Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.166.170.195
    [SESS_TIME] => 1711653131
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => d4a265e8aa86cba338fef869355d27ed
    [UNIQUE_KEY] => e9eaff9db4194e72f4aeb6aac8fd225f
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2014 год, номер 2

1.
О ДОСТАТОЧНЫХ ОСНОВАНИЯХ БЫТИЯ ПРОЦЕССОВ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Н.П. Чупахин
Томский государственный педагогический университет
Томск
chnp45@mail.ru
Ключевые слова: смысл, культурный мир, философия образования
Страницы: 5-12

Аннотация >>

Смысл – взаимно-однозначное соответствие между множествами потребностей и удовлетворяющих их возможностей. Смысл образования и науки и как результата (культурного мира человека), и как процесса (построения этого культурного мира) исследуется в авторской философской парадигме мира потенциальных и актуальных возможностей. Анализируя возможности алгоритма смыслообразования в отношении образовательных процессов, автор делает конкретный вывод: возможности, удовлетворяющие однозначным образом потребности субъекта или объекта, являются достаточным основанием бытия смыслонесущего элемента культурного мира.




2.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ

С.Г. Горин
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия
Новосибирск
info@gem.nsk.ru
Ключевые слова: трансформация образовательной системы, социальный субъект, транзитивность, оптимизация, инновационные образовательные технологии, научный протекционизм, болонские преобразования
Страницы: 12-24

Аннотация >>

В статье рассматриваются проблемы совершенствования российской системы высшего профессионального образования (ВПО) в постсоветский период. Сущностными характеристиками процесса реформирования являются его транзитивность и перманентный характер. Автор приводит различные точки зрения представителей экспертного сообщества и социального субъекта преобразований, нацеленных на системные изменения ВПО.

Поиск оптимальных путей модернизации образовательной системы в рамках концепции, обозначенной в новом законе об образовании, осуществляют профильные чиновники, административно-управленческий аппарат вузов, профессорско-преподавательский состав и сами студенты. Автор, привлекая широкую источниковую базу и данные социологических исследований, рассматривает роль, значение и влияние различных субъектов трансформации современной системы ВПО.

Особое внимание уделяется проблеме протекционизма в высшей школе, субъективизму критериальной оценки эффективности работы вузов и трудностям в реализации болонских принципов.



3.
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРЕД ВЛАСТЬЮВ КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Т.С. Косенко1, Н.В. Наливайко1,2
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирск
tany0879@mail.ru
2 Институт философии и права СО РАН
Новосибирск
n-nalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: образование, воспитание, власть, демократия, ответственность, демократические свободы личности, общественные институты, образовательный уровень человека
Страницы: 24-33

Аннотация >>
Образование – уникальная сфера общественной жизни, в которой пересекаются интересы всех ее субъектов, начиная от государства и заканчивая каждым отдельным человеком. Именно оно обеспечивает преемственность и стабильность социального бытия, создавая одновременно предпосылки для его изменений и динамичного развития. Построение образования именно на основании демократических принципов не только дает ему возможность внедрения в общее течение мировой цивилизации, но и становится его ежедневной потребностью. Авторы статьи стремятся поставить и ответить на вопросы: почему при анализе проблем ответственности образования перед властью необходимо обратиться к вопросам демократизации образования? Почему проблемы демократии являются одними из наиболее актуальных для власти и для образовательной политики? Образование – это ключ к выживанию и распространению демократии: демократия требуется не только общественным институтам. Она нужна также активным гражданам, которые обладают знаниями, умениями и ценностями демократической жизни, без которых демократическая культура не будет процветающей. Понятие демократии, базируясь на формах правления или коллективном управлении через принцип верховенства большинства, воспринимаясь как система самоуправления граждан через механизмы частной собственности, гражданских прав и обязанностей (принципы свободы личности и индивидуальной ответственности), обязана сегодня обращаться к образовательному уровню человека. Формируется четкое представление ответственности образования перед властью и обществом, связанное с пониманием того, что чем выше образованность и воспитанность граждан, тем вероятнее их стремление к пониманию демократических ценностей и стремлению их поддержания.


4.
КАКУЮ НАУКУ РАЗВИВАТЬ В ВУЗАХ?

Н.Л. Румянцева
Российская государственная академия интеллектуальной собственности
Москва
nlrumyantseva@mail.ru
Ключевые слова: гуманитарное знание, методология, редукционный подход, системный подход, ценности, общество, человек, этапы эволюции
Страницы: 34-41

Аннотация >>
В статье выявлены два методологических подхода к формированию научного гуманитарного знания. Они основаны на представлении отношения человек – общество. Первичность человека в таком отношении порождает редукционный подход, первичность общества порождает системный подход. Показана связь указанных подходов с ценностями общества. Исследована взаимосвязь этих подходов на разных этапах эволюции общественных систем. Сделан вывод о непригодности редукционного подхода к исследованию и формированию основ общества.


5.
СТРАТЕГИЯ ИНКРЕМЕНТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

С.А. Терепищий
Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова
Киев, Украина
som_org@ukr.net
Ключевые слова: инкрементализм, возможности инкрементальной стратегии, угрозы инкрементальной стратегии, принципы минимизации угроз инкрементальной стратегии
Страницы: 42-48

Аннотация >>

Автор анализирует противоречия развития как в системах образования и науки, так и между ними и другими общественными сферами, в частности сферой труда. Концептуализированы возможности и угрозы инкрементального развития образования и науки. Среди возможностей стратегии инкрементального развития: предсказуемость последствий новой политики; урегулированность процедур перехода к новым условиям; достаточность и адекватность ресурсов; стабильность системы образования и науки. Обоснованы семь принципов минимизации угроз инкрементальной стратегии развития образования и науки: системность, адекватность, проактивность, эффективность, личностная ориентированность, достаточность, необходимость.

Показано, что стратегия инкрементального развития в образовании и науке должна быть основана не на волюнтаристском переносе технической стандартизации в гуманитарную сферу, а на проявлении универсальности законов самоорганизации. Доказано, что стандартизация образования выступает лишь одной из граней всеобщего феномена инкрементализма, который мыслится как универсальная закономерность самоорганизации природы и общества.



6.
ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД К ИНЖЕНЕРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

М.А. Макиенко, В.Н. Фадеева
Томский политехнический университет
Томск
mma1252@rambler.ru
verafdv@rambler.ru
Ключевые слова: инженерное образование, философский подход к инженерному образованию, современное образование, сертификация профессиональных инженеров, гуманитарная составляющая инженерного образования
Страницы: 48-54

Аннотация >>

В статье рассматривается современное инженерное образование в контексте философского подхода. Сформулирована специфика указанного подхода к исследуемому явлению: целостность, историчность, взаимосвязь, антропологичность. Выделены следующие аспекты современности, оказывающие существенное влияние на современное инженерное образование: Болонская декларация, формирование концепции совершенствования инженерного образования CDIO, фундаментальность, междисциплинарность, гуманистичность, открытость, непрерывность. В результате применения философского подхода сделан вывод о необходимости в процессе образования ориентировать будущих инженеров на то, что именно они в будущем будут формировать личностные, коммуникативные, технологические и материальные потребности общества, а значит, одной из основных задач инженерного образования становится формирование ответственности и осознания самоценности человеческой жизни.



7.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

В.Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН
Биробиджан
rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: высшее образование, мотивы учения, студенты, отношения, ценностные ориентации, университет
Страницы: 55-63

Аннотация >>

В статье отражены аналитические результаты социологического опроса студентов вузов с целью выявления их отношений к вузовскому образованию. Определены наиболее значимые для абитуриентов источники информации о вузах, мотивы их выбора. Выявлена динамика отношений студентов к вузам за время учения в них. Сформулированы выводы о необходимости расширения спектра ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе вузов. При множестве источников информации об университетах большинство студентов ее получили от своих родителей, из печатных и электронных средств массовой информации, других студентов и сверстников. Преобладающими стимулами и мотивами выбора университетов являются «нравится выбранная специальность», «близко к дому», советы родных и знакомых, «за компанию с друзьями». Целью обучения большинство студентов считают получение диплома о высшем образовании, подготовку к профессии и последующую карьеру. Студенты заочной формы обучения, в отличие от дневной, больше связывают высшее образование с развитием своего кругозора. Более половины студентов за время своего учения в университетах позитивно изменяют свое отношение к высшему образованию, а большинство намерены в перспективе работать по полученным специальностям.



8.
ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УСЛОВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Е.А. Пушкарёва, Ю.В. Пушкарёв
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирск
pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: ценностная специфика современного развития; ценностные источники профессионального роста
Страницы: 63-72

Аннотация >>

В статье анализируется проблема ценностного развития профессионального образования в современных условиях реформирования системы образования. Отмечается, что ценностная специфика современного общественного развития характеризуется возрастанием роли теоретического знания, средств коммуникации, информационных технологий.

Основные ценностные источники профессионального роста перемещаются от физического капитала к накопленным знаниям и информационным ресурсам. Акцентируется внимание на том, что сегодня значительно вырос интерес науки к человеческим созидательным способностям, путям их активизации. Кроме того, развитая человеческая личность выступает в современном обществе как решающий фактор и главный информационный ресурс.



9.
РОЛЬ И МЕСТО ГАРМОНИИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Н.А. Примеров
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Детская музыкальная школа №2
Новосибирск
primerov@ngs.ru
Ключевые слова: гармонь, гармоника, народное музицирование, традиции, культурные ценности, музыкально-певческое творчество, духовность, патриотизм, национальный инструмент, преемственность
Страницы: 72-79

Аннотация >>

В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственного потенциала личности, ценностных ориентаций через приобщение к традиционной музыкально-певческой культуре баянистов и гармонистов. Народные инструменты занимают определенную нишу не только в воспитании молодого поколения, но и в сохранении национальной и социальной общности. Автор попытался соотнести отношение к народной музыке, музыкально-певческому творчеству с духовно-нравственными предпочтениями и убеждениями школьников. Он также изучает те причины, которые мешают сохранению и развитию народной музыкально-певческой культуры в России, затрагивает проблемные вопросы отечественного образования в сфере музыкального воспитания и обучения. Определяет социальную значимость народных инструментов в жизни русского народа и российского общества в целом. Автор указывает на слабую роль государства в сохранении национальных музыкальных культурных традиций, на противоречивость процесса образования и воспитания в общеобразовательных школах и вузах. По его мнению, проникновение чужеродной культуры на русскую почву – явление далеко не безобидное, следует в обязательном порядке принимать контрмеры, защищать отечественную культуру, традиции, беречь самобытных музыкантов, воспитывать молодых людей на лучших образцах народного искусства. В этом плане гармонь и все музыкально-певческие жанры с ее использованием являются важнейшим и эффективным фактором сохранения и воссоздания духовно-нравственного потенциала общества, формирования национального самосознания и патриотического воспитания молодежи.

На основе проведенных исследований предлагается комплекс мер по организации духовно-нравственного воспитания молодого поколения, разрабатывается концепция образовательной и социальной деятельности в сфере сбережения и распространения культурных ценностей, приобщения к ним школьников и студентов.



10.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

И.А. Пфаненштиль, М.П. Яценко, И.Г. Борисенко
Сибирский федеральный университет
Красноярск
iphanenshtil@sfu-kras.ru, ymp1957@rambler.ru, g.borisenko@yandex.ru
Ключевые слова: информационное общество, информационная культура, проблемы инженерного образования
Страницы: 80-86

Аннотация >>

В статье анализируются ведущие проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в технических вузах. В частности, значительный комплекс проблем детерминирован отказом от лучших традиций советского образования. Кроме того, авторы предлагают конкретные пути решения проблем инженерного образования, опираясь на новейшие информационные технологии. Принципиальное значение имеет авторское исследование, дающее представление об истоках основных трудностей в эпоху глобальных информационных технологий. Авторы не только обобщают разнообразный преподавательский опыт, но и предлагают конкретные пути выхода из кризиса, который помог бы отечественному инженерному образованию стать конкурентоспособным.



11.
ОСНОВАНИЯ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

А.А. Дьячков
Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России
Новосибирск
dyachkov-alexx@mail.ru
Ключевые слова: мышление, практическое мышление, программа развития, методологические подходы, система критериев, системный подход, деятельностный подход, субъектный подход
Страницы: 86-94

Аннотация >>

Цель данной работы осветить основные теоретические и методологические подходы к разработке программы развития практического мышления. Методологическими основами послужили: системный, деятельностный и субъектный подходы. Использовались следующие методы: анализ и синтез философской, психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме, абстрагирование, аналогия, обобщение, сравнение, метод индукции, метод дедукции, гипотетико-дедуктивный метод. В статье рассматриваются основания разработки, структура и результаты апробации программы развития практического мышления. Данные, изложенные в статье, могут быть использованы при проведении психолого-педагогических исследований по смежным темам.



12.
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ, ОБРАЗОВАНИЕ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПУТИ ЯЗЫКОВОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА

Б.Р. Каримов
Ташкентский государственный технический университет
Ташкент, Узбекистан
karimov.bahtiyor@yahoo.com
Ключевые слова: права человека, статус национального языка, математическая лингвистика, усредненные языки, среднемировой язык, иероглифическая письменность
Страницы: 95-101

Аннотация >>

В статье рассматривается право человека на самореализацию, образование и научное творчество и пути языковой и культурной интеграции Востока и Запада, языковое будущее мировой цивилизации. Предлагается создать методами математической и компьютерной лингвистики усредненные языки для генеалогически родственных языков, а затем на этой основе создать среднемировой язык.



13.
ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИНСТИТУТОВ

С.А. Ганина
Орехово-Зуевский филиал Российского нового университета
Орехово-Зуево
svetla3@yandex.ru
Ключевые слова: образование, образование в России, государственное регулирование образования, религиозное образование
Страницы: 101-109

Аннотация >>

Автор анализирует процесс возникновения и формирования института образования в России начиная с периода становления государственности на Руси и до настоящего момента. Особое внимание уделяется естественному единству светского (государственного, правового) и религиозного пластов знаний в образовании и воспитании подрастающего поколения, сложившихся в русской культурной традиции и причин и этапов искусственного нарушения этого единства, приведшего в итоге к отделению церкви от государства и образования. Также делается акцент на анализе секуляризационных процессов в государстве в целом и образовании в частности, их причин и последствий для общества и института образования. Особому анализу подвергается семья как социальный институт, в рамках которого происходило и происходит естественное объединение светских и религиозных пластов знания. 



14.
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

В.В. Бобров
Институт философии и права СО РАН
Новосибирск
bobrov@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: политика, субъекты, объект (общественные отношения) и предмет (общегосударственные интересы) политической деятельности
Страницы: 109-118

Аннотация >>

В статье на основе фактических данных рассмотрены актуальные проблемы политологии как научной и учебной дисциплины. В качестве эмпирических материалов взяты государственный образовательный стандарт, учебные программы, лекции, методические пособия и диссертационные исследования. По итогам анализа определено содержание понятия «политика», выделены субъекты политической деятельности, объект и предмет политологии. Сформулированы предложения по совершенствованию познания политической деятельности и обеспечения эффективности учебного процесса по политологии.



15.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В.А. Прошин
Новосибирский государственный университет
Новосибирск
Proshin-va54@yandex.ru
Ключевые слова: образование, национальная безопасность, этапы развития национальной безопасности, коррупция, государственный стандарт, стратегия, закон
Страницы: 118-124

Аннотация >>

В статье рассматривается эволюция концепции национальной безопасности, протекавшая в условиях системных политических и социально-экономических преобразований в постсоветской России. Характеризуется влияние внутренней и внешней политики федеральной власти, коррупции в разные периоды на ее эффективность, на формирование и противоречивое развитие демократического потенциала страны. Делается вывод о том, что успешная борьба с коррупцией является важным фактором укрепления национальной безопасности страны. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость подготовки специалистов в области национальной безопасности в рамках государственного стандарта высшего образования третьего поколения.



16.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТРУКТУРЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И СТРАТЕГИЯ ЕГО АКТИВИЗАЦИИ

О.Р. Кривошеева, Н.И. Горшков
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
Омск
krivosheevao@mail.ru, nikgor2008@rambler.ru
Ключевые слова: профессионально значимые лидерские качества, физическая культура и спорт, лидерство, лидерский потенциал, структура лидерского потенциала, развитие лидерских качеств, развитие умений в планировании, организации, коммуникации, работе в команде
Страницы: 125-134

Аннотация >>

Глубочайшие изменения, происходящие в жизни современного общества, настоятельно требуют от студентов-выпускников готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях развития современной системы образования. В современной педагогике профессионального образования не осуществлялось рассмотрение целостного концептуального аспекта развития лидерского потенциала в рамках какой-то отдельной дисциплины или отдельного курса, который бы конкретизировал и обусловливал поиск конкретных социально-психологических требований к проблеме в условиях среднего профессионального образования.

Целью исследования авторов стало определение структуры лидерского потенциала педагога по физической культуре, через выявление профессионально значимых лидерских качеств педагога по физической культуре, определение структуры лидерского потенциала с учетом специфики деятельности педагога по физической культуре, что позволило определить стратегию активизации лидерского потенциала студентов, будущих педагогов по физической культуре.

В данной статье раскрыта структура лидерского потенциала педагога по физической культуре, приведены результаты анкетирования директоров и учителей физической культуры общеобразовательных школ по вопросам профессиональной успешности и влияния на нее процесса развития лидерских качеств, раскрыта особенность методики активизации лидерского потенциала в процессе физического воспитания.



17.
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ

Т.А. Балашова, Т.В. Лавряшина
Кузбасский государственный технический университет
Кемерово
balatan@bk.ru, lavr-tv@mail.ru
Ключевые слова: конкурентоспособность, фундаментальная наука, научная школа, конкурсный отбор, бакалавриат, магистратура, специалитет, профессиональная квалификация
Страницы: 134-140

Аннотация >>

В статье рассматриваются проблемы высшего технического образования в России, анализируются их причины и предлагаются возможные способы улучшения сложившейся ситуации. Обсуждается необходимость взаимодействия научно-исследовательских организаций, лабораторий высшей школы и производственных коллективов. Для разработки высокотехнологичных и экономически выгодных способов переработки природного сырья требуются молодые образованные специалисты. Их подготовка невозможна без финансирования сферы образовательных услуг со стороны государства. Для улучшения ситуации с естественнонаучным образованием необходима профильная специализация старшего звена высшей школы, а также система повышения профессиональной подготовки школьных учителей с учетом современного состояния науки и техники.



18.
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Н.М. Галимуллина, О.Н. Коршунова
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева
Казань
nadiyagalimullina@yandex.ru, shol007@mail.ru
Ключевые слова: региональный опыт, бакалавры, активные формы обучения
Страницы: 141-148

Аннотация >>

В докладе рассматривается региональный опыт обучения бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» в Республике Татарстан.

В работе анализируются общекультурные и профессиональные компетенции, включенные в ФГОС ВПО по направлению «Реклама и связи с общественностью», а также педагогические методы и приемы формирования и оценки этих компетенций. В статье раскрываются особенности практико-ориентированного обучения студентов. На примере конкретных заданий из практики предприятий г. Казани демонстрируется преимущество активных форм обучения в выработке компетенций у выпускников. Часть заданий подразумевает групповую работу и направлена на формирование навыков работы в команде. 



19.
СОВРЕМЕННЫЕ АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Б.Е. Ламаш
Дальневосточный федеральный университет
Владивосток
lamash.be@dvfu.ru
Ключевые слова: трехуровневая система образования, интеграция, адаптация, унификация, гидрометеорологическое образование
Страницы: 148-153

Аннотация >>

В статье рассматриваются тенденции в развитии и структурных изменениях в недавно юридически оформленной трехуровневой системе высшего профессионального образования, частью которого является гидрометеорологическое образование. Рассматриваются три направления адаптации современного образовательного процесса к настоящим требованиям и возможным требованиям ближайшего будущего. Это – глобализация образования через интернационализацию и вовлечение в мировое информационно-образовательное пространство; унификация образовательных планов российской системы высшего профессионального образования и принятой классификации в зарубежных образовательных системах; более активное привлечение способных к педагогической деятельности работников научных учреждений системы Российской академии наук.



20.
ИННОВАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е.А. Евстифеева, С.И. Филиппченкова, С.В. Рассадин
Тверской государственный технический университет
Тверь
pif1997@mail.ru, sfilippchenkova@mail.ru
Ключевые слова: инновационно-психологическая модель взаимодействия врача и пациента, профессиональная идентичность, рефлексивность, когнитивная сложность мышления, ответственность, доверие
Страницы: 154-161

Аннотация >>

В статье аргументируется необходимость построения новых моделей формирования профессиональной идентичности медиков, комплементарных целям современного высшего образования, изменяющимся социальным реалиям и медицинским практикам. Предлагается инновационно-психологическая модель профессионального медицинского образования как основанный на новых научных данных межличностный конструкт рефлексивного типа, позволяющий преодолеть существующую разобщённость медицинской и психологической парадигм в медицинской практике. Проанализированы определяющие профессионально важные качества медиков, конституированные в инновационно-психологической модели взаимодействия врача и пациента – рефлексивность, автономия, ответственность, доверие. По итогам исследования выделены приоритетные для профессии врача индивидуальные и субъектные индикаторы, позволяющие интенсифицировать его профессиональный рост.



21.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ

Н.Г. Павлова
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Барнаул
rik426a@mail.ru, pavlova.ng@mail.ru
Ключевые слова: профессиональное образование рекламиста, образовательная реформа, рекламное творчество, понятийная форма рекламной коммуникации, десимволизация
Страницы: 161-167

Аннотация >>

В статье анализируются проблемы и «болевые точки» профессионального образования в сфере рекламы в современном российском обществе. Рассматриваются особенности менталитета современного выпускника – будущего специалиста в области рекламы в контексте образовательных реформ. Анализируются причины и последствия пренебрежения понятийными формами рекламной коммуникации, использования преимущественно образных схем презентации рекламы, проблема утраты общекультурных кодов и символов, тенденция к десимволизации и примитиву в рекламном творчестве, которые демонстрируют студенты в процессе профессиональной подготовки. В статье раскрывается механизм взаимосвязи и взаимовлияния понятийной деятельности, процессов метафоризации и символотворчества. Делается вывод, что символическое рождается и функционирует именно в качестве смыслового феномена, как результат понятийного синтеза. Таким образом, неготовность выпускника оперировать общекультурными символами и недооценка понятийных форм рекламной коммуникации могут быть звеньями одной цепи. 



22.
ВЫСШЕЕ ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

В.М. Медведчиков, В.И. Панарин, В.Г. Шефель
Новосибирский государственный аграрный университет
Новосибирск
izop@nsau.edu.ru
Ключевые слова: высшее заочное образование, Кeльнская хартия «Цели и задачи обучения в течение всей жизни», непрерывность профессионального образования, специфика работы аграрных вузов по подготовке кадров для АПК и сельских территорий
Страницы: 168-175

Аннотация >>
Авторы рассматривают роль и место высшего заочного образования в системе непрерывного профессионального образования как одного из ключевых элементов этой системы. Анализируются процессы взаимодействия очной и заочной форм высшего образования, направления совершенствования подготовки кадров по заочной форме с учетом отечественного и зарубежного опыта. Выявляются взаимосвязи высшего заочного образования и дополнительного профессионального образования. Отмечается специфика подготовки специалистов по заочной форме для аграрно-промышленного комплекса и сельских территорий, роль аграрных вузов в решении кадровых проблем АПК и сельских территорий


23.
ДУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.А. Меденцев1, А.В. Черняйкин2
1 Томский лесотехнический техникум
Томск
2 Томский институт переподготовки кадров и агробизнеса
Томск
tipkia102@mail.ru
Ключевые слова: самоопределение сельской молодежи, социально-производственные коллизии, кластерный подход, средовые компоненты, дуальная модель обучения, дидактический принцип «учись, работая», практико-ориентированные проекты
Страницы: 176-181

Аннотация >>

Рассмотрена возможность развития сельских территорий через создание дуальной модели обучения на основе кластерного подхода. Показано, что интериоризация обучающимися факторов социальной и производственной среды при применении дидактического принципа «учись, работая» способствует подготовке высококвалифицированных специалистов сельского

хозяйства, готовых обживать и развивать сельские территории. Особое внимание в статье отводится представителям сельской молодежи, обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности. При этом люди, выросшие в сельской местности и не понаслышке знакомые со спецификой сельского образа жизни, смогут наиболее эффективно решать проблемы развития села. Отмечается, что принципиально важным вопросом при самоопределении молодого поколения является формирование механизмов управления профессионального сопровождения.

В ходе исследования образовательного процесса, осуществляемого учреждениями сельскохозяйственного среднего профобразования, выявлено реальное противоречие между детерминированной системой подготовки студентов и стохастистическим характером аграрной образовательной среды. Рассмотрены пути преодоления этого противоречия. В частности, предлагается в Сибирском регионе на базе учреждений среднего профессионального образования открыть «пилотные площадки» как для теоретического обобщения передовой практики, так и для выработки конкретных механизмов решения важной государственной задачи – кадрового обеспечения развития сельских территорий.