Н. А. Сытых
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: детская безнадзорность и беспризорность, отклоняющееся поведение, профилактическая работа, работа государственных служб и общественных организаций
Страницы: 242-247
Вследствие глубоких социальных процессов, произошедших в российском обществе за последние годы, остро встала проблема детской безнадзорности и детской преступности. Автором указывается на отсутствие преемственности в профилактической деятельности различных учебных заведений, интернатных учреждений, государственных служб и правоохранительных органов. В статье обращается внимание на варианты отклоняющего поведения, автором выделяются критерии статуса неблагополучного ребенка, рассматривается организация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, причины совершения деяний. Автором представлены некоторые способы профилактики этого социально-педагогического явления с учетом существующей теории и практики, нормативно-правовой базы по данному направлению.
Ю. И. Орлов
Бийский филиал Алтайского государственного университета
Ключевые слова: концепт, концептосфера, ноосфера, социосфера, взаимодействие цивилизаций, концепты образования
Страницы: 248-254
Показана роль современного философско-культурологического образования в социологических знаниях и практике. Исследуются концепты и концептосфера в области социально-философского знания, анализируются концепты ноосферы и социосферы, техногенно-потребительской и духовно-экологической цивилизаций. Обосновывается необходимость включения философско-культурологических проблем в социально-философское образование для всестороннего понимания общественной жизни. Автором раскрыта роль понятий «концепт», «концептосфера» применительно к анализу социальной действительности; предложено включить проблему концептов современного общества в социальное знание и образование.
"В. А. Возчиков1, А. Ю. Арутюнян2"
"1 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru 2 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru"
Ключевые слова: информационное общество, историческая преемственность, манипуляция, медиадеятельность, медиакультура, пресса, творческое взаимодействие, телевидение, традиции, цивилизационное развитие
Страницы: 254-259
Доминирующей целью статьи выступает постановка проблемы традиций в медиакультуре. Данная проблема рассматривается в образовательном и мировоззренческом аспектах, однако особый интерес представляет и обращение авторов к современным практикам средств массовой информации. Доказывается, что медиакультура вне исторического становления перестает быть культурой, а становится инструментом политического воздействия действующей власти на общество. Авторы связывают проблему традиций с понятиями исторической преемственности, национальной идентичности и др., в конечном итоге, с особенностями пути России к информационному обществу.
Е. А. Торопчина
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина
Ключевые слова: культурная коммуникация, масс-медиа, массовая культура, формирование сознания, система образования
Страницы: 260-264
В данной статье анализируются проблемы наиболее важных коммуникативных сфер современного общества. Статья посвящена проблеме влияния средств массовой информации и коммуникации на формирование сознания современного человека и в особенности молодого поколения. Информационная среда, создаваемая системой СМИ, сопоставляется с системой образования как институциализированной формой трансляции культурных ценностей.
Н. В. Гончарова
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Международная школа иностранных языков «Бенедикт», goncharova_n74@mail.ru
Ключевые слова: культурная антропология, культура, язык, культурная картина мира, языковая картина мира, идеология, мировоззрение, языковая норма, менталитет, взаимосвязь терминов
Страницы: 265-270
Статья посвящена изучению основных понятий культурной антропологии, таких как культура, язык, картина мира (культурная и языковая), идеология, мировоззрение, языковая норма, менталитет. Многообразие определений данных терминов является следствием сложности исследуемых явлений. Данные понятия являются характеристикой культуры как сложного феномена в ее взаимодействии с человеком. Автором подчеркивается, что культурная антропология - фундаментальная наука, изучающая общие проблемы культурного развития человечества. Основная цель культурной антропологии - всесторонне изучить процессы формирования и развития человеческой культуры.
В. М. Журавлев
Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина, zwm@yourline.ru
Ключевые слова: духовность, мировоззрение, философия, мораль, наука, религия, образование, принцип дополнительности
Страницы: 270-275
В статье рассматривается соотношение научного, философского и религиозного знания в современном образовательном пространстве России. Обращается внимание на возрастающую толерантность в отношениях научного и образовательного сообщества с религиозными конфессиями России, что влияет на понимание целостности человеческой духовности и создает дополнительные условия морального становления личности. Автор выдвигает гипотезу о дополнительности научного и религиозного мировоззрения в рамках единого духовного развития человека. Акцентируется внимание на необходимости разработки в наступившем тысячелетии нового мировоззрения, включающего в себя в преобразованном виде традиционное научное и религиозное знание.
С. М. Будкеев
Барнаульский государственный педагогический университет, budkeev@rambler.ru
Ключевые слова: орган, органная культура, органное обучение, педагогика
Страницы: 276-280
В статье предпринят анализ развития органной культуры в России со времен дипломатических связей с Византией. Поскольку православие не использует орган в богослужении, российская органная культура развивается, главным образом, в светском направлении. В проблемном поле, очерченном периодами от возникновения органной педагогики, музицирования, концертного исполнительства и до настоящего времени, анализируются проблемы освоения органного инструментария, развития методик обучения, формирования учебных программ. Автор осуществил анализ особенностей развития органной культуры, выявил закономерности ее развития в широких исторических рамках.
С. Б. Гасаев
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, Детская школа искусств, stas-gasaev@yandex.ru
Ключевые слова: социально-культурные традиции, музыкальное образование, история народных инструментов, исполнительство на балалайке и домре
Страницы: 280-284
Показана социально-культурная роль традиций исполнительства на балалайке и домре в современном музыкальном образовании. Обоснована необходимость сохранения традиций народной культуры в музыкальном и искусствоведческом образовании. Рассмотрена история и современное состояние исполнительства на народных музыкальных инструментах - балалайке и домре. Исполнительство на этих инструментах является неотъемлемой частью русской культуры. Поэтому данные традиции необходимо включать в соответствующие предметы музыкального культурологического образования. Автор обосновывает необходимость сохранения российских культурных традиций в музыкальном образовании.
В. В. Дутов
Алтайский государственный университет
Ключевые слова: музыкальное образование, творческий потенциал учащихся, музыкально-образное мышление, философия звука исполнительства
Страницы: 284-290
Автор рассматривает формирование навыков философского отношения к звуку у будущих музыкантов-профессионалов. В статье раскрывается педагогический подход, позволяющий развить музыкально-образное мышление, постичь философию исполнительского звука и донести ее до слушателя. Констатируется, что философское отношение ученика к исполняемым звукам является фундаментом, без которого невозможно стать настоящим музыкантом. Раскрывается авторский подход к технологии обучения исполнительскому мастерству в указанном направлении. Показано, что результат обучения проявляется в новаторских методиках современного музыкального образования.
М. Г. Нечаев
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, nemix@rambler.ru
Ключевые слова: истоки алтайской культуры, объекты материальной культуры, формирование философского мировоззрения учащихся
Страницы: 290-295
Автором представлен социально-философский анализ проблемы истоков алтайской культуры в современном обществе. Рассматривается процесс применения артефактов алтайской культуры в формировании образовательной программы и ее содержании с учетом региональных и национальных особенностей в современном образовательном пространстве. Автор развивает актуальную тему изучения истории и значения объектов материальной культуры Алтая через философское осмысление содержания формы и символики алтайских писаниц, несущих в себе информацию о прошлом. Наибольшее внимание в статье уделяется проблеме интерпретации символизма и трактовке глубинных основ художественного творчества. Данное исследование обогащает возможности программ регионального образовательного компонента в учебных заведениях Сибири.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее