Г. К. Сайкина
Казанский государственный университет, gusels@rambler.ru
Ключевые слова: «абстрактный человек», индивидуализация, идентичность и массовое общество
Страницы: 204-211
Цель статьи - выявить причины парадоксального характера современной индивидуализации, продуцирующей вместо индивидуальности абстрактного человека. Автором доказывается, что причинами абстрактности человека являются осуществление индивидуализации человека в отрыве от социальных традиций, интересов и появление «общества без социального» (без развитых социальных связей). Автор утверждает, что современная форма идентификации, позволяющая производить отождествления с любым человеком, становится механизмом «абстрагирования» человека, отличающимся от прежнего механизма нормирования. Обосновывается, что пределом абстрактности является массовое общество, которое одновременно находится по ту сторону всяких определений (абстракций).
В. И. Мурашов
главный редактор журнала «Культура здоровой жизни», vm_myrashov@mail.ru
Ключевые слова: кризис культуры, эволюционное назначение человека, национальная идея, антикризисные ресурсы, идея государства
Страницы: 211-220
Необходимость осознания глобального кризиса как дезинтеграции национальных социумов и мировой цивилизации, его глубинной причины, природы и средств преодоления вытекает из самой сущности человеческой жизни, знания законов своего бытия, смысла и эволюционного назначения, реальных условий и способа жизнедеятельности в соответствии с добытым знанием. На классическом философском языке это называется идеей жизни, которая представляет собой единство понятия как самосознательной истины и его внешнего, реального существования. Эта идея - абсолютный принцип преодоления кризиса, за логикой развития которого мы и должны проследить.
А. И. Молчанова
Алтайский государственный университет, almol@ist.ru
Ключевые слова: православие и миссионерская деятельность, миссионерские школы, культурно-религиозное просвещение, религиозно-нравственное воспитание
Страницы: 220-225
В статье рассматривается начало миссионерской деятельности на Алтае, целью которой было культурно-религиозное просвещение коренного населения Горного Алтая, а также его приобщение к православным традициям. На основе архивных документов рассматриваются основные этапы образовательного процесса в миссионерских школах, являющихся центрами религиозно-нравственного воспитания. В школах преподавались закон божий, русская и славянская грамота, арифметика. Обучение детей велось на родном алтайском языке. Большое внимание в статье уделено архивным документам, в которых отмечаются последствия влияния христианства на сознание и образ жизни новокрещенных.
Л. Н. Чернышева
Новосибирский государственный педагогический университет, chln2inbox.ru@inbox.ru
Ключевые слова: русская философская книга, духовность современного человека, духовное развитие
Страницы: 225-230
В данной статье рассматривается роль и место русской философ-ской книги в духовной жизни человека и подчеркивается необходимость изучения феномена чтения для становления духовности современного поколения. Анализируются философские подходы к чтению в исторической ретроспективе и современное состояние проблемы. Отражено отношение научной общественности к проблеме морального состояния современной литературы. Книга рассматривается как источник самовоспитания и индивидуальной духовной жизни личности. По мнению автора, чтение философской книги способствует формированию мировоззрения, личностному росту и духовному развитию современного человека.
Т. Ю. Микрюкова
Кемеровский государственный университет, psychology@kemsu.ru
Ключевые слова: инновационные программы, ценности культуры, субъект образования, личностная активность
Страницы: 230-236
Инновационная модель общества будет продуктивной и устойчивой лишь в том случае, если образование сможет опереться на базисный элемент своего развития - ценности культуры. Изучение активности человека с исторической точки зрения способствует формированию представления о культурно-исторических предпосылках становления современной личности. В данной работе автором рассматриваются мировоззренческие позиции субъектов, живших в различные исторические периоды и оказавших влияние как на современников, так и потомков. Человек здесь выступает как субъект психической активности, а значит, его мировоззрение косвенным образом меняет мировоззрение всех людей, и человечество в целом совершает скачок в своем развитии.
"Г. Д. Лихачев1, Г. Д. Лихачев2"
"1 2 Новосибирская государственная академия водного транспорта, gtf@nsawt.ru"
Ключевые слова: диалог, гуманитарное знание, гуманитарное образование, гуманитарно-этическое основание образования
Страницы: 236-241
В данной статье рассматривается проблема гуманитарно-этического основания естественнонаучного и гуманитарного знания. Таким образующим основанием является своеобразный «концептуальный банк» культуры. Автор подчеркивает значимость диалога как инструмента научного исследования. Диалог понимается как обязательное концептуальное обсуждение каждого вопроса в ходе научного исследования.
"П. А. Солкина1, П. А. Солкина2"
"1 2 Сибирский федеральный университет, p-solo_9@mail.ru"
Ключевые слова: коллективистский тип общества и индивидуалистический тип общества, глобализация и духовно-нравственное воспитание
Страницы: 242-246
В данной статье предпринят анализ социально-философских теорий, отражающих актуальную тенденцию развития российского общества на пути от коллективизма к индивидуализму. Основная цель статьи - обозначить проблематику всеобщей разобщенности, упадка нравственных устоев, утраты идентичности государства в контексте общенационального масштаба. Анализируются деструктивная динамика влияния Запада, а также методологические истоки теории общинности, соборности и коллективизма. Автор утверждает, что духовно-нравственное воспитание позволит сохранить свою уникальность через осознание и совершенствование общественных отношений.
В статье рассматривается исторический аспект преподавания философии как учебного предмета. Обращается внимание на то, что образование есть явление бытия или образ бытия, поэтому его необходимо рассматривать только с философских позиций. Выделяются различные направления философского анализа проблем образования как в историческом контексте, так и в современном.
"Н. В. Наливайко1, Т. С. Косенко2, А. В. Наливайко3"
"1 Научно-исследовательский институт философии образования Новосибирского государственного педагогического университета, nnalivaiko@mail.ru 2 Научно-исследовательский институт философии образования Новосибирского государственного педагогического университета 3 Научно-исследовательский институт философии образования Новосибирского государственного педагогического университета"
Ключевые слова: развитие и социализация, онтология и аксиология воспитания
Страницы: 254-265
Авторы статьи предприняли попытку исследования воспитания как процесса в его соотношении с таким онтологическим явлением, как развитие, а также проанализировали общее и особенное во взаимодействии онтологии и аксиологии в воспитании, обозначив тем самым путь воспитания через развитие к социализации. Постановка данных проблем обусловлена, с одной стороны, требованиями времени - кардинальными изменениями в развитии общества и самой системы воспитании, а с другой - потребностью в рефлексии над вопросами теории воспитания, остро нуждающейся сегодня в философском осмыслении и обосновании.
М. П. Яценко
Сибирский федеральный университет, ymp1957@rambler.ru
Ключевые слова: историческая преемственность, интеграционные процессы, глобализация, национальные ценности, взаимодействие цивилизаций, «страны второго и третьего мира», историческое познание, информационное общество
Страницы: 265-270
Автор исходит из того факта, что трансформация, которую несет в себе глобализация, вызывает необходимость в адекватной оценке специфики аксиологических особенностей, характеризующих исторические традиции социума, что играет решающую роль в формировании целост-ного социокультурного мировоззрения. Аксиологическое содержание исторического познания в современных российских условиях позволяет обозначать национальные ценности, которые находят актуальное социально-политическое выражение в определении национальных интересов и конкретизируются в национальных целях. Таким образом, можно говорить о включенности исторического познания в сферу национальной безопасности России.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее