуализации образовательных программ и учебно-методических комплексов дисциплин, которые опираются на современные компьютерные технологии. Специфика обучения в ситуации, когда доступ к информации открыт, с одной стороны, создает условия для разнообразия поиска, а с другой - обусловливает возникновение проблемы отбора информации. Наиболее значимой становится задача по формированию нового информационного мировоззрения и информационной культуры у будущих специалистов, гибко реагирующих на все новые технологические предложения, готовых к непрерывному развитию и пересмотру уровня своего образования, эффективно использующих имеющийся и вновь формируемый информационный потенциал общества, что становится одной из предпосылок зарождения синергетического эффекта по развитию технологического процесса общества в целом. Анализ роли высоких технологий позволил уточнить их определение в аспекте профессионального обучения, в рамках философии техники и образования как определяющих возможные формы радикальной трансформации системы образования, а также актуализировать их ценность в ходе подготовки современных специалистов, владеющих высокими технологиями, для инновационного развития страны.
DOI: 10.15372/PHE20170415 |
В.А. Чебатарев
Новосибирское высшее военное командное училище, 630117, Россия, г. Новосибирск, ул. Иванова, 49 Chebatarev_vitalii@mail.ru
Ключевые слова: профессиональное воспитание, развитие профессионализма, образовательный процесс, закономерности социально-профессионального воспитания, professional upbringing, development of professionalism, educational process, regularities of socio-professional upbringing
Страницы: 164-169 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
Аннотация >>
В данной статье даны результаты исследования процесса формирования профессионализма курсантов в ходе обучения в военном вузе. Стихийное освоение специфики предстоящей военно-профессиональной деятельности, слабость прямого воспитательного воздействия в данном направлении способствовали неравномерному развитию профессиональных качеств курсантов. Полученные в ходе исследования с применением метода контрольных ситуаций данные говорят о неполной готовности будущих офицеров к социальному взаимодействию. В статье указывается, что развитие профессионализма курсантов в сложившейся практике не обеспечивает потребности предстоящей профессиональной деятельности. Из этого следует, что в практике существует противоречие между закономерностями социально-профессионального воспитания и развитием личности в образовательном процессе военного вуза.
DOI: 10.15372/PHE20170416 |
Е.А. Крутько1, З.И. Аксянова2, Ю.С. Островая2
1Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191 e.a.krutko@mail.ru 2Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, Новосибирск, ул. Каменская, 56 sibzem@gmail.com
Ключевые слова: отчуждение, личностные формы отчуждения, социальная реальность, мотивационное отчуждение, эмоциональное отчуждение, смысловое отчуждение, коммуникативное отчуждение, интеллектуальное отчуждение, субъектогенез, субъект обучения, активное обучение, alienation, personal forms of alienation, social reality, motivational alienation, emotional alienation, communicative alienation, semantic alienation, intellectual alienation, subject-genesis, subject of education, active education
Страницы: 170-179 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
Аннотация >>
В статье раскрывается сущность процессов и явлений, порождающих личностные формы отчуждения при изучении иностранных языков. Посредством исследования феномена отчуждения через онтологическую картину, лежащую в основе соответствующих проявлений, в статье рассматриваются разновидности взаимодействия социальных связей, обусловливающих возникновение определенных форм личностного отчуждения, таких как мотивационное, смысловое, эмоциональное, коммуникативное и интеллектуальное. В качестве основы для преодоления личностных форм отчуждения предлагается субъектно-деятельностный подход к построению и организации работы. Одним из способов «включить» механизмы субъектогенеза в обучение иностранным языкам является активное обучение, которое подразумевает не только видимое действие, но и, прежде всего, инициативу и ответственность субъектов обучения. Активное обучение независимо от его формы вовлекает студента в ситуацию самостоятельности, направляемую преподавателем, побуждает к взаимодействию между субъектами обучения, которое также способствует приобретению новых знаний и компетенций.
DOI: 10.15372/PHE20170417 |
А.И. Сухарев, Н.К. Пронина
Омский государственный педагогический университет, 644099, Россия, Омск, Набережная им. Тухачевского, 14 aist-09@mail.ru
Ключевые слова: рисунок, живопись, учебные задачи, целостное восприятие, drawing, painting, learning objectives, holistic perception
Страницы: 180-186 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
Аннотация >>
В статье авторы рассматривают проблемы, возникающие при обучении рисунку и живописи студентов начальных курсов факультетов искусств педагогических вузов. Отмечается, что задачами обучения, особенно на начальном этапе, являются формирование и развитие целостного восприятия в изобразительной деятельности, изучение закономерностей создания художественного образа. Успешность развития целостного восприятия во многом зависит от системы упражнений, направленных на эффективность формирования и развития, от их содержания и характера. В статье дана характеристика некоторых видов краткосрочных заданий, отличающихся друг от друга поставленными задачами и длительностью выполнения. Отмечается, что подготовительные и краткосрочно-тренировочные упражнения способствуют решению методических и организационных проблем, которые возникают в педагогическом процессе при работе над длительными постановками. Они важны перед началом работы над постановкой, когда необходимо передать основные пропорционально-конструктивные, а также тоновые и цветовые отношения. Авторы в статье делают вывод, что у студентов происходит осознание практического опыта в зависимости от поставленных перед ними учебно-творческих задач, поскольку изобразительные способности относятся к разряду творческих. Поиск студентом решения проблемы представляет собой сознательную перестройку изобразительного опыта.
DOI: 10.15372/PHE20170418 |
А.П. Каитов, О.А. Попова
Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
Ключевые слова: дошкольный возраст, компетенция безопасности, представление о риске, политика детства, ответственные за компетенцию безопасности субъекты, родители, педагоги, управленцы сферы образования, когнитивный и волевой аспекты компетенции безопасности, управленцы-акторы, управленцы-фигуры, preschool age, safety competence, perception of risk, politics of childhood, people responsible for the safety competence of a subject, parents, teachers, managers of education, cognitive and volitional aspects of safety competence, managers-actors, managers-figures
Страницы: 187-196 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
Аннотация >>
Статья посвящена безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется условиям формирования навыков безопасного поведения у детей данной возрастной группы. Отмечается необходимость формирования навыков, повышающих степень защищенности ребенка, в том числе от опасных факторов, которые трудно прогнозировать и предотвращать взрослым. Выделяются группы взрослых, несущих наибольшую ответственность за формирование данных навыков у детей. К данным группам относятся управленцы сферы образования, педагоги и родители. Особое внимание уделяется родителям как группе, имеющей наибольшие возможности для осуществления позитивного влияния на детей, в том числе в сфере безопасности. Определены две составляющие навыков безопасного поведения у детей: когнитивная - знание безопасной формы поведения и волевая - внутренняя готовность и мотивированность к безопасным действиям и поведению. Кроме того, выделены факторы, являющиеся препятствиями на пути формирования у детей компетенции безопасности. Наиболее заметные и существенные препятствия - импринты, легко перенимаемые от взрослых в качестве образцов формы поведения, несущие скрытые или явные опасности для детей. Импринты могут входить в противоречие с формами поведения, которым взрослые пытается осознанно научить детей. Взрослый может учить детей одним формам поведения, а сам в своем поведении использовать другие, осуществляя влияние на детей своим примером. Поставщиком наибольшего числа импринтов, неосознанно перенятых от окружающих форм поведения, являются родители. Поэтому от поведения родителей в наибольшей степени зависит успешность формирования компетенции безопасности. Проведенный анализ ситуации, связанной с формированием компетенции безопасности у детей дошкольного возраста, позволил сделать следующий вывод: успешность ее формирования в наибольшей степени может быть обеспечена кадровым составом в сфере образования. Наиболее ценными качествами управленца являются инициативность, самостоятельная творческая активность, направленная в область детской безопасности.
DOI: 10.15372/PHE20170419 |
К.А. Кравченко1, В.И. Костенко2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 kka-78@mail.ru 2Омский государственный педагогический университет, 644099, Россия, Омск, Набережная имени Тухачевского, 14 vikost.52@mail.ru
Ключевые слова: скульптура, художественный замысел, гармония, эстетическое воспитание, sculpture, artistic design, harmony, esthetic upbringing
Страницы: 197-205 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Авторы анализируют проблемы обучения скульптуре, которое необходимо строить на таких же научных основаниях, как и обучение другим дисциплинам. Вполне очевидно, что развитие конструктивно-пластического восприятия и объемно-пространственного мышления представляет собой единый образовательный процесс, гармонически формирующий творческие способности студента. Овладение же технической и технологической составляющими работы осуществляется в ходе преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты. В статье отмечается, что на первоначальном этапе изображения аналитические начала еще активно не участвуют, эмоциональное и пространственное восприятие модели диктует пока свой эмоциональный образ, который необходимо зафиксировать в скульптурном материале. Методика обучения искусству лепки базируется на представлении о последовательности этапов становления скульптурного этюда фигуры человека. Прежде всего скульптору необходимо формировать первоначальный замысел композиции. В него могут быть включены задачи постановки, композиционные варианты, ритмический порядок, пластическое решение и т. д. Импульсом к правильному формированию замысла является словесный анализ модели, сделанный преподавателем. В статье особо отмечено, что конструктивно-пластическое восприятие нельзя формировать в отрыве от обучения элементарной технике скульптуры, композиции, от эстетического воспитания, поскольку это единый процесс.
DOI: 10.15372/PHE20170420 |
О.В. Шаляпин1, В.И. Костенко2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 shalyapin.oleg@mail.ru 2Омский государственный педагогический университет, 644099, Россия, Омск, Набережная имени Тухачевского, 14 vikost.52@mail.ru
Ключевые слова: скульптура, выразительный художественный образ, гармония, стилизация формы, sculpture, expressive artistic image, harmony, stylization of form
Страницы: 206-214 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Авторы анализируют проблему изучения специфики восприятия для скульптурного изображения, которая заключается в том, что отдельные свойства и качества воспринимаемого объекта действуют в едином комплексе и воспринимаются как единое целое. В педагогической практике целостность восприятия необходимо формировать, поскольку это главное условие построения целостного скульптурного изображения. Тем не менее представление о модели, полученное при ее восприятии, оказывается недостаточно полным без фиксации адекватного образа в материале. В статье отмечается, что важнейшая цель работы скульптора заключается в нахождении «говорящей позы» модели и в умении декодировать внутренний мир воспринимаемой натуры по его внешним признакам. При этом существенным моментом стилистических особенностей в скульптуре является момент передачи движения, который отличается от передачи движения в других видах изобразительного искусства и служит основой для одухотворения изображений, для передачи их внутреннего смысла. В скульптуре, как ни в каком другом виде изобразительного искусства, для передачи пластического состояния персонажа используются образные возможности жестов, движений, поскольку они способствуют пониманию принципа конструирования образа. При этом замысел, каким бы он ни был, реализуется посредством пластики: напряженных или расслабленных мышц, выгиба торса, опоры на одну ногу или обе ноги, - таков этот язык. В статье особо отмечено, что требования к поиску выразительного художественного образа (знака, символа выражения, настроения, идеи) требуют оригинального решения и лаконичной стилизованной формы изображения.
DOI: 10.15372/PHE20170421 |
В.И. Костенко
Омский государственный педагогический университет, 644099, Россия, Омск, Набережная имени Тухачевского, 14 vikost.52@mail.ru
Ключевые слова: скульптура, конструктивно-пластическое восприятие, гармония, эстетическое восприятие, sculpture, constructive and plastic perception, harmony, esthetic perception
Страницы: 215-223 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Автор анализируют проблему развития восприятия на занятиях по скульптуре, являющегося первой ступенью познания и первоначально выступающего как относительно простой акт непреднамеренного отражения действительности, которая окружает человека. В процессе развития восприятие переходит в специфическую целенаправленную деятельность наблюдения, позволяющего с конкретной целью глубже проникнуть в мир воспринимаемых явлений. И тогда восприятие становится сложной формой познания, включает в себя не простую сумму ощущений, а целостность и предметность отдельных видов ощущений, которые формируют обобщенный образ предмета. В статье отмечается, что на занятиях скульптурной лепкой посредством восприятия осуществляется чувственное познание различных предметов, их объема, величины, удаленности, пропорций, а также пространственных свойств, времени и движения. Однако в процессе обучения необходимо развивать у студентов профессиональное восприятие, что предполагает наличие конструктивно-пластического восприятия объекта изображения. Формированию конструктивно-пластического восприятия предшествует процесс поступления количественной информации об объекте. Наиболее полное познание закономерностей и связей происходит в процессе логического осмысления, в основе которого лежат теоретические, научные знания о пластической анатомии, перспективе, что позволяет вскрыть глубинные связи воспринимаемого. Благодаря теоретическим знаниям можно осуществлять разнообразные мыслительные операции. В изобразительной деятельности можно говорить о целенаправленном восприятии, которое управляемо и подчиняется конкретно поставленным задачам. Существуют способы управления зрительным восприятием: к ним, прежде всего, относится установка, которая предопределяет направление изобразительных действий художника.
DOI: 10.15372/PHE20170422 |
К.А. Очеретяный
Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская Набережная, 7-9 ocherk.on@yandex.ru
Ключевые слова: логос, творчество, субъективность, письмо, мысль, свидетель, утверждение жизни, этос творчества, logos, creativity, subjectivity, writing, thought, witness, affirmation of life, ethos of creativity
Страницы: 224-231 Подраздел: Информация
Аннотация >>
Данная рецензия направлена на определение смысла и значения коллективной монографии «Творчество и субъективность» (СПб., 2016) в контексте современного гуманитарного дискурса. Ответственный редактор - доктор философских наук, профессор А. А. Грякалов. Авторы монографии - международная группа исследователей, объединившихся в Научно-образовательный центр «Философия современности и стратегии гуманитарной экспертизы» при РГПУ им. А. И. Герцена, их цель - определение условий возможности субъекта в современном социокультурном и эпистемологическом поле. Книга посвящена вопросам, затрагивающим актуальные формы философской рефлексии, экзистенциального бытия в мире, этики и эстетики жизни философии события с выходом к пониманию оснований социализации и образования. Исследование является интердисциплинарным проектом: со своим языком, выстроенным на границе дисциплин и направленным на вскрытие конститутивных механизмов формирования жизненного мира. Методом выявления значимости поставленных в книге вопросов является перенесение их в проблемное поле современности. Определяются конгруэнтность авторских усилий проблемному полю современности, точность концептов, масштаб разрешающей способности гипотез, тонкости методов, эффективность стратегий социализации.
DOI: 10.15372/PHE20170423 |
Т.А. Косенко, А.Г. Лигостаев, Н.В. Наливайко, И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Страницы: 232-249 Подраздел: Информация
|
|