|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 3.239.3.196
[SESS_TIME] => 1728432015
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => bbc397edc7a8dc56fd49cfef9ebd88ca
[UNIQUE_KEY] => 88229db94d4b9cffd2a3c04ed13f292a
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2023 год, номер 2
Т.В. Чапля
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия chap_70@mail.ru
Ключевые слова: социализация, идентификация, образовательное пространство, личность, общество
Страницы: 5-22
Аннотация >>
Введение. Процессы социализации и идентификации сопровождают общество всю его социальную историю и связаны с выработкой определенных инструментов для включения новых индивидов в существующий порядок. Одним из таких инструментов выступает образовательное пространство. Исследование роли образовательного пространства в процессах успешной социализации и идентификации представляется весьма актуальным. Методология. Теория символического интеракционизма позволяет рассмотреть особенности процессов социализации и идентификации с точки зрения социального взаимодействия, «принятия роли другого». Теория социологии знания, акцентирующая внимание на связи между личностью и внешней средой, роли влияния внешних факторов на протекание процессов социализации и идентификации дает возможность проследить связь и зависимость между социализацией, идентификацией и образовательным пространством. Обсуждение. На основании принятия роли Другого раскрыты механизмы освоения личностью образовательного пространства, показано, что выстроенное целенаправленно образовательное пространство позволяет субъекту свободно входить в общество через основные системы социальных ролей, ценностей, норм и правил поведения, формируя тем самым социальную и личностную идентичность в процессе социализации и идентификации. Сделан акцент на том, что стихийная социализация в отличие от управляемой строится не по возрастному критерию, а по индивидуальным предпочтениям, что позволяет личности оказывать влияние на общество и менять его. Заключение. Образовательное пространство выступает инструментом в процессах социализации и идентификации через семью, формальные образовательные организации и учреждения. Социализация и идентификация функционируют как два противоположных процесса: первый направлен на консолидацию общества через систему образования и социального контроля, вписывая индивида в существующий порядок, позволяя сформировать в нем чувство безопасности, принадлежности к «своим»; второй, напротив, способствует осознанию своей индивидуальности, особости по отношению к другим, позволяя каждому члену общества реализовывать свои творческие потребности, вносить свой вклад в культуру.
DOI: 10.15372/PHE20230201 EDN: JQVDXT
|
В.И. Разумов
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия razumovvi@omsu.ru
Ключевые слова: воспитание, идентичность, категориальная методология, категориально-системная методология, новые интеллектуальные технологии, образование, теория динамических информационных систем
Страницы: 23-36
Аннотация >>
Введение. Вызовы современности указывают на необходимость поиска новой идентичности образования. С целью систематизации процессов, вызвавших кризис идентичности современной системы российского образования, в статье сформулированы шесть положений, позволяющие не только понять глубинные причины кризиса, но и наметить пути к обновлению его нового видения. Выдвигается гипотеза: эффективность когнитивных образовательных инструментов заметно вырастет, если избавится от ограничений в организации познания. Методология. Онтология работы выстраивается от концепции трех миров К. Поппера (физического, психического, когнитивного), где знания рассматриваются не столько как отражение действительности, сколько как ее дополнение. Концептуализируется категория «знание» в качестве единицы, передающей смысл и содержание объекта. Методология категорий и категориальных схем работает как инструментальное и организующее мышление. Обсуждение. Общим для всех специалистов является утверждение о необходимости радикальных реформ образования на всех уровнях. Для того чтобы перемены не ухудшали, а стали улучшать образование, требуется принять, что в развитии человечества начала XXI в. произошли следующие перемены: приоритеты в культуре переходят от науки и образования к технологиям и технике. Это проявляется в таких феноменах, как революция интерфейсов, киберграмотность, киберсоциализация и др., что требует переноса акцентов с дидактики на воспитание. Заключение. Выход из неопределенности реформ образования в России возможен силами сообщества преподавателей и ученых, способных разработать свою концепцию образовательной реорганизации как основы общегосударственной стратегии развития.
DOI: 10.15372/PHE20230202 EDN: VGFTYX
|
С.П. Штумпф
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск, Россия stumpf@kspu.ru
Ключевые слова: бедность, работающие бедные, социальная структура, индивид, общество
Страницы: 37-55
Аннотация >>
Введение. Бедность как одна из острых и болезненных проблем органически присуща человеческому сообществу на всех этапах существования. Прямые и косвенные свидетельства ее негативного проявления обнаруживаются в разных областях общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Бедность является источником неудовлетворенности жизнью людей, основанием депривации, угрожает социальной безопасности общества. Идеологический и экономический кризис, произошедший после развала СССР, помимо макросоциальных повлек за собой микросоциальные изменения, в частности произошедшие в русле идентификации бедных. Кризис провоцировал возникновение специфического слоя социально уязвленного населения «работающие бедные». Впервые это словосочетание использовала вице-премьер Правительства РФ О. Ю. Голодец в 2017 г., обратившая внимание на уникальность этого явления с целью ответить на вопрос: кто они, работающие бедные сегодня, и каковы их специфические характеристики? Методология. Методологически анализ феномена «работающих бедных» осуществлен в границах структурного, стратификационного, компаративистского и социокультурного подходов, позволяющих выявить комплекс взаимозависимых равнозначных субъективных и объективных характеристик исследуемого объекта. Обсуждение. Проведенное исследование дало возможность проанализировать изучаемый объект и эксплицировать его определение. Работающие бедные - это часть социума, представленная образованными, квалифицированными трудоустроенными людьми, которые в силу ухудшения экономической ситуации в государстве оказались на границе бедности, их доходов недостаточно для удовлетворяющего жизнеобеспечения. Выявлены и рассмотрены специфические характеристики изучаемой социально-демографической группы: экономические, профессиональные, демографические, социокультурные, эмоционально-психологические. Заключение. Ретроспективный анализ явления бедности позволил констатировать факт, что работающие бедные на российском пространстве существовали во все времена. В советский период они составляли основную массу населения. Лексически это явление никак не обозначалось, использовалась его мягкая завуалированная форма - малообеспеченность. Этот феномен вполне традиционен, существовал латентно, проявляя себя в критические для государства периоды, сегодня он по-новому включен в реалии современной жизни.
DOI: 10.15372/PHE20230203 EDN: SWPDUK
|
М.А. Петров, А.В. Голдаева
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия mipet@yandex.ru
Ключевые слова: информационное общество, социализация, факторы социализации, идентичность, информатизация, информационная среда, компьютерные технологии, сетевое пространство
Страницы: 56-68
Аннотация >>
Введение. Новые формы социализации, связанные с изменившимися жизненными условиями, продиктованными информатизацией, требуют уточнения человеком своей социальной идентичности. Жизнедеятельность во все времена требовала конструирования непротиворечивого мира вокруг себя, где человек выступает как творец своего пространства, а социальное воспитание - как «мост», соединяющий мир субъективных переживаний, самооценок и притязаний с миром объективной социальной реальности. Методология. Соотношение социальной философии и педагогики дает возможность исследования новых форм социализации в пространстве доминирования информационной культуры как возможности для развития нового вектора теории педагогики. Методологическая аргументация, содержащаяся в трудах ряда отечественных исследователей, формирует теоретическую основу работы. Обсуждение. Все более четко артикулируемая информатизацией и цифровизацией трансформация форм, методов и этапов социализации корректируется использованием традиционных приемов. Исследованы новые формы социализации: цифровая, индивидная как необходимость в определенный момент, идентично-национальная как вызов глобализации и киберсоциализация; предложена корректировка существующих подходов к процессу социализации с учетом наличия интернет-возможностей, в частности рассмотрена классификация процессов социализации по признаку принадлежности молодежи к разным типам сообществ в онлайн-среде. Заключение. Гармоничное сочетание в информационно-обусловленном пространстве традиционных, современных и инновационных социальных факторов означает повышение степени информированности общества в целом и каждого его члена в отдельности, формирование общественного сознания на основе всеобщей научно обоснованной картины мира.
DOI: 10.15372/PHE20230204 EDN: ROYCYC
|
Д.Н. Деменёв, Е.К. Подобреева, Д.Д. Хисматуллина
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия denis-demenev@mail.ru
Ключевые слова: знание, генезис, классическое искусство, информация, интегративные процессы, эпистемология
Страницы: 69-82
Аннотация >>
Введение. Важнейшим вызовом для человечества является информационно-технологическая эпоха, в которой знание представлено одновременно как фактор позитивного преобразования действительности и как источник, нарушающий баланс жизни человека и общества. Параллельно наблюдаются трансформации в искусстве в виде возникновения и становления обобщенных выразительных образов и символов, легко узнаваемых, обладающих глубоким смыслом и когнитивным потенциалом. Целью статьи является философское осмысление генезиса и интеграции знания и искусства как фактора ценностно-позитивного преобразования действительности. Методология исследования включает обзор литературных источников и диалектический подход к историко-искусствоведческому анализу единства эпистемологического и логического в ценностно-содержащем дискурсе. Фокус исследования направлен на анализ интегративных процессов знания сквозь призму искусства. Обсуждение. Сделано обобщение: человеческая цивилизация развивается благодаря эпистемологической науке, которая задает ориентиры для процессов, происходящих на различных уровнях человеческого бытия. Прогнозирование результатов интеграции знания возможно при условии обращения к философскому знанию и нахождения его коррелятов в идеальных и материальных ценностных ориентирах. Заключение. Интегративные процессы в основных формах человеческого знания (искусство, философия, наука) стали важнейшими ценностными основаниями в становлении гносеологии, эпистемологии и аксиологии. Обосновано, что на всех этапах генезиса человеческого знания искусство содействовало знаниевой интеграции, способствующей выстраиванию определенной образовательной системы и праксиологических методов решения различных жизненных противоречий (концентрация и хранение информации, арт-терапия, эмоциональное отражение действительности, патриотическое воспитание, сохранение музейных ценностей, использование цифровых технологий и будущих возможностей искусственного интеллекта), что в целом способствует позитивному преобразованию социального и образовательного пространства.
DOI: 10.15372/PHE20230205 EDN: KWOSVY
|
В.А. Гончарова
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия v-goncharova@yandex.ru
Ключевые слова: система образования, онтология человека, мировоззрение, методологический комплекс
Страницы: 83-108
Аннотация >>
Введение. Новые экзистенциальные схемы, предложенные миру и человеку в борьбе за выживание в условиях эпохи пандемии, обостряют необходимость переосмысления онтологии современного человека. Цель статьи заключается в попытке автора построить понимание сущности такой онтологии как целевой ориентир современного образования. Методология. В основе статьи лежит следующее методологическое понимание: будучи фиксируема в вариантах, онтология «опредмечивается» в индивидуальном мировоззрении и «прививается» человеку на основе способов мышления и деятельности, а также смыслов этой деятельности. Анализ этого методологического комплекса предлагается транслировать через систему образования. Обсуждение. На основаниях анализа методологического комплекса, характерного для современной системы образования, выдвинут тезис о варианте онтологии человека современности как компетентного «пользователя» противостоящей его творческому потенциалу «демиург-системы»; человека, ориентированного на выживание и потенциально не способного превзойти эту систему. Необходимым становится переосмысление человекоразмерности такой онтологии в контексте образования. Проблема современного образования заключается в отсутствии полагаемой целью широкой экзистенциальной рамки осмысления образовательных процессов и механизмов создания условий для становления человеческого в человеке. Онтологически ориентированное образование нацелено на создание и построение естественной среды для проявления и развития естественной человеческой субъектности. Для этого необходим ряд условий: содержательная целостность образования, развитие соответствующих видов мышления (безопорного, критического, системного, методологического), развитие рефлексии, развитие воображения и способности мечтать, эстетический характер образования, формирование экзистенциальных смыслов человека, развитие в образовании темы души и духовности. Заключение. Миссия современного образования видится в том, чтобы обратить признаки нестабильности эпохи в возможность построения гуманной (человекоразмерной) онтологии человека. При этом значимыми становятся те же инновации, но понимаемые как вариант традиционного опыта. В случае онтологически ориентированного образования - это опыт взращивания человеческого в человеке.
DOI: 10.15372/PHE20230206 EDN: JDJWBR
|
М.И. Алдошина1, Г.В. Букалова1, А.Н. Дорофеев1,2,3
1Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Орёл, Россия maraldo57@mail.ru 2Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия adorofeev@hse.ru
Ключевые слова: инженерное образование, морально-этические образовательные цели, этика долга, моральный долг, внеморальный долг, педагогическая деятельность
Страницы: 109-126
Аннотация >>
Введение. Интенсификация постиндустриального общественного развития в технической сфере производства значительно воздействует на благополучие/неблагополучие людей и окружающей среды. Актуализируется проблема разработки деонтологических основ формирования готовности выпускников вуза инженерного профиля к моральной ответственности за безопасность и надежность результата профессиональной деятельности. Методология. Эпистемологический анализ предполагает выделение отношения «объект - знание». В качестве объекта принят моральный долг как составная часть профессионального долга инженерно-технического работника; а в качестве знания - обращение к положениям деонтологии, представляющей этику долга в современной философии. Такой подход предполагает дифференциацию социально-философских положений долженствования и поиск информационно-смысловых форм объективации морального долга инженерно-технического работника. Обсуждение. Функцию деонтологических элементов в структуре образовательного процесса выполняют компетенции выпускника вуза морально-этического характера, административно утвержденные в качестве образовательных целей. Представление образовательных целей в аспекте деонтологии, отражающей готовность выпускника вуза инженерного профиля к несению профессиональной ответственности, достигается привлечением ее положений в области этической теории как должное посредством соответствующих императивов в специфической форме проявления социальной необходимости. Использование положений деонтологии в качестве теоретической основы разработки структурного состава и содержания морально-этических образовательных целей поддерживает точность ориентации педагогического влияния на формирование готовности выпускника вуза инженерного профиля к несению профессиональной ответственности. Категориальный статус долга, описанный в деонтологии, связывает его с регулятивными принципами морали, отражая безусловность исполнения требований морального долга в ходе профессиональной деятельности инженерного профиля. Его границы определяются специфической императивностью морального долга. Заключение. На основе концепции современной эпистемологии, акцентирующей социальные предпосылки функционирования знания, привлечение аналитико-философского основания деонтологии обеспечивает научно-обоснованную объективацию структурного состава морально-этических образовательных целей инженерного профиля.
DOI: 10.15372/PHE20230207 EDN: GUNCMQ
|
М.И. Ананич1, В.Д. Маркова2
1Региональная комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, Новосибирск, Россия ami@nso.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия cae@nsu.ru
Ключевые слова: программа подготовки управленческих кадров, проектное обучение, цифровые компетенции, вызовы внешней среды
Страницы: 127-143
Аннотация >>
Введение. Актуальность реализации Федеральной (Президентской) программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ требует сформированного учебно-методического комплекса по цифровизации управления с опорой на отечественный опыт и лучшие международные практики цифровизации для их осмысления и распространения. В современном менеджменте появляется множество новых понятий, методов и инструментов. Констатируется факт, что в современном менеджменте действует принцип «И - И», проявлением которого выступает сосуществование старых и новых методов, инструментов. Исследователи отмечают, что сейчас в любой компании сосуществуют бизнес-процессы, опирающиеся на интернет-ресурсы XXI в., управленческие постулаты середины XX в. и принципы менеджмента, выработанные еще в XIX в.53 Методология исследования основана на анализе эволюции взглядов на обучение менеджеров и интерпретации международного опыта в реализации Программы подготовки управленческих кадров. Обсуждение. В статье показано развитие подходов к профессиональной переподготовке российских менеджеров на основе анализа 25-летнего опыта реализации Федеральной (Президентской) программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Отмечено, что Программа стала инструментом «мягкой» инфраструктуры поддержки развития компаний и культуры менеджмента в стране и регионах. Выделены этапы развития Программы, отражающие смену акцентов в обучении менеджеров-практиков. Описаны лучшие практики каждого этапа реализации Программы. Систематизированы основные вызовы внешней среды и рассмотрены основные составляющие и проблемы формирования цифровых компетенций менеджеров. Заключение. Наряду с традиционными навыками в менеджменте необходимо говорить о цифровых компетенциях менеджеров в более широком контексте: современных трендах глобально-экономического и технологического развития; новом понимании принципов работы с данными и управления организацией на основе цифровых технологий.
DOI: 10.15372/PHE20230208 EDN: VWEZZE
|
А.Г. Ряписова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия iesen-kpp@nspu.ru
Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональное сопровождение, модель сопровождения педагогов, программа профессионального сопровождения
Страницы: 144-157
Аннотация >>
Введение. В последнее десятилетие внедрение инклюзивной практики в системе дошкольного образования актуализировало проблему обеспечения готовности педагогов к работе в инновационных условиях. Анализ научных исследований и изучение реальной ситуации свидетельствует о барьерах и затруднениях педагогов в работе с детьми в группах специального назначения. Поэтому разработка модели профессионального сопровождения педагогов и программы ее реализации в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации актуальна, имеет теоретическую и практическую значимость. Методология. Теоретико-методологическую основу составили отечественные научные разработки в области инклюзивного образования. Использованы традиционные психолого-педагогические методы: теоретические (изучение, анализ, синтез, обобщение теоретических источников) и эмпирические (опросные методы, методы качественного и количественного анализа эмпирического материала). Обсуждение. Выработка понятийного аппарата в аспекте выбранной темы позволила трактовать профессиональное сопровождение педагогов как специально организованное, планомерное, систематическое взаимодействие, направленное на оказание помощи педагогу в выборе наиболее эффективных путей решения задач и типичных проблем профессиональной деятельности. Результаты диагностики комплекса валидных и надежных методик с участием 65 воспитателей детского сада позволили получить полную и достоверную информацию о трудностях и проблемах педагогов, которые непосредственно связаны с реализацией инклюзивного образования в конкретной образовательной организации. Заключение. В ходе исследования разработана модель профессионального сопровождения педагогов инклюзивной дошкольной образовательной организации в виде матрицы, включающей содержательный и организационный компоненты. Составлена программа, обеспечивающая профессиональную готовность педагогов дошкольной образовательной организации к осуществлению инклюзивной практики. Программа имеет модульную структуру и содержит описание мероприятий по реализации каждого модуля.
DOI: 10.15372/PHE20230209 EDN: WKRWHJ
|
О.А. Обдалова1, Ю.В. Жарова1,2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия o.obdalova@mail.ru 2Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия extra.english2013@yandex.ru
Ключевые слова: интегративно-развивающий подход, иноязычная подготовка, публичная речь, технология междисциплинарного ассемблирования, междисциплинарность, инженерно-технический профиль, системный подход
Страницы: 158-177
Аннотация >>
Введение. Представлен анализ понятия «междисциплинарность» и «интеграция». С целью повышения гибкости при обучении иностранному языку предлагается авторская технология иноязычной подготовки студентов инженерного профиля на основе «междисциплинарного ассемблирования» с акцентом на познавательную активность и самообучение студентов в процессе продвижения по индивидуальной иноязычной образовательной траектории. Методология обзорного материала выстроена на основе аналитических методов интерпретации авторских позиций. Общенаучной основой исследования выступает междисциплинарный подход, с позиций которого обучение будущих инженеров иностранному языку на основе технологии междисциплинарного ассемблирования обусловлено тематическим объединением модулей ряда дисциплин в интересах практики иноязычной публичной речи. Практико-ориентированной тактикой исследования является интегративно-развивающий подход, с учетом которого иноязычная коммуникативная компетенция студента инженерно-технического профиля рассматривается как интегративно-личностное, динамически адаптивное профессиональное качество. Обсуждение. Главным достоинством предлагаемого междисциплинарного формата взаимодействия выступает способ его организации: на уровне коммуникативного контекста, путем обоюдного внедрения достижений и результатов других наук. Заключение. Аналитический обзор материала позволил выявить, что интеграция как педагогическое явление дает возможность основательно интенсифицировать образовательный процесс в русле трансформации и реконфигурации образовательных программ и их содержания в рамках стратегического и тактического назначения. Исходя из анализа практики российских вузов можно отметить, что вариативность подходов к междисциплинарной интеграции становится коллективным активом развития и основой для трансфера и экспорта наиболее ярких и эффективных образовательных практик.
DOI: 10.15372/PHE20230210 EDN: LWHCBF
|
С.П. Сторожева1, Н.Л. Микиденко1,2
1Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск, Россия s_storozheva@sibguti.ru 2Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия nl_nsk@mail.ru
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровые навыки и компетенции, антропологические риски, принятие инноваций
Страницы: 178-193
Аннотация >>
Введение. Цифровизация образования приводит к изменениям в осуществлении образовательной деятельности преподавателей и обучающихся, что требует глубокого исследования и осмысления. Скорость принятия цифровых инноваций зависит от ресурсного состояния организаций и их субъектов и имеет свою специфику. Цель статьи - провести исследование применения и оценки успешности профессиональной деятельности субъектов образования в цифровом пространстве. Методология. Теоретическая рамка исследования основана на принципах интеграции положений, сложившихся в теориях цифрового общества и цифровых методов познания социальной реальности, применении Data-anthropo и кейс-анализа в подходах к аналитике образовательных данных, педагогики и дидактики мониторинговых исследований. Объект исследования - цифровизация образовательных практик преподавателей в условиях высшей школы (кейс Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), г. Новосибирск). Исследование направлено на выявление отношений к изменениям в профессиональной деятельности преподавателей университета при использовании цифровой образовательной среды, проведено в форме анкетного опроса на основе сплошной выборки. Обсуждение. Сохраняется противоречие в оценках возможностей цифровых образовательных технологий в образовательных коммуникациях. Доля преподавателей, которые считают, что цифровые технологии привносят в образовательный процесс антропологические, психологические и образовательные риски, остается высокой. В то же время зафиксирована положительная динамика в оценках цифровой образовательной среды и изменений в профессиональной деятельности, происходящих в процессе цифровизации. Заключение. Востребованными компетенциями при использовании цифровой образовательной среды остаются навыки создания учебного контента различного типа, дизайна и аналитики образовательных данных. Исследование профессиональной деятельности субъектов образования в цифровом пространстве демонстрирует сохраняющиеся противоречия, несмотря на широкие образовательные возможности цифровых сервисов и платформ.
DOI: 10.15372/PHE20230211 EDN: KHVJFR
|
|