МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (на примере г. Новосибирска)
Д.В. Ушаков
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
Ключевые слова: система образования, полиэтничные школы, многонациональный состав, дети мигрантов, национальная политика, межэтнические отношения, education system, multiethnic schools, multinational, children of migrants, national policy, interethnic relations
Страницы: 103-113 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ. ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация
В статье рассматриваются механизмы реализации стратегии национальной политики в сфере общего образования. Крупные города в России всегда имели многонациональный (полиэтничный) состав населения, но именно в последние двадцать лет проблемы образования и социализации детей разных национальностей значительно обострились в связи с массовостью миграционных потоков. Сегодня органам социального управления необходимо знать, какие проблемы испытывают в современных условиях школы с многонациональным составом, которые проводят работу по образованию, воспитанию и взаимной адаптации детей разной этнической принадлежности. Руководители школ отмечают, что административные требования обязательной регистрации детей мигрантов и их родителей переводят деятельность учреждений из образовательно-воспитательной в плоскость контролирующих функций. При этом многочисленные проверки и мониторинги препятствуют нормальному развитию образовательного процесса. На примере опыта новосибирских школ, работающих с детьми мигрантов, анализируются конкретные организационные и содержательные механизмы обучения русскому языку как неродному, взаимной психологической адаптации и гармонизации межэтнических отношений среди учащихся разных национальностей. В статье обосновываются необходимость выделения особых критериев оценки деятельности многонациональных школ для признания их экспериментальными площадками, потребность в образовании координационного совета таких учебных учреждений, их финансовой, правовой, методической и материальной поддержки, а также распространения их позитивного опыта деятельности на другие образовательные учреждения. Сформулированы конкретные предложения для органов управления и многонациональных школ по улучшению работы с детьми мигрантов.
DOI: 10.15372/PHE20170311 |