|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 3.239.3.196
[SESS_TIME] => 1728430663
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => a5897e3b31fb4308b5fe6b756bc08715
[UNIQUE_KEY] => 61eea96581eff873f1c220c64c3cdf57
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2013 год, номер 6
В.В. Целищев
Институт философии и права, Новосибирск director@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: математика, логика, рациональность, иррационализм, культура, постмодерн
Страницы: 4-18 Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА
Аннотация >>
Автор анализирует роль математического знания в формировании представлений об одной из центральных характеристик западной цивилизации – рациональности. Рассматривается влияние исторически возникавших идеалов математического знания на представление о характеристиках рациональности. Вместе с тем, анализируется историчность и изменчивость представлений о природе математического знания, их связь с философскими системами и их общекультурное влияние.
|
К.К. Бегалинова1, А.С. Бегалинов2
1Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева, Алматы, Казахстан Kalima910@mail.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
Ключевые слова: неклассическая наука, дифференциация, интеграция, методология, нововременная парадигма, субъект-объектное отношение
Страницы: 18-24 Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА
Аннотация >>
Авторы анализируют генезис науки и останавливаются на современном состоянии и закономерностях ее развития, показывают дифференциацию и интеграцию постмодернистской науки как выражение прогресса гносеологического. Большое внимание уделяется методологии западной и отечественной науки. Рассматривая содержание современной науки, авторы обосновывают положение, что наука, основанная на логике и строгом рационализме, лишена антропологического содержания и требует замены. Таким образом, авторы делают вывод, что замена современной науки должна произойти в ближайшем будущем и она станет холистической, основанной на недуальной логике.
|
А.В. Хлебалин1,2
1Институт философии и права СО РАН, Новосибирск sasha_khl@mail.ru 2Новосибирский государственный университет, Новосибирск
Ключевые слова: наука, образование, философия, аналитическая философия, проблема истины
Страницы: 25-36 Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА
Аннотация >>
В работе рассматривается проблема интеграции научных исследований в преподавание философии. Указывается, что состояние и характеристики различных типов философии определяют возможности решения этой проблемы. В частности, на примере анализа истории решения и нынешнего состояния проблемы истины в аналитической философии подчеркиваются ее преимущества как того типа философии, который может обеспечить решение поставленной задачи.
|
В.В. Петров1,2, Е.В. Покасова1
1Института философии и права СО РАН, Новосибирск v.v.p@ngs.ru 2Новосибирский государственный университет, Новосибирск
Ключевые слова: общество знания, общество инновационного типа, интеграция науки и образования, модернизация, инновационный путь развития
Страницы: 36-42 Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА
Аннотация >>
В статье анализируется специфика модернизационных процессов в России. Показано, что в условиях формирования экономики знаний, базирующейся на наукоемких отраслях промышленности, возрастает значение интеграции науки и образования. Обосновано, что тесное взаимодействие научной и образовательной сфер позволит обеспечить высококвалифицированным кадровым потенциалом и интеллектуальным ресурсом процесс перехода страны на инновационный путь развития в условиях модернизации основных сфер жизнедеятельности современного российского общества.
|
Н.В. Наливайко1,2, Е.В. Ушакова3
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск n-nalivaiko@mail.ru 2Институт философии и права СО РАН 3Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: информационное общество, общество знаний, инновационное общество, современное образование, специфика образования в обществе ХXI в
Страницы: 42-52 Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА
Аннотация >>
Цель статьи – раскрыть содержание и смыслы современного этапа социального развития в его взаимосвязи с образованием и наукой, а также сущность, роль и символы образования в современном обществе. Исследована специфика социального развития в конце ХХ – начале ХXI вв. Показаны взаимосвязь и различия разных ступеней постиндустриального общества – в виде информационного общества, общества знаний и инновационного общества. Обоснована специфика образовательных систем на этих ступенях социальной организации. Авторами обоснована различная роль и содержание образования в разных формах организации современного общества – знаниевом и инновационном.
|
О.Л. Цыповский
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург tsypovsky@yandex.ru
Ключевые слова: культура, национальная культура, цивилизация, Просвещение, модерн, эгалитарный прогресс
Страницы: 52-58 Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА
Аннотация >>
В настоящее время существуют два мировоззренческих взгляда на культуру. Первый сводится к тому, что культура должна иметь национальный и в некоторых случаях этнический характер. Второй взгляд – универсалистский, согласно которому культура должна стать общей, глобальной, при этом должны исчезнуть культурные различия, мешающие, с точки зрения сторонников этой концепции, построению общего глобального мира, созданию глобального этоса. При существующих экономических и политических условиях в мире, когда глобализационные процессы все стремительней набирают силу, универсалистская позиция претендует на главенствующую роль.
|
В.С. Ежов, И.В. Балабан
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск ezhov@sibsutis.ru
Ключевые слова: онтологический подход, духовные ценности, ноосфера, ноосферное мировоззрение, ноосферное сознание, ноосферные потребности, ноосферные духовные ценности, экологическая этика, экология, экологическое образование
Страницы: 59-67 Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА
Аннотация >>
В статье рассматривается онтологический подход к развитию духовных ценностей ноосферной цивилизации. Исследуется возможность перехода к ноосферному обществу: путем формирования ноосферных духовных ценностей, ноосферных потребностей, ноосферного мировоззрения, ноосферного сознания. Раскрывается сущность формирования духовных ценностей и их взаимосвязь с материальными ценностями в процессе становления ноосферы. Рассматривается влияние науки на процесс формирования духовных ценностей. Ноосферизация духовного производства связывается с экологической направленностью научного знания. Особая роль отводится экологической этике – компоненту образования и воспитания. Важная роль при формировании духовных ценностей должна принадлежать научному творчеству. Отмечается взаимосвязь экологического образования и ноосферного. Дается определение ноосферных духовных ценностей.
|
Ю.В. Пушкарёв, Е.А. Пушкарёва
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: интеллектуальная культура общества, интеллектуализация труда, социокультурное развитие, образовательная и научная системы
Страницы: 67-71 Подраздел: НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА
Аннотация >>
В статье рассматриваются философские аспекты современного развития интеллектуальной культуры. Отмечается, что в современном обществе весьма интенсивно идет процесс интеллектуализации труда, изменяющий социальную роль и функции образования в развитии современного общества. В сложившейся социокультурной ситуации на образование возлагается большая ответственность. Смыслы и приоритеты образовательной политики России, философские основания новых образовательных концепций реально могут предопределить перспективы развития интеллектуальной культуры современного и будущего поколений.
|
А.А. Шевченко
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск shev@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: рациональность, обоснование, социальные контексты, моральный выбор, противоречие, нормативность
Страницы: 72-79 Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ
Аннотация >>
Проблематизация рациональности имеет место не только в научном познании, но и в моральных и политических контекстах. Ценностный плюрализм и эпистемические ограничения субъекта увеличивают разрыв между требованиями рациональности и нормативности, затрудняют принятие как индивидуальных, так и коллективных решений. Постулаты практической рациональности в социальных контекстах нуждаются в критическом переосмыслении инструментального аспекта и требований эпистемической и ценностной рациональности.
|
И.Б. Фан
Институт философии и права Уральского отделения РАН, Екатеринбург Irina-fan@yandex.ru
Ключевые слова: психоанализ в политической науке, семейная матрица власти, технология концентрации власти, социализация, кризис отцовства, политический лидер, идентичность, архетипы, коллективное бессознательное
Страницы: 79-87 Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ
Аннотация >>
Автор рассматривает проблему кризиса социального института отцовства в современной России, разных его аспектов и последствий для социализации новых поколений, социально-политического порядка, культуры и политической модернизации. Используя методологию и теорию психоанализа, автор исследует не только социально-психологические патологии, возникающие вследствие данного кризиса, но и более широкий политический контекст. Содержанием последнего является конфликт между зрелыми и инфантильными людьми и в политической элите, и в массах. В поисках психоисторических оснований нынешней ситуации автор обращается к психоанализу личности и деятельности Ивана Грозного и Сталина.
|
Н.С. Розов
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск nrozov@inbox.ru
Ключевые слова: смысл истории, общезначимые ценности, испытания, безопасность, свобода, счастье, доминирование, Gemeinschaft и Gesellschaft
Страницы: 87-96 Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ
Аннотация >>
Проблема смысла истории раскрывается через категории испытания и общезначимых ценностей. Фундаментальные процессы испытания рядоположены процессам естественного складывания и искусственного конструирования. Показано, что в истории именно испытания разного масштаба играют ключевую роль. Поскольку безопасность, свобода и счастье людей зависят в наибольшей мере от уровня защиты общезначимых ценностей (минимальных ценностей, тонкого слоя ценностей), то смысл человеческой истории раскрывается как глобальное самоиспытание человеческого рода на способность к осуществлению общезначимых ценностей в жестких условиях соперничества и дефицита ресурсов.
|
Е.А. Степанова
Институт философии и права Уральского отделения РАН, Екатеринбург stepanova.elena.a@gmail.com
Ключевые слова: модерность, моральное воспитание, дух дисциплины, принадлежность к социальному сообществу, автономия, органическая солидарность
Страницы: 97-105 Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ
Аннотация >>
Автор анализирует концепцию морального воспитания Эмиля Дюркгейма и ее роль в современном школьном образовании. Указано, что, согласно данной концепции, в основе моральной жизни лежат три взаимосвязанные качества: дух дисциплины, принадлежность к сообществу и личностная автономия, а мораль в обществе модерности перестает быть сводом вечных норм, имеющих сакральную природу, и приобретает светский характер. Сделан вывод о том, что, согласно Дюркгейму, сущность индивидуальной морали определяется обязанностями по отношению к обществу. Следовательно, как условием, так и целью морального воспитания является социальная солидарность, а задачи морального воспитания могут быть адекватно сформулированы только применительно к конкретному социально-культурному контексту.
|
Ю.Е. Фигуровская
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск juberry45@yandex.ru
Ключевые слова: языковая политика, государственный и национальный язык, языковая норма, национальная идентичность, социальные факторы развития языка, престиж языка
Страницы: 105-112 Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ
Аннотация >>
Грамотность населения является государственной проблемой, снижение грамотности среди носителей современного русского языка свидетельствует о снижении уровня культуры общества в целом и падении уровня национального самосознания, что, в конечном счете, приводит к исчезновению национальной самоидентификации.
|
О.Ф. Русакова1, В.М. Русаков2
1Уральское отделение РАН, Екатеринбург rusakova_mail@mail.ru 2Институт международных связей, Екатеринбург dipi@nm.ru
Ключевые слова: мягкая сила, жесткая сила, ШОС, международные отношения, дискурс, дискурс-анализ, китайская модель soft power
Страницы: 112-119 Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ
Аннотация >>
В статье рассматриваются основные интерпретации и стратегии soft power в современных международных отношениях в рамках ШОС. Согласно представленной гипотезе дискурс soft power выступает важным инструментом политического влияния. На основании дискурс-анализа документов ШОС выявляются ключевые идеи стратегии «мягкой силы» стран-участниц Шанхайского соглашения. Согласно авторам, к структурным компонентам soft power относятся: экономическая привлекательность, человеческий капитал страны, культурный капитал, дипломатические, политические и медийные ресурсы и др. Значительное внимание уделяется китайской национальной модели soft power.
|
Л.Г. Фишман
Институт философии и права Уральского отделения РАН, Екатеринбург
Ключевые слова: образование, опережающее знание, попаданцы, фантастика, социальный заказ
Страницы: 119-125 Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ
Аннотация >>
В статье делается попытка ответа на следующие вопросы: чему может научиться наш современник из фантастических произведений о «попаданцах»; как это соотносится с имеющим место кризисом образования; какой социальный заказ невольно выполнила отечественная фантастика, породив вал произведений о «попаданцах»? Делается вывод, что нужда в новом соотношении человека, его образования и типа цивилизационного развития ощущается в современной России, является искомым социальным заказом. Его и выполняет «попаданческая» фантастика, которая, пусть и с многочисленными издержками, рисует субъекта, склонного менять мир, опираясь на опережающее знание и мировоззрение.
|
К.С. Лелюшкина
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск l_kira73@mail.ru
Ключевые слова: общество, образование, наука, коммуникативная компетенция, инновационное обучение иностранным языкам
Страницы: 125-130 Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ
Аннотация >>
Статья посвящена вопросу повышения эффективности системы «наука – образование». В современном процессе преподавания иностранного языка в эпоху смены образовательной парадигмы необходимо более рациональное использование достижений науки для разработки инновационных методов и приемов адекватной и оптимальной иноязычной подготовки будущих специалистов.
|
Г.В. Иойлева
Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Архангельск ioigval@mail.ru
Ключевые слова: психика, сознание, процесс, система, осознание, деятельность, идеальное
Страницы: 130-136 Подраздел: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МОРАЛЬНЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНТЕКСТЫ
Аннотация >>
Автором анализируется динамика перехода неосознанного в осознанное, когда образуется новое знание и где граница между осознанным и неосознанным относительна и подвижна. Обосновывается, что все психические процессы, отражая действительность, выполняют регуляторную функцию по отношению к движениям, действиям или поступкам. Эту функцию выполняет и сознание с его рефлектирующей функцией по отношению к миру и к самому себе. Автор обусловливает, что осознанность процессов психического отражения варьируется в широком диапазоне – от протекающих совершенно бессознательно актов преобразования информации до полностью контролируемых сознанием операций над ней.
|
Т.П. Днепрова, М.А. Фадеичева
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург tamdnepr@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая парадигма, инверсия, либерализм, консерватизм, национальная толерантность, ценности, идентичность
Страницы: 137-143 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье рассматриваются особенности развития российского образования, связанные с инверсией, – периодической сменой консервативной и либеральной педагогических парадигм. Цель статьи – доказать необходимость преодоления «догоняющего» типа развития отечественного образования, исторически обусловленного инверсией педагогических парадигм. Авторы обосновывают возможность гармоничного сочетания конструктивных идей и практик обеих парадигм на основе национальной толерантности в образовании, определяющей его новое качество.
|
Н.Б. Куклина
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск svetlaya_nataliya@mail.ru
Ключевые слова: образование, социальная адаптация, социальные ресурсы, учебно-воспитательный процесс, этико-психологические рекомендации древних мыслителей
Страницы: 144-150 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Данная статья посвящена проблеме социальной адаптации личности в современном российском социуме. Цель и главная тема предлагаемой публикации связаны с рассмотрением рекомендаций древних мыслителей по социальной адаптации в аспекте использования их в современном образовании. Автор анализирует источники в научной интерпретации адаптивного подхода, выводит общие тенденции, характерные для них. В заключительной части статьи даются выводы по возможности включения приведенного материала в педагогический процесс. В целом вклад автора связан с конкретными рекомендациями в области малоразработанной в современной науке проблеме содержания социальных ресурсов личности.
|
М.С. Ашилова
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Аблай-хана, Алматы, Казахстан alibek557@yandex.ru
Ключевые слова: образование, постмодернистское знание, общество знаний, методология, виртуальная среда, информация
Страницы: 150-155 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Автор анализирует содержание и сущность постмодернистского образования на примере учений М. Фуко, С. Мондэйла, И. Гросвенора, К. Майерса, И. Иллича, Дж. Тайлора Гатто и показывает, что для этих учений характерна тесная связь с политикой. В индустриальную эпоху развитие ребенка ориентировано на «детство промышленности». И педагогика ставит перед собой три цели – сформировать хорошего человека, сформировать хорошего гражданина и развить практические способности ребенка. Но в современную эпоху стала доминировать четвертая цель – сформировать дурные способности и развить дурные задатки в интересах бизнеса и коммерции. Подводя итог, автор отмечает необходимость искоренить четвертую цель посредством гуманизации образования, наделения ее антропологическими качествами.
|
К.С. Романова
Институт философии и права УрО РАН, Екатеринбург romkira@yandex.ru
Ключевые слова: система образования, парадигма, информационные технологии, клиповое мышление, ментальность, идентичность
Страницы: 155-160 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье рассматриваются ключевые вопросы системы образования. Обосновывается необходимость создания единой парадигмы для определения целей, задач, методов и средств образования. Коммуникативно-информационные технологии оказывают значительное влияние на сознание и поведение современного человека. Под влиянием IT-технологий изменяется способ мышления у обучающегося человека и происходит формирование научной картины мира. С изменением когнитивного стиля человека, живущего в эпоху информационного общества, растет фрагментарность сознания, распространяется клиповое мышление, разрушается ментальность, утрачивается идентичность. Происходят дегенеративные изменения в поведении людей, складывается объективная база для манипуляции ими.
|
М.С. Ильченко
Институт философии и права, УрО РАН, Екатеринбург msilchenko@mail.ru
Ключевые слова: инерционность, система образования, институциональное развитие, зависимость от исторического пути, импорт институтов, воспроизводство ценностей, идеологический механизм
Страницы: 161-167 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье рассматривается роль инерции в развитии российской системы образования. Утверждается, что в период масштабных социальных трансформаций 1990-х гг. инерционные механизмы системы образования выполнили важную защитную функцию, позволив сохранить ее ключевые институциональные свойства и устойчивость воспроизводства. Автор полагает, что в сегодняшней ситуации инерционность не только определяет логику институционального развития российской образовательной сферы, но и непосредственно влияет на ее идеологический характер. Инерционные механизмы подменяют функцию ценностного регулирования воспроизводством социальных рутин и привычек, тем самым способствуя формированию особого типа установок и образцов поведения.
|
Д.В. Винник
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
Ключевые слова: социальная феноменология, Интернет, риторика ненависти, копирайт, анонимность, полицейский надзор
Страницы: 168-173 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье анализируются социальные феномены, структура и содержание которых претерпевают существенные изменения вследствие массового внедрения средств электронных коммуникаций: сети Интернет, систем сотовой связи, геопозиционирования и различных программных продуктов, реализующих возможности этих технических систем для различных человеческих потребностей. Делается вывод, что происходит качественное изменение специфики привычных социальных феноменов, требующих, с одной стороны, понимания этой качественной специфики, вместе с тем, необходимости их осмысления с точки зрения известных концепций социальной онтологии.
|
Р.В. Опарин1, Е.В. Ушакова2
1Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул 89236613134@inbox.ru 2Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: экологическая культура, экосистемные закономерности НКМ, культуротворческая концепция экологического образования, холоэкокультуротворческое концептуально-практическое образование
Страницы: 173-180 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Рассмотрена проблема экологического образования в контексте целостного понимания социально-экологических и природно-экологических закономерностей, что связано с непосредственной концептуально-практической деятельностью и приобщением личности к экологической культуре. В концептуальном аспекте раскрываются общие экосистемные и диалектические закономерности отношений человека и мира, в прикладном – прокладывается путь к воссозданию оптимального динамического природокультуросоциального бытия (экокультуротворческого бытия) человека в мире.
