Н. В. Гуляевская
Новосибирский государственный медицинский университет, navg@list.ru
Ключевые слова: профессиональные компетенции, технологизация адаптивного процесса, инновационный подход в образовании, социальная мобильность, «карьерный лифт», социальные нормы, социальный опыт, инновационные образовательные технологии, самосохранительное поведение
Страницы: 73-80
Н. В. Гуляевская (Новосибирск) Реконструкция российской системы высшего образования, присоединение России к Болонскому процессу изменяют требования к параметрам профессии, а значит, делают необходимой адаптацию студентов в учреждениях высшего образования. Поиск теоретических основ адаптации деятельности студентов подразумевает применение новых инструментальных процедур и социальных подходов.
В. В. Петров
Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета
Ключевые слова: информационное общество, общество знания, количество и качество образования, информационно-коммуникационные технологии, многоуровневый подход к образованию
Страницы: 80-86
В статье анализируются инновационные подходы к образованию в условиях формирующегося общества, основанного на знаниях. Определена роль информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе, проведен комплексный анализ места и роли системы образования в современном обществе. Рассматриваются перспективы развития системы образования для формирования социально адаптивной личности, способной к дальнейшему интенсивному саморазвитию, развитию и созданию нового знания. Сделан вывод о том, что система образования с изменившимися социальными функциями может стать основой общества знания, которое находится в стадии становления и развития.
А. А. Черняков
Сибирский государственный университет путей сообщения, nalex_68@ngs.ru
Ключевые слова: техническое образование, парадигма техники, элементаристская модель
Страницы: 86-91
Статья представляет собой попытку определить объективное онтологическое основание и главную причину развития технического образования. Устанавливается генетическая зависимость состояния технического образования от существования и смены той или иной парадигмы (модели) техники. Делается предположение, что для создания оптимальной модели технического образования необходима разработка новой модели техники. Обсуждаются некоторые недостатки современного технического образования, порождаемые «элементаристской» парадигмой и, как следствие, концепцией техники.
Цель статьи - рассмотрение сущности проблемной методологии как одного из путей инновационной организации образовательного процесса. Анализируются характеристики проблемной методологии. Уточняется, что проблемная методология ориентирует человека на работу в ситуации неопределенности, которая обучает его самостоятельности, эвристичности, независимости. Именно такие свойства необходимы для современного специалиста, которому предстоит работать в условиях модернизации российского общества, направленной на формирование инновационной установки развития. Автор выделяет особенности применения проблемной методологии в образовании, отмечает необходимость ее применения наряду с традиционной методологией организации образовательного процесса.
"Е. В. Головацкий1, Л. Л. Шпак2"
"1 Кемеровский государственный университет, xomaik@rambler.ru 2 Кемеровский государственный университет, shpack@kemsu.ru"
Ключевые слова: образовательное пространство, регион, социальные ресурсы, регионализация, локализация ресурсов, мобильность ресурсов, ресурсный обмен
Страницы: 97-104
Подвижность границ образовательного пространства взаимосвязана с локализацией социальных ресурсов, а мобильность ресурсов выступает условием реорганизации образовательного пространства. Регионализация ресурсов рассматривается через взаимодействие субъектов. Авторы характеризуют парадоксы в изыскании, использовании и воспроизводстве ресурсов в образовательных целях на территории региона.
Ю. В. Степанченко
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, yuls-ko@mail.ru
Ключевые слова: интеграция содержания образования, глобальное сознание, биосфероцентрический подход
Страницы: 105-110
Процессы глобализации, неизбежно затрагивающие и сферу современного образования, вызвали необходимость нового мышления: человечество в своих действиях должно мыслить более широкими, планетными масштабами. Оно должно прийти к пониманию согласования всех своих действий, способных влиять на устойчивость главного источника жизнеобеспечения общества - глобальной экологической системы - биосферы, осознавать целостный характер этой системы и свою зависимость от нее как части от целого.
И. А. Золотухина
Барнаульский государственный педагогический университет, polugalova@mail.ru
Ключевые слова: технология учебной деятельности, индивидуальный стиль учебной деятельности, физическая культура
Страницы: 111-115
Настоящая статья имеет своей целью поиск и оптимизацию совокупности инновационных средств, форм и методов формирования индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога. Главная тема статьи посвящена раскрытию состояния данной проблемы в теории и практике системы профессиональной подготовки специалистов, а также изучению технологических предпосылок ее разработки. Обосновывается целесообразность использования физической культуры как средства формирования индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога. Автором представлены и проанализированы результаты экспериментального исследования разработанной и внедренной в реальный педагогический процесс технологии, доказывающие ее эффективность.
М. С. Таранов
Курганский государственный университет, M-Taranov9@mail.ru
Ключевые слова: полипредметное обучение, диалогичность учебного процесса, открытая дидактическая среда, информатизация обучения, философские аспекты физических теорий, прагматизм обучения, агрегированные понятия
Страницы: 115-122
В статье рассматриваются предпосылки, условия и методы решения актуальной проблемы реализации философского обобщения знаний для естественнонаучного цикла дисциплин (в частности, физики), обеспечение преемственности школьного и высшего образования. Автор анализирует такие явления, как диалогичность учения, знания в структуре интеллекта и психология учебно-познавательной деятельности. Одна из целей статьи - расширение понятийного поля учебного предмета в новых информационных и технологических условиях.
Е. В. Ситнова
Ивановский государственный университет, sitnova66@mail.ru
Ключевые слова: методика физики, «мягкая» модель обучения, парадоксальность физического мышления, моделирование, парадокс
Страницы: 122-128
Одно из приоритетных направлений осуществления «мягкой» модели обучения физике направлено на развитие парадоксальности мышления. При таком подходе можно добиться эффективности и качества образования, развития творчески мыслящей личности. В статье рассматривается проблема модернизации и повышения качества физического образования путем развития парадоксальности мышления обучаемых, через использование физических парадоксов.
Ю. Е. Фигуровская
Новосибирское высшее военное командное училище (Военный институт), juberry45@yandex.ru
Ключевые слова: инновационная деятельность, партнерство, технопарк, образование и предпринимательство
Страницы: 128-135
В инновационном обществе система образования должна занять ключевую роль в деле формирования новой культуры, основанной на идее партнерства всех социальных субъектов. В качестве модели партнерства рассматривается технопарк, в деятельности которого каждый из субъектов партнерства (государство, бизнес, наука, образование), имея свою собственную сферу интересов, норм и правил, реализует новый вид социального взаимодействия.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее