Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия науки

2024

Выпуск № 4

571.
МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КЭРОЛ КЛИЛЕНД

"В.А. Миронов1,2"
"1Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
mironovv@mail2000.ru
2Институт философии и права УрО РАН, Екатеринбург, Россия"
Ключевые слова: историческое естествознание, «дымящийся пистолет», общая причина, философия геологии, философия науки
Страницы: 51-73

Аннотация >>
В статье производится философско-методологический анализ концепции исторического естествознания американской исследовательницы К. Клиленд. По ее мнению, естественные исторические гипотезы, т.е. гипотезы о прошлом природы, могут быть эмпирически доказаны или опровергнуты, однако характер таких эмпирических доказательств имеет существенные отличия от повторяемых экспериментальных верификаций или фальсификаций. Для прояснения своей позиции Клиленд использует понятие «асимметрия сверхдетерминации». Метафизический смысл понятия асимметрии сверхдетерминации в рассмотренной концепции заключается в том, что события в природе развиваются из одного «корня» в направлении постоянного разветвления. В свою очередь, эпистемологический смысл этого понятия выражается в том, что опираясь на метафизические представления о временной асимметрии природы, историки-естественники должны искать общую причину событий через обнаружение оставленных «веских улик» - «дымящихся пистолетов», т.е. свидетельств, которые позволят сделать однозначный выбор между конкурирующими гипотезами.,
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

572.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: НА ПУТИ К НОВОМУ ОРГАНИЗАЦИОННОМУ УКЛАДУ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

"И.С. Кудряшев1,2, Д.И. Свириденко1,2"
"1Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
qdr@ab2b.ru
2Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
dsviridenko47@gmail.com"
Ключевые слова: экономический актор, объект и субъект управления актора, организация, предприятие, цифровая трансформация, цифровые технологии, цифровые модели, цифровые двойники
Страницы: 74-102

Аннотация >>
Настоящая работа открывает цикл статей, посвященных проблеме цифровой трансформации организаций. Анализируя роль, значение ключевых информационно-коммуникационных технологий и последствия их применения при цифровом преобразовании организаций, авторы пришли к выводу, что в ближайшее время ожидается появление экономических акторов с новым организационным укладом. И поскольку к этому необходимо быть готовыми уже сейчас, ставится проблема описания особенностей ожидаемого нового уклада и определения того, что потребуется для успешного функционирования организаций этого уклада как в плане методологического сопровождения, так и в плане их технологической поддержки. Очевидно, что готовность к появлению экономических акторов с новым экономическим укладом предполагает хорошее знание текущего состояния проблемы цифровой трансформации участников экономических отношений. В первой части статьи эта проблема рассматривается для объектной составляющей экономических акторов. Во второй ее части будут представлены результаты анализа проблемы цифровизации уже субъектной составляющей экономических акторов, а также анализа того, какие сейчас существуют организационные уклады организаций, как и каким инструментарием осуществляется их цифровая трансформация, почему они неадекватны новому организационному укладу, куда все движется и к чему все может прийти. Следующие статьи (после этих двух частей) будут посвящены обсуждению методологических и технологических вопросов предлагаемого авторами подхода к решению проблемы цифровой трансформации экономических акторов.,
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

573.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЛОКОМОТИВ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Н.И. Кожокару
"Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, Россия
natashakozhokaru@gmail.com"
Ключевые слова: информационное общество, цифровизация, научная коммуникация, постнеклассическая наука, краудсорсинг
Страницы: 103-120

Аннотация >>
В статье констатируется постоянный рост расходов на цифровую трансформацию и отмечается, что роль философии и иных общественных наук состоит в обосновании и разработке оптимальных и безопасных путей цифровой трансформации. При этом подчеркивается, что информационная революция вооружает ученых, работающих в области современного естествознания, новой суперэффективной методологией, способной привести к эпохальным открытиям в области физики, химии, биологии, геологии и медицины. Приведены критерии определения понятия «информационное общество», изложена история возникновения и развития информационного общества как этапа постиндустриального общества. Дано определение цифровизации, прослежена ее история, начиная от открытия счета, появления цифр 1 и 0 и работ родоначальника цифровой трансформации Пифагора Самосского, приведены воззрения Платона, который считал, что «практики счета» - это образцовый пример «пробуждающего мысль». Изложены события всех пяти эпох цифровизации - от доинтернетной до эпохи искусственного интеллекта. Рассмотрен методологический статус цифровизации с точки зрения философской теории познания, приведены этапы развития науки, отмечено, что цифровая трансформация внесла неоценимый вклад в прогресс научной коммуникации. Представлена краткая история и проведен анализ современного состояния научной коммуникации. Рассмотрена проблематика изменения содержания понятия «научный субъект», отмечено появление краудсорсинга как части парадигмы новой открытой науки. Сформулированы актуальные вопросы, которые цифровизация и информационное общество поставили перед современной наукой.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

574.
О НАСЛАЖДЕНИИ СЧИТАЮЩЕЙ ДУШИ

И.Ф. Михайлов
Институт философии РАН, Москва, Россия
ifmikhailov@iphras.ru
Ключевые слова: музыка, язык, семантика, вычисление, мозг, нейрофизиология, когнитивные науки
Страницы: 121-142

Аннотация >>
Когнитивные исследования музыки имеют долгую историю. Мысли, созвучные сегодняшним представлениям, были высказаны еще Г.В. Лейбницем в начале XVIII в., обыграны А. Шопенгауэром и получили новый импульс после так называемой когнитивной революции, когда все, что связано с познанием, было решено понимать как обработку символов согласно правилам. Люди используют символы для записи естественной речи - главного средства информационных обменов, для операций с количествами и для сохранения музыкальных идей, но правила этих символических систем существенно различаются. Поэтому в рамках классического когнитивного подхода возобладала точка зрения, представленная в работах Ф. Лердала и Р. Джекендоффа, согласно которой говорить о семантике музыки в привычном смысле слова не приходится, хотя некоторые нейрофизиологические данные указывают как минимум на взаимное перекрытие «речевых» и «музыкальных» регионов мозга. Этот подход основывался на классическом понимании вычисления как правилосообразной манипуляции символами. На нынешнем этапе развития когнитивных наук такое понимание очевидно недостаточно. Необходимо различать естественные вычисления и их репрезентации в сознательных операциях и человеческой коммуникации. Подход, известный ныне как предиктивное кодирование, предлагает «мягкое» понимание вычисления как любого преобразования информации, определяя последнюю (вслед за К. Шенноном) как все, что уменьшает неопределенность. Используя байесовские вероятностные методы, сторонники этой концепции демонстрируют возможные способы разрешения некоторых парадоксов в нейрофизиологических данных относительно обработки мозгом музыкальной информации.,
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

575.
ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН И ГРЭМ ПРИСТ НА ПРЕДЕЛАХ МЫСЛИ

К.А. Родин
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
rodin.kir@gmail.com
Ключевые слова: Витгенштейн, Прист, Трактат, пределы выразимости, противоречие, концепция, проблема следования правилу
Страницы: 143-157

Аннотация >>
В статье сформулированы предварительные критические замечания к предложенному Г. Пристом в контексте пределов выразимости на пределах мысли прочтению «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна и пониманию проблемы следования правилу. Во вводном и первом разделах кратко эксплицируется позиция Приста и приводятся предложенные Пристом и наши собственные примеры пределов выразимости. Во втором разделе сформулирована «доктрина» невыразимого в «Трактате» в контексте решительного и традиционного прочтения этого труда Витгенштейна. В последнем разделе высказаны критические замечания относительно релевантности прочтения Пристом Трактата и его понимания проблемы следования правилу.,
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Философия образования

2024

Выпуск № 2

576.
Ноосферный университет: философские и общенаучные основания

Г.С. Смирнов, Д.Г. Смирнов, М.А. Меликян
Ивановский государственный университет, Иваново, Россия
smirnovgs@ivanovo.ac.ru
Ключевые слова: постнеклассический университет, философия сознания, ноосферный университет, духовное производство, универсум сфер, ноосферная картина мира
Страницы: 5-21

Аннотация >>
Введение. В условиях нового миропорядка неотложной задачей государства становится обеспечение не только техносферной (технологический суверенитет), но и ноосферной (мировоззренческий суверенитет) безопасности. Ноосферный университет предстает как российский концептуальный «ответ» инструментальным западно-европейским образовательным аналогам. В фокусе обсуждения - философские и общенаучные основания ноосферного университета как основного актора духовного производства. Методологический анализ осуществлен в границах системного, синергетического и сферного подходов, позволяющих рассмотреть парадигму ноосферного университета на трех уровнях: вещей, свойств и отношений, показать инвайронментальный характер планов его содержания через призму матрешечной структуры окружающей реальности. Обсуждение. Философский анализ позволяет определить ноосферный университет как одну из актуальных моделей постнеклассического университета. Очерчена «ноосферная» тенденция в рамках российского университетского образования, демонстрирующая востребованность анализируемой парадигмы. Раскрыта эвристичность как ценность и необходимость ноосферной парадигмы в контексте высшего образования, в рамках фундаментальных противоречий между «традиционным» и «инновационным» университетом. Определены миссия (формирование сверхсложного сознания), двуединая цель и конкретные задачи ноосферного университета в контексте перехода «биосферы и техносферы в ноосферу». Зафиксирована двойственная природа нооуниверситета через диалектику материального/духовного, материального/идеального, реального/вирутального. Отмечена когнитивная «эквивалетность» субъекта и объекта в ноосферном образовательном дискурсе, перечислены характерные для него сущностные системообразующие отношения. Процедура «знакования» рассмотрена как центральная для ноосферной парадигмы. Постнеклассический университет представлен как точка сборки сфер, формирующая ноосферное мировоззрение и ноосферную картину мира. Заключение. Комплексный анализ концепции ноосферного университета позволяет констатировать, что его конкурентными преимуществами являются целостное видение мира, коэволюция естественного разума и искусственного интеллекта, ориентация на ноосферное понимание сверхсложной реальности, принятие аксиологии всечеловеческого как этологического регулятива.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

577.
Философия "изменяемой фатальности" как эффективное дополнение теории поколений в разработке нового образовательного идеала

Д.П. Козолупенко
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
kozolupenko.dp@philos.msu.ru
Ключевые слова: образование, миллениалы, исторический релятивизм, ахроничность истины, «базисная интуиция», мировоззрение
Страницы: 22-37

Аннотация >>
Введение. Социологические исследования показывают, что современные учащиеся имеют иной набор базовых ценностей и иные стереотипы поведения, нежели имели в сходном возрасте поколения современных преподавателей. Подобный разрыв в мировоззренческих и поведенческих установках порождает ряд проблем в образовательном процессе и делает понятие «поколение» одним из центральных в современной философии образования. Актуализируются необходимость критического анализа теории поколений, принятие ее современным образованием. Методологическую основу исследования составляют теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса, теория межпоколенческой динамики В. Радаева, концептуальные подходы «изменяемой фатальности» в работах А. Бергсона и Х. Ортеги-и-Гассета. Обсуждение. Выявлено четыре основные особенности теории поколений, способы их применения в организации образования, определении целей и задач. В философии образования теория поколений и философия «изменяемой фатальности» представляются методологически эффективным объяснением. Заключение. Сравнительное исследование теории поколений и философии «изменяемой фатальности» указывает на неустранимость межпоколенческого зазора, размывание поколенческих границ как единства ровесников, имеющих один и тот же набор ценностей и поведенческих стереотипов. В связи с выявленными особенностями делается вывод: прогностические функции, характерные для применения теории поколений в образовательной экосистеме вряд ли осуществимы, а внедрение на их основании превентивно-коррекционных образовательных стратегий будет подвержено закону «постоянного запаздывания». Методологическое значение концепции «изменяемой фатальности» для философии образования и ее ограничивающих условий связывается с понятием «главного a priori истории» (Х. Ортега-и-Гассет) и понятием «базисной интуиции» (А. Бергсон). Преодоление недостатков, свойственных обеим теориям, и выработка более эффективных стратегий в области современного образования требуют проведения междисциплинарных исследований в области возрастной психологии личности, философии образования и других дифференцированно- социологических исследований.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

578.
Прогнозирование развития системы мониторинга оценки качества образования в условиях цифровой трансформации

М.Н. Ревникова1, А.В. Морозов2
1Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования, Москва, Россия
revnikova71@mail.ru
2Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Москва, Россия
doc_morozov@mail.ru
Ключевые слова: прогнозирование, развитие, мониторинг, оценка качества образования, цифровая трансформация, учебно-воспитательный процесс, цифровизация образования, искусственный интеллект, цифровые технологии, машинное обучение
Страницы: 38-55

Аннотация >>
Введение. В последнее десятилетие сфера образования стала одной из отраслей, где широко применяются цифровые технологии с целью улучшения качества образования и контроля за учебно-воспитательным процессом. Использование цифровых инструментов позволяет создавать прогностические модели, основанные на анализе исторических данных и текущих тенденций, что способствует более эффективному и точному мониторингу качества образования. В работе рассматривается влияние цифровой трансформации на систему мониторинга оценки качества образования, исследуется возможность прогнозирования будущего развития системы образования, предлагаются методы и инструменты с целью постоянного улучшения учебно-воспитательного процесса. Акцентируется внимание на необходимости адаптации существующих подходов оценки качества образования к новым реалиям цифрового мира, включая использование больших данных, искусственного интеллекта, машинного обучения и других инновационных технологий. Методология исследования включает в себя анализ актуальных научных исследований и применение современных методов анализа данных для прогнозирования развития системы мониторинга оценки качества образования. Обсуждение статьи сосредоточено на рассмотрении воздействия цифровой трансформации на процессы контроля и оценки качества образования, а также на возможные пути усовершенствования системы мониторинга. Анализируются концепции «цифровая трансформация» и «качество образования», а также основные аспекты системы мониторинга качества образования. В заключении делается вывод о том, что прогнозирование развития системы мониторинга оценки качества образования в условиях цифровой трансформации имеет критическое значение для повышения эффективности воспитательно-учебного процесса и поддержании высокого уровня образовательных стандартов.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

579.
Потенциальные возможности и эвристическое значение медиапространства в контексте всеобщего образования

Ю. Чжан1, И.В. Яковлева2
1Шаньдунский институт физического воспитания, Цзинань, Китай
543018031@qq.com
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
uhova2005@mail.ru
Ключевые слова: медиапространство, образование, новые медиа, ценностные противоречия, феноменология, глобальное миропонимание
Страницы: 56-73

Аннотация >>
Введение. Анализ оформившегося дискурса о медиапространстве в соотношении с новыми образовательными ориентирами в их взаимодействии с глобальной миросистемой обнаруживает эвристические резервы для динамики совершенствования интернет-коммуникации и расширения представлений о мире как новой онтологии образовательной деятельности. Обозначив целью практическое разрешение кризисных тенденций в сфере общественного образования, целесообразно посредством методологических принципов онтологии, эпистемологии и аксиологии образовательной деятельности провести комплексный анализ медиапространства. Методология теоретического исследования в интерпретации пролегоменов медиапространства определяется интенциональными ориентирами для интеграции их в методологию китайской и российской философии образования. Определяющее значение в исследовании имеют феноменологические подходы к поиску потенциальных возможностей медиапространства для новых форм образовательных практик. В обсуждении становятся объектом пролегомены медиапространства (медиа, медиасистема, СМИ, новые медиа, коммуникация, аудитория, киберсоциализация, глобальное миропонимание, медиаобразование и др.), расширяющие его понимание до глобально-эволюционной трактовки как единого категориального пространства образовательной действительности. Рассмотрены и другие потенциально содержащие понятия, концепции, идеи для постановки задач становления просвещения, грамотности и компетентности в пространстве всеобщего образования. Заключение. Единое категориальное пространство образовательной действительности рассмотрено через призму медиапространства и медиаобразования как гармоничных категорий, активно интегрируемых в глобализирующийся мир и философию образования Китая и России. Это актуализирует новое представление о роли и значении более углубленной разработки онтологии, эпистемологии и аксиологии образования. Представленный методологический потенциал философии образования обладает эвристическим потенциалом для диалектики медиапространства в соотношении с всеобщим образованием
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

580.
Генеративный искусственный интеллект в обучении: перспективы новой дидактики

С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
serg560380@yandex.ru
Ключевые слова: социальная философия, искусственный интеллект, генеративные системы, обучение, образование, субъектность, ответственность, идентичность
Страницы: 74-86

Аннотация >>
Введение. Рассматривая обучение как сложный процесс взаимодействия различных субъектов с целью приобретения знаний, умений, навыков, необходимо осмыслить искусственный интеллект как генеративную образовательную технологию. Генеративный искусственный интеллект (нейросети) - это переходный этап от «узкого» искусственного интеллекта (ANI) к «общему» искусственному интеллекту (AGI). Их воздействие на процессы обучения находятся в фокусе научной и общественной рефлексии в рамках двух проблем: сложности разработки методологических оснований и необходимости разработки новой дидактики. В дискурсе формирования новой дидактики в статье обсуждаются проблемы, связанные с влиянием искусственного интеллекта на изменения, происходящие с «полем ответственности» обучаемого. Также затрагиваются остро дискуссионные аспекты становления искусственного интеллекта как «третьего субъекта» в образовательных коммуникациях. Методология исследования основана на теоретических принципах (традиционных и прогрессивных) исследования искусственного интеллекта и его практического влияния на образовательный процесс как новой дидактики и возможности искусственного интеллекта стать «третьим» субъектом образовательного взаимодействия. Обсуждение. Ведущим тезисом большинства работ является понимание, что для образования генеративный искусственный интеллект следует рассматривать не только как благо (пользу), но и как экзистенциальный риск (ограничение поля субъектности индивида). Рассмотрение изменений, происходящих в обучении под влиянием «прямого» интегрирования приложений искусственного интеллекта (нейросетей) в содержание обучения (электронный тьютор, цифровой консультант и т. д.), означает не только новый этап в развитии конкретных практик обучения, но и изменение всех составляющих образовательного процесса. Обсуждение проблем, возникающих при использовании нейросетей в обучении, дает возможность понять, что простой перенос интуитивных знаний, систем и институтов дидактики традиционного обучения в новое образовательное пространство не будет корректным. Вместе с тем отсутствие права на ошибку и недостаток знаний относительно «работы» AGI и последствий его применения в образовательных взаимодействиях требуют переосмысления дидактических оснований обучения как процесса. Заключение. Применение генеративного искусственного интеллекта в обучении сегодня носит эпизодический характер, но его возможности расширяются с каждым днем, оказывая влияние на представление человека о реальности и самом себе. Возникающие при этом феномены «деструкции ответственности», «перемещение в зону комфорта» означают «размывание» человеческой субъектности, особенно в образовательной среде, последствия которых до конца не осознаются.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 571 - 580 из 45126
Начало | Пред. | 56 57 58 59 60 | След. | Конец Все