|
О.В. Цигулева
Новосибирский военный институт МВД им. генерала И. К. Яковлева, Новосибирск oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: частная школа, негосударственные учебные заведения, частный пансион, государственная школа, неправительственная школа
Страницы: 180-186 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В данной статье рассматриваются зарождение негосударственного образования в России и особенности его становления. Автор исследует этапы развития отечественного частного образования, характеризует их особенности, трудности, с которыми сталкивалось негосударственное образование в период своего становления. В статье автор акцентирует внимание на том, что хотя на протяжении всего периода негосударственное образование было под строгим контролем государства, тем не менее, развитие негосударственного образования происходило весьма активно.
|
С.А. Новосадов
Российский государственный социальный университет, Наро-Фоминск ser-novosadov@yandex.ru
Ключевые слова: концепция, теория, мировоззрение, миропонимание, мера, информация, совокупность, справедливость, управление, парадигма, алгоритм, вектор, процесс, видение, контур
Страницы: 186-195 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Рассмотрены на основе абстрактно-логического подхода теоретические вопросы будущего концептуального развития образовательной парадигмы, с позиции переосмысления мировоззрения и миропонимания роли образовательного процесса, как средства получения знаний по мере их потребности обществом. Представлен обоснованный алгоритм методологии выработки и освоения нового знания с точки зрения управленческих функций с выделением прогностической функции; выделены этапы освоения новых знаний в образовательном процессе. С позиции теории управления рассмотрен контур управления, состоящий из вектора цели, вектора текущего состояния, вектора ошибки, т. е. дается системное видение процесса получения нового знания по мере его потребности обществом.
|
Н.В. Гафурова, С.И. Осипова
Сибирский федеральный университет, Красноярск gafurnv@yandex.ru
Ключевые слова: изменчивость мира, информатизация, медиа образование, дидактические принципы, закономерности обучения, информационная среда
Страницы: 195-204 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Информатизация общества привела к существенным изменениям информационной среды и учащегося. Фактически появляется новое образование. Оно развивается стремительно и слабо предсказуемо. Это является основанием для осмысления известных в педагогике закономерностей, определяющих результативность образовательного процесса. Изменению подвергаются цель образования, его содержание и дидактические принципы. Авторы рассматривают каждую дидактическую позицию в отдельности, с анализом ее состояния в новых условиях мультимедиа образования. Выводом из такого анализа является необходимость научной и методической разработки нового видения дидактики и ее выполнения педагогами.
|
В.Н. Герасимов, Д.Н. Евгеньев
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Череповец lav_darling@mail.ru
Ключевые слова: военный вуз, педагогический мониторинг, рейтинговая ситема, технологии
Страницы: 204-214 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье проведен анализ особенностей педагогического мониторинга в вузе. Раскрыты принципы, содержание, структура, роль педагогического мониторинга в военном вузе. В настоящей статье повысить качество образования в военном вузе предлагается с помощью выбора рейтинговой системы обучения. Целью статьи является анализ особенностей педагогического мониторинга в вузе, в частности его сущности, структуры и содержания. В исследовании мониторинг представлен как многогранное и всестороннее отслеживание исследуемого педагогического процесса, что позволяет не только поддерживать режим инновационной деятельности и реализовывать ее программу и цель, но и управлять обучением.
|
В.Н. Турченко
Международная славянская и педагогическая академия, Новосибирск VNT28@yandex.ru
Ключевые слова: реформы, наука, образование, научно-образовательная сфера, нанотехнологии, Cколково, научно-педагогическое сообщество, политика, право
Страницы: 214-223 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Наука и образование подобны сообщающимся сосудам. Следовательно, они представляют собою единую сферу, определяющую будущее страны и нации. Российское научно-педагогическое сообщество и его высшее представительство – РАН, согласившись с ложным тезисом «деполитизации», фактически отказалась от своих конституционных прав и стала безвольным объектом насилия со стороны властвующих предателей. Анализ открытых литературных источников и электронных ресурсов показывает, что «либеральные реформаторы», разрушившие экономику, добивают науку и образование, подавляя разум и душу нации. Погром отечественной научно-образовательной сферы ведет к разрушению российской государственности, что отвечает интересам других государств, прежде всего США. Поэтому профессиональный и гражданский долг ученых и педагогов сделать все, чтобы остановить погромщиков и выдвинуть альтернативную стратегию российской научно-образовательной сферы.
|
И.А. Жерносенко1, Д.И. Мамыев2, Е.В. Ушакова3
1Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул iaj2002@mail.ru 2этноприродный парк «Уч Энмек», Республика Алтай, с. Онгудай danil-mamyev@yandex.ru 3Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: традиции и современность, трансляция культуры, культуротворческая школа, методология образования в культуротворческой школе
Страницы: 223-231 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Исследуется проблема взаимосвязи традиций и современности в деле сохранения национальных культур в условиях глобализации XXI в. Обосновывается, что сохранение и развитие богатства культурного разнообразия социосферы возможно лишь с помощью специальных социальных программ. Главным механизмом постоянной передачи культуры новым поколениям – детей и молодежи – может служить культуротворческая школа. Обоснованы методологические принципы деятельности такой школы и представлен практический опыт организации культуротворческих школ на Алтае.
|
В.И. Кудашов
Сибирский федеральный университет, Красноярск vkudashov@mail.ru
Ключевые слова: государственное профессиональное образование, дистанционное обучение, информационно-компьютерные технологии, корпоративное образование, бизнес, некоммерческие структуры
Страницы: 231-239 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Автор анализирует возможности и перспективы альтернативных государственному профессиональному образованию форм: дистанционное обучение, информационно-компьютерные технологии, корпоративное образование. Автор считает, что место государства в профессиональном образовании будет занимать бизнес, в меньшей степени некоммерческие структуры, усиленные различными средствами и инструментами новых технологий.
|
В.В. Полич
Новосибирский государственный педагогический университет, Нoвocибирcк polich72@mail.ru
Ключевые слова: вoеннoе oбрaзoвaние, вoеннo-учебные зaведения, cиcтемa oбучения и вocпитaния
Страницы: 240-246 Подраздел: ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье рассматриваются условия и факторы, оказывающие влияние на эволюцию военного образования. Автор показывает, что сменa coциaльнo-экoномичеcкoгo и пoлитичеcкoгo cтрoя oпределяет ряд вaжных ocoбеннocтей в пoдгoтoвке военнослужащих к зaщите государства, а также, каким образом преoбрaзoвaния в ocнoвных cферaх жизни oбщеcтвa приводят к изменениям в вoеннoм иcкуccтве, что необходимо для пoнимaния функциoнирoвaния системы военного образования. С одной стороны, меняющиеся уcлoвия и хaрaктер ведения вooруженнoй бoрьбы oбуcлoвливают рaзвитие cредcтв и cпocoбoв ведения бoевых дейcтвий нoвыми рoдaми и видaми вooруженных cил; с другой стороны – эти же уcлoвия влияют нa изменение пoлитики гocудaрcтв в oблacти вoеннoгo oбрaзoвaния.
|
Г.И. Финин
Харьковская гуманитарно-педагогическая академия, Харьков fingeorgiy@mail.ru
Ключевые слова: учебный план, скрытый учебный план («hidden curriculum»), игра, игровое обучение, военное образование
Страницы: 246-251 Подраздел: ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Анализируется роль игры в учебном плане военных кадров. Обращается внимание на необходимость дальнейшей интеграции игры в военное образование. Проведен философский анализ использования игры при подготовке военных кадров. Проанализированы игры, которые используются в военном обучении и воспитании. Рассмотрены функции игры в учебном процессе. Предложены рекомендации относительно внедрения позитивного опыта ведущих стран мира по использованию игровых форм и методов обучения в подготовке военных кадров.
|
П.П. Олейников
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, Волгоград poleynikov@mail.ru
Ключевые слова: школа фабрично-заводского ученичества, Сталинград, образование, архитектор, художник, проектирование, инсоляция
Страницы: 251-258 Подраздел: ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье представлены результаты исследования образовательной политики в Сталинграде в период 1920–1940 гг. Приведены сведения об особенностях проектирования и строительстве школы фабрично-заводского ученичества, в которой внедрялась новая система преподавания (метод Дальтон-план) и школьных зданий в поселках Сталинградского тракторного завода, показано участие в этой работе архитекторов И. Николаева, С. Сергеева и Е. Евдокимовой и московских художников-монументалистов под руководством Л. Бруни.
|
С.И. Черных1,2, О.Б. Кравченко1
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск 2560380@ngs.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
Ключевые слова: право, личность как субъект образования, личность как субъект права, наука, социальная философия, образование, философия образования, интеграция образования и права, личность, социум
Страницы: 258-263 Подраздел: ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Автор рассматривает категорию «субъект права» в дискурсе философии образования. При этом основополагающими тезисами выступают два утверждения: целостность общества как тотального субъекта основывается на интеграции различных видов общественных отношений, составляющих это общество, во-первых, и, во-вторых, любая социальная наука как целое в единстве своей предметной определенности становится таковой, когда рассматривает социальные явления через призму базовых категорий. В статье акцентируется внимание на рассмотрении категорий «субъект образования» и «субъект права» в дискурсе социальной философии и философии образования как ее составляющей.
|
Е.А. Дорожинская
Сибирский институт управления, Новосибирск sofia_1974@mail.ru
Ключевые слова: юридическое образование, мировая образовательная среда, юридическая наука, профессиональные компетенции, потребности рынка труда
Страницы: 264-270 Подраздел: ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Автор анализирует проблемы и перспективы реформирования как в целом российского образования на уровне высшей школы, так и юридического образования в частности. В статье отражаются современные условия реформирования высшего образования; обозначаются наиболее сложные проблемы, встающие перед вузами, готовящими юристов, в отношении обеспечения качественного образовательного процесса и успешного их трудоустройства; оценивается позиция государства в сфере поддержки реформы юридического образования. Автором отмечаются наиболее перспективные направления реформы юридического образования с учетом объективных потребностей современного российского общества.
|
Ю.В. Василенко
Институт философии и права УрО РАН, Пермь yuvasil@yandex.ru
Ключевые слова: религия, светское образование, современная Испания, католицизм, «InfoCatоlica»
Страницы: 271-280 Подраздел: КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Автор анализирует блоги испанского католического веб-сайта «InfoCatоlica», посвященные проблемам светского образования. Взяв в качестве идеальных типов трех колумнистов (католических священников Х. М. Ирабуру и П. Тревихано Ечеверрия; и музыканта Р. дель Торо Сола), автор доказывает, что современные христианские веб-сайты могут быть отличным ресурсом не только для религиозного образования, но и для светского без редукции последнего к первому. В избранном кейсе автор увидел вариации компетентностного подхода, морально-нравственного воспитания и эстетического образования. В ходе аргументации автор без претензии на исчерпывающих характер выделяет три типа католических активистов: традиционалистов, делающих упор на канонические религиозные тексты; склонных к чистому морализаторству католических «либералов»; и идеологически нейтральных эстетов-художников.
|
С.В. Рязанова
Институт философии и права УрО РАН, Пермь svet-ryazanova@yandex.ru
Ключевые слова: современная религиозность, новые религии, типология, классификация
Страницы: 280-287 Подраздел: КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Статья посвящена проблеме классификации новых религий как современного явления, актуального в аспекте процесса трансформации традиционных религий как следствие модернизации. Целью работы является уточнение специфики новых религий и принципов их классификации для введения понятия новых религий в процесс подготовки преподавательских кадров для курса «Основы религиозных культур и светской этики». Рассматриваются критерии составления классификаций, указывается их ограниченность рамками выбранной парадигмы. Анализируются принципы составления классификаций на основе связи с традиционными религиями. Предлагается авторский вариант упорядочения новых религий через акцент на синкретическую природу их доктрин.
|
|