Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Геология и геофизика

Принятые к публикации статьи

Выпуск № Неопубликованное

41.
МИНЕРАЛОГО-ГЕОХИМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРИЗОНТА ПИКРИТОВЫХ ГАББРО-ДОЛЕРИТОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ВЕТВИ ТАЛНАХСКОЙ ИНТРУЗИИ (НОРИЛЬСКИЙ РАЙОН)

Кузьмин И.А., Толстых Н.Д.
Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирск, Россия.

Дополнительные материалы
Ключевые слова: Талнахская интрузия, основная расслоенная серия, пикритовые габбро-долериты, обратная зональность, гибридная магма

Аннотация >>

Интрузии Норильского типа характеризуются уникальным по запасам, вкрапленным медно-никелевым оруденением, которое локализовано в пикритовых и такситовых габбро-долеритах. При этом, если пикритовые и такситовые габбро-долериты принято генетически отделять друг от друга, то вокруг механизма формирования самих пикритовых габбро-долеритов до сих пор не прекращается дискуссия. Чаще всего их рассматривают как кумулятивную часть расслоенной серии. В работе показан резкий геохимический контакт между расслоенной серией и пикритовыми габбро-долеритами, в разрезе которых в свою очередь нами выявлена обратная геохимическая зональность, выраженная в закономерностях накопления петрогенных элементов, не ложащихся в единый тренд кристаллизационной дифференциации с породами основной расслоенной серии. Продемонстрирована дискретность пород в пределах горизонта пикритовых габбро-долеритов – выделено два интервала: нижний с низкими концентрациями хрома, со стабильной европиевой и стронциевой аномалиями и верхний, для которого характерны аномально повышенные содержания Cr2O3, пониженные концентрации LILE и отсутствие выраженного европиевого максимума, характерного для нижней части пикритовых габбро-долеритов. С опорой на известные модели формирования обратной зональности краевых зон расслоенных массивов в статье представлена новая генетическая схема формирования пикритовых габбро-долеритов, как продуктов пульсационного внедрения, в которой предполагается, что нижняя часть пикритовых габбро-долеритов сформировалась из гибридной магмы, а верхняя – из примитивной, вследствие пульсационного заполнения камеры становления, с чем по нашему мнению и связана обратная зональность и накопление хрома в верхней части пикритовых габбро-долеритов.



Выпуск № Неопубликованное

42.
ОБ УЧЕТЕ СТРУКТУРНЫХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ ПРИ ВЕРОЯТНОСТНОЙ ОЦЕНКЕ РЕСУРСОВ УГЛЕВОДОРОДОВ

В.В. Лапковский1, М.В. Лебедев2, Е.А. Яневиц3
1 Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения РАН, Новосибирск, Россия
2 ООО «Тюменский нефтяной научный центр», Тюмень, Россия
3 Филиал ООО «Лукойл-Инжиниринг» «КогалымНИПИнефть», Тюмень, Россия
Ключевые слова: Стохастическое моделирование структурных неопределенностей, вероятностная оценка ресурсов, оценка скоростных сейсмических аномалий, плотности вероятности распределения площадей структурных ловушек, логнормальное распределение площадей ловушек.

Аннотация >>

: В новой парадигме развития нефтегазовой отрасли России большое внимание уделено мелким залежам углеводородов (УВ), что повышает требования к точности прогноза суммарного прироста их запасов при опоисковании малоразмерных антиклинальных ловушек. Выполнять такие прогнозы позволяет вероятностная оценка ресурсов с учетом вероятностей существования залежей, позволяющая учесть неопределенности геологических факторов, контролирующих нефтегазоносность ловушек, и их подсчетных параметров. Задачей настоящих исследований является разработка научного подхода к количественной оценке неопределенностей, связанных с существованием и геометрическими параметрами малоразмерных антиклинальных ловушек УВ, закартированных сейсморазведкой 3D. Основной метод решения поставленной задачи - стохастическое моделирование структурных поверхностей, основанное на данных о погрешностях структурных построений. Результаты исследования сводятся к следующему. Функции вероятности площади структурного замыкания определяются интенсивностью и размерами скоростных аномалий, параметрами самого поднятия, а также характером его структурного окружения. Распределения площадей структурного замыкания могут описываться функциями как с положительной, так и отрицательной асимметрией. Обычно используемое для моделирования структурной неопределенности логнормальное распределение является лишь одним из возможных вариантов. Для малоразмерных ловушек их амплитуда сопоставима с мощностью продуктивного пласта, следовательно, изменение амплитуды ловушки определяет изменение средневзвешенной продуктивной мощности. В ходе исследований была установлена плотная положительная связь между вариациями площади антиклинальных ловушек и их амплитудами. Соответственно данную связь необходимо учитывать в ходе вероятностной оценки ресурсов рассматриваемого класса ловушек. В противном случае может иметь место существенное уменьшение диапазона неопределенности оценки ресурсов. Стохастическое моделирование структурных неопределенностей также является методом оценки вероятности существования антиклинальных ловушек, подготовленных сейсморазведкой.



Философия образования

2025

Выпуск № 3

43.
Код университета и возможности его сохранения в национальных формах (опыт российского университета)

Г.И. Петрова1, Э.А. Бикташева2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
seminar_2008@mail.ru
2Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
biktashevasov@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, код университета, идея университета, логос, эстезис, «университет разума», «дух университета»
Страницы: 7-25

Аннотация >>
Введение. Актуальным вопросом для обсуждения проблем современного университета является констатация его кризиса. В поисках причин кризисного состояния статья актуализирует понятие «идея университета» (Дж. Ньюмен) и обращается к древнегреческому пониманию эйдоса (Платон). В приложении к университету это позволяет ассоциировать эйдос (идею) университета с понятием «код университета» и увидеть в этой понятийной фиксации университетскую сущность, которая (как устойчивое «начало») являет себя во множестве единичных университетов (разных культур, наций). Ставятся проблемные вопросы: «Что есть код университета? Как связан кризис университета с трансформациями его идеи-кода? Не ведут ли они к исчезновению самого понятия “университет” (российского или западного - все равно)? Есть ли возможность сохранения университета не только в вербальном, но в сущностно-кодовом смысле?» Конкретизация поставленной проблемы связана с поисками кода университета и обоснованием его проявлений на национальной почве России. Методология решения проблемы - учение Платона об эйдосах (идеях), предназначенных порождать предметный мир в множестве его единичных явлений. Применительно к университету такая методология позволяет найти идею (сущность) или код университета, то общее, что характеризует все множество университетов одновременно. Обсуждение. На общий код университета влияет конкретный национальный контекст культурного развития. Большое значение в этом процессе имеет характер соотношения в культуре структур логоса и эстезиса. Обосновывается специфика кода российского университета ролью эстезиса в культуре России. Заключение. Ставится вопрос о сохранении кода университета. Предлагается в дальнейшем обсудить конкретные вопросы, связанные с совмещением в университете двух составляющих: «свет разума» (логос) и «дух университета» (эстезис). Делается вывод о необходимости хранить университетский код. Его устранение превращает университет в иной социальный институт (например, в экономическую корпорацию).
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

44.
Датафикация как фактор конституирования субъектов образования

Т.В. Сохраняева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
sokhran@mail.ru
Ключевые слова: субъекты образования, большие данные, датафикация, конституирование субъектов, алгоритмизация, образовательная идентичность, аутентичность
Страницы: 26-38

Аннотация >>
Введение. В контексте цифровой трансформации образования актуальным является исследование влияния процессов датафикации на трансформацию онтологических характеристик образовательных среды в аспекте изменений межсубъектных отношений. Цель - рассмотрение датафикации как фактора конституирования субъектов образования. Методология. Теоретическая рамка исследования определена принципами системного подхода к анализу образования как сложной социальной системы, эпистемологической методологией рассмотрения эмпирического уровня познавательной деятельности, герменевтическим подходом к анализу проблемы интерпретации результатов. Обсуждение. Датафикация рассматривается как проявление нового уровня цифровизации образования, характеризующегося внедрением искусственного интеллекта (ИИ) и аналитик больших данных в сердцевину функционирования образовательных систем. Выдвигается тезис, что датафикация становится контекстом и существенным фактором трансформации и развития структурных связей в образовательной среде, а также конституирования субъектов образовательных отношений. В обоснование тезиса рассматриваются связанность статуса субъекта с его представленностью данными, тенденции введения новых дата-субъектов в образовательный процесс и трансформации классических статусно-ролевых и компетентностных характеристик педагогов, роль аналитик данных в конструировании образовательной идентичности индивидов. Показывается внутренняя противоречивость парадигмы датафикациии в образовании - развитие среды, максимально ориентированной на личностно определенные потребности современной «расширенной личности», на основе стандартизированных алгоритмизированных требований и моделей. Заключение. Датафикация в образовании оказывает значимое влияние на процессы конституирования структурных связей, субъектов и элементов образовательной среды. Возникновение новых конфигураций межсубъектного взаимодействия в образовательной деятельности, трансформации статусно-ролевых характеристик и восприятия профессиональной субъектности обусловливают необходимость анализа этих процессов в онтологическом, антропологическом и аксиологическом аспектах.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

45.
Коллектив как субъект образования: концептуальное определение и основные характеристики

Е.В. Брызгалина, Ш. Чжан
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
phedu@philos.msu.ru
Ключевые слова: образование, коллектив как субъект образования, атомистический индивидуализм, совместное производство знаний, демократизация образовательных технологий, воспитание, социальная справедливость
Страницы: 39-54

Аннотация >>
Введение. Рассматривается философская коннотация понятия «коллектив как субъект образования» и его основные характеристики в современном образовании. Коллектив как субъект образования призван противостоять отчуждению и фрагментации атомизированного образования и воссоздать общинный и эмансипационный характер образования. Его основная ценность заключается в балансе между индивидуальной свободой и социальной связью посредством совместного производства знаний, этического переноса ответственности и демократизации технологий, чтобы образование могло стать «симбиотическим экспериментальным полем» для воспитания демократических граждан и продвижения социальной справедливости. Методологическая основа исследования базируется на междисциплинарном синтезе философского, педагогического и социологического подходов. Основные методы включают критический философский анализ. Деконструкция понятий «субъект», «ответственность», «знание» проведена с опорой на диалектику индивидуального и коллективного. Обсуждение. В исследовании дается определение концепции коллектива как субъекта образования с точки зрения онтологии и эпистемологии, а также объясняются ее основные черты путем их обобщения в пяти измерениях. Новизна статьи заключается в критике атомистической индивидуалистической парадигмы образования, воссоздании социальной и совместной природы образования, а также в использовании российской и китайской литературы для анализа проблемы. Заключение. Концепт «коллектив как субъект образования» не возвращает теории и практики образования к тоталитаризму, а позволяет создать инклюзивную экосистему, где сотрудничество, технологии и критическое мышление преодолевают атомизацию, формируя социально ответственных граждан. Можно прогнозировать, что будущее образования на практике будет основываться на предпосылке коллективного, а затем персонализированного образования на основе индивидуальной дифференциации, дополненного современными образовательными технологиями (дистанционное обучение, искусственный интеллект, цифровые образовательные платформы и т. д.).
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

46.
Русская идея в современном образовании: постановка проблемы

И.В. Яковлева1, Т.С. Косенко1, Е.В. Ушакова2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
uhova2005@mail.ru
2Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия
foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: образование, философия образования, цивилизационные подходы в образовании, русская идея в образовании, западная идея в образовании
Страницы: 55-67

Аннотация >>
Введение. Исследуется постановка проблемы существования русской идеи в современном образовании. Мониторинг осуществляется на основе сравнительного анализа светского (государственного) и религиозного образования, при общей оценке российской и западной социокультурных традиций. Методология. Применены диалектический метод, системный и социокультурный подходы при рассмотрении динамики образовательных процессов с эпохи Нового времени и до настоящего времени. Обсуждение. По мнению авторов статьи, философия русского мира и потенциал русской идеи в современном образовании в основном связаны с сущностью и стратегией солидарного/социального государства, в котором возможно налаживание здорового баланса жизни людей в природе и обществе. Смысл и сущность русской идеи отражены в концепциях и практике формирования цельного человека в его развитии и саморазвитии. Главные смыслы в образовании - это разносторонняя подготовка личности в следующих аспектах: человек для общества, человек для семьи, человек для себя, общество для человека, человек в гармонии с природой. При реализации данных смысложизненных ценностей русская идея в современной педагогической деятельности оказывается наиболее адекватной и перспективной. Постановка проблемы заключается в глубоком исследовании философии русской идеи для организации современного образовании. Акцентируются несколько уровней общности знаний: общефилософское онтологическое, методологическое и эпистемологическое, философско-антропологическое, социально-философское, этико-аксиологическое и психолого-педагогическое (в теоретическом и деятельностном аспектах). Заключение. Обращаясь к наследию русской философии, можно сделать вывод о том, что «русская идея» выступает эмпирически явленной формой бытия национального духа, феноменологически проявляющейся в интеллектуальной деятельности образованного большинства нации в виде комплекса идеальных представлений о прошлом, настоящем и будущем образования.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

47.
Дисциплина «Основы российской государственности» и цивилизационный подход как средство формирования мировоззрения студентов в условиях противостояния ядру миросистемы

А.А. Изгарская1, А.А. Борисова2
1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
aizgarskaya@gmail.com
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
taylackowa.n@yandex.ru
Ключевые слова: образование, «Основы российской государственности», мировоззрение студентов, цивилизационный подход, миросистемный подход, евразийство, идеология
Страницы: 68-85

Аннотация >>
Введение. В исследовании поднимается вопрос о качестве курса «Основы российской государственности» и состоянии цивилизационного подхода как его научного основания. Курс, призванный формировать мировоззрение, реализуется в ситуации противостояния ядру миросистемы, что позволяет провести параллели с советским периодом, когда научным основанием обществоведческих дисциплин выступал марксизм-ленинизм. Методология. В качестве методологии использован миросистемный анализ. Капиталистический мир-экономика предполагает адаптацию мировоззрения общества и человека к неравенству социально-экологических ниш, создаваемых международным разделением труда. Образование является средством адаптации к господствующему порядку и политическим идеологиям - метастратегиям в форме либерализма, консерватизма, радикализма (социализма). Противоречия в миросистеме активизируют центры, способные противостоять либеральной гегемонии и предложить миропорядок на основе радикализма или консерватизма. В отличие от советского периода современное противостояние России опирается на консервативную идеологию, получившую научное обоснование в цивилизационном подходе. Состояние цивилизационного подхода описано методом выявления эпистемологических ловушек. Обсуждение. Распад СССР заложил предпосылки принятия цивилизационного подхода как ведущего направления социальных наук. В цивилизационном подходе отсутствует договоренность о содержании базовых категорий, что при объяснении социальной динамики порождает противоречия, которые или игнорируются, или ведут к необоснованному искажению исходной концепции, или решаются «ad hoc». Учебные пособия транслируют концепции XIX - первой половины XX в., содержат массу эпистемологических ловушек, не способны объяснять процессы социальной динамики. В современной науке есть исследования, предполагающие синтез миросистемного, цивилизационного и сетевого подходов, однако они не могут быть использованы в качестве научной базы курса «Основы российской государственности», поскольку не соответствуют его идеологической составляющей. Заключение. Для формирования целостного, опирающегося на науку мировоззрения необходима обладающая соответствующей целостностью научная парадигма, которой в дисциплине «Основы российской государственности» нет. Программа дисциплины транслирует допарадигмальные теории далеко не самых современных концепций цивилизационного подхода.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

48.
Об оплате труда в системе образования: прошлое и настоящее

С.И. Черных1, Б.О. Майер2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
serg2560380@yandex.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
maierbo@gmail.com
Ключевые слова: образование, заработная плата, преподаватель вуза, профессор, покупательная способность, социальный статус
Страницы: 86-97

Аннотация >>
Введение. Анализ проблемы увеличения заработной платы и адекватной оплаты труда преподавателей в системе образования вообще и высшего в частности требует сравнительных исследований уровня заработной платы преподавателей в настоящее время и сто лет назад, в последний мирный год Российской империи. Вопрос: «Чего наша страна достигла или что потеряла за прошедшее время?», имеет не только академический интерес. Опыт прошлого позволяет адекватно понимать настоящее, учитывая потенциально громадный объем статистической информации по всей системе образования. Цель данной статьи локально ограничена сравнительным исследованием финансового и социального положения профессорской группы преподавателей высших учебных заведений в дореволюционный период Российской империи и современной России. Методология. Проведен сравнительный анализ источников, содержащих сведения о заработной плате преподавателей и их социальном положении в Российской империи, а также в современной России. Обсуждение. Величина заработной платы профессоров/докторов наук не однородна как по регионам, так и по занимаемым должностям или по «весу» вуза в российской системе образования. В настоящее время в России доля заработной платы профессора/доктора наук, находящейся в диапазоне от 100,0 до 200,0 тыс. руб. в месяц, составляет не более 50 % от материального достатка профессора Российской империи сто лет назад в 1913 г., не говоря уж об общественном престиже и признании профессорского труда. Заключение. Статус современного профессора совершенно несравним с его статусом 110 лет назад: в его характеристики закладываются в основном отрицательные коннотации. Разговоров о «принадлежности» к элитным социальным группам (за редким исключением типа академиков или ректоров) речи быть не может.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

49.
Ценностные основы медиапросвещения: социально-философский дискурс в России и Китае

Ю. Чжан
Шаньдунский институт физического воспитания, Цзинань, Китайская Народная Республика
543018031@qq.com
Ключевые слова: медиапросвещение, ценностные основы, дискурс, глобальное медиапространство, онтологические проекции, социальная философия
Страницы: 98-112

Аннотация >>
Введение. Полифоническое состояние медийного универсума позволит говорить о когнитивной коэволюции и стремлении к сверхсложности ноосферного знания человека и человечества, из которых, по сути, сегодня формируется всеобщая социальная картина мира. В подобных вопросах массового просвещения в глобальном медиапространстве приходится опираться, во-первых, на исторический опыт «духовного восхождения» каждой отдельно взятой цивилизации; во-вторых, на сильные стороны культурной модели человека, образцы интеллектуального и творческого развития; в-третьих, на понимание медиапросвещения как всеобщей программы становления и развития знания о мире. Исследование имеет целью раскрыть современное понимание просветительской деятельности в медиапространстве, в рамках российско-китайского социально-философского дискурса, обозначив ценностные основы медиапросвещения. Методология исследования содержит онтологические и социально-философские проекции в разработке нового понятия «медиапросвещение» в его ценностных основах. Обсуждение ценностных основ медиапросвещения конструируется в рамках содержания российских и китайских ценностных приоритетов в медиапространстве. Развитие и укрепление двухсторонних связей планируется на основе медиаплатформ. В этой связи рассмотрены онтологические ценностные проекции в генезисе становления просвещения как всеобщей программы становления и развития эпистемологии образования. Сформулированы некоторые параметры медиапросвещения как источника и механизма когнитивных изменений в массовом масштабе. Разработано определение понятия «медиапросвещение» в его ценностных основах как инварианта инновационных образовательных практик. Заключение. Сделаны выводы о возможности и необходимости прогнозирования медиапросвещенческой деятельности с необходимостью сохранения баланса между новациями и традициями в целях сохранения универсальных исторических ценностей и уникального опыта национальной идентичности.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Растительный мир Азиатской России

2025

Выпуск № 3

50.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ В КОЛЛЕКЦИИ БОТАНИЧЕСКОГО САДА УРО РАН (ЕКАТЕРИНБУРГ): БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБНОСТЬ К НАТУРАЛИЗАЦИИ

Е.С. Васфилова
Ботанический сад Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия
euvas@mail.ru
Дополнительные материалы

Ключевые слова: натурализация чужеродных видов, лекарственные растения, Средний Урал
Страницы: 248-256

Аннотация >>
В ботанических садах, как центрах первичной преднамеренной интродукции, необходимо тщательно изучать тенденцию к натурализации выращиваемых растений, проводить предварительную оценку степени их инвазионности. В ходе исследования проанализированы хорологические, биологические и экологические особенности интродуцированных видов в коллекции лекарственных растений Ботанического сада УрО РАН (Екатеринбург) - как отсутствующих в природных сообществах на территории Среднего Урала, так и заносных. Показана относительно низкая способность к натурализации у изученных видов. Установлена статистически значимая взаимосвязь ряда признаков со способностью видов к натурализации при культивировании в подзоне южной тайги. Такими признаками являются: принадлежность к определенным широтным (поясно-зональным) и долготным группам; отношение видов к температурному режиму и влажности; жизненная форма; таксономическая принадлежность. В условиях интродукции статистически значимым оказалось воздействие на способность к натурализации сроков начала весеннего отрастания, степени зимостойкости растений (оценивавшейся по величине зимнего выпада), интенсивности их семенного и вегетативного воспроизводства. Проведенный анализ может быть полезен для прогнозирования и управления рисками, связанными с процессами натурализации видов в природных сообществах.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 41 - 50 из 45469
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец Все