Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.221.110.87
    [SESS_TIME] => 1711615896
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => a96f4a0a8b296f71e8b1c9ba4427a885
    [UNIQUE_KEY] => 510c82c16edac420cf3c72695c4a8014
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 5

1.
ВЛИЯНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ

А.А. Данчай-оол1,2
1Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, 48
dayas@inbox.ru
2Тувинский государственный университет, 667000, Республика Тыва, г. Кызыл ул. Ленина д. 5, ауд. 203
Ключевые слова: цивилизация, образование, диалектика, культура, духовность
Страницы: 5-15
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация >>
В статье рассматривается влияние современных цивилизационных процессов на формирование образовательной парадигмы. В современных условиях глобализации и унификации общественного производства возникает противоречие в структуре системы образования, общества и культуры, формируются и распространяются так называемые общечеловеческие ценности. Через трансляцию новой аксиологической системы формируется новое поколение, не имеющее единства со своим конкретно-историческим культурным пространством. Указывается негативная роль унификации, из-за которой отрицается необходимость единства разных национальных культур в их многообразии. Автором определяется роль целостного гуманитарного образования, учитывающего национальные культурные особенности. Такая система дает возможность осуществлять духовное производство в обществе во взаимосвязи с конкретно-историческими условиями, что формирует адекватную ценностную систему. Подчеркивается человекотворческая сущность системы образования, а не формирующая будущих специалистов для осуществления процесса материального производства. Классическая система образования имеет корни в структуре духовного воспитания и формировалась долгое время под влиянием философских систем. В период бурного развития естественных наук критерий истинности стал основываться на рационально-логических и непротиворечивых формах мышления, что также является результатом влияния цивилизационных процессов на общественное бытие. Диалектическое мышление, где противоречие есть отправная точка познания, позволяет раскрыть все способности молодого поколения, которые заключены в богатстве конкретной культуры. Чрезмерное стремление к абстрактному в системе образования не позволит связать большой объем информации с окружающей действительностью, увидеть единство разнообразных процессов бытия. Кроме того, в статье делается акцент на диалектическое единство индивидуальной и «симфонической» личности. Указывается диалектическая связь между индивидуальным и коллективным. Определяется неразрывная связь между отдельно взятой индивидуальностью и конкретно-исторической формой социальной общности. Они диалектически взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга. Формирование индивидуальности влияет на всю общность и наоборот. Построение конкретной системы образования должно опираться на конкретно-исторические формы культуры и духовности. Это позволит молодому поколению, не разрывая корней с национальной культурой, воспринять все богатство мировой.


2.
ГОД 2014-й: НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

В.В. Павловский
Красноярский государственный аграрный университет, 660049, г. Красноярск, пр. Мира 90
valpavlovskiy@mail.ru
Ключевые слова: новая историческая ситуация, возрождение России, новая холодная война, глобализация образования, Болонский процесс, феномен Крыма–2014, электронное обучение, чуждость Болонского процесса российскому образованию, деградация отечественного образования, евразийский путь развития системы образования России, сотрудничество с китайской и другими восточными системами образования
Страницы: 15-24
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация >>
Цель статьи — анализ новой исторической ситуации в мире и России и объективно вытекающих из этого особенностей дальнейшего развития системы образования в стране. В работе исследуются существенные черты новой исторической ситуации, которая уже развивается около шести лет. Знаменательным событием истории в 2014 г. стало вхождение Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации как выражение политической воли крымского и российского народов, решительных действий руководства государства. Гражданская война фашистов, националистов и русофобов против населения юго-востока Украины на границе с Россией вскрывает всю глубину противоречий между неоимпериализмом Запада и возрождающейся Россией. Ныне трансформируется соотношение политических, экономических и социальных сил Запада и Востока. Россия в этот период своими действиями заявила о себе как об одной из ведущих мировых держав. В свою очередь система образования страны — это ее стратегический потенциал, мощный фактор национальной безопасности. В свете новой исторической ситуации автор обращает внимание на необходимость переформатирования российской системы образования, учитывая ее евразийское положение и роль, а также на необходимость критического отношения к Болонскому процессу.


3.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Е.Ф. Мороз
Сибирская пожарно-спасательная академия, 662971, Россия, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Северная, д.1
moroslena@yandex.ru
Ключевые слова: глобальная безопасность, глобализация, концепция глобальной безопасности, система образования, интеграция
Страницы: 24-36
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация >>
В данной статье автором представлены результаты исследования основных параметров, институтов и механизмов системы обеспечения глобальной безопасности в современную эпоху - сущности и эффективности, а также выявлены текущие проблемы обеспечения глобальной безопасности с учетом процессов усиливающейся глобализации и определена значимость образования как важнейшего фактора обеспечения глобальной безопасности. Современные вызовы и угрозы ранжируются и по содержанию, степени, уровню и векторам в тесной взаимосвязи с геополитическими координатами. Их детальный мониторинг является краеугольным основанием процесса формирования всеобщей структуры глобальной безопасности. Спецификой глобальной безопасности является крупномасштабная декомпозиция планетарного геополитического пространства, открывающая новую эпоху в мировом развитии, контуры и параметры которой лишь формируются в настоящее время. Отметим, что глобальная, региональная, национальная безопасность помимо традиционного военного аспекта стала включать такие факторы, как экономическая, экологическая, энергетическая, информационная, продовольственная, демографическая, радиационная, этнокультурная безопасность, а также безопасность распространения инфекционных болезней и т. д. Особенностью подхода к пониманию глобальной безопасности является то, что приоритетными являются интересы человека, находящиеся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с проблемами образования. Безопасность России обеспечивается и средствами образовательной политики, которая рассматривается как особенная сфера государства, местного самоуправления. Образовательная политика определяет стратегию и тактику образования. В настоящее время происходит процесс интеграции отечественного образования в мировую образовательную систему. В условиях тесной интеграции и глобализации роль образования в процессе решения задач модернизации России и ее национальной безопасности возрастает, становится приоритетной. Несомненно, характерной тенденцией современного развития является стремление стран к углублению международных интеграционных процессов. Большое значение для этих процессов имеет опыт подготовки специалистов и их интернационального воспитания, накопленный социалистическими странами. Таким образом, важную роль в обеспечении современной глобальной безопасности играют не только многосторонние механизмы и международные институты, имеющие мандат на обеспечение международной безопасности, на предотвращение и урегулирование конфликтов, но и такие институты, как образование.


4.
РЕСЕНТИМЕНТ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Л.В. Коженова
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11-13
CojenovaL@yandex.ru
Ключевые слова: власть, ресентимент, сопротивление, сравнение, немощь, злоба, лживость, мораль, иллюзорность
Страницы: 36-49
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация >>
В статье анализируется явление ресентимента в современном социальном пространстве и системе образования как его составной части. Определяются психологические и историко-социальные причины и следствия ресентимента. Выделяются аспекты современной образовательной структуры, способствующие распространению ее в среде данного явления. Подчеркиваются условия, которые исключают факторы провоцирующие ресентимент. Определение ресентимента Ф. Ницше построено на метафоре противопоставления аристократической морали и морали ressentiment’a - своеобразной форме сопротивления психологическому дискомфорту, вызванному осознанием собственной слабости. По Ф. Ницше, явление ресентимента - это проявление «воли к власти» человека «низкого». Фактором, выводящим ресентимент на социальную орбиту, становится статусный экономический успех. В новоевропейском обществе он выступает как общественный идеал. По мнению М. Шелера, благоприятной становится среда для формирования ресентиментных настроений, если у каждого есть право сравнивать себя с каждым, формальная демократия обостряет ситуацию и ресентимент закрепляется как социальное явление. В классической современной системе образования наличествуют и внешний идеал для устремлений (успешный ученик), и конкуренция (плохой, хороший ученик), и равенство в правах. Возникает направление сознания, которым движет желание превзойти действительность как фазу. Таким образом, предметные цели предстают как «промежуточные пункты» на пути к «большезначимости». Такого рода устремленность значит больше, чем другие, становится устойчивой питательной средой для развития и утверждения ресентимента. В данном контексте в образовании главной целью становится оценка, а знания в лучшем случае - сопутствующей целью. Прогрессистскую грань ресентиментальной морали М. Шелер рассматривает как «переворот в вечном порядке материальной этики ценностей», Ф. Ницше называет «фальсификацией ценностных таблиц». Гештальт-подход предполагает, что ресентимента не возникнет, если не используются сравнения «плохой-хороший», «лучше-хуже». Очевидно, что только на собственной основе можно строить свое будущее, на чужой, может быть, более «основательной», его не построишь, также невозможно построение реальности на ресентиментальной основе - выдуманной. М. Н. Малинкин, Пак Чер-Унг считают необходимым рассматривать ресентимент в качестве предмета для социологических исследований в области теоретико-познавательных подходов и теории действия для ослабления провоцирующих его причин, для амортизации его последствий, что актуально и важно для современного образования.


5.
МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

О.В. Цигулева
Новосибирский военный институт МВД им. генерала И. К. Яковлева, 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато 6/2
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональная мобильность, частная высшая школа, индивидуальный подход, инновационная деятельность, дистанционное обучение, международная направленность, компетентностный подход, профессиональные компетенции
Страницы: 50-60
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация >>
В статье рассматривается мобильность как одно из основных условий развития частной высшей школы сегодня. Автор полагает, что успешность профессиональной мобильности будущего специалиста зависит от его особенностей и подготовленности, которая является результатом учебной деятельности в условиях, создаваемых образовательной деятельностью вуза. В исследовании выделены отличительные черты образовательного процесса в негосударственном вузе, способствующие развитию профессиональной мобильности. К примеру, одной из отличительных черт образовательного процесса в негосударственном вузе является то, что он ориентирован не только на заказ со стороны государства, но и на постоянно возрастающие запросы личности и общественный образовательный спрос на конкретные интересы. Частные вузы более мобильны в плане удовлетворения потребностей населения. Программы в частных вузах отличаются большей гибкостью и адаптацией к перманентным изменениям на рынке труда. Именно частные вузы первыми создали программы подготовки государственных служащих. Во многих негосударственных вузах существует возможность получения первого и второго высшего образования одновременно. Есть такая возможность и в государственных высших учебных заведениях, однако частные вузы более мобильны в составлении переходных учебных планов и введении дополнительных курсов (например, по иностранному языку). Еще один плюс - тесное сотрудничество частных вузов со сферой бизнеса. Солидные частные вузы имеют службу трудоустройства, которая предоставляет старшекурсникам, выпускникам возможность выбора вакансии, даже в престижных компаниях. Кроме того, в негосударственных вузах отдается предпочтение преподавателям, имеющим значительный практический опыт преподавания. Многие преподаватели в частных вузах одновременно являются руководителями крупных компаний, а значит, их студенты могут пройти практику в престижной фирме и даже устроиться туда на работу. Отличительной особенностью частной школы, по нашему мнению, является интеграция с зарубежными университетами. Кроме того, негосударственные вузы особое внимание уделяют работе со школами. Динамичное реагирование негосударственных вузов на изменения рынка труда, возрастающие запросы личности и общественный образовательный спрос способствуют росту конкурентоспособности частной высшей школы.


6.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ

Н.В. Скачкова
Томский государственный педагогический университет, 634061, Томск, Киевская ул., 60А
nvs-07@mail.ru
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная социализация, профессиональная компетентность, методология дизайн–образования, социальная направленность
Страницы: 60-72
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация >>
В статье рассматриваются социокультурные предпосылки формирования перспективных задач, связанных с развитием новой мировой экономики постиндустриального типа, которые предстоит решать человеку в глобальном, нестабильном, изменчивом мире. Акцентируется внимание на необходимости активизации интеллектуальных возможностей и творческих способностей человека для осуществления преобразовательной деятельности и конструирования окружающего предметного мира новой формации. В связи с этим дизайн рассматривается автором как феномен, охватывающий все сферы жизни, направленный на конструирование предметно-пространственной среды социальной направленности, а дизайн-образование характеризуется как система специализированной подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего образным мышлением, творческой активностью и продуктивностью, способного к решению нестандартных задач и генерированию креативных идей, удовлетворяющих запросы современных потребителей. Автором предлагается методология проектирования компетентностно ориентированных модулей основных образовательных программ профессиональной системы подготовки таких специалистов, основанная на принципе иерархического взаимодействия: профессиональная компетентность - частные компетенции - профессиональные задачи - учебные задачи. Определяются основные компоненты содержания профессиональной компетентности педагога профессионального обучения в области дизайна. Социокультурный аспект предлагаемой автором методологии дизайн-образования представлен в статье исследованием возможных способов социализации студентов в процессе технологической подготовки в педагогическом вузе в период постиндустриальных трансформаций. Автором эксплицирован процесс социализации как адаптация и интериоризация, проанализированы возможности достижения разных уровней профессиональной социализации в процессе подготовки бакалавра в области дизайна. Предлагается к рассмотрению авторский опыт организации учебной и внеучебной проектно-дизайнерской деятельности студентов, который позволяет запускать механизмы осуществления профессиональной адаптации и профессиональной социализации будущих бакалавров уже на этапе профессиональной подготовки: жить в профессии, погружаться в мир профессиональной деятельности и профессионального мышления, осознавать связи между содержанием учебного процесса и профессиональной деятельностью в их единстве и социальном контексте. Методология дизайн-образования исследуется автором на фоне расширения и усложнения профессиональной среды, в которой рост потребления информации соответствует росту осознания человеком, занимающимся любым видом профессиональной деятельности в социуме, необходимости принимать решения и нести за это личную ответственность.


7.
СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ И УРОВНЕЙ ОТВЕТСТВЕННОГО ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Г.Н. Глиос, В.П. Дик
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Барнаул, проспект Ленина, 40
gglios@mail.ru
Ключевые слова: философия образования и философия права, образовательный процесс, правовое образование, правовое сознание – индивидуальное и общественное, оптимальное развитие правосознания человека и общества, ответственность
Страницы: 73-86
Подраздел: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена проблемам формирования правового сознания граждан современной России в образовательном процессе. Особое внимание уделяется образованию, рассматриваются патерналистская и либералистская модели образования, показана важность формирования оптимального, ценностно-ориентированного, развивающего правового сознания для общества и государства. Противоречивые взаимодействия правовых систем разных государств в эпоху глобализации и информатизации могут привести к деформации эндемичных традиций разных государств, в том числе и правовой системы российского общества и правосознания его граждан. Поэтому реальное правосознание формируется под воздействием различных факторов: объективных (например, условий социально-экономической реальности) и субъективных (мировоззрения, образования, воспитания). Процесс идет зачастую противоречиво, включает как позитивные, так и негативные стороны, в том числе и правовое и противоправное сознание, негативные убеждения, оценки. Правосознание напрямую зависит от оптимальных и неоптимальных стратегий воздействия на общественное сознание и правосознание субъектов в том числе. Правильно ориентированное в целом правосознание как часть общественного и индивидуального сознания в какой-либо мере может оказываться дефектным. Авторы приходят к выводу, что правосознание современного российского социума претерпевает существенные изменения. Ввиду отсутствия сформировавшихся представлений оно оказывается подверженным многочисленным инокультурным «прививкам», заимствованиям, системам ценностей, чуждых традиционному менталитету российского народа. Необходимо выработать стратегию образования по формированию оптимального, здорового, творческого сознания и правосознания человека и общества. В решении этих проблем важнейшую роль играет образовательный процесс как процесс последовательного, закономерного формирования чувств, мыслей, убеждений, жизненных планов и практических правосоциализированных действий субъекта, способного усвоить и реализовать оптимальную стратегию правового сознания. Однако в реальном образовательном процессе сталкиваются противоположные мировоззренческие установки, правовые основы и формы образовательной политики - инокультурная либерально-олигархическая и традиционная для России патерналистская. Либералистская модель переводит образование в коммерческие рыночные отношения, делает его сферой услуг, снимая с государства ответственность за полноценное, качественное правовое образование граждан. Авторы подчеркивают, что образование должно быть гражданским (народным), общедоступным с всесторонней социализацией личности в главных жизнеутверждающих социосферных стратегиях современного мира. Выработка и реализация оптимальной образовательной стратегии формирования правового сознания человека и общества в образовательном процессе - гарант устойчивости правовой системы и российского государства.


8.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН В«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И ПРАВОСОЗНАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

А.В. Пугачёв1,2
1Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
aleksandrpugachev67@mail.ru
2Институт философии и права СО РАН, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
Ключевые слова: образование, право, правовое регулирование, правосознание, социальный заказ образования
Страницы: 86-94
Подраздел: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена взаимосвязи правового регулирования современного российского образования и процесса формирования правосознания в российском социуме. Войны и революции конца XX – начала XXI вв., обострение цивилизационного противостояния, наблюдаемое в наши дни, которое смело можно назвать «потрясающей духовной неудачей человечества», вызывающее острую необходимость в переосмыслении аксиологической, праксиологической и онтологических составляющих многих социальных институтов. Безусловно, на первом месте в перечне этих социальных институтов стоят образование и право. Анализируя состояние современного российского образования и результаты – по большому счету, неуспешные, поскольку сегодня мы остались наедине практически с теми же проблемами, что и в начале 1990-х гг., – можно с уверенностью говорить о глубоком недуге правосознания современного российского образования. Начавшаяся на рубеже XX–XXI вв. постепенная стабилизация обстановки в стране как в экономической, так и политической, культурной сферах вызвали необходимость наполнения новым содержанием правового регулирования образования, изменения структуры правового образовательного пространства российского образования, отражающего новые реалии социального заказа общества, обращенные к образованию и праву. В связи с этим был разработан проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Однако в данном федеральном законе не нашли должного отражения наиболее значимые элементы социального заказа образования, что, очевидно, не способствует формированию в российском образовании более высокого уровня правосознания.


9.
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТНОГО МАСТЕРСТВА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО–ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Шаляпин, К.А. Кравченко
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
shalyapin.oleg@mail.ru
Ключевые слова: портретная живопись, этюд, содержание и замысел, живописное мастерство, творческий процесс, гармоничность
Страницы: 95-105
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье раскрываются принципы формирования живописного портретного мастерства у студентов художественных факультетов педагогических вузов, анализируются основной вид учебных работ по живописи – этюд с натуры, а также основные живописные этапы в художественном изображении портрета. Освоение профессии живописца начинается с изучения элементарной технологии ремесла и целесообразной последовательности действий в процессе практической живописной работы. Практические навыки овладения живописным мастерством усваиваются постепенно, начиная с простых заданий через решение и усложнение многозначных задач, среди которых есть и творческие, и профессионально-технические. Рассматривается проблема палитры в процессе формирования живописного мастерства. Указывается, что необходимо предостерегать учащихся от излишне многокрасочной палитры, а руководствоваться при выборе красок конкретными живописными задачами. Авторы отмечают, что в живописи существуют разные подходы к восприятию натуры и к способам ее выражения, так как реализм располагает огромным арсеналом средств и предполагает субъективный аспект творчества. Поэтому в соответствии с поставленной задачей возникает потребность всякий раз задуматься над тем, каким живописным и техническим приемом лучше всего воспользоваться для наибольшей выразительности. Экспериментальная работа со студентами на занятиях по живописи позволила выработать определенную систему последовательно выполняемых заданий, следование которой, на наш взгляд, является оптимальным вариантом для овладения мастерством портрета. Все формы и разновидности работы взаимодействуют и обогащают друг друга, формируя творчески мыслящего художника и его профессиональное живописное масстерство. Авторы обращают внимание на то, что формирование живописного портретного мастерства требует длительной аналитической работы, долгих размышлений в процессе творчества и опыта обобщений. Поэтому после того, как путем серьезной и вдумчивой работы над рисунком, тональными и живописными этюдами приобретен достаточный опыт в изображении головы, можно попробовать свои силы и в работе над портретом. В живописном решении портрета художник составляет психологическую характеристику модели, вглядываясь в характерные черты человека, в его манеру поведения, что и отличает работу профессионального художника-портретиста.


10.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО–ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЛИЧНОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е.В. Щеглова
Рязанский государственный университет им. С. Есенина, 390000, Рязань, ул. Свободы, 46
elena19_yk@mail.ru
Ключевые слова: музыкально–эстетические способности, природные задатки, педагогические условия, личностно ориентированный подход, дополнительное образование, развитие музыкальных способностей
Страницы: 105-117
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В данной статье автор излагает свой взгляд на проблему развития музыкально-эстетических способностей детей в рамках системы дополнительного образования как одну из важнейших проблем развития личности и одну из ведущих задач системы дополнительного образования Республики Казахстан. На сегодняшний день в Республике Казахстан успешно сосуществуют различные типы инновационных (с точки зрения структурной организации и содержательности образовательного процесса) образовательных учреждений, осуществляющих переход от знаниецентристской к компетентностной модели образования, главным приоритетом которой являются развитие индивидуальных особенностей каждого учащегося; создание условий для совершенствования творческого потенциала и формирования гармоничной личности. И системе дополнительного, в том числе музыкально-эстетического, образования отводится значительная роль. Автор придерживается мнения, что музыкально-эстетические способности можно сформировать у любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Ею разработана система образовательного процесса, которая была успешно апробирована на базе ДМШ №1 г. Усть-Каменогорска, ставшей с 2007 по 2014 гг. своеобразной научно-экспериментальной площадкой. В результате школа практически отказалась от приема детей по способностям, в ней обучаются все желающие. Автор подчеркивает, что реализовать такую работу было бы невозможно без специальной подготовки преподавателей, которые не только должны быть специалистами, но и иметь достаточную научно-методическую подготовку и активно сотрудничать в указанном направлении. Экспериментальная работа проводилась в три этапа и включала следующие виды педагогической деятельности: разработку авторских и модифицированных программ, нацеленных на развитие музыкально-эстетических способностей учащихся; описание сконструированной системы развития искомых способностей в условиях ДМШ; проведение пилотного формирующего и констатирующего экспериментов, позволивших проверять отдельные модели программ, совокупность методов и средств развития музыкально-эстетических способностей учащихся; систематизацию результатов эксперимента с уточнением методических рекомендаций; обоснование педагогических условий, оптимизирующих процесс развития музыкально-эстетических способностей учащихся в процессе дополнительного образования; анализ, подведение итогов и обобщение результатов исследования. В качестве главных условий успешной работы по развитию музыкально-эстетических способностей автор называет единство цели администрации, преподавателей, ребенка и его родителей; научно-методическое обеспечение учебного процесса; овладение преподавателями методиками развития определенных видов музыкально-эстетических способностей и личностно-ориентированное применение этих методик с учетом особенностей каждого ребенка; наличие разработанной диагностики и стабильность ее проведения.


