Позднепалеозойская гранитоидная провинция Забайкалья (Ангаро-Витимский батолит, АВБ, Россия) расположенная в северо-восточной части Центрально-Азиатского складчатого пояса (ЦАСП), занимает площадь около 200 000 км2 и сложена породами, варьирующими по составу от монцонитов и кварцевых сиенитов до лейкократовых гранитов. Целью данной работы является: 1) определение общей длительности и динамики формирования гранитоидов Ангаро-Витимского батолита; 2) выяснение причин, определивших пространственно-временную гетерогенность гранитоидов; 3) реконструкция источников салических (гранитоидных) магм, оценка вклада процессов мантийно-корового взаимодействия в петрогенезис гранитоидов. Статья основана на новых петро-геохимических, изотопных (Lu-Hf) и изотопно-геохронологических (U-Pb) данных по северной части АВБ. В совокупности с результатами ранее проведенных исследований установлено, что одна из крупнейших на Земле гранитоидных провинций (АВБ) формировалась ~ 45 млн лет (с 320 до 275 млн. лет). В течении этого времени образовалось около 90 % пород батолита. Источником салических магм были преимущественно коровые метаграувакковые протолиты. Образование монцонитоидов, кварцевых сиенитов, гранодиоритов связано с плавлением смешанных протолитов, в которых доля ювенильного мафического материала могла достигать 40–50 %. Позднепалеозойский гранитоидный магматизм Забайкалья начался с ареального внедрения известково-щелочных гранитов, гранодиоритов и кварцевых сиенитов, составляющих основной объем первого этапа магматизма. На втором этапе магматизм сконцентрировался в сравнительно узкой (200–250 км) проницаемой зоне северо-восточного простирания. Эта зона дренировала коровые очаги салических магм и благоприятствовала поступлению мафических мантийных расплавов в верхние горизонты земной коры. Гранитоиды Ангаро-Витимского батолита сформировались на постколлизионном этапе эволюции восточного сегмента ЦАСП при воздействии мантийного плюма на кору молодого орогена.
Представлен анализ современных палеомагнитных данных по крупным изверженным провинциям и потенциально связанным с плюмами палеорифтовым структурам Сибири и высокоширотной Арктики. Обсуждается взаимная связь плюмового магматизма с изменением таких характеристик геомагнитного поля как частота инверсий и его абсолютная величина за последние 600 млн лет. Показана периодичность в 70 – 100 млн лет. Периодам активизации плюмов предшествует рост частоты инверсий, который сопровождается падением напряженности геомагнитного поля. Предложена гипотеза, объясняющая этот эффект режимом тепловой конвекции во внешнем ядре, плюмы рассматриваются как регулятор состояния гидромагнитного динамо. При «перегреве» ядра повышалась турбулентность конвективных течений, соответственно, росло количество инверсий, при которых величина главной составляющей геомагнитного поля – аксиальный диполь – сначала падает до нуля и возвращается к высоким значениям только после полного обращения полюсов. Сокращение времени релаксации в эпоху частых инверсий ведет к длительному понижению абсолютной величины земного магнитного поля. Возникающие в этот момент плюмы способны отвести избыток тепла и стабилизировать режим работы геодинамо вплоть до почти полного прекращения инверсий. С периодами ультрачастых инверсий мы связываем вендский и девонский геомагнитный феномен. В это время, в период длительно низкой величины аксиального диполя, конфигурация магнитного поля Земли определялась его незональными гармониками низких порядков, а также мировыми магнитными аномалиями. Качественное сходство наблюдаемых палеополюсов с центрами нижнемантийных гравитационных и магнитных аномалий позволяет предположить их стационарное положение и создает предпосылки для обоснования новой системы отсчета для палеотектонических реконструкций в абсолютных координатах. Выполненные с ее использованием построения согласуются с гипотезой фиксированных горячих точек. Сибирский континент от терминального докембрия до мезозоя включительно находился в области влияния Африканского горячего поля мантии, смещаясь в северном направлении вдоль меридиана 0° от координат Тристан-да-Кунья до Исландии.
В.С. Шацкий1,2,3, А.Л. Рагозин1, В.Н. Реутский1, В.В. Калинина1 1 Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирск, Россия 2 Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия 3 Институт геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН, Иркутск, Россия
Ключевые слова: включения в алмазах, алмзообразование, мантия, субдуцированная кора
Свидетельства участия в процессах образования алмазов из россыпей
северо-востока Сибирского кратона расплавов сиcтемы Fe-C-O,
наряду с полученными нами ранее данными о включениях карбидов железа, а также
литературными источниками, дали возможность с новых позиций рассмотреть
процессы образования алмазов в зонах субдукции. Включения в алмазах карбидов и
оксидов железа, присутствие в полифазных включениях муассанита и карбонатов,
свидетельствуют о гетерогенности среды алмазообразования. Экстремальные
вариации фугитивности кислорода, при процессах образования алмазов, могут быть
обусловлены генерацией водорода и углеводородов при взаимодействии
карбонатизированных пород субдуцирующей океанической литосферной плиты с
водными флюидами. Отделившиеся углеводородные флюиды могут создавать локальные
участки ультравосстановленной мантии, где в условиях отсутствия равновесия с
окружающими породами может образовываться карбид кремния. Особенностью
исследованных алмазов является то, что они были подвержены хрупким деформациям,
после чего происходило залечивание трещин. сопровождавшееся образованием
полифазных включений карбидов и оксидов железа, которые мы интерпретируем как
включения расплавов. Хрупкие деформации алмазов, в условиях низов литосферы,
объясняются высокими скоростями деформации, которые могут быть реализованы в
гипоцентрах глубокофокусных землетрясений в субдуцирующей литосферной плите,
при процессах дегидратации или образования карбонатитовых расплавов
А.Н. Диденко1,2, М.Ю. Носырев2, Г.З. Гильманова2, М.Д. Хуторской1 1Геологический институт РАН, Москва, Россия 2Институт тектоники и геофизики ДВО РАН, Хабаровск, Россия
Ключевые слова: Амурская плита, глубина подошвы магнитоактивного слоя (Curie Point Depth), границы плиты, тепловые аномалии и тектонические структуры.
По результатам спектрального анализа аномального магнитного поля рассчитаны глубины кровли и подошвы магнитоактивного слоя Амурской плиты и прилегающих территорий. Определены причины вариаций глубины подошвы магнитоактивного слоя (CPD) от 14 до 38 км (среднее 24 км). Максимальные глубины CPD наблюдаются в пределах осадочных бассейнов (Эрлянь, Сунляо, Среднеамурский) на юго-западе и в центральной части плиты. Области минимальных глубин в континентальной части находятся на северо-западе в пределах гигантских гранитоидных батолитов (Ангаро-Витимский, Хэнтэйский) и на северо-востоке в пределах Буреинской провинции. Третья область минимальных значений CPD находится в пределах акватории Японского моря.
Относительно высокое стояние подошвы магнитоактивного слоя в акватории Японского моря связано с процессами рифтогенеза в задуговом бассейне, начавшегося в конце олигоцена, и генерацией флюидов и магматических камер над Тихоокеанским слэбом, погружающимся под Амурскую плиту. Две области высокого стояния CPD в континентальной части плиты связаны с наличием двух тепловых аномалий. Северо-западная – объясняется наличием тепловой коровой аномалии, обязанной процессу радиоактивной теплогенерации гранитоидами гигантских Ангаро-Витимского, Хангайского и Хэнтэйского батолитов. Северо-восточная Буреинская – наличию здесь аномальной по температуре мантии.
Сопоставление вновь построенной карты CPD с границами Амурской плиты, определенными ранее в основном по сейсмическим данным, показывает, что поверхностные границы плиты совпадают, в основном, с зонами наибольших градиентов CPD. Все они связаны с областями повышенной генерации сейсмической энергии, за исключением одного небольшого участка на южной границе Амурской плиты в месте ее сочленения с плитой Янцзы. В нашей интерпретации границы плиты – это не просто линии на поверхности, это достаточно широкие зоны от десятков до первых сотен километров, которые опоясывают плиту.
Ю. Чжан
Шаньдунский институт физического воспитания, Цзинань, Китайская Народная Республика 543018031@qq.com
Ключевые слова: медиапросвещение, ценностные основы, дискурс, глобальное медиапространство, онтологические проекции, социальная философия
Страницы: 98-112
Введение. Полифоническое состояние медийного универсума позволит говорить о когнитивной коэволюции и стремлении к сверхсложности ноосферного знания человека и человечества, из которых, по сути, сегодня формируется всеобщая социальная картина мира. В подобных вопросах массового просвещения в глобальном медиапространстве приходится опираться, во-первых, на исторический опыт «духовного восхождения» каждой отдельно взятой цивилизации; во-вторых, на сильные стороны культурной модели человека, образцы интеллектуального и творческого развития; в-третьих, на понимание медиапросвещения как всеобщей программы становления и развития знания о мире. Исследование имеет целью раскрыть современное понимание просветительской деятельности в медиапространстве, в рамках российско-китайского социально-философского дискурса, обозначив ценностные основы медиапросвещения. Методология исследования содержит онтологические и социально-философские проекции в разработке нового понятия «медиапросвещение» в его ценностных основах. Обсуждение ценностных основ медиапросвещения конструируется в рамках содержания российских и китайских ценностных приоритетов в медиапространстве. Развитие и укрепление двухсторонних связей планируется на основе медиаплатформ. В этой связи рассмотрены онтологические ценностные проекции в генезисе становления просвещения как всеобщей программы становления и развития эпистемологии образования. Сформулированы некоторые параметры медиапросвещения как источника и механизма когнитивных изменений в массовом масштабе. Разработано определение понятия «медиапросвещение» в его ценностных основах как инварианта инновационных образовательных практик. Заключение. Сделаны выводы о возможности и необходимости прогнозирования медиапросвещенческой деятельности с необходимостью сохранения баланса между новациями и традициями в целях сохранения универсальных исторических ценностей и уникального опыта национальной идентичности.
Введение. Учителя, применяющие в своей практике комплекс педагогических технологий, представленных в современной дидактике, используют их, как правило, интуитивно, без обращения к обоснованным проверкам их эффективности и безопасности. Это факт свидетельствует об актуальности доказательного подхода в образовании, широко представленного в зарубежных исследованиях образовательной практики и только начинающего формироваться в научно-образовательном пространстве нашей страны. Методология. Исследование основывается на рефлексивном анализе зарубежных и отечественных публикаций, характеризующих содержательные смыслы становления, развития и применения доказательного подхода в процессе решения научно-практических проблем в разных областях знания, в том числе в образовательной сфере в ходе формирования профессиональных компетенций учителей химии. Обсуждение. Доказательное образование (evidence-based education) - подход к образовательным процессам, использующий методы, основанные на надежных доказательствах, полученных экспериментальным путем в научных исследованиях. Доказательный подход в настоящее время широко применяется в зарубежной образовательной сфере (J. Hattie и др.) и начинает использоваться в системе подготовки и повышения квалификации российских учителей. При этом своеобразным ориентиром для внедрения идей доказательного подхода в образовательные процессы является стандарт доказательности социальных практик в сфере детства, разработанный в рамках реализации государственной программы «Десятилетие детства» (версия 2018 г.), ориентированный на определение социальных (в том числе образовательных) практик с доказанной эффективностью84 (к 2022 г. была разработана вторая версия стандарта, учитывающая результаты апробации первоначальной версии). Заключение. Созданная и развивающаяся в России единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров85 направлена на непрерывное повышение профессионального мастерства учителей и руководителей. Вероятно, что один из основных драйверов реализации идей доказательного образования в области химии - профессиональные педагогические сообщества (Общероссийская общественная организация учителей и преподавателей химии и ее региональные отделения, представленные практически во всех субъектах Российской Федерации).
Е.В. Биричева
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия ek.v.bir@gmail.com
Ключевые слова: образование, нейросеть, нейронная сеть, большая языковая модель, LLM, DeepSeek, Яндекс Алиса, социально-гуманитарные дисциплины, педагогические проблемы, генерация текста, искусственный интеллект
Страницы: 129-151
Введение. Одним из новых вызовов для всей системы образования становится использование учащимися нейросетей для выполнения письменных заданий. Педагогическая проблема заключается прежде всего в том, что в этих случаях не формируются предписанные стандартами компетенции. Кроме того, данные инструменты могут генерировать ложные ответы с нарушениями этических норм или требований логичности, объективности, непредвзятости. Так, целью работы стало изучение возможностей популярных нейросетей в решении различных типов заданий по социально-гуманитарным дисциплинам, а также составление рекомендаций для преподавателей по трансформации педагогического процесса с учетом новых реалий. Методология. Было выделено десять типов заданий, характерных для дисциплин социально-гуманитарного цикла, которые загружались в две наиболее популярные модели: DeepSeek и «Алису» (Yandex). Ответы нейросетей на 500 запросов оценивались качественно (по глубине, содержательности, логичности и т. д.) и количественно (в баллах и процентах), сопоставлялись между собой и с оценками учащихся по аналогичным заданиям. Обсуждение. Анализ эмпирических данных показал, что нейросети в среднем хорошо справляются с такими заданиями: дать определение, перечислить особенности или позиции, аргументировать точку зрения по проблеме. С поисковыми задачами (указать персоналии, определить принадлежность цитаты и т. п.) и заданиями на комментирование (интерпретацию цитаты с учетом ее контекста в первоисточнике) возникли некоторые сложности ввиду особенностей машинного обучения и распаковки данных, а также переводов и доступности русскоязычных источников для китайской нейросети. Сложные задания (эссе, реферат) без умелого промпт-инжиниринга нейросети пишут поверхностно, с низкой эвристичностью, не ссылаясь на литературу и т. д. Заключение. По итогам сформулированы рекомендации по составлению заданий с учетом сильных и слабых сторон популярных нейросетей, чтобы легче отслеживать несамостоятельно сделанное. Также даны конкретные советы по разнообразию видов работы и определению сгенерированности.
Н.В. Гуляевская
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия navg@list.ru
Ключевые слова: подготовка педагогов, Ядро педагогического образования, социально-психологическое сопровождение, дети с миграционной историей, социальная безопасность, психологическая поддержка, правовая защита
Страницы: 152-168
Введение. В условиях растущей миграции и полиэтничности образовательной среды проблема подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей является достаточно актуальной. Возникает необходимость комплексного подхода к обучению педагогов, в том числе и в учебных дисциплинах психологического и социологического циклов. Социологические и психологические знания обеспечивают готовность педагогов к правовой, социальной защите детей с миграционной историей, оказанию психологической помощи и поддержки детей и подростков, принятых на обучение в российские образовательные организации. Методология. В исследовании сформулированы методологические основы обучения будущих педагогов к проектированию эффективных программ социально-психологического сопровождения детей с миграционной историей; представлены четыре подхода, базирующиеся на личностно-ориентированном, системном, культурологическом и деятельностном подходах. Обсуждение. В статье раскрываются этапы подготовки педагогов к социально-психологическому сопровождению детей с миграционной историей, показана специфика их обучения в психологических и социальных дисциплинах Ядра педагогического образования. Выделены ключевые направления подготовки педагогов к социально-психологическому сопровождению: социальная и психологическая диагностика, языковая и психологическая поддержка, формирование межкультурной компетентности, взаимодействие с семьей и создание полиэтнической инклюзивной среды. Рассматривается комплексная модель сопровождения, включающая пять взаимосвязанных компонентов (диагностический, психологический, социально-педагогический, когнитивный, культурно-досуговый). Заключение. Успешная интеграция детей с миграционной историей возможна только при сформированной готовности педагогов к системной междисциплинарной поддержке, правовому регулированию и внедрению инновационных социально-психологических технологий. Умение педагогов качественно организовывать социально-психологическое сопровождение должно стать неотъемлемой частью образовательной политики в отношении детей с миграционной историей.
П.Г. Воронцов, В.П. Дик, Н.В. Кулипанова
Алтайский государственный медицинский университет Минздрав России, Барнаул, Россия sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: медицинское образование, дисциплина «Биоэтика», современные направления философии человека, социокультурные подходы в биоэтике
Страницы: 169-181
Введение. Анализируются разные подходы к преподаванию в медицинских вузах учебной дисциплины «Биоэтика», которая по своему содержанию является комплексным учебным предметом, вбирающим в себя гуманитарные знания в виде профессиональной этики врача, а также анализ ряда современных биомедицинских технологий с позиций морально-нравственных отношений врача и пациента. Методология. Применены системно-философский и аксиологический методы, а также социокультурный, этический и компаративистский подходы к проблеме преподавания биоэтики. Обсуждение. Обосновывается позиция о том, что трансформация философско-антропологической проблематики в современном мире закономерно откладывает свой отпечаток на ряд гуманитарных образовательных дисциплин в высшей школе России, в том числе и на преподавание биоэтики в медицинских вузах. Осуществлен анализ более общих современных философских взглядов на человека: от холистических (человек - целостное духовно-нравственное, психосоциальное и телесное существо) до парциальных, (человек односторонний, человек потребляющий, человек служебный; человек эгоцентричный; человек деконструктивный, киберчеловек и др.). В зависимости от выбора философских взглядов на человека происходит трансформация гуманитарных дисциплин, в том числе биоэтики. В целом в данной дисциплине можно выделить современный западный и российский социокультурные подходы. Заключение. Традиционный российский философско-педагогический подход нацеливает на холистическое содержание дисциплины «Биоэтика» с преобладанием морально-нравственных ориентиров по отношению к человеку в медицине в сравнении с европейскими подходами, которые более разнообразны, основанные на парциальных подходах, особенно в связи с коммерциализацией медицины. Данная дисциплина в сравнительном аспекте требует освещения разных подходов к человеку в медицине с критическим анализом возможных результатов.
В.И. Стрельченко1, В.В. Балахонский2, Е.А. Иванов1, Л.В. Балахонская3 1Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия v_strelchenko@mail.ru 2Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия balakhonsky@mail.ru 3Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия l.balakhonskaya@spbu.ru
Ключевые слова: информация, цифровизация, информационное общество, образование, эпистемология, научная рациональность, информационно-коммуникационные технологии
Страницы: 182-203
Введение. Существующие концепции цифровизации, информации и информационно-коммуникационных технологий как важнейших элементов стратегии образовательного гнозиса являются выражением исторических и современных достижений научной рациональности в области математики, логики, кибернетики и теории информации. Доктрина информационного общества, имманентных ему образовательных институций, многообразие форм их спекулятивно-теоретических репрезентаций являются итогом современных попыток уяснения культурно-цивилизационного смысла революции в математике и компьютерной технике. Поэтому проблема образовательного значения цифровизации и техник информационно-коммуникационного моделирования формулируется и рассматривается в контексте анализа вопросов природы научного знания, условий его достоверности и истинности, познавательного значения и границ применимости методологических, концептуальных и терминологических средств. Методология. В исследовании используются историко-критический и междисциплинарный подходы, включающие сравнительное философско-эпистемологическое исследование концепций информационного общества и общества знания в контексте анализа их предметного (диалектика) и смыслового (феноменология) содержания. Обсуждение. Заимствованные из области математики, теории информации и кибернетики понятия о цифровизации, информации и информационно-коммуникационных технологиях сами по себе отнюдь не принадлежат к числу эпистемологических средств, непосредственно фиксирующих те или иные образовательные и вообще, какие-либо социальные сущности. Этим обусловлено выдвижение на передний план проблемы их истолкования в терминах объектов эпистемологии образовательного опыта (познавательного и практического). Заключение. Решение вытекающих отсюда задач, определения границ и идентификации предметного содержания «цифровой образовательной среды» предполагает разработку специальной системы средств философско-эпистемологической аналитики, обеспечивающей возможность корректного междисциплинарного синтеза.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее