МОДЕЛИРОВАНИЕ И АЛГОРИТМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
Ю.И. Молотков
Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Новосибирск, Россия molotkov-yi@ranepa.ru
Ключевые слова: личность, саморазвитие, самоуправление, жизненный цикл, кибернетическая модель, алгоритм, сценарный план, система развития
Страницы: 65-82
Аннотация
Введение. В статье рассматривается прикладное значение развития человека через технологию самоуправления и саморазвитие личности. В современном обществе проблема востребованности личности определяется достигнутым уровнем профессиональной подготовленности и компетентной деятельности в той сфере жизнедеятельности общества, в которой человек хочет самореализоваться. Проблемой современного обучения является подготовка человека, начиная со школьной скамьи и даже детского сада, за счет выявления способности (склонности) личности к профессии. Формирование профессиональных качеств и компетенций личности осуществляется в профессионально ориентированных образовательных организациях, которые в своей практико-ориентированной подготовке используют весь арсенал методов и методик, симуляторов и практик, способные обеспечить образовательно-технологический уровень требуемых компетенций и профессионализма, сформированных в рамках образовательных и профессиональных стандартов Гражданского кодекса, а также функциональных требований конкретных организаций с учетом ценностных установок и планов саморазвития личности. Научная новизна технологии развития личности заключается в применении новых инструментов, а также описания логики саморазвития и самореализации личности, к ним отнесены кибернетическая модель, алгоритм развития, график жизненного цикла, этапы формирования плана, сценарный план саморазвития и самореализации личности. Методология и методика исследования. При исследовании применялись системный подход, структурно-системный анализ, кибернетическое моделирование процессов самоуправления развития личности, алгоритмизация развития личности, графическая модель жизненного цикла человека, контент-анализ стандартов образования и профессиональных стандартов по Гражданскому кодексу, которые создают новые требования для практико-ориентированного процесса обучения в образовательных организациях. Применяемые методы и инструменты структурно-системного подхода позволили сформировать и апробировать кибернетическую модель, алгоритм, сценарный план самоуправления и самореализации личности. Результаты исследования. Практическим результатом исследования стало применение практико-ориентированного подхода в процессе обучения менеджменту студентов и использование в практико-ориентированном обучении новых инструментов, таких как логика реализации потребности в жизненном цикле человека; кибернетическая модель самоуправления саморазвития личности. Предложен алгоритм саморазвития и самореализации интеллектуально-профессионального развития личности; определены этапы формирования сценарного плана саморазвития и самореализации личности студента вуза. Заключение. Приведена система самоуправления и саморазвития личности, сформированная по методологии структурно-системного подхода, кибернетического моделирования, алгоритмизации саморазвития, самопрограммирования по этапам жизненного цикла и формирования плана развития профессиональных качеств личности, востребованных в современной социально-экономической среде, что особенно актуально для целенаправленного развития студентов в современном обществе. Пример, приведенный в статье, показывает, что студенты после освоения структурно-системного моделирования процесса управления развитием личности способны осмыслить и сформировать собственную стратегию и алгоритм самоуправления и саморазвития личности в рамках этапов жизненного цикла человека.
DOI: 10.15372/PHE20210205 |