О.Ю. Амелина
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орёл, Россия amelol@yandex.ru
Ключевые слова: творчество, философия творчества, дизайн-образование, кросс-творческое развитие, непрерывное образование
Страницы: 85-98
Введение. В настоящее время творческое развитие человека становится ключевым аспектом не только для понимания динамики экономических, культурных и социально-исторических процессов, но и для выявления связи творческого потенциала с профессиональной деятельностью человека и определения перспектив его дальнейшей профессиональной реализации. Цель исследования можно обозначить как необходимость стимулирования и развития креативности обучающихся, способности взаимодействия, как обмен знаниями и синергией между обучающимися разных возрастов и разных уровней, творческими профессионалами, педагогами и преподавателями. Методология исследования представлена системой эволюции философских взглядов на изучение творческого развития человека. Обсуждение. Дизайн, основанный на философских знаниях о кросс-творчестве, рассматривает важность развития эволюционного подхода в дизайн-образовании и главным выделяет объединение различных областей знаний и навыков для создания новых и оригинальных идей в области дизайна. Это проекты из области «дизайн будущего»; проекты, учитывающие культурные особенности; проекты, состоящие из ассоциативных шрифтовых форм и др. Заключение. Кросс-творческое развитие обучающихся в современной системе дизайн-образования направлено на развитие творческого потенциала будущих дизайнеров и подготовку их к активной жизни в современном обществе; способствует формированию не только знаний, но и навыков, необходимых для решения профессиональных дизайн-задач, а также для успешного развития обучающихся на протяжении всей жизни.
З.А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия aksutina_zulfia@mail.ru
Ключевые слова: «категория воспитания», социально-философский дискурс, свойства категорий, функции категорий, систематизация категорий
Страницы: 99-112
Введение. Изучая феномен воспитания, необходимо иметь определенную опору в виде категориального аппарата, формирующегося методологией социально-философской рефлексии. Его истоки берут начало в эпоху Древней Греции, в работах Аристотеля, Платона и Пифагора, также значительный вклад в разработку категорий воспитания внесли работы И. Канта, Г. Ф. Г. Гегеля, Э. Гуссерля и др. Современная социальная философия демонстрирует снижение интереса к этой проблеме. Цель статьи - на основе построения теоретической модели о категориях воспитания обнаружить современные стратегические аспекты социально-философского дискурса. Методология. В ходе исследования использовались социально-философские общетеоретические методы с опорой на фундаментальные свойства категорий (априорность, объективность и универсальность). Обсуждение. На основе анализа словарно-энциклопедической литературы выявлена многозначность понимания феномена воспитания и определены наиболее распространенные позиции в его понимании. Развитие представлений о понятии «категория воспитания» позволяет говорить о том, что это явление выступает в качестве когнитивной единицы, способствующей передаче общего содержания и смыслов воспитательного воздействия на общество и человека с перспективой их дальнейшей конкретизации и детализации. Социальной-философская рефлексия исследования дает возможность решить разнообразные образовательные задачи. Заключение. Проведенный анализ и построение модели современного состояния учения о категориях воспитания показывает неоднозначность понимания понятия «категория воспитания». Базовый, смыслосодержательный конструкт этой категории способствует глубинному пониманию современных проблем воспитания и выработке стратегий воспитательных ориентиров.
О.Б. Истомина
Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия olgaistomina@mail.ru
Ключевые слова: институт семьи, кризисные состояния семьи, деструктивная семья, вторичное сиротство, искажение родительского поведения, замещающая семья, адаптация приемного ребенка
Страницы: 113-129
Введение. Проблемы вторичного сиротства являются свидетельством кризисных состояний института семьи. Сложность детско-родительских отношений в замещающих семьях обусловлена разрушением традиционных императивов и позитивных моделей внутрисемейного взаимодействия. Искажение родительского поведения, неготовность и/или неспособность исполнения родительских обязанностей являются базовой причиной социального сиротства. Особые опасения ввиду масштабирования негативного опыта семейного общения и его перенесения в собственные семьи ребенком-сиротой вызывает вторичное сиротство, определенное как объект этого исследования. Методологическуюоснову исследования составили диалектический и системный методы-подходы, объясняющие факторы и последствия вторичного сиротства, механизмы их минимизации. Объект исследуется с позиций социально-философского и социально-педагогического анализа, которые позволяют провести комплексное исследование динамики детско-родительских отношений в замещающих семьях. Обсуждение. Представленная статистика сиротства в Иркутской области указывает на динамику социального сиротства, его факторы, не теряющие актуальности не только в региональном локусе, но и в общенациональной практике. Рассматриваются объективные и субъективные факторы приема ребенка в семью. Среди негативных последствий вторичного сиротства наибольшими рисками для последующих адаптации, социализации и инкультурации автор выделяет деструктивное эмоциональное состояние детей-сирот, их озлобленность, комплекс аутсайдера, сниженное психологическое и эмоциональное состояния, потерю доверия ко взрослому миру, агрессию во взаимодействии, различные девиации, в том числе делинквентное поведение. Обоснована важность комплексных программ обучения и поддержки принимающих семей, поддержки образовательного кластера в минимизации негативных последствий вторичного сиротства. Заключение фиксирует позицию о росте проблем в институте семьи, детско-родительских отношениях деструктивных семей и актуализации вопросов ресоциализации детей-сирот в замещающих семьях. Обосновывается необходимость ревитализации комплексной поддержки всех участников социализации ребенка в замещающей семье.
В.В. Полич
Новосибирский военный институт ордена Жукова им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия polich.72@mail.ru
Ключевые слова: философская методология, человеческое достоинство, биоэтическое достоинство, биотехнологии, нейротехнологии, генная инженерия, биоэтика
Страницы: 130-142
Введение. Современный научно-технологический прогресс биомедицинских технологий требует разработки в сфере биоэтики новых философско-методологических конструкций и моделей к объяснению человеческого достоинства. Необходимость осмысления новых интерпретаций человеческого достоинства обусловлена трансформацией уникальной человеческой природы, которая подвергается воздействию со стороны новейших технологических артефактов. Проблема актуализируется недостаточной интерпретацией понятия «достоинство» с точки зрения классических гуманистических, естественно-научных и теологических концепций, которым в этическом пространстве нет дела друг для друга. Методология критического рационализма и диалектики позволяет провести анализ современных научных взглядов на человеческое достоинство через призму биоэтических принципов и практических знаний в области биотехнологий. Анализ гуманистических, естественно-научных и медико-социальных подходов позволяет определить место новых интерпретационных подходов к пониманию достоинства в современной философии. Обсуждение. Как предмет научных изысканий человеческий организм исследуется широким междисциплинарным спектром научных направлений, что является важной гарантией его всестороннего изучения. Биотехнологии, область применения которых распространяется как на область здоровьесбережения, так и деятельность по изменению/повышению человеческих характеристик, приводят к появлению нового феномена «биоэтическое достоинство», интегрирующего компоненты классического смыслового содержания достоинства и сущностные аспекты биоэтики. Рассматриваются причины сегментации биоэтического достоинства на когнитивное, геномное и генетическое достоинство. Заключение. Биотехнологии как современные методы восстановления и улучшения человеческой природы оказывают влияние на смысложизненные ценности. Именно поэтому биоэтика стремительно завоевывает уникальное место среди источников формирования содержания понятия достоинство человека.
Ю.В. Вострякова
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия julia_april72@mail.ru
Ключевые слова: курс «Основы российской государственности», ментальная революция, мировоззренческие доминанты, рефлексия
Страницы: 143-156
Введение. Появление в образовательных ФГОС новых дисциплин всегда требует к себе повышенного внимания, особенно в контексте происходящей социокультурной динамики российского общества, определяемой как ментальная революция. Процесс изменения мировоззренческих установок сложен и многоаспектен. Новый для высшей школы курс «Основы российской государственности» является одной из стартовых площадок для формирования новой модели мировоззрения, причем это не только общероссийская проблема. Это вопрос вписан в глобальный геополитический процесс и испытывает на себе влияние многих факторов. На основе исследований в результате первого опыта работы с этим курсом возникла социально-философская рефлексия над образом будущего России в ценностном сознании российской молодежи. Методология. В основу рефлексии положены результаты пилотажного опроса студентов, изучающих курс «Основы российской государственности», а также наблюдения, полученные по ходу реализации программы. Обсуждение. В работе определены практические задачи преподавания курса «Основы российской государственности» в контексте ментальной революции. Обозначены проблемы, осознание которых происходит в результате рефлексии над первым опытом работы с новым курсом. По результатам опроса студентов сделан вывод о том, что преподавание этого курса имеет ряд методологических сложностей, но главное: изложение материала не должно превращаться в идеологическую агитацию. Заключение. Образовательный процесс тесно связан с формированием мировоззренческих доминант, коррелирующих с экзистенцией национального самосознания. Исследование подтверждает, что реализация курса «Основы российской государственности» требует убедительных патриотических теоретико-методологических подходов, реализуемых в рамках духовного самоопределения молодого поколения.
Д.В. Полежаев
Волгоградская государственная академия последипломного образования, Волгоград, Россия polezh@mail.ru
Ключевые слова: общероссийская гражданская идентичность, ценностно-смысловые концепты, культурно-исторические константы, социолого-образовательная модель «Матрица идентичности», блок «Личность», педагогический мониторинг, анкетирование
Страницы: 5-26
Введение. Работа посвящена актуальной для отечественного социально-гуманитарного знания и практической педагогической деятельности проблеме формирования общероссийской гражданской идентичности в сознании и поведении учащихся образовательных организаций. Представленная социолого-образовательная модель «Матрица идентичности» позволяет должным образом отслеживать уровень сформированности идентичности респондента. Методологической основой логики исследования феномена общероссийского гражданского самосознания является системный подход, в соответствии с которым рассматриваемый предмет определяется как целостный феномен с соответствующими уровнями организации и динамикой. Обсуждение. Представлена социолого-образовательная модель «Матрица идентичности», отбор структурно-содержательных элементов которой основан на нормативно-правовых документах и научной литературе. Философско-образовательный аспект исследования связан с практическим применением представляемой теоретической модели к повседневной практике образовательно-воспитательной работы школы. Исследование предлагается для осмысления научно-педагогическим сообществом общей структуры «Матрицы идентичности» с подразделением ее на модули, сегменты, блоки, концепты, каждый из которых заслуживает отдельного углубленного, в том числе прикладного, исследования. Заключение. Выделенные аналитически ценностно-смысловые концепты и культурно-исторические константы феномена идентичности отобраны из актуальной нормативно-правовой документации и научной литературы; могут быть рассмотрены как «необходимые» и «достаточные» для всесторонней характеристики идентификационной сформированности субъекта социальной жизни. Структурно-содержательное наполнение представленного в статье опросного листа одного из блоков «матрицы» дает представление о трехуровневом оценочном понимании исследовательских результатов, предоставляя возможность направленного их корректирования педагогом в ходе учебно-воспитательной деятельности в пространстве образовательных организаций. Представленные результаты продолжающегося исследования могут быть небезынтересны как в научно-теоретическом плане (например, в качестве философско-методологических основ аспектного осмысления феномена общероссийской гражданской идентичности), так и в практическом отношении, в рамках конкретной учебно-воспитательной деятельности педагогов современных российских образовательных организаций.
Введение. Одним из ключевых текстов, повлиявших на характер современной системы образования, является знаменитая книга «Состояние постмодерна» Жана-Франсуа Лиотара. Основным средством и результатом трансформации в сфере образования выступает информатизация. Согласно Лиотару, этот процесс связан с легитимацией знания через эффективность, ради которой и осуществляется информатизация. При передаче власти технике образование становится ареной, на которой постепенно происходит замена образованности информационным осведомлением и доступом к сети. Методология. Осмысление феномена информатизации в контексте проблемы образования определяется междисциплинарным подходом в сфере таких наук, как социология, философия, культурология, психология. В данном случае раскрытие обозначенной проблемы опирается на критическую интерпретацию книги Жана-Франсуа Лиотара «Состояние постмодерна» через комментирование посредством герменевтического метода. Обсуждение. Процесс информатизации в сфере образования зачастую представляется тотальным, не предполагающим каких-либо исключений. Каковы же условия и значение информатизации? Эффективность обращения количества данных приводит к постепенному вытеснению содержания, которое не поддается переводу на язык информации. Наблюдается явление, называемое Ж.-Ф. Лиотаром «смещение границ институций», что проявляется, в частности, в феномене децентрации и распыления образования, совмещенного с развлекательными процессами. Такое совмещение, например, в одном и том же устройстве, зачастую не позволяет выделить обучающимся время и внимание для полноценного занятия. Заключение. Наряду с возросшим за последние десятилетия спросом на информационные технологии в сфере образования наблюдается некоторое обоснованное разочарование в информационных образовательных продуктах. Выход образования из кризиса часто видится в возвращении к утраченным классическим моделям просвещения, однако речь должна идти скорее о восполнении грядущих информатизированных форм образования гуманитарным содержанием.
Н.Е. Лукьянов, А.А. Изгарская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия lukjanoffnick@yandex.ru
Ключевые слова: образовательные учреждения, безопасность, терроризм, скулшутинг, экстремизм, профилактика скулшутинга
Страницы: 39-59
Введение. Проблемы безопасности стоят в актуальном разделе повестки современного мира. При этом образовательные учреждения являются объектами повышенной опасности. Методология. На основе сравнительного анализа учебных материалов, изданных в России и США, предпринята попытка обозначить разницу подходов и связанных с этих проблем противодействия террористическим атакам на образовательные учреждения и скулшутингу. Обсуждение. Мероприятия по противодействию этим явлениям включены в структуры обеспечения безопасности каждого общества. Учебные материалы выстраиваются с учетом опыта борьбы государств с терроризмом и скулшутингом. В России основной акцент сделан на действиях в ситуации террористического захвата и выявление элементов экстремизма. В материалах, изданных в США, большее внимание уделяется скулшутингу. В российских материалах алгоритмом поведения стал набор следующих действий: «сохранять спокойствие - не провоцировать - успокоить остальных - дождаться освобождения - не мешать спецоперации». Этот алгоритм оправдывает себя при захвате образовательного учреждения хорошо организованной группой террористов, но может быть чреват большими жертвами в ситуации скулшутинга, поскольку не предполагает активного сопротивления. В учебных изданиях США основной алгоритм действия при скулшутинге следующий: «Беги. Спрячься. Борись». Считается, что предугадать появление активного стрелка на ранней стадии невозможно, поэтому в начале атаки участники образовательного процесса должны быть готовы вступить со стрелком в противоборство. В США применяется система первичной и вторичной профилактики скулшутинга. Первичная профилактика направлена на оздоровление школьного климата. В задачи вторичной профилактики входит выявление обучающихся, которые нуждаются во вмешательстве. Такие задачи решаются с использованием школьных целевых профилактических программ. Заключение. Поскольку скулшутинг становится частым явлением в школах России, то система подготовки участников образовательного процесса к противодействию таким атакам должна быть адаптирована к российским реалиям.
О.А. Персидская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия olga_alekseevna@mail.ru
Ключевые слова: миросистемный анализ, теория капиталов П. Бурдье, система образования, этнокультурная составляющая образования, этничность
Страницы: 60-69
Введение. Школа и вуз в современном мире являются одними из значимых общественных институтов, где человек сталкивается с этническим разнообразием и глубже осознает собственную этническую идентичность. Одна из целей системы образования - воспитание личности, понимающей свое место в полиэтническом мире, где ценность разных этнических культур равнозначна. Однако полноценная реализация этой цели не всегда возможна. Методология. Анализ затруднений, не позволяющих выполнить обозначенную цель, выполнен на основании синтеза миросистемного анализа и теории капиталов П. Бурдье. Приведены примеры такого синтеза в социогуманитаристике у М. Деметра и Р. Х. Ортиза. Обсуждение. На основе рассмотрения смены стратегий развития с «борьбы против эксплуатации» в советский период на «борьбу против исключения» в постсоветский продемонстрировано, как девальвировались разные формы капиталов этнических групп в периферийных регионах России. Акцент сделан на сложностях, с которыми столкнулась система образования периферийных этнических регионов России. Среди них - недостаток финансирования, а также преобладающая ориентация подрастающего поколения на культурно-символические образцы потребления центров при девальвации ценностей традиционных этнических образцов. Ситуация образовательного неравенства есть недостаточность каналов трансляции этничности и др. Показано, что сложное положение экономик этнических регионов страны и образовательное неравенство входят в противоречие с высоким престижем этнической идентичности, обозначенном в образовательных стратегиях. Заключение. Сделан вывод, что недооценка любой формы капитала (экономического, социокультурного, символического) при реализации уже возложенных на систему образования гуманистических целей воспроизводства и сохранения этнического разнообразия народов России может обернуться безрезультативностью потраченных усилий.
Н.Н. Абакумова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия niv_tomsk@mail.ru
Ключевые слова: общенаучный гуманитарный подход, естественно-научный подход, диссертационные исследования, педагогическая наука
Страницы: 70-83
Введение. Актуализирована проблема использования общенаучного гуманитарного подхода в педагогических исследованиях. Гуманитарный подход рассматривается через призму композиционных уровней: общенаучного и педагогического, объектного и предметного, с целью выявления наиболее востребованных и актуальных подходов, которые используются в диссертационных исследованиях педагогического профиля. Методология. Исследование основывается на базовых трудах И. Канта и В. Дильтея, в которых раскрываются основы общенаучного гуманитарного подхода. Выделение композиционных уровней реализации гуманитарного подхода проходило с опорой на антропологический контекст образования (В. И. Слободчиков, А. В. Леонтович), работы М. Мамардашвили, в которых показано развитие педагогической науки в контексте гуманитарного подхода. Обсуждение. Проведено обзорное исследование 420 диссертаций по педагогическим наукам, защищенным в период с 2004 по 2024 г. Показаны перспективы реализации общенаучного гуманитарного подхода в педагогической науке как ресурса философии образования, направленного на решение философско-мировоззренческих и теоретико-познавательных задач. Выделена специфика гуманитарного знания: 1) постоянное развитие во времени и пространстве; 2) незавершенность развития объекта; 3) изменчивость оценки объекта в зависимости от времени, контекста и эксперта. Установлены ограничения используемых методов исследования. Уточнены характеристики структурализма, которые позволили отнести аксиологический, личностно-ориентированный, акмеологический, ситуационно-средовой и прочие подходы к общенаучному гуманитарному подходу. Заключение. Установлены характеристики, которые отражают специфику общенаучного гуманитарного подхода в педагогических исследованиях: субъективность знания, доминирование в результатах «продолжения личности» ученого; интуитивное постижение истины и неприменимость законов логики; допустимость множества вариантов интерпретаций; недопустимость критерия «правильности». Выявлены наиболее востребованные и актуальные подходы, которые используются в диссертационных исследованиях педагогического профиля.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее