"А. Д. Герасёв1, Л. А. Барахтенова2"
"1 Новосибирский государственный педагогический университет, rector@nspu.net 2 Новосибирский государственный педагогический университет"
Ключевые слова: системное управление качеством, технологии управления, экспертиза образовательного сервиса
Страницы: 3-9
Планирование - типичная и важнейшая функция образования, содержащая в качестве главных компонентов не только прогнозирование будущего развития, но и выработку технологий его реализации. Применительно к системе высшего профессионального образования технологии планирования связаны с основными принципами управления качеством подготовки, основаны на инновационных моделях, характеризуют управление на основе текущего контроля над исполнением конкретного вида деятельности, экстраполяции и предвидения изменений для определения будущих показателей с учетом имеющихся данных об их изменении в прошлые периоды, экспертизы качества образовательного сервиса, принятия адекватных решений.
Н. С. Рыбаков
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, nik-rybakov@yandex.ru
Ключевые слова: метафизика образования, массовый и сетевой человек, постчеловеческая антропология, информационное общество
Страницы: 10-19
Почему метафизика образования? Потому, что важно посмотреть на образование в контексте эволюции мировоззрения. Н. О. Лосский писал, что мировоззрение стремится «понять, что такое мир как целое, постигнуть смысл мирового процесса, а вместе с тем определить и свое положение и назначение в мире», метафизика же есть наука о мире как целом; она дает общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем» [1, с. 4-5]. Метафизика представляет собой фундаментальное проникновение в недра любого процесса, способствуя постижению его смысла. Именно поэтому необходимо обратиться к метафизике для выявления общей картины образования как основы всех частных выводов о нем. В зависимости от поставленных целей подходы к образованию могут (и должны) быть разными. Но рано или поздно исследователи должны будут прийти к вопросу об основаниях образования. Разумеется, можно сделать вид, что оснований образования не существует вовсе, тем более что путь к ним нелегок, не терпит суетливости и не сулит немедленных практических результатов. Вступая на него, нельзя рассчитывать на скорейший политический или экономический эффект. Но пройти этот путь необходимо, чтобы добраться до смысла образования, после чего можно смело окунаться в эмпирию образования, где функционируют его смыслы, чтобы понять, как они действуют. Все это позволяет более полно видеть последствия реформ в образовании.
Н. А. Бороноева
Институт фундаментальной подготовки Сибирского федерального университета, verakazanceva@yandex.ru
Ключевые слова: образование и национальная идентичность, «академический капитализм», коммуникативная система, глобализация
Страницы: 19-24
В статье анализируются проблемы образования и образованности в информационную эпоху, а также роль университетов в эпоху глобализации. По мнению автора, российская образовательная система может выступать как инструмент сохранения национальной идентичности в условиях глобализации.
Н. А. Терещенко
Казанский государственный университет
Ключевые слова: кризис нарративов, легитимации и институций, интерпелляция, идеологический механизм, социальная компонента философии
Страницы: 25-32
Статья посвящена проблеме образования в реалиях современного общества. Автор полагает, что образование сегодня должно искать формы выхода из кризиса, возникшего в результате смены типа рациональности и трансформации идеологических установок. Одним из способов преодоления кризиса может быть обращение к философии, поднимающей в своих курсах проблемы человеческого бытия в пространстве культурных связей и общественных отношений.
"В. Г. Ланкин1, Т. В. Сурина2"
"1 Томский государственный педагогический университет, lankinvg@mail.ru 2 Томский государственный педагогический университет, elenes@mail.ru"
Ключевые слова: смыслообразование, логика события, именность, категориальность, концептуальность, верациональный, интегрированный разум
Страницы: 33-41
В статье обращается внимание на феноменальную структуру понятия, в которой соединяются рациональные и внерациональные феномены. В этом усматривается возможность формирования интегрированного разума, способного освоить и адекватно понять опыт культуры в целом, не сводя его только к опыту разума. Интегрированный разум такого типа способен мыслить в логике события, в которой мир раскрывается в аспектах феноменальной структуры, предстает не только в качестве существующего, но и в качестве складывающегося, данного. Формирование такого интегрированного разума делает философию важнейшей частью образования, понимаемого не только как образование человека, но как образование смысла.
Л. Н. Черноусова
Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Lilyachernousova@ mail.ru
Ключевые слова: образование и гражданское общество, государственная элита, социальный авангард
Страницы: 42-47
В статье рассматриваются понятие «гражданское общество» и вопросы взаимодействия государства и гражданского общества. Автор раскрывает роль образования в гражданских обществах разного типа, а именно - образование в либеральном и консервативном обществом.
М. В. Таранова
Новосибирский государственный педагогический университет, tmv13@inbox.ru
Ключевые слова: познание, естественнонаучный подход, системно-структурный подход, процедуры деятельности
Страницы: 47-53
В статье проведен сравнительный анализ двух подходов к деятельности учения: натурфилософский (естественнонаучный) и системно-структурный (деятельностный). Показано основное различие этих двух подходов, а именно: в первом варианте направленность познания определяют с точки зрения того объекта, на который направлена деятельность субъекта; исследователь противостоит этому объекту и применяет к нему определенный набор процедур и операций, которые дают ему (исследователю) знания об объекте. Во втором варианте направленность познания определяется спецификой самих процедур деятельности и мышления.
И. Г. Елинер
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, ila111design@yandex.ru
Ключевые слова: феномен мультимедийной культуры, инновационные культуры, реформирование
Страницы: 54-62
В статье раскрываются особенности феномена мультимедийной культуры в зависимости от времени (постмодернизм) и пространства (инновационные культуры развитых постиндустриальных обществ). Рассматриваются внутренние системообразующие факторы мультимедийной культуры - структура, функции, смысл - и внешние системообразующие факторы, определяющие динамику ее развития - политика, экономика, идеология и научно-технические достижения. Показана необходимость реформирования мультимедийной системы с учетом специфики постмодернизма и пространства культуры, в котором формируются и трансформируются взаимодействующие системы. Выделяются специфические черты, характеризующие современную систему мультимедийной культуры.
Д. А. Абдакимова
Новосибирский государственный педагогический университет, abdakim@mail.ru
Ключевые слова: масс-медиа, информационное общество, власть
Страницы: 62-68
В статье средства массовой коммуникации рассматриваются как инструменты управления обществом. Именно с помощью средств массовой коммуникации информационный продукт проникает в сознание самых широких слоев населения - как в удаленных уголках планеты, так и в мегаполисах наиболее развитых мировых держав.
"М. С. Можаров1, А. Н. Шеремет2"
"1 Кузбасская государственная педагогическая академия, mogarov@yandex.ru 2 Кузбасская государственная педагогическая академия, sheremet5@yandex.ru"
Ключевые слова: система модульных курсов, структурно-содержательные характеристики академической мобильности будущих учителей информатики, педагогическое образование
Страницы: 68-73
Статья посвящена системе модульных курсов как содержательной основе для формирования академической мобильности будущих учителей информатики. Авторы считают, что настало время для того, чтобы ввести понятие академической мобильности будущего учителя информатики и полноправно оперировать им в контексте современного педагогического образования, вписывающегося в мировое образовательное пространство. Создание методической системы по формированию академической мобильности будущих учителей информатики было ориентированно на развитие показателей в составе академической мобильности. С этой целью отбирались содержание, формы и методы, адекватные структурно-содержательным характеристикам академической мобильности будущих учителей информатики и способствующие развитию ее показателей.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее