Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2009

Выпуск № 2

38871.
О ЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ СЕМИОТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА НАУКИ

В. А. Иванова
Барнаульский государственный педагогический университет, iva-nauka@mail.ru
Ключевые слова: язык науки, семиотическое исследование, логика и динамика
Страницы: 113-119

Аннотация >>
Цель статьи - показать значимость семантико-прагматических аспектов в исследовании языка науки. Автором анализируются системность логосферы бытия научного познания, а также явления интеллекта, знаков как языковых объектов, имеющих сложнейшую структуру. Эту структуру не способна отразить одна только формальная логика. Динамика языка науки рассмотрена в логическом аспекте от контрадикторности к контрарности и далее к интегративности.


Выпуск № 2

38872.
ОБРАЗОВАНИЕ В АСПЕКТЕ ФИЛОСОФИИ ГЕРМЕНЕВТИКИ

Д. Ю. Ануфриева
Новосибирский государственный педагогический университет 630126, dinaanufrieva @rambler.ru
Ключевые слова: герменевтика, педагогическая герменевтика, образование, смыслообразование, личный опыт
Страницы: 119-124

Аннотация >>
В статье раскрывается герменевтический подход к пониманию сущности образовательного процесса. Выделяются и описываются основные характеристики процесса образования в философии герменевтики: переживание как основной механизм процессов обучения и воспитания, личный опыт ученика как важный компонент образовательного процесса, смыслообразование. Делается вывод, что в философии герменевтики процесс образования должен быть ориентирован на раскрытие и развитие личного опыта ученика. Отмечается значимость идей педагогической герменевтики для решения современных проблем обучения и воспитания.


Выпуск № 2

38873.
ОТРАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ЯЗЫКЕ

Л. С. Сокол
Новосибирский государственный технический университет, ochotin@online.nsk.ru
Ключевые слова: время, пространство, многоаспектность, циклическое время, линейное время, история языка
Страницы: 124-131

Аннотация >>
Cтатья посвящена исследованию проблемы отражения временных отношений в языке в рамках исторического происхождения понятия времени и выражающих его форм языка. Лингвистическая проблема в области исследования категории времени раскрывается в определении способов номинации данной категории и описании семантического комплекса, воплощенного в языковых знаках. Предлагаемая работа основывается на этимологических исследованиях концепта «время». Приводимый в данной работе этимологический материал из различных языков служит подтверждением тому, что базой для номинации древних представлений о лежащем за пределами видения и осязания времени были ассоциации, связанные с простейшими физическими действиями, производимыми в пространстве.


Выпуск № 2

38874.
ФЕНОМЕН КАЧЕСТВЕННЫХ РАЗЛИЧИЙ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Е. В. Демина
Новосибирский государственный педагогический университет, deminaev@mail.ru
Ключевые слова: дифференциальная психология, индивидуальные различия, развитие языковой личности, вербальные ассоциации, качественный анализ языковых способностей, вариативность языковых способностей
Страницы: 131-136

Аннотация >>
В статье анализируются научные воззрения, возникшие в школе дифференциальной психологии Б. М. Теплова и Н. Д. Небылицына, которые разрабатывали современную проблематику индивидуальных различий языковых способностей человека. В статье подчеркивается роль оценки качественных характеристик языковых способностей в лингводидактическом аспекте развития языковой личности школьника. Автор обосновывает положение об индивидуальной обусловленности ассоциации как минимальной единицы текстопорождения. Приведены данные психологической диагностики индивидуальных различий языковых способностей старших подростков методом ассоциативного эксперимента.


Выпуск № 2

38875.
ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И КАТЕГОРИЯ ВОЗМОЖНОГО

О. Г. Шевченко
Новосибирский государственный технический университет, olga-ivleva@yandex.ru
Ключевые слова: категория возможного, возможные миры, гипотетическое знание, реальность, познание
Страницы: 136-142

Аннотация >>
Рассматривается понятие гипотетического знания через категорию возможного, которая является одной из немногих, позволяющих исследователю выйти за пределы реальности и формировать гипотетическое знание. Возможное рассматривается как форма познания. Кратко изложен исторический экскурс в природу категории возможного. Отмечается важность возможного на современном этапе развития знания, когда нельзя утверждать истинность какой бы то ни было научной теории. Рассматривается понятие «возможные миры», необходимое для осуществления интерпретации объектов действительного мира, задающее направления развития событий.


Выпуск № 2

38876.
ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА

"В. В. Крюков1, В. И. Шилов2"
"1 Новосибирский государственный технический университет, krukov@fgo.nstu.ru
2 Новосибирский государственный технический университет"
Ключевые слова: язык, знак, знаковая система, общение, трансляция информации, перцепции и мотивации
Страницы: 142-147

Аннотация >>
В статье раскрывается функция языка как средства межличностной трансляции содержания сознания, то есть речь идет о знаковой системе в различных ее модификациях - разговорной речи, письменности, искусственных языках, жестикуляции и мимике, которые рассматриваются как способы общения между людьми в непосредственной и опосредованной формах.


Выпуск № 2

38877.
ЧЕЛОВЕК И СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

А. Б. Бакурадзе
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, bondovich@mail.ru
Ключевые слова: философия управления, ценность, работник, социальная организация, мотивация труда, удовлетворенность трудом, неудовлетворенность трудом
Страницы: 148-155

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме ценности человека в философии менедж-мента. Признание человека ведущей ценностью социальной организации требует от руководителя создания в ней мотивирующей среды. Такая среда способствует удовлетворению многообразных потребностей работников при условии высокой эффективности труда. В этом контексте рассматривается и проблема удовлетворенности/неудовлетворенности трудом персонала. Автор обосновывает, что принятие ценности человека руководителем предполагает изучение потребностей работников, которые определяют их трудовую мотивацию, и создание условий для удовлетворения данных потребностей, а также выявление и усиление факторов, влияющих на уровень удовлетворенности трудом персонала (несмотря на наличие противоречия между ценностью человека и ценностью результативности деятельности организации).


Выпуск № 2

38878.
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

И. В. Яковлева
филиал Сибирского федерального университета (Усть-Илимск), uhova2005@mail.ru
Ключевые слова: формирование творческой индивидуальности, структура творческой культуры личности
Страницы: 155-162

Аннотация >>
В статье автор определяет смыслообразующие элементы нового миропонимания, которые, воплощаясь в ценностях и целях образования, призваны обеспечить новое качество профессионализма, общей культуры и нравственности специалистов высшей квалификации. Обсуждая проблемы «внутренних ценностей» и их значимость для молодого поколения, автор анализирует социологические и философские исследования по проблемам самоактуализации, которые дают основание полагать, что новому поколению приходится рассчитывать только на свои силы, способности и таланты. Также в статье обсуждаются различные образовательные практики, рассматриваются особенности структуры творческой культуры личности и формулируются принципы воспитания творческой индивидуальности, основанные на таких персоналистических ценностях, как реализм, системность, рациональность, дифференцируемость и контролируемость.


Выпуск № 2

38879.
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. И. Слепцов
Новосибирский государственный педагогический университет, amsai@mail.ru, laeimi@mail.ru
Ключевые слова: творческая самореализация личности, обучение исследовательской деятельности, особенности сельского социума
Страницы: 162-169

Аннотация >>
Автор раскрывает особенности творческой самореализации личности в исследовательской деятельности. В статье приводятся размышления о философских предпосылках отечественной теории обучения исследовательской деятельности в контексте творческого саморазвития личности. Обосновывается, что влияние сельского социума на систему факторов и условий, способствующих творческой самореализации личности в исследовательской деятельности может быть как положительным, так и отрицательным.


Выпуск № 2

38880.
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Г. А. Третьякова
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева, tretyakova@sibsau.ru
Ключевые слова: ценностные основы образования, духовно-нравственные ориентации, психологическая сущность ценностных ориентаций личности
Страницы: 169-176

Аннотация >>
В условиях усугубления глобальных проблем возрастает необходимость постижения ценностных основ бытия человека. Психологическая проблема сущности ценностных ориентаций личности обусловлена общественной потребностью в теоретическом осмыслении закономерностей формирования духовно-нравственных установок, которыми личность руководствуется в своих отношениях с миром.



Статьи 38871 - 38880 из 45469
Начало | Пред. | 3886 3887 3888 3889 3890 | След. | Конец Все