11.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННО–ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К.А. Кравченко
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
kka-78@mail.ru
Ключевые слова: научная деятельность, творческая деятельность, индивидуализация обучения, профессионально–педагогическая направленность
Страницы: 117-127
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор анализирует содержание современного этапа развития художественно-педагогического образования в России, его взаимосвязи с общими тенденциями развития общества, а также обосновывает необходимость взаимосвязи научной и творческой направленности на художественных факультетах педагогических вузов. В процессе обучения художественным дисциплинам в педагогических вузах необходимо использовать современные эффективные методики и инновационные технологии преподавания, которые позволят повысить качественный уровень профессорско-преподавательского состава. В современных условиях при оценивании профессиональной деятельности вуза внимание уделяется преимущественно научно-исследовательской, а не художественно-творческой деятельности его преподавателей, хотя осознание необходимости двух видов деятельности (научно-исследовательской и художественно-творческой) в профессиональной работе является важным фактором активизации всей преподавательской работы на художественных кафедрах в педвузе. В статье рассмотрены особенности и специфика обучения на бакалавриате и в магистратуре, обоснованы базовые принципы профессиональной подготовки художника-педагога. На младших курсах бакалавриата студенты получают базовые теоретические знания и практические умения по всем дисциплинам, при этом приоритетным является формирование как педагогической, так и художественной (изобразительной) профессиональной грамоты. Кроме того, студенты должны овладеть профессиональной терминологией и обладать практическими умениями и навыками. На старших курсах бакалавриата большинство студентов определяются с выбором дальнейшего профессионального пути, реально оценивают свои способности и возможности. На этом этапе начинается последовательное усложнение учебного процесса в сторону самостоятельного добывания знаний и решения проблемных задач. Эффективность учебного процесса в магистратуре возможна только на основе целостной системы рациональной организации научно-исследовательской и практической художественной деятельности студентов. В процессе обучения в магистратуре происходит отбор научного знания и накопление художественного опыта в профессиональной сфере. Студенты магистратуры должны понимать, что без определенной системы в арсенале их знаний, навыков и умений, без четкой методической программы и строгих целевых установок они не в состоянии успешно решать поставленные научно-исследовательские и методические задачи. Рассматривая пути совершенствования современного художественно-педагогического образования, автор отмечает, что система двухуровневого обучения (бакалавриат и магистратура) имеет свои несомненные достоинства, прежде всего это возможность сочетания научно-исследовательской, художественно-творческой и педагогической подготовки художника-педагога.


12.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

А.В. Кирилова
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20
anvk7@mail.ru
Ключевые слова: культура, интеллигенция, творческие объединения, художественный кружок
Страницы: 128-137
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Современная социокультурная ситуация характеризуется небывалым ростом научного и общественного интереса к проблемам культуры. Поиск новых ориентиров, интегрирующей основы общества заставляет обратиться к осмыслению базовых ценностей русской культуры, которые не раз в истории доказывали свою необходимость для ее гармоничного развития. В связи с этим актуальным становится обсуждение культурного наследия исторического прошлого России. В данной статье автор исследует организационные формы деятельности творческой интеллигенции, что значимо с точки зрения осуществления культурной преемственности, привлечения общественности к решению социальных проблем и реализации культурной политики. Полнее и глубже осмысливается ряд проблемных аспектов истории русской культуры: феномен интеллигенции, специфика «рубежной» культурной эпохи, черты ее проявления в опыте творческой личности и т. д. Интеллигенция рассматривается автором во взаимосвязи с явлением «жизнетворчества», что означает теоретические и практические попытки создания новых форм общественной или индивидуальной жизни. Современный уровень культурологического исследования позволяет подходить к анализу деятельности организаций творческой интеллигенции как к работе с культурными текстами, которые представляют мысль художника о мире и человеке. Объектом изучения подобные объединения стали давно и до сих пор являются важной темой отечественной историографии. Но литература, которая посвящена их деятельности, имеет в большинстве своем искусствоведческий и литературоведческий характер. В данной статье рассмотрен культурологический подход к изучению различных объединений как средоточения духовной, интеллектуальной, художественной жизни и специфического способа организации творческой интеллигенции. Передача культурной информации, поддержание культурной преемственности, специфика художественной культуры являются важнейшими характеристиками духовной атмосферы общества. Объектом изучения в данном случае должна выступать не только «метрополия» (профессиональные коллективы, школы, академии), но и «периферия» (художественные кружки, салоны, клубы, вечера и т. д.). Исследование деятельности таких содружеств (на примере второй половины XIX - начала XX вв., когда наблюдался расцвет различных организационных форм деятельности творческой интеллигенции) представляется, безусловно, важной культурологической задачей. Следует отметить, что одной из наиболее ярких форм организации интеллигенции в рассматриваемый период являлись художественные кружки, поэтому автор уделяет значительное внимание определению данного понятия и его характерным чертам на основе сравнительного анализа с другими типами объединений.


13.
РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

З.Б. Лопсонова
Бурятский государственный университет, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
Lopsonova@mail.ru
Ключевые слова: модель поликультурного образования, диалог культур, этнотолерантность, социализация, дошкольное образование
Страницы: 138-148
Подраздел: ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Аннотация >>
Современный дошкольник растет и развивается в условиях поликультурной, полиэтнической и полилингвальной среды. В статье автор рассуждает о том, что необходимо начиная с дошкольного возраста формировать у детей позитивное отношение к культурному разнообразию мира, который окружает ребенка. Цель статьи - показать эффективность реализации модели поликультурного образования дошкольников на основе идеи развития субъектности ребенка. ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу создания условий для развития детской инициативы в различных видах деятельности, возможности самостоятельного выбора способов деятельности в игре, познании, общении с другими детьми. Выстраивание модели образовательного процесса позволяет обеспечить целостность, интегративность, комплексность в процессе решения задач поликультурного образования. В модели поликультурного образования отражены условия, принципы, содержание, технологии и способы оценивания результатов деятельности. Одной из эффективных технологий поликультурного образования, который задает ритм и динамику образовательному процессу в детском саду, автор считает комплексно-тематическое планирование. Серьезное внимание уделяется способам организации культурных практик, где ребенок осваивает позицию субъекта деятельности: учится целеполаганию, имеет возможность проявить активность, взаимодействовать со сверстниками и предъявить продукт совместного творчества. Содержание программы поликультурного образования успешно реализуется в процессе интеграции основного и дополнительного образования, взаимодействия всех субъектов образовательного процесса детского сада. Предъявление результатов совместной деятельности детей и взрослых успешно реализуется в формате событийности, который эмоционально сближает и формирует уклад жизни детского сада. Таким образом, образовательная деятельность современной дошкольной образовательной организации должна учитывать специфику полиэтнического региона, ее культурное разнообразие. Проведенное исследование уровня этнотолерантности дошкольников свидетельствует о том, что дети по природе своей толерантны и открыты для взаимодействия со своими сверстниками другой национальности. Включение ребенка в различные социальные практики можно рассматривать как условие создания социальной ситуации развития в свете требований ФГОС дошкольного образования.


14.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ОРИЕНТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Н.М. Халимова1, Л.Б. Карабанова1,2
1Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 655017, Хакасия, Абакан, ул. Ленина, д. 90
nmhal@mail.ru
2Хакасский институт развития образования и повышения квалификации, 655002, Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 105
l_b_k_65@mail.ru
Ключевые слова: стратегия ориентирования, компетенции, творческие способности, достижения студентов, социальное партнерство
Страницы: 148-159
Подраздел: ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Аннотация >>
В статье обосновывается педагогический смысл подготовки студентов в контексте профессионально-творческих достижений. Автором определяется стратегия и педагогические условия ориентирования студентов на творческие достижения в будущей профессиональной деятельности. Проведенная аналитическая работа позволила выделить противоречие между социальным заказом на подготовку личности к профессиональной деятельности на творческом уровне и неразработанностью педагогических стратегий в сфере среднего профессионального образования. Объектом исследования в рамках статьи является процесс ориентирования студентов на профессионально-творческие достижения. Цель статьи - обоснование педагогического смысла подготовки будущего специалиста среднего звена к творческим достижениям в будущей профессиональной деятельности. База исследования - учреждение среднего профессионального образования (колледж). Кроме того, предлагается алгоритм взаимодействия с социальными партнерами. Ежегодный мониторинг потребностей работодателей, анкетирование работодателей студентами в рамках внеаудиторной работы по дисциплинам общепрофессионального цикла позволили определить перечень ключевых компетенций. По результатам анкетирования выявлено, что современный выпускник должен уметь предвидеть последствия своей профессиональной деятельности, ответственно подходить к принятию решений. Работодатели предъявляют следующие требования к специалистам среднего звена: умение взаимодействовать с другими людьми, коллективами по решению общей задачи, способность к процессному мышлению, умение принимать решения, в том числе и в нестандартной ситуации, осуществлять анализ, синтез, самооценку, мобильно перестраиваться, самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества и др. Требования работодателей обосновываются повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда и уровнем взаимодействия работников в коллективе; растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками. Определено, что многие из перечисленных показателей относятся к уровню творческой деятельности. Установлено, что общение с работодателями, анкетирование потребностей, выявление их требований повышает интерес к профессии и мотивирует студентов к обучению. При обработке анкет выявлены противоречивые требования работодателей, наличие необоснованно завышенных требований к качественным характеристикам будущего работника, не гарантированность трудоустройства при выполнении предъявленных требований.


15.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМНО–ВАРИАТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ДЕВЯТИЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ

А.А. Смирнова1,2
1РГПУ им. А. И. Герцена, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48
Smirnovaalbina@mail.ru
2ГБОУ школа №519, 196158, Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 87, к. 2
Ключевые слова: модель обучения, системно–вариативная модель обучения математике, мотивационная задача, осознанные знания, концептуальные положения, клиповое мышление
Страницы: 160-169
Подраздел: ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Аннотация >>
В статье анализируются причины снижения уровня и качества школьного математического образования. Из-за смены ценностных ориентиров в обществе резко снизилась мотивация к изучению математики в общеобразовательных учебных заведениях. Педагоги и психологи озабочены снижением когнитивных способностей детей и уменьшением объема рабочей памяти. При переходе из начальной школы в основную школу у школьников выявлена тенденция снижения вычислительных навыков из-за слабого владения таблицей умножения и даже таблицей сложения в пределах двадцати. Не способствует формированию системы предметных знаний и клиповое мышление учащихся. Для решения проблемы достижения уровня школьного математического образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов и Концепции развития математического образования в РФ, необходима модель обучения математике, построенная по принципу синтеза сильных сторон существующих моделей обучения. Автор предлагает системно-вариативную модель обучения математике (СВМОМ), десять концептуальных положений которой разработаны на основе метода варьирования текстовых задач по математике. Определены три положения, использование которых способствует повышению мотивации к изучению математического материала и формированию осознанных и прочных знаний школьников: - конструирование учебного материала каждой темы (раздела) организуется через построение цепочек взаимосвязанных задач (упражнений) с использованием приемов варьирования текстовых задач, что позволит формировать правильные обобщения учебного материала, предварять и предупреждать возникновение типичных ошибок учащихся, ликвидировать пробелы в знаниях учащихся; - мотивационная задача представляет сложное задание, которое является системно-образующей задачей для всей темы. В ходе решения предложенного задания акцентируется внимание учащихся на объеме тех знаний, который необходим для успешного решения предложенной задачи, что позволит формировать у учащихся стремление (потребность) к критическому осмыслению наличных знаний и собственной деятельности; - в ходе системно-преобразующей деятельности под руководством учителя учащиеся освоят опыт «замыкания» связей между мотивационной задачей, учебными заданиями по освоению предметного материала темы и решением исследовательской задачи (задачи с практическим содержанием).


16.
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.С. Тагильцева1,2
1Комитет по делам молодежи мэрии г. Новосибирска, 6300099, Новосибирск, ул. Щетинкина, 41
Tagilceva78@mail.ru
2МКУ центр «Родник», 630075, Новосибирск, ул. Народная, 13
Ключевые слова: гуманизм, гуманизация технического образования, культура, кризис образования, проблема гуманизации, личность, общество
Страницы: 170-177
Подраздел: ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Аннотация >>
Цели данной статьи — рассмотреть и дать философский анализ влияния идей гуманизма на формирование технического образования. В период античности зародились первые истоки гуманизма и образования как системы. Идеи гуманизма античности послужили формированию классического гуманизма как общественного явления в эпоху Возрождения. В ХХ в. гуманизм становится глобальным идейным течением в культуре. Именно эти идеи стали проводником гуманизации современного образования. В истории философской мысли гуманизация — это обращение научных знаний о мире на человека. Высшее образование — это ведущий фактор социального и экономического развития социума. Особое положение в системе образования занимает техническое, оно обеспечивает подготовку квалифицированных кадров для материального производства. С позиций гуманизации образования это смысл жизни человека, который состоит в помощи быть нужным и необходимым окружающим тебя людям. Перед современным образованием стоит проблема обоснования гуманизации и определения роли, которую играет интеллектуальное развитие в процессах гуманизации технического образования. В настоящее время в научной литературе многократно обсуждаются различные аспекты гуманизации технического образования, но четких путей решения пока не найдено. Данная проблема особенно актуальна в XXI в., когда развитие технического прогресса не только не замедляется, но и набирает все большие обороты. Любые технологические изменения приводят к перестановке сил в процессах социального развития общества и каждого человека в целом. Основной задачей гуманизации технического образования является свобода личности. Образовательный процесс должен быть построен в первую очередь на интересах самого обучающегося. Гуманизация технического образования в высшей школе предполагает развитие исторического, философского, психологического, политического и экономического мышления у студентов. Она имеет волновой характер и циклично чередуется с периодами накопления знаний о «внешнем мире», отчужденном от человека — дегуманизацией. В современном социуме возрождающаяся идея гуманизации позволяет объединить эти теории личности в единое целое. Следовательно, перед современной системой высшего образования стоит задача помочь учащемуся в определении себя как свободной и инициативной личности, что позволит увидеть новое направление в процессах социального развития общества. Именно гуманизация технического образования выступает как один из важнейших факторов гуманизации современного общества.