В. А. Кульшин
Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, soil@issa.nsc.ru
Ключевые слова: Западная Сибирь, исследования, почвы, экспедиции, институт, экология, история
Страницы: 139-142
Рассматривается исторический ход развития и совершенствования почвенных исследований в Западной Сибири. Показан вклад в это дело первых сибирских почвоведов, последователей идей В. В. Докучаева. Отмечается большой объем работ, выполненных экспедициями Переселенческого управления и Комиссии по изучению естественных производительных сил Академии наук. Особое внимание уделено современному состоянию изучения сибирских почв и месту Института почвоведения и агрохимии СО РАН в этих исследованиях.
М. И. Дергачева
Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, mid555@yandex.ru
Ключевые слова: экология почв, биосфера, методология, гумус
Страницы: 143-150
Обсуждаются история становления и методология новой науки - экологии почв. Определены ее объект, предмет, положение в системе наук и наиболее актуальные проблемы. Обосновывается необходимость отнесения экологии почв к наукам биосферного класса. Приводятся примеры, иллюстрирующие некоторые положения, закономерности и законы экологии почв. Показано, что разные компоненты гумуса почв и их соотношение имеют специфические связи с показателями климата и вполне определенные экологические диапазоны существования почв с разным соотношением гумусовых кислот.
"В. А. Хмелев1, А. А. Танасиенко2"
"1 Институт почвоведения и агрохимии СО РАН 2 Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, tanas40@ngs.ru"
Ключевые слова: черноземообразование, чернозем, профиль, режим, горизонт, гумус, запас, эрозия, дефляция, охрана
Страницы: 151-164
На основе обобщения литературных и собственных материалов, характеризующих целинные и распаханные черноземы Предалтайской и Западно-Сибирской лесостепной почвенных провинций, сделан вывод, что эти черноземы представляют собой "золотой" фонд земель Новосибирской области (НСО) - они служили и служат прочной основой сельскохозяйственного производства наиболее развитого района Западной Сибири. Однако черноземы НСО все в большей степени подвергаются эрозионному разрушению. Особенно усиливаются такие негативные для землепользования явления в районах распространения наиболее ценных черноземов - выщелоченных и оподзоленных. Поэтому все большее значение приобретают почвоохранные и организационные природохозяйственные мероприятия.
"В. А. Андроханов1, В. М. Курачев2"
"1 Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, androhan@rambler.ru 2 Институт почвоведения и агрохимии СО РАН"
Ключевые слова: техногенные ландшафты, почвенно-экологическое состояние, инициальные, органоаккумулятивные, дерновые и гумусово-аккумулятивные эмбриоземы
Страницы: 165-169
Предложены методы диагностики и оценки почвенно-экологического состояния техногенных ландшафтов (отвалов каменноугольных разрезов Кузбасса) на различных стадиях их формирования и проектирования и определения почвенно-экологической эффективности рекультивации.
В. Г. Двуреченский
Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, dvu-vadim@yandex.ru
Ключевые слова: эмбриоземы, техногенные ландшафты, групповой состав железа, гуминовые кислоты, фульвокислоты, направленность почвообразования
Страницы: 171-177
Впервые поведение форм железа и его дифференциация в почвенном профиле в эмбриоземах разных почвенно-климатических зон Кузбасса рассматриваются как диагностический показатель характера, интенсивности и направленности почвенных процессов.
М. В. Монгуш
Новосибирский государственный педагогический университет, mmengi@mail.ru
Ключевые слова: повышение качества образования, математическая подготовка, сельскохозяйственные специальности
Страницы: 267-273
В данной статье рассматривается проблема качественной (в частности, математической) подготовки студентов сельскохозяйственных специальностей. Также описывается значение математики как учебного предмета, ее особенности, цели ее изучения, раскрыто содержание учебно-методических пособий по математике и электронного учебника (консультанта-экзаменатора) по теории вероятностей. Для достижения высокого профессионального уровня необходимы твердые знания в области математических методов и информационных технологий. Доказывается, что применение информационных технологий в учебном процессе вызывает интерес у студентов, повышает мотивацию к изучению математики и формирует у них такие качества, как способность к логическому мышлению и настойчивость в достижении цели.
"В. К. Суханова1, О. В. Плотникова2"
"1 Тихоокеанский государственный экономический университет 2 Тихоокеанский государственный экономический университет, plotolga@yandex.ru"
Ключевые слова: модернизация образования, ключевые компетентности, физический практикум, экономический вуз, профессиональная адаптация
Страницы: 273-278
Целью статьи является определение способов формирования ключевых компетентностей на материале конкретной учебной дисципли- ны - физики. Рассматриваются возможности физического практикума для решения данной задачи, а также направления модернизации практикума с учетом принципов проблемно ориентированного обучения и требований профессиональной адаптации. Авторами дана классификация общетрудовых умений, которые могут быть сформированы в курсе физики, рассмотрены особенности обучения физике в вузах экономического и пищевого профиля и дан перечень работ с элементами научного исследования, которые могут быть использованы при проведении физического практикума в данных вузах.
Д. А. Власов
МГГУ им. М. А. Шолохова, DAV495@mail.ru
Ключевые слова: целеполагание при проектировании системы обучения, методическая система обучения, прикладная математическая подготовка
Страницы: 278-283
В статье рассматривается технологическая процедура определения целей обучения (целеполагания), которая, в сущности, является ключевым компонентом методической системы любой учебной дисциплины. Представленные теоретические заключения и обобщения проиллюстрированы конкретными примерами, отражающими проблемы совершенствования прикладной математической подготовки будущих специалистов. Автором приводится анализ и уточнение сущностных характеристик категорий «методическая система обучения», «технологический подход», «целеполагание». Рассматриваются практические моменты реализации технологического подхода к проектированию целей обучения (аспект прикладной математической подготовки).
24 октября 2008 г. в г. Новосибирске состоялась Всероссийская конференция «Качество современного отечественного образования: сущность и проблемы», организованная Институтом философии и права СО РАН, совместно с учебно-методическим центром философии образования Новосибирского государственного педагогического университета. Конференция явилась результатом работы постоянно действующего семинара с одноименным названием, проводившегося учебно-методическим центром философии образования НГПУ в течение года.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее