В статье обсуждается ряд вопросов методологического характера, влияющих на эффективность регионального программирования как инструмента государственной региональной политики: наличие многих относительно частных институциональных моделей региона, принципиально несводимых друг к другу, и отсутствие их должной координации при разработке региональных программ; существование пределов структурных парадигм региональных программ, влияющих на реализуемость выбранных целевых установок; наличие мощных механизмов самостабилизации (констант регионального развития) при недостаточно выраженной нацеленности частных программных ориентиров на обобщающий градиент развития региона; относительная условность достигаемых в программах компромиссов приоритетов федеральных и региональных интересов; использование не всегда адекватных измерителей территориальных различий при выявлении приоритетов программных установок и оценке межрегиональных различий.
В статье рассмотрены принципы и методы совершенствования межбюджетных отношений в контексте развития налогово-бюджетной системы РФ в целом и бюджетного федерализма в частности. Выявлены условия и предпосылки для реформирования системы межбюджетных отношений, сформулированы цели и механизмы таких преобразований, включая информационное, организационное и методическое обеспечение социально-экономического и финансового планирования в регионе. Особое внимание уделено вопросам укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований - субъектов межбюджетных отношений и обоснованию стимулирующих дотаций местным бюджетам. Предложены два варианта методики расчетов межбюджетных финансовых потоков.
B статье исследуется эволюция взаимоотношений федерального центра и регионов Российской Федерации. Автор отмечает, что эти отношения нуждаются в последовательном совершенствовании, так как сегодня они остаются неопределенными и неустойчивыми из-за отсутствия действенных механизмов согласования интересов центра и регионов. По мнению автора, предпосылки и правовые контуры демократического федерализма к настоящему моменту созданы, и в начале XXI в. Россия может изменить федеративное устройство - перейти от асимметричной договорной федерации через асимметричную конституционную к симметричной конституционной федерации.
Правительство Российской Федерации заинтересовано в активизации развития экономики, что выражается в подготовке проекта закона о дебюрократизации предпринимательства. В статье проанализированы административные барьеры ведения хозяйственной деятельности, стоящие на пути предпринимателей, и оценены экономические потери общества от их существования. По оценкам автора, только потери населения от завышения розничных цен вследствие того, что предприниматели вынуждены оплачивать административные поборы, в среднем за месяц составляют 18 млрд руб., что превышает доходы консолидированных бюджетов от сбора подоходного налога с физических лиц в 2000 г.
Оценки современного экономического и социального положения субъекта Федерации - анклава на крайнем востоке России, характеризуют Сахалинскую область как проблемный регион. Перспективы развития региона во многом определяются потенциалом углеводородного сырья на шельфе о. Сахалин, конкурентоспособным спросом на нефть и газ географически близкими странами, наличием механизма привлечения инвестиций (концессия в области природопользования) для их освоения. Уже начаты претворяться в жизнь первые проекты по освоению месторождений шельфа. Развитие экономики анклава будет определяться и транзитной ролью о. Сахалин на пути Японии в страны Восточной Азии и Европы после завершения строительства тоннелей (мостовых переходов) о. Хоккайдо - о. Сахалин и о. Сахалин - материк. Все это позволит в перспективе после 2010 г. отнести Сахалинскую область к типу регионов программно-развивающихся с улучшением показателей уровня жизни населения и динамичной экономикой.
Статья посвящена социологическим аспектам становления сельского предпринимательства - анализу институциональных основ и социальной базы развития сельского предпринимательства, мотивации выбора формальных и неформальных видов предпринимательской деятельности. Наряду с этим в статье рассматривается ряд теоретико-методических вопросов исследования, связанных с уточнением категории "сельское предпринимательство" и с классификацией видов предпринимательской деятельности. Особое место уделено анализу тенденций развития формальных и неформальных видов сельского предпринимательства в условиях реформирования аграрных отношений: малому агробизнесу, развитию фермерских хозяйств, личного подсобного хозяйства населения как основного неформального сектора аграрной экономики, а также функционированию реорганизованных коллективных хозяйств как субъектов сельского предпринимательства.
В статье рассматривается прогноз развития экономики России в региональном разрезе на основе межрегиональной модели, позволяющей объединять межотраслевые прогнозы развития регионов и находить сбалансированные поставки продукции между ними. В основу прогноза положена идея восстановления на новой технической базе территориальных пропорций, существовавших в дореформенном 1992 г. Необходимость такой стратегии обосновывается с социальных позиций. Приводятся расчеты развития экономики регионов России в 2001 г., при условии что остались бы территориальные пропорции 1990 г.
Новая ситуация в России после распада СССР диктует, по мнению автора статьи, важность восточного стратегического направления внешнеэкономических связей. Топливно-энергетический потенциал восточных районов страны, особенно Восточной Сибири и Дальнего Востока, можно рассматривать как один из важных инструментов углубления энергетической интеграции России со странами Северо-Восточной Азии (СВА). Создание с активным участием России и стран СВА развитой энергетической инфраструктуры позволит снизить стоимость энергоносителей, повысить надежность энерго- и теплоснабжения потребителей стран-партнеров, облегчить решение экологических проблем. Для выполнения названных задач, по мнению автора, необходимо разработать комплексную долгосрочную стратегию энергетического взаимодействия России со странами СВА и механизмы ее реализации. Эту стратегию можно разработать путем объединения усилий заинтересованных стран при поддержке российского государства.
В статье показана роль сибирских энергетических ресурсов в топливно-энергетическом комплексе России. В перспективе их роль будет возрастать. Это связано со значимостью энергетического фактора в формировании согласованной экономической политики регионов России и ростом значимости энергетики Сибири в усилении внешнеэкономических связей страны. Авторы дают оценку эффективности и масштабов поставок энергоресурсов в регионы России и на экспорт в зависимости от проводимой в стране политики цен на энергоресурсы.
В статье анализируются возможные внешние условия, которые будут влиять на развитие энергетики восточных регионов России в следующие 20 лет. Оценивается вероятный спрос на энергоносители для двух сценариев развития экономики. Рассматривается возможный диапазон цен на топливо в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. На фоне ожидаемого баланса газа в странах Северо-Восточной Азии оценивается его рациональный экспорт из России в зависимости от цен на газ в этих странах.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее