Разработана физико-математическая модель фильтрации природного газа в метаноносных угольных пластах, в основе которой лежит принцип совместного взаимодействия геомеханических и газодинамических факторов в технологическом процессе дегазации. Выполнен расчет фильтрации метана и установлено, что причинами снижения дебита являются рост напряженного состояния вокруг добычных скважин, изменение запирающего давления газа в трещинах и порах, а также пьезопроводность массива.
В рамках упругопластической модели предложена методика теоретического описания мульд сдвижения земной поверхности с высокими градиентами оседаний. Подход основан на снижении модуля сдвига породного массива, приуроченного к краевой части мульды сдвижения. Предпосылкой к ослаблению модуля сдвига на этих участках является повышенная техногенная нагрузка, которая обусловливает формирование зон нарушенности, увеличение дефектности горных пород за счет раскрытия микротрещин, межзеренных контактов и т. д. Методика определения коэффициента техногенного ослабления модуля сдвига базируется на сопоставительном анализе наклонов земной поверхности. Реализация данного подхода позволяет достоверно отразить в расчетах процесс сдвижения земной поверхности с высокими градиентами оседаний и обеспечивает адекватные оценки напряженно-деформированного состояния подработанного массива, включая локализацию зон пластического деформирования.
На основе модели градиентного типа решена краевая задача о перераспределении напряжений в массиве при прохождении горной выработки. Использована упругопластическая модель горной породы с учетом локальной неоднородности. При описании кинематики условие гладкости поля перемещений существенно ослаблено - вместо одного гладкого поля смещений в плоском случае кинематика описывается двумя независимыми гладкими полями. Как следствие, модель содержит структурный параметр, включающий размерность длины и описывающий локальные изгибы элементарных объемов. Даны примеры расчетов развития пластических деформаций в приконтурной зоне массива, определены области повышенной концентрации напряжений. Показано, что учет локальных изгибов приводит, с одной стороны, к уменьшению пластических сдвигов в приконтурной зоне, с другой - к более глубокому распространению вглубь массива областей высокой концентрации напряжений.
Б.В. Пеньков1, Л.И. Агафонова2, Е.В. Виноградова3 1Университет «Синергия», Москва, Россия penkovlinguistics@gmail.com 2Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия liagafonova@herzen.spb.ru 3Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия vinog_le@list.ru
Ключевые слова: инструменты искусственного интеллекта, обучение иностранным языкам, онлайн-обучение, оптимизация преподавания, смешанное обучение, технологии искусственного интеллекта, цифровое обучение, ChatGPT, DeepSeek
Страницы: 93-108
Введение. Рассматривается потенциал использования искусственного интеллекта в преподавании английского языка, описываются аспекты применения технологии искусственного интеллекта в преподавании и обучении. Методология. Используются качественные и количественные методы анализа восприятия преподавателями и студентами интеграции ИИ-технологий в преподавание английского языка. Исследование носит эмпирический характер, приоритет отдается описательному методу. Онлайн-опрос включает вопросы для студентов и преподавателей вузов о перспективах развития технологий искусственного интеллекта и возможностях применения искусственного интеллекта в преподавании английского языка. По результатам ответов респондентов создается графическое представление ответов (диаграмма), приводятся и поясняются процентные показатели. С помощью сравнительного метода противопоставляются данные и делаются выводы эмпирического плана. Обсуждение. Точки зрения респондентов на эволюцию искусственного интеллекта в сфере преподавания английского языка отражены в диаграмме, описывающей мнения и идеи участников, проливая свет на их ожидания относительно интеграции методик, основанных на искусственном интеллекте, в педагогическую практику. Выделяются группы ответов, в которых студенты и преподаватели подтверждают, что использование технологий искусственного интеллекта имеет перспективы в сфере обучения и преподавания языков, также респонденты демонстрируют элементы цифровой грамотности и одновременно ограниченность знаний о масштабе использования искусственного интеллекта в сфере образования, многие при этом не отказываются от традиционных методов изучения иностранных языков. В методологии сочетаются теоретические и практические основы педагогики, методики и дидактики для оптимизации преподавания английского языка в контексте применения искусственного интеллекта. Заключение. Результаты показывают, что студенты и преподаватели осознают преобразующий потенциал искусственного интеллекта в преподавании и обучении, готовы экспериментировать с новыми технологиями и использовать их для улучшения навыков английского языка и развития профессиональных компетенций с целью оптимизации преподавания.
Н.С. Жданова, С.А. Гаврицков, Т.В. Саляева
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия gdnacerg@mail.ru
Ключевые слова: аксиология, ценности, ценностные ориентации, студенты-дизайнеры, типовое жилье, перепланировка, реконструкция
Страницы: 109-122
Введение. Исследование имеет целью познакомить с опытом формирования ценностных ориентаций у будущих дизайнеров на примере изменения отношения к типовому жилью 1960-х гг. Для своего времени панельное типовое жилье было большим архитектурным и технологическим прорывом, позволившим во многом решить «квартирный вопрос» в нашей стране, но сегодня отношение к нему большинства потребителей изменилось. Панельные пятиэтажки составляют одну пятую часть всего жилого фонда страны. Материализованные ценности прошлого вступают в противоречие с ценностными установками современного человека. Пути модернизации зданий и пути изменения сознания будущих дизайнеров пересекаются в архитектурно-дизайнерском проектировании, которое и стало предметом исследования. Методология. Ценностно ориентированный мониторинг осуществлялся со студентами третьего курса по направлению подготовки «Дизайн» Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. Студенты осуществляли перепланировку отдельных квартир или реконструкцию здания 1960-х гг. Практическая значимость исследования заключается в приемах специально организованной архитектурно-дизайнерской деятельности, в процессе которой студенты переходят от ценностей потребителя к ценностям проектировщика, что обусловливает их профессиональную зрелость. Обсуждение. Опрос и обсуждение свидетельствуют, что большинство студентов отрицательно относятся к так называемым «хрущевкам». Для формирования новых профессиональных ценностных ориентиров в обучении использовались новые технологии. Новизна исследования заключается в проверке возможности инновационного архитектурно-дизайнерского проектирования. Заключение. Проведенное исследование показало необходимость развития творческого потенциала студентов. Результатом специально организованной учебной деятельности стал интерес к выполнению проектов реконструкции и модернизации зданий и изменилось ценностное отношения к архитектурному наследию нашей страны.
Д.Н. Деменёв, Е.К. Подобреева, Д.Д. Хисматуллина
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия denis-demenev@mail.ru
Ключевые слова: дополнительность, архитектурно-художественное пространство, сознание, знание, синтез искусств, онтогносеологическое единство, интегрированное мышление, аккордность, смыслообраз, изображение
Страницы: 123-138
Введение. Оставаясь в целом средством коммуникации человечества и средством приобщения к всечеловеческим смыслообразам, коррелируя с изменениями феноменологии действительности и развитием эстетической теории и практики, синтез искусств сегодня все чаще взаимодействует с техносферой. Эти обстоятельства актуализируют интегративный характер синтеза архитектурных пространственно-пластических искусств в контексте методологии дополнительности. В этом сосредоточиваются как вызовы художественному творчеству, так и широчайшие перспективы дальнейшего развития синтеза искусств. Методология. Исследование построено на теоретических и эмпирических изысканиях в области синтеза искусств, обусловленных методологией дополнительности, включающей диалектический подход, моделирование и педагогический опыт художественно-творческой практики. Обсуждение. Современный синтез искусств как деятельность по организации новых форм художественного творчества имеет широкий охват освоения и преобразования действительности обществом и человеком. Новизну исследования представляет разработанная структурная модель синтеза искусств, включающая философское осмысление этапов отражения действительности посредством сенсорных атрибутов и структурную модель синтеза искусств на примере синтеза основных цветов. В ходе исследования установлен факт все большего участия современных технологий в акте приращения форм дополнительности в архитектурно-художественном построении, потенциально способствующих развитию производства и восприятию новых смыслов. В результате анализа синтеза искусств посредством диалектических противоположностей (форма - содержание, часть - целое, качество - количество и др.) выявлено и обосновано принципиальное значение интегративной особенности, содержащей методологию дополнительности. Заключение. Интеграция классического синтеза искусств с современной техносферой становится необходимой и даже единственно возможной диалектикой архитектурно-художественного пространства, поскольку эта человеческая способность интегрирует узнавание, понимание и интерпретацию созидательных смыслов.
И.В. Яковлева1, Е.В. Ушакова2, Ю. Чжан3, С.Н. Цаплин1 1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия uhova2005@mail.ru 2Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com 3Шаньдунский институт физического воспитания, Цзинань, Китайская Народная Республика 543018031@qq.com
Ключевые слова: социальная философия, философия образования, аксиологические приоритеты, образовательное пространство, категориальный аппарат, глобализм, ноосферизм
Страницы: 139-157
Введение. Фактически любая мировоззренческая или методологическая конструкция представляет собой определенную систему знания, включающую исходные понятия, правила построения высказываний и выводы в виде производных суждений, которые после необходимого подтверждения приобретают форму всеобщего убеждения. Подобным критериям соответствует методология глобализма и ноосферизма, заявленных в мировой социально-политической философии и философии образования. С аксиологических позиций они обращены к интересам и потребностям, смыслам и ценностям субъектов образовательного пространства. Репрезентация мировоззренческих установок и теоретических конструктов исходных оснований образовательного пространства является целью данного исследования. Методология. Аксиологический дискурс вопросов построения всеобщего образовательного пространства актуализирует необходимость критической философской оценки ряда инновационных теоретико-методологических, мировоззренческих, информационных и социально-технологических подходов, ориентированных на сравнительный анализ разных глобальных социальных идей - глобализма и ноосферизма. Это обусловлено активным продвижением таких идей в социально-политической и философско-образовательной теории познания в первой четверти XXI в., что, собственно, и требует их аксиологически ориентированного научно-философского анализа. Данная проблема связана с выяснением того, как и каким образом с помощью рациональной социально-философской мысли возможно и необходимо по-новому актуализировать современное образовательное пространство с учетом разнонаправленных векторов социального бытия. Обсуждение. Рассмотрен генезис аксиологических методологических конструктов с целью обнаружения в историческом и логическом ключе идей и тенденций становления цельной, развивающей информационно-образовательной методологии с целью обоснованного выбора приоритетов в медиапространстве и медиаобразовании будущего. Заключение. Разработка аксиологической методологии для образовательной активизации медиапространства возможна в процессе разработки конструктивных механизмов перехода от традиционных образовательных доминант к прогрессивно-развивающим инновационным, что, в частности, репрезентирует ценностные ориентиры российских и китайских информационно-технологических возможностей.
О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: человек, человеческий капитал, антропологический подход, гуманитарный подход, концептуализация человеческого капитала, модели человеческого капитала, социальная философия
Страницы: 158-170
Введение. Человеческий капитал и социально-философские его основания - проблемы для философии не новые. Социальная трансформация человека как наемного работника, с проблемами его новой идентичности и становления субъектности показали ограничения в экспликации человеческого капитала. Трактовка человеческого капитала как социально-духовного феномена также не вполне адекватна современным реалиям. Поэтому целью исследования является введение в обоснование построения такой модели человеческого капитала, которая может снять ограничения экспликации человеческого капитала как «капитала» и «человеческого капитала» в аспекте социально-духовного феномена. Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых, представителей социальных, гуманитарных и когнитивных наук. В качестве основного подхода к их аналитике избран антропологический подход в его социально-философском дискурсе. Обсуждение. Человеческий капитал как социокультурный феномен рассмотрен в фокусе современных исследований, представленных синтетической моделью. При этом смысловым ее наполнением становится взаимодействие «человека экономического», «человека духовного», «человека социального» с искусственным интеллектом, порождающим неопределенности в формировании человеческого капитала. Обосновано, что подобный антропологический подход нуждается в новой интерпретации и расширении его до гуманитарного. На основе анализа предшествующих концептов человеческого капитала предлагаются некоторые теоретические основания для концептуализации новой модели. Заключение. Проанализированные позиционные характеристики человеческого капитала показали, что вполне достойные и работающие концепты человеческого капитала для индустриальной эпохи и постиндустриального общества нуждаются в определенной коррекции. Эта коррекция связана не столько с глобализацией и виртуализацией как определяющими природу социальности сегодня, сколько с изменением природы собственно человека, его субъектности и идентичности. Очевидно, что эти процессы потребуют корректировки тех оснований, которые ранее сложились в концепциях человеческого капитала.
З.А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия aksutina_zulfia@mail.ru
Ключевые слова: гражданское воспитание, историко-философский анализ, исторический период, категория, общество, теоретический образ
Страницы: 171-183
Введение. Исследование генезиса категории «гражданское воспитание» обусловлено тем, что в философии воспитания недостаточно исследований этого феномена с социально-философских мировоззренческих позиций. Цель статьи - провести анализ формирования категориальной природы понятия «гражданское воспитание» в исторической динамике и сделать обобщающее умозаключение его современного состояния. Методология. Работа носит теоретический характер, поэтому применен историко-философский подход как основной метод исследования. Обсуждение. Ретроспектива развития категории «гражданское воспитание» показала, что она имеет междисциплинарный характер. Зарождение гражданского воспитания связано с происхождением государств, формированием их границ, оформлением систем власти и норм общественного поведения, что нашло отражение еще в трудах Аристотеля, Демокрита, Платона, Цицерона и др. В Средневековье на первый план выходит религиозное воспитание, в котором воспитание гражданское «растворяется» в религиозных догматах, что утверждается как общественное благо и позволяет говорить о подмене одного ценностно-ориентированного воспитания на другое. В Новое время происходит интенсификация экономического развития и формирование новых социальных отношений, что вызывает острый идеологический кризис и приводит к углублению содержания гражданского воспитания. В Новейшее время развитие гражданского воспитания приобретает государственно-локализированный характер в виде идеологии обособленных государств. Анализ гражданского воспитания современной эпохи позволяет утверждать, что категория «гражданское воспитание» обладает онтологическими характеристиками: априорностью, объективностью, универсальностью и др. Заключение. Проведенный анализ историко-философского контекста категории «гражданское воспитание» позволил выделить особенности его формирования в исторической ретроспективе. Преемственное современное состояние развития категории «гражданское воспитание» характеризуется зависимостью от социально-экономических и политических процессов и определяется индивидуальными экзистенциальными изменениями.
Б.О. Майер1, Т.С. Косенко1, И.В. Яковлева1, Е.В. Ушакова2, С.И. Черных3 1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия maierbo@gmail.com 2Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com 3Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия 2560380@ngs.ru
Ключевые слова: философия образования, социальная и политическая философия, преемственность, перспективы, Научная школа философии образования, Научно-исследовательский институт философии образования
Страницы: 184-205
Введение. Основным условием достижения перспектив развития российского государства в глобальной миросистеме становятся инновационные основы образовательной деятельности. Интеграция российского научного и педагогического сообщества в мировое образовательное пространство требует методологически подкрепленной собственной рефлексивной теории и практики взаимодействия с обществом. Методология. Коллектив Научной школы философии образования Новосибирского государственного педагогического университета находится в поиске основ взаимодействия с мировой научной общественностью одновременно с осознанием собственной субъектности. Фундаментальные и прикладные научные исследования как основа развития инновационной деятельности Научной школы философия образования основаны на диалектике новых онтологических, эпистемологических и аксиологических основ современного образовательного пространства. Сегодня необходима их адаптация к новым политическим, экономическим и общественным отношениям, требующим более объективного философского, социально-философского и гуманитарного осмысления. Обсуждение. За 25 лет продуктивной научной активности коллективом последователей основателя Научной школы философии образования Новосибирского государственного педагогического университета Нины Васильевны Наливайко разработано философское понимание системы «общество - образование - человек», основанное на необходимости диалога философии и образования. По этой причине область исследования сущности, проблем и перспектив отечественного образования определяется как созревание новой теории образования. Ее становление сопровождается переходом от индустриального общества к информационному, новыми требованиями к системе образования и, соответственно, эволюцией философии образования в сферу особого цикла наук (онтологии образования, эпистемологии образования, аксиологии образования, праксиологии образования и др.). Заключение. Научная школа философии образования в перспективе планирует масштабные задачи, необходимые для эмпирии образования. В-первых, это возможность создания собственных методологических основ для решения многочисленных образовательных проблем и социальных противоречий. Во-вторых, осознавая социальную необходимость осуществления системной взаимосвязи образования с мировым научным сообществом как необходимости эффективной перспективной и долгосрочной интеграции, следует признать путь формирования солидарного неконфликтного (или малоконфликтного) ноосферного общества.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее