Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.239.3.196
    [SESS_TIME] => 1728430663
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => a5897e3b31fb4308b5fe6b756bc08715
    [UNIQUE_KEY] => 61eea96581eff873f1c220c64c3cdf57
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2013 год, номер 6

1.
МАТЕМАТИКА, РАЦИОНАЛИЗМ И КУЛЬТУРА

В.В. Целищев
Институт философии и права, Новосибирск
director@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: математика, логика, рациональность, иррационализм, культура, постмодерн
Страницы: 4-18
Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА

Аннотация >>
Автор анализирует роль математического знания в формировании представлений об одной из центральных характеристик западной цивилизации – рациональности. Рассматривается влияние исторически возникавших идеалов математического знания на представление о характеристиках рациональности. Вместе с тем, анализируется историчность и изменчивость представлений о природе математического знания, их связь с философскими системами и их общекультурное влияние.


2.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

К.К. Бегалинова1, А.С. Бегалинов2
1Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева, Алматы, Казахстан
Kalima910@mail.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
Ключевые слова: неклассическая наука, дифференциация, интеграция, методология, нововременная парадигма, субъект-объектное отношение
Страницы: 18-24
Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА

Аннотация >>
Авторы анализируют генезис науки и останавливаются на современном состоянии и закономерностях ее развития, показывают дифференциацию и интеграцию постмодернистской науки как выражение прогресса гносеологического. Большое внимание уделяется методологии западной и отечественной науки. Рассматривая содержание современной науки, авторы обосновывают положение, что наука, основанная на логике и строгом рационализме, лишена антропологического содержания и требует замены. Таким образом, авторы делают вывод, что замена современной науки должна произойти в ближайшем будущем и она станет холистической, основанной на недуальной логике.


3.
РОЛЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОСОФИИ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСКИ СОЧЕТАНИЯ

А.В. Хлебалин1,2
1Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
sasha_khl@mail.ru
2Новосибирский государственный университет, Новосибирск
Ключевые слова: наука, образование, философия, аналитическая философия, проблема истины
Страницы: 25-36
Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА

Аннотация >>
В работе рассматривается проблема интеграции научных исследований в преподавание философии. Указывается, что состояние и характеристики различных типов философии определяют возможности решения этой проблемы. В частности, на примере анализа истории решения и нынешнего состояния проблемы истины в аналитической философии подчеркиваются ее преимущества как того типа философии, который может обеспечить решение поставленной задачи.


4.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ЗНАНИЙ:ВЕКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ

В.В. Петров1,2, Е.В. Покасова1
1Института философии и права СО РАН, Новосибирск
v.v.p@ngs.ru
2Новосибирский государственный университет, Новосибирск
Ключевые слова: общество знания, общество инновационного типа, интеграция науки и образования, модернизация, инновационный путь развития
Страницы: 36-42
Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА

Аннотация >>
В статье анализируется специфика модернизационных процессов в России. Показано, что в условиях формирования экономики знаний, базирующейся на наукоемких отраслях промышленности, возрастает значение интеграции науки и образования. Обосновано, что тесное взаимодействие научной и образовательной сфер позволит обеспечить высококвалифицированным кадровым потенциалом и интеллектуальным ресурсом процесс перехода страны на инновационный путь развития в условиях модернизации основных сфер жизнедеятельности современного российского общества.


5.
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В ОБЩЕСТВЕ ХXI В

Н.В. Наливайко1,2, Е.В. Ушакова3
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
n-nalivaiko@mail.ru
2Институт философии и права СО РАН
3Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул
foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: информационное общество, общество знаний, инновационное общество, современное образование, специфика образования в обществе ХXI в
Страницы: 42-52
Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА

Аннотация >>
Цель статьи – раскрыть содержание и смыслы современного этапа социального развития в его взаимосвязи с образованием и наукой, а также сущность, роль и символы образования в современном обществе. Исследована специфика социального развития в конце ХХ – начале ХXI вв. Показаны взаимосвязь и различия разных ступеней постиндустриального общества – в виде информационного общества, общества знаний и инновационного общества. Обоснована специфика образовательных систем на этих ступенях социальной организации. Авторами обоснована различная роль и содержание образования в разных формах организации современного общества – знаниевом и инновационном.


6.
АНТИНОМИЯ КУЛЬТУРЫ И ЭГАЛИТАРНОГО ПРОГРЕССА

О.Л. Цыповский
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
tsypovsky@yandex.ru
Ключевые слова: культура, национальная культура, цивилизация, Просвещение, модерн, эгалитарный прогресс
Страницы: 52-58
Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА

Аннотация >>
В настоящее время существуют два мировоззренческих взгляда на культуру. Первый сводится к тому, что культура должна иметь национальный и в некоторых случаях этнический характер. Второй взгляд – универсалистский, согласно которому культура должна стать общей, глобальной, при этом должны исчезнуть культурные различия, мешающие, с точки зрения сторонников этой концепции, построению общего глобального мира, созданию глобального этоса. При существующих экономических и политических условиях в мире, когда глобализационные процессы все стремительней набирают силу, универсалистская позиция претендует на главенствующую роль.


7.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НООСФЕРНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В.С. Ежов, И.В. Балабан
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск
ezhov@sibsutis.ru
Ключевые слова: онтологический подход, духовные ценности, ноосфера, ноосферное мировоззрение, ноосферное сознание, ноосферные потребности, ноосферные духовные ценности, экологическая этика, экология, экологическое образование
Страницы: 59-67
Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА

Аннотация >>
В статье рассматривается онтологический подход к развитию духовных ценностей ноосферной цивилизации. Исследуется возможность перехода к ноосферному обществу: путем формирования ноосферных духовных ценностей, ноосферных потребностей, ноосферного мировоззрения, ноосферного сознания. Раскрывается сущность формирования духовных ценностей и их взаимосвязь с материальными ценностями в процессе становления ноосферы. Рассматривается влияние науки на процесс формирования духовных ценностей. Ноосферизация духовного производства связывается с экологической направленностью научного знания. Особая роль отводится экологической этике – компоненту образования и воспитания. Важная роль при формировании духовных ценностей должна принадлежать научному творчеству. Отмечается взаимосвязь экологического образования и ноосферного. Дается определение ноосферных духовных ценностей.


8.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ЦЕННОСТНЫЕ ФАКТОРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНОГО РАЗВИТИЯ

Ю.В. Пушкарёв, Е.А. Пушкарёва
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: интеллектуальная культура общества, интеллектуализация труда, социокультурное развитие, образовательная и научная системы
Страницы: 67-71
Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА

Аннотация >>
В статье рассматриваются философские аспекты современного развития интеллектуальной культуры. Отмечается, что в современном обществе весьма интенсивно идет процесс интеллектуализации труда, изменяющий социальную роль и функции образования в развитии современного общества. В сложившейся социокультурной ситуации на образование возлагается большая ответственность. Смыслы и приоритеты образовательной политики России, философские основания новых образовательных концепций реально могут предопределить перспективы развития интеллектуальной культуры современного и будущего поколений.


9.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В МОРАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНТЕКСТАХ

А.А. Шевченко
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
shev@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: рациональность, обоснование, социальные контексты, моральный выбор, противоречие, нормативность
Страницы: 72-79
Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ

Аннотация >>
Проблематизация рациональности имеет место не только в научном познании, но и в моральных и политических контекстах. Ценностный плюрализм и эпистемические ограничения субъекта увеличивают разрыв между требованиями рациональности и нормативности, затрудняют принятие как индивидуальных, так и коллективных решений. Постулаты практической рациональности в социальных контекстах нуждаются в критическом переосмыслении инструментального аспекта и требований эпистемической и ценностной рациональности.


10.
БЕЗ ОТЦОВ: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЕ И ПОЛИТИКЕ

И.Б. Фан
Институт философии и права Уральского отделения РАН, Екатеринбург
Irina-fan@yandex.ru
Ключевые слова: психоанализ в политической науке, семейная матрица власти, технология концентрации власти, социализация, кризис отцовства, политический лидер, идентичность, архетипы, коллективное бессознательное
Страницы: 79-87
Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ

Аннотация >>
Автор рассматривает проблему кризиса социального института отцовства в современной России, разных его аспектов и последствий для социализации новых поколений, социально-политического порядка, культуры и политической модернизации. Используя методологию и теорию психоанализа, автор исследует не только социально-психологические патологии, возникающие вследствие данного кризиса, но и более широкий политический контекст. Содержанием последнего является конфликт между зрелыми и инфантильными людьми и в политической элите, и в массах. В поисках психоисторических оснований нынешней ситуации автор обращается к психоанализу личности и деятельности Ивана Грозного и Сталина.


11.
СМЫСЛ ИСТОРИИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО И АКСИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Н.С. Розов
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
nrozov@inbox.ru
Ключевые слова: смысл истории, общезначимые ценности, испытания, безопасность, свобода, счастье, доминирование, Gemeinschaft и Gesellschaft
Страницы: 87-96
Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ

Аннотация >>
Проблема смысла истории раскрывается через категории испытания и общезначимых ценностей. Фундаментальные процессы испытания рядоположены процессам естественного складывания и искусственного конструирования. Показано, что в истории именно испытания разного масштаба играют ключевую роль. Поскольку безопасность, свобода и счастье людей зависят в наибольшей мере от уровня защиты общезначимых ценностей (минимальных ценностей, тонкого слоя ценностей), то смысл человеческой истории раскрывается как глобальное самоиспытание человеческого рода на способность к осуществлению общезначимых ценностей в жестких условиях соперничества и дефицита ресурсов.


12.
МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ

Е.А. Степанова
Институт философии и права Уральского отделения РАН, Екатеринбург
stepanova.elena.a@gmail.com
Ключевые слова: модерность, моральное воспитание, дух дисциплины, принадлежность к социальному сообществу, автономия, органическая солидарность
Страницы: 97-105
Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ

Аннотация >>
Автор анализирует концепцию морального воспитания Эмиля Дюркгейма и ее роль в современном школьном образовании. Указано, что, согласно данной концепции, в основе моральной жизни лежат три взаимосвязанные качества: дух дисциплины, принадлежность к сообществу и личностная автономия, а мораль в обществе модерности перестает быть сводом вечных норм, имеющих сакральную природу, и приобретает светский характер. Сделан вывод о том, что, согласно Дюркгейму, сущность индивидуальной морали определяется обязанностями по отношению к обществу. Следовательно, как условием, так и целью морального воспитания является социальная солидарность, а задачи морального воспитания могут быть адекватно сформулированы только применительно к конкретному социально-культурному контексту.


13.
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК: НОРМАТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТЕКСТЫ

Ю.Е. Фигуровская
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
juberry45@yandex.ru
Ключевые слова: языковая политика, государственный и национальный язык, языковая норма, национальная идентичность, социальные факторы развития языка, престиж языка
Страницы: 105-112
Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ

Аннотация >>
Грамотность населения является государственной проблемой, снижение грамотности среди носителей современного русского языка свидетельствует о снижении уровня культуры общества в целом и падении уровня национального самосознания, что, в конечном счете, приводит к исчезновению национальной самоидентификации.


14.
СТРАТЕГИЯ SOFT POWER В ДИСКУРСИВНОМ КОМПЛЕКСЕ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ШОС

О.Ф. Русакова1, В.М. Русаков2
1Уральское отделение РАН, Екатеринбург
rusakova_mail@mail.ru
2Институт международных связей, Екатеринбург
dipi@nm.ru
Ключевые слова: мягкая сила, жесткая сила, ШОС, международные отношения, дискурс, дискурс-анализ, китайская модель soft power
Страницы: 112-119
Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ

Аннотация >>
В статье рассматриваются основные интерпретации и стратегии soft power в современных международных отношениях в рамках ШОС. Согласно представленной гипотезе дискурс soft power выступает важным инструментом политического влияния. На основании дискурс-анализа документов ШОС выявляются ключевые идеи стратегии «мягкой силы» стран-участниц Шанхайского соглашения. Согласно авторам, к структурным компонентам soft power относятся: экономическая привлекательность, человеческий капитал страны, культурный капитал, дипломатические, политические и медийные ресурсы и др. Значительное внимание уделяется китайской национальной модели soft power.


15.
В«ПОПАДАНЧЕСКАЯ» ФАНТАСТИКА: НЕУЗНАННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ В«СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА»?

Л.Г. Фишман
Институт философии и права Уральского отделения РАН, Екатеринбург
Ключевые слова: образование, опережающее знание, попаданцы, фантастика, социальный заказ
Страницы: 119-125
Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ

Аннотация >>
В статье делается попытка ответа на следующие вопросы: чему может научиться наш современник из фантастических произведений о «попаданцах»; как это соотносится с имеющим место кризисом образования; какой социальный заказ невольно выполнила отечественная фантастика, породив вал произведений о «попаданцах»? Делается вывод, что нужда в новом соотношении человека, его образования и типа цивилизационного развития ощущается в современной России, является искомым социальным заказом. Его и выполняет «попаданческая» фантастика, которая, пусть и с многочисленными издержками, рисует субъекта, склонного менять мир, опираясь на опережающее знание и мировоззрение.


16.
ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И В«ЯЗЫКОВОГО» ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

К.С. Лелюшкина
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск
l_kira73@mail.ru
Ключевые слова: общество, образование, наука, коммуникативная компетенция, инновационное обучение иностранным языкам
Страницы: 125-130
Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ

Аннотация >>
Статья посвящена вопросу повышения эффективности системы «наука – образование». В современном процессе преподавания иностранного языка в эпоху смены образовательной парадигмы необходимо более рациональное использование достижений науки для разработки инновационных методов и приемов адекватной и оптимальной иноязычной подготовки будущих специалистов.


17.
ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ И СИСТЕМНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО КАК НЕРАЗРЫВНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОЗНАННОГО И НЕОСОЗНАННОГО

Г.В. Иойлева
Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Архангельск
ioigval@mail.ru
Ключевые слова: психика, сознание, процесс, система, осознание, деятельность, идеальное
Страницы: 130-136
Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ

Аннотация >>
Автором анализируется динамика перехода неосознанного в осознанное, когда образуется новое знание и где граница между осознанным и неосознанным относительна и подвижна. Обосновывается, что все психические процессы, отражая действительность, выполняют регуляторную функцию по отношению к движениям, действиям или поступкам. Эту функцию выполняет и сознание с его рефлектирующей функцией по отношению к миру и к самому себе. Автор обусловливает, что осознанность процессов психического отражения варьируется в широком диапазоне – от протекающих совершенно бессознательно актов преобразования информации до полностью контролируемых сознанием операций над ней.


18.
ИНВЕРСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Т.П. Днепрова, М.А. Фадеичева
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
tamdnepr@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая парадигма, инверсия, либерализм, консерватизм, национальная толерантность, ценности, идентичность
Страницы: 137-143
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются особенности развития российского образования, связанные с инверсией, – периодической сменой консервативной и либеральной педагогических парадигм. Цель статьи – доказать необходимость преодоления «догоняющего» типа развития отечественного образования, исторически обусловленного инверсией педагогических парадигм. Авторы обосновывают возможность гармоничного сочетания конструктивных идей и практик обеих парадигм на основе национальной толерантности в образовании, определяющей его новое качество.


19.
ЭТИКА ДРЕВНИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Б. Куклина
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
svetlaya_nataliya@mail.ru
Ключевые слова: образование, социальная адаптация, социальные ресурсы, учебно-воспитательный процесс, этико-психологические рекомендации древних мыслителей
Страницы: 144-150
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Данная статья посвящена проблеме социальной адаптации личности в современном российском социуме. Цель и главная тема предлагаемой публикации связаны с рассмотрением рекомендаций древних мыслителей по социальной адаптации в аспекте использования их в современном образовании. Автор анализирует источники в научной интерпретации адаптивного подхода, выводит общие тенденции, характерные для них. В заключительной части статьи даются выводы по возможности включения приведенного материала в педагогический процесс. В целом вклад автора связан с конкретными рекомендациями в области малоразработанной в современной науке проблеме содержания социальных ресурсов личности.


20.
ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

М.С. Ашилова
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Аблай-хана, Алматы, Казахстан
alibek557@yandex.ru
Ключевые слова: образование, постмодернистское знание, общество знаний, методология, виртуальная среда, информация
Страницы: 150-155
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор анализирует содержание и сущность постмодернистского образования на примере учений М. Фуко, С. Мондэйла, И. Гросвенора, К. Майерса, И. Иллича, Дж. Тайлора Гатто и показывает, что для этих учений характерна тесная связь с политикой. В индустриальную эпоху развитие ребенка ориентировано на «детство промышленности». И педагогика ставит перед собой три цели – сформировать хорошего человека, сформировать хорошего гражданина и развить практические способности ребенка. Но в современную эпоху стала доминировать четвертая цель – сформировать дурные способности и развить дурные задатки в интересах бизнеса и коммерции. Подводя итог, автор отмечает необходимость искоренить четвертую цель посредством гуманизации образования, наделения ее антропологическими качествами.


21.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

К.С. Романова
Институт философии и права УрО РАН, Екатеринбург
romkira@yandex.ru
Ключевые слова: система образования, парадигма, информационные технологии, клиповое мышление, ментальность, идентичность
Страницы: 155-160
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются ключевые вопросы системы образования. Обосновывается необходимость создания единой парадигмы для определения целей, задач, методов и средств образования. Коммуникативно-информационные технологии оказывают значительное влияние на сознание и поведение современного человека. Под влиянием IT-технологий изменяется способ мышления у обучающегося человека и происходит формирование научной картины мира. С изменением когнитивного стиля человека, живущего в эпоху информационного общества, растет фрагментарность сознания, распространяется клиповое мышление, разрушается ментальность, утрачивается идентичность. Происходят дегенеративные изменения в поведении людей, складывается объективная база для манипуляции ими.


22.
ИНЕРЦИОННОСТЬ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ

М.С. Ильченко
Институт философии и права, УрО РАН, Екатеринбург
msilchenko@mail.ru
Ключевые слова: инерционность, система образования, институциональное развитие, зависимость от исторического пути, импорт институтов, воспроизводство ценностей, идеологический механизм
Страницы: 161-167
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматривается роль инерции в развитии российской системы образования. Утверждается, что в период масштабных социальных трансформаций 1990-х гг. инерционные механизмы системы образования выполнили важную защитную функцию, позволив сохранить ее ключевые институциональные свойства и устойчивость воспроизводства. Автор полагает, что в сегодняшней ситуации инерционность не только определяет логику институционального развития российской образовательной сферы, но и непосредственно влияет на ее идеологический характер. Инерционные механизмы подменяют функцию ценностного регулирования воспроизводством социальных рутин и привычек, тем самым способствуя формированию особого типа установок и образцов поведения.


23.
СОЦИАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ: РИТОРИКА НЕНАВИСТИ, АНОНИМУСЫ, КОПИРАЙТ И ПОЛИЦЕЙСКИЙ НАДЗОР

Д.В. Винник
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
Ключевые слова: социальная феноменология, Интернет, риторика ненависти, копирайт, анонимность, полицейский надзор
Страницы: 168-173
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируются социальные феномены, структура и содержание которых претерпевают существенные изменения вследствие массового внедрения средств электронных коммуникаций: сети Интернет, систем сотовой связи, геопозиционирования и различных программных продуктов, реализующих возможности этих технических систем для различных человеческих потребностей. Делается вывод, что происходит качественное изменение специфики привычных социальных феноменов, требующих, с одной стороны, понимания этой качественной специфики, вместе с тем, необходимости их осмысления с точки зрения известных концепций социальной онтологии.


24.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФИЛОСОФСКИЙ, ЭКОСИСТЕМНЫЙ И КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Р.В. Опарин1, Е.В. Ушакова2
1Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул
89236613134@inbox.ru
2Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул
foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: экологическая культура, экосистемные закономерности НКМ, культуротворческая концепция экологического образования, холоэкокультуротворческое концептуально-практическое образование
Страницы: 173-180
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Рассмотрена проблема экологического образования в контексте целостного понимания социально-экологических и природно-экологических закономерностей, что связано с непосредственной концептуально-практической деятельностью и приобщением личности к экологической культуре. В концептуальном аспекте раскрываются общие экосистемные и диалектические закономерности отношений человека и мира, в прикладном – прокладывается путь к воссозданию оптимального динамического природокультуросоциального бытия (экокультуротворческого бытия) человека в мире.


25.
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

О.В. Цигулева
Новосибирский военный институт МВД им. генерала И. К. Яковлева, Новосибирск
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: частная школа, негосударственные учебные заведения, частный пансион, государственная школа, неправительственная школа
Страницы: 180-186
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В данной статье рассматриваются зарождение негосударственного образования в России и особенности его становления. Автор исследует этапы развития отечественного частного образования, характеризует их особенности, трудности, с которыми сталкивалось негосударственное образование в период своего становления. В статье автор акцентирует внимание на том, что хотя на протяжении всего периода негосударственное образование было под строгим контролем государства, тем не менее, развитие негосударственного образования происходило весьма активно.


26.
ПУТИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С.А. Новосадов
Российский государственный социальный университет, Наро-Фоминск
ser-novosadov@yandex.ru
Ключевые слова: концепция, теория, мировоззрение, миропонимание, мера, информация, совокупность, справедливость, управление, парадигма, алгоритм, вектор, процесс, видение, контур
Страницы: 186-195
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Рассмотрены на основе абстрактно-логического подхода теоретические вопросы будущего концептуального развития образовательной парадигмы, с позиции переосмысления мировоззрения и миропонимания роли образовательного процесса, как средства получения знаний по мере их потребности обществом. Представлен обоснованный алгоритм методологии выработки и освоения нового знания с точки зрения управленческих функций с выделением прогностической функции; выделены этапы освоения новых знаний в образовательном процессе. С позиции теории управления рассмотрен контур управления, состоящий из вектора цели, вектора текущего состояния, вектора ошибки, т. е. дается системное видение процесса получения нового знания по мере его потребности обществом.


27.
О СОСТОЯНИИ ДИДАКТИКИ В МУЛЬТИМЕДИА ОБРАЗОВАНИИ

Н.В. Гафурова, С.И. Осипова
Сибирский федеральный университет, Красноярск
gafurnv@yandex.ru
Ключевые слова: изменчивость мира, информатизация, медиа образование, дидактические принципы, закономерности обучения, информационная среда
Страницы: 195-204
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Информатизация общества привела к существенным изменениям информационной среды и учащегося. Фактически появляется новое образование. Оно развивается стремительно и слабо предсказуемо. Это является основанием для осмысления известных в педагогике закономерностей, определяющих результативность образовательного процесса. Изменению подвергаются цель образования, его содержание и дидактические принципы. Авторы рассматривают каждую дидактическую позицию в отдельности, с анализом ее состояния в новых условиях мультимедиа образования. Выводом из такого анализа является необходимость научной и методической разработки нового видения дидактики и ее выполнения педагогами.


28.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ВУЗЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ

В.Н. Герасимов, Д.Н. Евгеньев
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Череповец
lav_darling@mail.ru
Ключевые слова: военный вуз, педагогический мониторинг, рейтинговая ситема, технологии
Страницы: 204-214
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье проведен анализ особенностей педагогического мониторинга в вузе. Раскрыты принципы, содержание, структура, роль педагогического мониторинга в военном вузе. В настоящей статье повысить качество образования в военном вузе предлагается с помощью выбора рейтинговой системы обучения. Целью статьи является анализ особенностей педагогического мониторинга в вузе, в частности его сущности, структуры и содержания. В исследовании мониторинг представлен как многогранное и всестороннее отслеживание исследуемого педагогического процесса, что позволяет не только поддерживать режим инновационной деятельности и реализовывать ее программу и цель, но и управлять обучением.


29.
РЕФОРМЫ ИЛИ ПОГРОМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ?

В.Н. Турченко
Международная славянская и педагогическая академия, Новосибирск
VNT28@yandex.ru
Ключевые слова: реформы, наука, образование, научно-образовательная сфера, нанотехнологии, Cколково, научно-педагогическое сообщество, политика, право
Страницы: 214-223
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Наука и образование подобны сообщающимся сосудам. Следовательно, они представляют собою единую сферу, определяющую будущее страны и нации. Российское научно-педагогическое сообщество и его высшее представительство – РАН, согласившись с ложным тезисом «деполитизации», фактически отказалась от своих конституционных прав и стала безвольным объектом насилия со стороны властвующих предателей. Анализ открытых литературных источников и электронных ресурсов показывает, что «либеральные реформаторы», разрушившие экономику, добивают науку и образование, подавляя разум и душу нации. Погром отечественной научно-образовательной сферы ведет к разрушению российской государственности, что отвечает интересам других государств, прежде всего США. Поэтому профессиональный и гражданский долг ученых и педагогов сделать все, чтобы остановить погромщиков и выдвинуть альтернативную стратегию российской научно-образовательной сферы.


30.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРАДИЦИЙ И СОВРЕМЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИХ ШКОЛ

И.А. Жерносенко1, Д.И. Мамыев2, Е.В. Ушакова3
1Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул
iaj2002@mail.ru
2этноприродный парк «Уч Энмек», Республика Алтай, с. Онгудай
danil-mamyev@yandex.ru
3Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул
foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: традиции и современность, трансляция культуры, культуротворческая школа, методология образования в культуротворческой школе
Страницы: 223-231
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Исследуется проблема взаимосвязи традиций и современности в деле сохранения национальных культур в условиях глобализации XXI в. Обосновывается, что сохранение и развитие богатства культурного разнообразия социосферы возможно лишь с помощью специальных социальных программ. Главным механизмом постоянной передачи культуры новым поколениям – детей и молодежи – может служить культуротворческая школа. Обоснованы методологические принципы деятельности такой школы и представлен практический опыт организации культуротворческих школ на Алтае.


31.
ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.И. Кудашов
Сибирский федеральный университет, Красноярск
vkudashov@mail.ru
Ключевые слова: государственное профессиональное образование, дистанционное обучение, информационно-компьютерные технологии, корпоративное образование, бизнес, некоммерческие структуры
Страницы: 231-239
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор анализирует возможности и перспективы альтернативных государственному профессиональному образованию форм: дистанционное обучение, информационно-компьютерные технологии, корпоративное образование. Автор считает, что место государства в профессиональном образовании будет занимать бизнес, в меньшей степени некоммерческие структуры, усиленные различными средствами и инструментами новых технологий.


32.
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Полич
Новосибирский государственный педагогический университет, Нoвocибирcк
polich72@mail.ru
Ключевые слова: вoеннoе oбрaзoвaние, вoеннo-учебные зaведения, cиcтемa oбучения и вocпитaния
Страницы: 240-246
Подраздел: ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются условия и факторы, оказывающие влияние на эволюцию военного образования. Автор показывает, что сменa coциaльнo-экoномичеcкoгo и пoлитичеcкoгo cтрoя oпределяет ряд вaжных ocoбеннocтей в пoдгoтoвке военнослужащих к зaщите государства, а также, каким образом преoбрaзoвaния в ocнoвных cферaх жизни oбщеcтвa приводят к изменениям в вoеннoм иcкуccтве, что необходимо для пoнимaния функциoнирoвaния системы военного образования. С одной стороны, меняющиеся уcлoвия и хaрaктер ведения вooруженнoй бoрьбы oбуcлoвливают рaзвитие cредcтв и cпocoбoв ведения бoевых дейcтвий нoвыми рoдaми и видaми вooруженных cил; с другой стороны – эти же уcлoвия влияют нa изменение пoлитики гocудaрcтв в oблacти вoеннoгo oбрaзoвaния.


33.
ИГРА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Г.И. Финин
Харьковская гуманитарно-педагогическая академия, Харьков
fingeorgiy@mail.ru
Ключевые слова: учебный план, скрытый учебный план («hidden curriculum»), игра, игровое обучение, военное образование
Страницы: 246-251
Подраздел: ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Анализируется роль игры в учебном плане военных кадров. Обращается внимание на необходимость дальнейшей интеграции игры в военное образование. Проведен философский анализ использования игры при подготовке военных кадров. Проанализированы игры, которые используются в военном обучении и воспитании. Рассмотрены функции игры в учебном процессе. Предложены рекомендации относительно внедрения позитивного опыта ведущих стран мира по использованию игровых форм и методов обучения в подготовке военных кадров.


34.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТАЛИНГРАДА

П.П. Олейников
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, Волгоград
poleynikov@mail.ru
Ключевые слова: школа фабрично-заводского ученичества, Сталинград, образование, архитектор, художник, проектирование, инсоляция
Страницы: 251-258
Подраздел: ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье представлены результаты исследования образовательной политики в Сталинграде в период 1920–1940 гг. Приведены сведения об особенностях проектирования и строительстве школы фабрично-заводского ученичества, в которой внедрялась новая система преподавания (метод Дальтон-план) и школьных зданий в поселках Сталинградского тракторного завода, показано участие в этой работе архитекторов И. Николаева, С. Сергеева и Е. Евдокимовой и московских художников-монументалистов под руководством Л. Бруни.


35.
ЛИЧНОСТЬ КАК В«СУБЪЕКТ ПРАВА» И В«СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ» В ДИСКУРСЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

С.И. Черных1,2, О.Б. Кравченко1
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
2560380@ngs.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
Ключевые слова: право, личность как субъект образования, личность как субъект права, наука, социальная философия, образование, философия образования, интеграция образования и права, личность, социум
Страницы: 258-263
Подраздел: ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор рассматривает категорию «субъект права» в дискурсе философии образования. При этом основополагающими тезисами выступают два утверждения: целостность общества как тотального субъекта основывается на интеграции различных видов общественных отношений, составляющих это общество, во-первых, и, во-вторых, любая социальная наука как целое в единстве своей предметной определенности становится таковой, когда рассматривает социальные явления через призму базовых категорий. В статье акцентируется внимание на рассмотрении категорий «субъект образования» и «субъект права» в дискурсе социальной философии и философии образования как ее составляющей.


36.
РЕФОРМИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Е.А. Дорожинская
Сибирский институт управления, Новосибирск
sofia_1974@mail.ru
Ключевые слова: юридическое образование, мировая образовательная среда, юридическая наука, профессиональные компетенции, потребности рынка труда
Страницы: 264-270
Подраздел: ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор анализирует проблемы и перспективы реформирования как в целом российского образования на уровне высшей школы, так и юридического образования в частности. В статье отражаются современные условия реформирования высшего образования; обозначаются наиболее сложные проблемы, встающие перед вузами, готовящими юристов, в отношении обеспечения качественного образовательного процесса и успешного их трудоустройства; оценивается позиция государства в сфере поддержки реформы юридического образования. Автором отмечаются наиболее перспективные направления реформы юридического образования с учетом объективных потребностей современного российского общества.


37.
РЕЛИГИЯ КАК РЕСУРС ДЛЯ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИСПАНСКОГО КАТОЛИЧЕСКОГО САЙТА В«INFOCATОLICA»)

Ю.В. Василенко
Институт философии и права УрО РАН, Пермь
yuvasil@yandex.ru
Ключевые слова: религия, светское образование, современная Испания, католицизм, «InfoCatоlica»
Страницы: 271-280
Подраздел: КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор анализирует блоги испанского католического веб-сайта «InfoCatоlica», посвященные проблемам светского образования. Взяв в качестве идеальных типов трех колумнистов (католических священников Х. М. Ирабуру и П. Тревихано Ечеверрия; и музыканта Р. дель Торо Сола), автор доказывает, что современные христианские веб-сайты могут быть отличным ресурсом не только для религиозного образования, но и для светского без редукции последнего к первому. В избранном кейсе автор увидел вариации компетентностного подхода, морально-нравственного воспитания и эстетического образования. В ходе аргументации автор без претензии на исчерпывающих характер выделяет три типа католических активистов: традиционалистов, делающих упор на канонические религиозные тексты; склонных к чистому морализаторству католических «либералов»; и идеологически нейтральных эстетов-художников.


38.
НОВЫЕ РЕЛИГИИ: МЕСТО В КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

С.В. Рязанова
Институт философии и права УрО РАН, Пермь
svet-ryazanova@yandex.ru
Ключевые слова: современная религиозность, новые религии, типология, классификация
Страницы: 280-287
Подраздел: КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме классификации новых религий как современного явления, актуального в аспекте процесса трансформации традиционных религий как следствие модернизации. Целью работы является уточнение специфики новых религий и принципов их классификации для введения понятия новых религий в процесс подготовки преподавательских кадров для курса «Основы религиозных культур и светской этики». Рассматриваются критерии составления классификаций, указывается их ограниченность рамками выбранной парадигмы. Анализируются принципы составления классификаций на основе связи с традиционными религиями. Предлагается авторский вариант упорядочения новых религий через акцент на синкретическую природу их доктрин.