Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2024

Выпуск № 2

561.
Трансформация методики преподавания технологий искусственного интеллекта в условиях цифровизации российского общества

К.В. Розов1, М.А. Абрамова2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
konstantin_dubrava@mail.ru
2Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
marika24@yandex.ru
Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта, методика подготовки преподавателей, условия цифровизации российского общества, цифровизация образования
Страницы: 87-102

Аннотация >>
Введение. В статье ставится задача выявить возможности трансформации и перспектив развития методики преподавания технологий искусственного интеллекта в условиях цифровизации российского общества. Эта задача актуализирована возрастающим значением искусственного интеллекта во всех сферах общества. Бурное развитие искусственного интеллекта обусловило потребность в подготовке кадров новой формации, владеющих навыками в области технологий искусственного интеллекта. Но наибольшее значение приобрела задача актуализации содержания и методики подготовки будущих преподавателей технологий искусственного интеллекта. Методология. Анализ изменений методики как компонента подготовки кадров, выполняющей одну из задач института образования, решаемую в рамках еще более крупной задачи - формирования условий для устойчивого развития страны в целом, предполагает использование в процессе исследования структурно-функционального и системного подходов. Обсуждение. В работе представлен анализ нормативных документов, учебных программ. Ретроспективный анализ содержания традиционной подготовки будущих преподавателей информатики по основам искусственного интеллекта позволил обнаружить существенное отставание от того, что востребовано обществом, и уровня технологий, которые сегодня повсеместно внедряются, что актуализирует постановку задачи по реформированию как содержания, так и методического обеспечения. Анализ демонстрирует возможности модернизации методики обучения будущих учителей информатики применению технологий искусственного интеллекта, которые нашли свое воплощение в разработанной авторами модели подготовки будущих учителей информатики к преподаванию технологий искусственного интеллекта. Заключение. Апробация модели показала результативность в части формирования у студентов навыков владения технологиями искусственного интеллекта, а также умения транслировать свои знания ученикам. Результаты исследования продемонстрировали успешность предпринятой в исследовании попытки решить существующую проблему актуализации содержания и методики подготовки будущих учителей.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

562.
Противоречия общества и образования в теории развития человеческого капитала

О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: высшее образование, развитие человеческого капитала, экономика знаний, гуманитарный фундамент высшей школы
Страницы: 103-113

Аннотация >>
Введение. Социально-экономические трансформации развития общества и научно-технический прогресс стали причиной деконструкции образования, затронувшей гуманитарный фундамент высших школ. Ключевым ресурсом, имеющим более существенное значение, чем природный капитал или накопленное богатство, стал феномен человеческого капитала. Практика лидирующих стран мира (Китай, Республика Корея, Великобритания, США, Швеция, Швейцария, и др.) наглядно свидетельствует, что ставка на инвестиции в создание конкурентоспособного человеческого ресурса является наиболее эффективной государственной стратегией, где совокупная доля человеческого капитала более чем в два раза превышает произведенный и природный капитал. В России актуализируется тезис акцентирования внимания образования на трудовом потенциале человека с точки зрения экономической прибыли. Методология. В качестве методологической основы используется сравнительный анализ реформирования образовательных систем в России и за рубежом с выявлением парадоксов и проблем, взаимосвязанных с развитием человеческого капитала. Обсуждение. Кризис рационализма с его непоколебимой верой в революционную составляющую научно-технического прогресса, характеризующийся приоритетом производства услуг и зависимостью профессионально-социальной стратификации от уровня образования, ведет к истончению гуманитарного фундамента высшей школы. В подтверждение этого тезиса рассмотрены достижения научно-технического прогресса за счет человеческого капитала в Германии; профессиональная направленность французской модели человеческого капитала; ориентация человеческого капитала на требования рынка труда в Великобритании; Болонский процесс как пример экономической концепции формирования человеческого капитала в России. Констатируется факт, что европейское образование утрачивает свою основную миссию: «восхождение человека к самому себе», к полноте и универсальности своего бытия, к объединению в себе духовных достижений предшествующих поколений. Заключение. Ориентация высшей школы на ценности экономически-рыночных стандартов администрирования сегодня стали причиной потери идентичности и самобытности национальных систем образования в глобальном мире.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

563.
Ценностно-знаниевый и методологический ресурс дисциплин эстетического и проективного цикла в развитии архитектурно-художественного мышления

Д.Н. Деменёв, Е.К. Подобреева, Д.Д. Хисматуллина
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия
denis-demenev@mail.ru
Ключевые слова: архитектурно-художественное пространство, синтез искусств, ценность, знание, методология, ресурс, концепция дополнительности, интегрированное мышление
Страницы: 114-130

Аннотация >>
Введение. Тенденции развития общества начала XXI в. указывают на интегративность знания, формирующего сознание человеческого общества в целом. Актуальным становится развитие архитектурно-художественного интегрированного мышления, позволяющего понимать сложные исторические процессы. С целью обратить внимание на ценностно-знаниевый и методологический ресурс дисциплин эстетического и проективного цикла в развитии этого вида мышления разработана соответствующая методология, которая строится на совокупности теоретических и эмпирических подходов, включающих анализ литературы, диалектический подход к историко-искусствоведческой реконструкции. Ядром исследования является феномен синтеза пластических искусств, в котором главным связующим выступает архитектура (зодчество), формирующая комфортную и эстетизированную пространственную среду. Обсуждение. На протяжении многих веков роль архитектурно-художественного образования в деле развития интегрированного мышления была определяющей и неоспоримой. Информационно-цифровая и технологическая эпоха дает большие преимущества (в скорости и наглядной визуализации логики художественного и других процессов и явлений действительности). Новизной исследования является представленная модель проекта и реализация методологии развития интегрированного, архитектурно-художественного мышления. В рамках поставленных целей и задач проекта было реализовано взаимодействие живописи и архитектуры, оказывающее на человека многостороннее, эмоционально-насыщенное, эстетическое воздействие. Заключение. Проведенный анализ синтеза искусств сквозь призму концепции дополнительности подтверждает, что архитектурно-художественное пространство на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации продолжает оставаться одним из главных средств эстетического преобразования действительности и культурного прогресса. Это, в свою очередь, определяет и подтверждает необходимость комплексного, интегративного подхода в архитектурно-художественном образовании для реализации ресурса дисциплин эстетического и проективного циклов, позволяющих формировать интегрированное мышление, в котором ценностная, знаниевая и методологическая составляющие слиты воедино.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

564.
Интерактивная видеотехнология как средство развития умений иноязычной профессионально ориентированной коммуникации в условиях цифровизации образования

Е.А. Мельникова, А.В. Соболева, О.А. Обдалова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
elena.melnikova@mail.tsu.ru
Ключевые слова: интерактивная видеотехнология, иноязычная профессиональная коммуникация, цифровизация образования, социальная сеть, развитие иноязычных умений речи
Страницы: 131-143

Аннотация >>
Введение. С целью изучения проблемы поиска эффективного средства иноязычной подготовки студентов нелингвистических направлений в условиях профессионально ориентированного контекста используются современные средства цифровой среды, а также апробация эффективности и универсальности новых технологий. Методология исследования выстроена на основе аналитических методов субъективизма в интерпретации интерактивной видеотехнологии. Теоретической основой выступает синтез ведущих подходов, включая профессионально ориентированный, личностно-деятельностный, компетентностный и технологический. С позиции этих подходов обучение становится целенаправленным и становится более эффективным. Разработана технология развития умений иноязычной профессионально ориентированной коммуникации на основе интерактивной видеотехнологии в контексте проектной деятельности по созданию видеоролика как виртуального доклада на англоязычной конференции. Вокруг этого дидактического ядра строится весь образовательный процесс. Описано содержательное наполнение этой деятельности, включающей подготовку, отбор и анализ материалов, адекватных профессиональным и коммуникативным целям. Разработан сценарий видеофрагмента и выбраны способы реализации проекта по созданию видео, включая монтаж, озвучивание на иностранном языке и загрузку в цифровую образовательную среду в формате видеодоклада. Разработано понятие интерактивной видеотехнологии как мультимедийного средства обучения, позволяющего интегрировать видеоматериалы и инструментарий цифровых социальных ресурсов в процесс создания интерактивной образовательной среды в пространстве сообщества конференции Dive into Science в социальной сети ВКонтакте. Обсуждение. Интерактивная видеотехнология, положенная в основу процесса обучения 1) создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности и активной коммуникации, стимулирует взаимодействие студентов с контентом и между собой за счет интерактивности и мультимодальности; 2) является инструментом самореализации личности и развития способности иноязычной профессионально ориентированной коммуникации обучающихся на основе создания видеороликов. Заключение. Результаты апробации позволяют сделать вывод об эффективности и универсальности предложенной технологии в развитии умений иноязычной профессионально ориентированной коммуникации в условиях цифровой среды.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

565.
Художественная гимнастика в вузе: поиск новых форм и методов физического воспитания

Т.И. Колосова, Б.О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск Россия
kolosovanew@yandex.ru
Ключевые слова: физическое развитие, эстетика развивающего воспитания, мотивация, здоровый образ жизни, высшее образование, технико-эстетический вид спорта
Страницы: 144-157

Аннотация >>
Введение. Художественная гимнастика в рамках физического развития характеризуется сложнокоординационными действиями в формате музыкального сопровождения и одновременно зрелищными эффектами воздействия на публику спортивными атрибутами (мячи, ленты, обручи, булавы, скакалки и др.). На всех этапах подготовки этот вид спорта предъявляет высокие требования к развитию координации движений, гибкости, ловкости, концентрации внимания и других индивидуально-потенциальных возможностей физического развития субъекта. Принимая во внимание, что требования к соревнованиям по художественной гимнастике регулярно меняются, имеют стойкую тенденцию к введению элементов повышенной сложности, соответственно, в высшей школе актуализируется поиск творческих методов повышения эффективности физкультурного процесса. Учитывая, что в рамках получения основного образования невозможно увеличить объем и интенсивность физической нагрузки, важно способствовать стимулированию потребностно-мотивационной сферы обучающихся в комплексе с воспитательным воздействием на психо-эмоциональный фон занимающихся. С целью всестороннего совершенствования двигательных способностей существует необходимость преодоления противоречий между потенциальной эффективностью использования элементов художественной гимнастики в физическом воспитании студенток вуза и отсутствием проработанности педагогического сопровождения в преподавания такого подхода. Методология. Для достижения цели изучены отечественные работы по организации занятий художественной гимнастикой в рамках физического воспитания, дан анализ апробирования элементов технико-эстетического вида спорта. Обсуждение. Необходимость изменения традиционной методики организации учебных физкультурных занятий с использованием элементов художественной гимнастики обусловлена обновлением степени интенсивности и качества двигательной активности девушек 17-19 лет. Предложена программа элективного курса «Основы художественной гимнастики в формате эстетически развивающего воспитания». Заключение. В целях преодоления противоречий невозможности увеличить объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию предложена модель эстетически ориентированного педагогического сопровождения в преподавании художественной гимнастики, обеспечивающая наряду с содействием формированию ценностей здорового образа жизни и развитием физических качеств повышение интереса к самостоятельной работе.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

566.
Философское обоснование специфики фундаментального содержания современного образования

Г.И. Петрова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
seminar_2008@mail.ru
Ключевые слова: фундаментальность, наука, образование, социальные изменения, новые формы рациональности, гуманитарная парадигма образования
Страницы: 5-24

Аннотация >>
Введение. В современности все более заявляет о себе тема, которая в истории философии, науки и образования никогда не получала рефлексии, поскольку фундаментальность знания всегда являла себя априори. Причина состояла во властной силе метафизики, предлагающей образованию видеть истину в основах науки и ее фундаментальной глубине. Сегодня в такой интерпретации фундаментальность как науки, так и образования требует философской актуализации. Цель настоящего исследования - найти релевантное современности содержание фундаментальности образования. Методологический исходный тезис: поскольку образование, имея гуманистическое предназначение, призвано готовить человека не только в профессии, но и культуре в целом, обогащая его жизнесохраняющими ценностями, то оно также априори являет себя в гуманитарной парадигме, что выступает необходимым следствием рефлексивного вывода современной постметафизической философии, отказавшейся от редукций классического рационалистского взгляда. Обсуждение. Фундаментальность образования рассматривается в контексте социокультурного фона эпохи и типа научного мышления. Чтобы выявить специфику современного подхода к определению исходного понятия, осуществляется поиск характеристики фундаментальности на разных исторических этапах. Обосновывается необходимость новых, дополняющих строгую логику классического рацио неклассических форм рациональности (доверительной, коммуникативной, игровой и т. п.), которые помогают аутентично готовить человека к специфике современной жизни. Поэтому фундаментальность сегодня не только характеризуется логической направленностью на основы наук, но и отвечает антропологическим, социокультурным вызовам времени. Поскольку наука и образование перестали быть самоценностью, приобрели свойство товара, а разум получил прагматические характеристики, то фундаментальность характеризует образование еще и в залоге прагматики. Заключение. Переопределение понятия и содержания фундаментальности науки и образования имеет основанием категорию «образовательное знание». Названная категория состоит в том, что она позволяет увидеть образование в качестве специфического способа бытия человека, генерирующего и развивающего его разум и формирующего его духовно-нравственную сущность.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

567.
На пути к здоровью общества. Часть 5. Взаимосвязь образования с процессами социального прогнозирования

Е.В. Ушакова1, Т.С. Косенко2, И.В. Яковлева2
1Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия
foaushakova@gmail.com
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: социальное предвидение, прогнозирование и планирование, аксиосистема образовательного пространства, деятельность человека, система образования
Страницы: 25-38

Аннотация >>
Введение. Вопросы социального прогнозирования, как правило, рассматриваются относительно самостоятельно, парциально, вне их связи с образованием населения. Однако успех реализации даже наилучших прогнозов, стратегий и планов зависит в итоге от субъектов образовательной деятельности. С целью осуществить комплексный социально-философский анализ по выявлению взаимосвязи социального прогнозирования с творческой активностью общества и человека применена системно-философская методология. Анализируются общие социальные процессы с позиций холизма и парциализма в областях прогнозирования и планирования российской образовательной системы. Предлагаются ценностно-ориентированные подходы в аспекте формирования новой аксиосистемы российского образовательного пространства. Обсуждение. Раскрывается взаимосвязь социального предвидения (прогнозирования, долгосрочного и краткосрочного планирования, комплексной реализации стратегии, тактики общественных действий) на основе аксиологического базиса общества и фундаментальной роли образования. Обосновано, что достижение социального прогресса и баланса в обществе невозможно без разработки и реализации стратегических программ совершенствования сферы образования. Обсуждается проблема человека как ключевая в разработке и внедрении любой социальной стратегии, поскольку для ее реализации необходимы подготовленные люди. Каждое новое творческое поколение в России традиционно формируется в первую очередь системой образования. Заключение. Вопросы социального прогнозирования следует рассматривать холистически, в неразрывной связи со всеобщей аксиосистемой образовательного пространства. Только расширенные группы теоретиков и практиков как специально подготовленные субъекты способны разработать перспективные идеи, давать социальные прогнозы, реализовывать на практике стратегию и тактику будущей общественной жизни.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

568.
Просветительский потенциал генеалогических исследований как фактор интеграции межэтнических и локальных сообществ

М.А. Абрамова
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
marika24@yandex.ru
Ключевые слова: историко-родословные исследования, генеалогия, историческое сознание, этническое сознание, межэтнические и локальные сообщества
Страницы: 39-51

Аннотация >>
Введение. Актуализация проведения историко-родословных изысканий рассматривается через призму потребности в духовно-нравственном обогащении современного российского общества и снижении уровня конфликтности. Предполагается, что генеалогические исследования обладают просветительским потенциалом, обусловливающим формирование исторического сознания личности, что может стать предпосылкой для интеграционных процессов в локальных и межэтнических сообществах. Методология. Рассмотрение актуализации проведения историко-культурных исследований опирается на различные интерпретации социального взаимодействия: опредмечивающие сущностные силы человека (К. Маркс, Ф. Энгельс); образующие совокупности представлений, обеспечивающих память мира (А. Моль); организующие универсум, включающий представления людей, ценности, нормы, взаимодействие и взаимоотношения (П. Сорокин), а также «Я-концепцию» Д. Тэйлора, концепции этапов формирования «исторического сознания» Е. И. Федоринова. Обсуждение. Проводя анализ востребованности терминов «этническое сознание», «генеалогическая культура», «историческое сознание», автор приходит к выводу, что в трактовке Е. И. Федоринова последний поглощает все предыдущие. Сопоставление уровней сформированности исторического сознания с этапами, которые проходит родовед в процессе своего профессионального развития, демонстрирует функциональность понятия «историческое сознание» и в некоторой степени позволяет объяснить специфику выбора человеком своей позиции в межличностном и межэтническом взаимодействии. Заключение. Формирование исторического сознания на основе генеалогических материалов важно для систематизации представлений об истории страны через встраивание историко-родословной информации в общий контекст исторических событий. Это становится залогом не только самоидентификации, но и принятия «Другого», что в конечном итоге может оказать позитивное влияние на интеграционные процессы в локальных и межэтнических сообществах.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

569.
Образовательная политика в современной Монголии: ключевые этапы и тенденции

Н. Хишигдулам1, Ш. Ичинхорлоо1, А.А. Изгарская2
1Монгольский государственный университет образования, Улан-Батор, Монголия
khishigdulam@msue.edu.mn
2Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
aizgarskaya@gmail.com
Ключевые слова: образовательная политика, образование в Монголии, цели и содержание образования, заимствование образовательных образцов, монгольская письменность
Страницы: 52-71

Аннотация >>
Введение. Статья посвящена основным тенденциям развития образовательной политики Монголии в постсоветский период. На основе сравнения трех документов, а именно: «Концепции развития образования в Монгольской народной республике (1991)», «Приложения к Постановлению Великого Хурала Монголии № 36 от 1995 г.», «Постановления Национального собрания 2015 г. № 12 “Государственная политика в области образования” (2014-2024 гг.)», описаны причины изменения тенденций в образовательной политике Монголии, представлены критические оценки результатов реализации ее программ. Методология. В качестве методологического основания использован миросистемный подход (И. Валлерстайн). В миросистемной парадигме проблемы образования, включая процесс распространения образовательных образцов, исследуются, начиная с 1980-х гг. На сегодняшний день эта парадигма широко представлена в области сравнительного образования, критической педагогики, исследований академического и образовательного неравенства. Обсуждение. После распада советского блока Монголия активно встраивается в мировую систему разделения труда и формирует систему образования в соответствии с международными стандартами, что порождает сложные противоречия между внедряемыми новациями и стремлением вернуть традиционную монгольскую культуру как основание национальной идентичности. Анализ документа 1991 г. показал, что первоначально национальное строительство планировалось в русле неотрадиционализма. Однако тяжелые экономические условия и существование опасности китайской интеграции Монголии на уровне внешней периферии не позволили этим политическим идеям реализоваться. В документе 1995 г. возобладала тенденция, ориентирующая монгольское образование на международные стандарты. В результате реформа монгольского образования в следующее десятилетие шла по образцу стран с высоким уровнем доходов и оседлым населением, что не соответствовало реалиям Монголии и вызывало множество проблем и противоречий. В основе документа 2015 г. содержится попытка правительства опереться на инициативу «снизу», поэтому постановление в большей мере ориентировано на интересы местного населения, включая образовательные потребности детей из семей скотоводов. Однако в целом документ имеет ярко выраженный декларативный характер. Заключение. Тенденция заимствования образовательных образцов для развития человеческого капитала, наблюдаемая в образовательной политике Монголии, является вынужденным компромиссом со странами ядра миросистемы. Перекос в сторону международных образцов в области образовательной политики осознается монгольским научным и педагогическим сообществом, ставится вопрос о воспитании человека, имеющего монгольскую идентичность.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

570.
Общефилософский базис генезиса нормы инженерного образования

М.И. Алдошина, Г.В. Букалова
Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Орёл, Россия
maraldo57@mail.ru
Ключевые слова: инженерное образование, стандартизация, генезис, норма результата образования, образовательный стандарт
Страницы: 72-84

Аннотация >>
Введение. Законодательное обоснование и современное применение в широкой академической практике государственных стандартов высшего образования свидетельствует о достаточно высоком уровне сформированности относительно новой для отечественной инженерной школы культуры регулирования образовательной деятельности - культуры стандартизации. Это актуализирует проблему общефилософского анализа генезиса нормы инженерной подготовки, представляемого стандартом образования. Цель определения феноменологического понимания нормы и результата инженерного образования позволит установить механизм ее естественно-исторических предпосылок возникновения, а также закономерности функционирования и развития. Методология. Анализ генезиса нормы инженерного образования в аспекте стандартизации предполагает выделение способов взаимосвязи отношений феноменологии взаимоперехода «происхождение - формирование содержания нормы - прогнозируемая реализация нормы». Норма результата инженерного образования условно представляется как «линия пересечения» технической сферы производства, сферы высшего образования и социальной сферы. Этот подход обеспечивает выявление информационно-смысловых форм объективации нормы результата инженерной подготовки, подвергаемой стандартизации в сфере высшего образования. Обсуждение. Выявление феноменологического понимания нормы инженерного образования позволяет связать его с позициями стандартизации образования, выделяя черты особенного, единичного и всеобщего. Гносеологическая основа отличия «нормы» от «традиции» обусловливает необходимость дифференциации содержания образовательного стандарта как информационного носителя совокупности норм посредством формирования определенных нормативных систем. Формирование нормы инженерного образования определяет состав общественных потребностей и технико-технологический уровень профильной сферы производства. Выраженность обратной связи между нормой инженерного образования и производственно-социальными потребностями сферы производства в профильной подготовке студентов вуза влияет на проектирование образовательных стандартов. Заключение. Обращение к анализу генезиса стандартизации результата образования инженерного профиля обеспечивает возможность научно-обоснованной объективации ее структурного состава, создавая предпосылки для эффективного проектирования и реализации образовательного стандарта.



Статьи 561 - 570 из 45126
Начало | Пред. | 55 56 57 58 59 | След. | Конец Все