Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.94.202.151
    [SESS_TIME] => 1730905992
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 0a098b19601764ef781dd0cc608e9729
    [UNIQUE_KEY] => 638f9461e07c623722bcd3f62b1f4165
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2019 год, номер 1

1.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ КОНЦЕПТУАЛЬНЫМИ МЕТАФОРАМИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА

С.Ю. Полянкина
Новосибирский государственный технический университет, 630073, Новосибирск, пр-т К. Маркса, д. 20
polyankina@corp.nstu.ru
Ключевые слова: концептуальная метафора образования, органическая метафора образования, метафора «потребительского запроса», образование как ценность, conceptual metaphor of education, organic metaphor of education, the metaphor of «consumer inquiry», education as a value
Страницы: 3-11
Подраздел: АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация >>
Введение. Выявленs аксиологическиt противоречиz между концептуальной органической метафорой образования и концептуальной метафорой «потребительского запроса в образовании» (Д. Л. Константиновский, В. С. Вахштайн, Д. Ю. Куракин). Под концептуальной метафорой понимается когнитивная операция, определяющая стиль мышления о познаваемом субъекте (Д. Лакофф, М. Джонсон, Дж. Верваеке, Дж. М. Кеннеди, М. Мак Глон, Й. Родерик, З. Ковежец, Н. А. Илюхина, С. А. Панкратова, С. А. Хахалова). Автор статьи исходит из положения о том, что социокультурно-интерпретативные концептуальные метафоры (Г. С. Баранов) обладают потенциалом влиять на целеполагание при разработке реформ системы образования, существенным образом определять способ их реализации и реакцию экспертного сообщества и граждан на претворение реформ в жизнь. Методология и методика исследования. В ходе исследования применялся контент-анализ главного нормативного документа, нормирующего и регулирующего структуру системы образования и отношения между ее субъектами, - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; метод метафорического моделирования для реконструкции концептуальных метафор, которыми руководствовались законодатели, а также аксиологический подход для определения базовых ценностей в основе данных метафор. Результаты исследования. Автор обнаруживает наличие противоречия уже на нормативном уровне, в Федеральном законе «Об образовании в РФ». Представляется, что в первую очередь данное противоречие наносит урон воспитательному потенциалу отечественного образования. Образование, понятое как сфера услуг, не имеет возможности осуществлять воспитательную функцию наряду с обучающей, поскольку не может апеллировать к Родине, патриотизму и другим культуроспецифическим ценностям органической метафоры как высшим. Главные ценности образования с точки зрения экономцентристской логики метафоры «потребительского запроса» - прибыль, окупаемость и эффективность. Заключение. Автор приходит к заключению, что только философия образования как аналитический инструмент способна разрешить противоречие между двумя метафорами на аксиологическом уровне.

DOI: 10.15372/PHE20190101


2.
ЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ КАК УЧАСТЬ И У-ЧАСТНОСТЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Е.Б. Бабошина
Курганский государственный университет, 640020, г. Курган, ул. Советская, 63, стр. 4
ebaboshina@rambler.ru
Ключевые слова: ценность, смысл, участие, выбор, становление, субъект, переход, value, meaning, participation, value choice, formation, subject, transition
Страницы: 12-22
Подраздел: АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация >>
Введение. Выбор ценности в становлении личности формирует «участь» и задает смысл «у-частности» как субъекта. Актуальность вопроса автор видит в необходимости человека культуры, готового к диалогу в мозаичной культуре и к участию в культурном процессе. Ценность анализируется как позиция к участи в субъектном выборе. Философия поступка включает осознание значения ценности как осознания смысла участности в творении реальности. Сопряжение ценности со смыслом поступка есть осуществление, сбывание в ситуации как событии. Это становление субъекта сущего, онтология его бытия как участной реальности. Методология и методика исследования. К ценностно-смысловому выбору применяется философия М. М. Бахтина о поступке как логике бытия. Сбывание рассматривается с опорой на взгляд М. Хайдеггера о важности присутствия в становлении сущего. В анализе социально-культурного пространства автор опирается на позиции В. С. Библера, О. И. Генисаретского, А. В. Конева и др., учитывает и постмодернизм в оценке экзистенции современности: философию Ж. Делеза об одновременности сворачивания и разворачивания, где выбор есть путь из ничего в нечто, перерыв непрерывного, переход, требующий творческого решения. Методы изучения: анализ трудов по философии, культурологии становления человека, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция, абстрагирование. Методика анализа опирается на возможность спекулятивного метода в сочетании с экстраполяцией результатов в социальность. Результаты исследования. Показана необходимость осознания смысла через контекстное значение ценности в выборе положения себя как субъекта участия в культуре. Доказывается взаимность преобразования культурной реальности в ценностном решении и утверждения смысла у частности личности в действительности как реальности для себя и других, свидетельствующей о сбывании и о событии. Заключение. Педагогикой выступает признание роли единого ценностно-смыслового подхода в становлении субъекта культуры.

DOI: 10.15372/PHE20190102


3.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

О.Э. Пучков
Сибирский федеральный университет, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
opop505@gmail.com
Ключевые слова: образовательная система, аксиология, власть, управленческие механизмы, властная структура, философия образования, социальный институт, система управления, educational system, axiology, power management mechanisms, overbearing structure, philosophy of education, a social institution, management system
Страницы: 23-40
Подраздел: АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация >>
Введение. В статье анализируется специфика властных структур, которая проявляется в системе взаимоотношений между государством и обществом и характеризует особенности управления в России. Автор показывает, как происходит процесс познания ведущих властных механизмов в глобальном мире, в котором трансформируются все социальные структуры. Доказывается, что ценностные установки играют ведущую роль в реализации учебных и научных программ по исследованию специфики деятельности конкретных представителей власти, оставшихся в истории. Раскрывая аксиологические особенности власти, характерные для отечественной образовательной системы в условиях глобализации, автор исходит из важного тезиса, что представления о власти как базисе любой социальной системы формируются на уровне учебного познания. Интеграционный характер темы, которая стоит на стыке нескольких научных направлений, способствует формированию адекватного образа власти уже на уровне образовательной системы. Методология и методика исследования. Анализ аксиологического фактора в системе власти предполагает рассмотрение властных структур любого общества в качестве важного фактора устройства социальной жизни. Исследование базируется на идеях, максимально полно заявивших о себе в марксизме, - это объективно-исторический подход к ценностям, который опирается на принцип детерминизма и апеллирует к законам развития общества, а также идею антропоцентризма (об «извечной природе человека»). Отдельное направление в статье представляет собой результат анализа мондиализма как важного базиса глобализации, нивелирующего идентичность отдельных социумов. Данные подходы во многом обусловлены неопределенностью аксиологических установок в современном образовании. Подобная ситуация характеризует образовательную систему не только России, но и всего мирового сообщества. Результаты исследования. Ценность власти обусловлена сложившимися традициями, что позволяет формировать оптимальные властные механизмы. Особое внимание в статье уделяется изучению разницы в ценностных предпочтениях населения различных стран при выборе той или иной формы власти. В этом случае, по мнению автора, появляется возможность не только контролировать власть, но и реально снижать уровень социальной напряженности в обществе. В статье освещаются пути совершенствования власти на всех уровнях социальной действительности. В процессе исследования автор особое внимание уделяет вопросам, связанным с изучением трансформаций, с которыми сталкиваются властные структуры в глобально-региональном мире. В частности, автор приходит к закономерному выводу о значительной роли менталитета в процессе становлении властных механизмов в России. Заключение. Аксиологический вектор власти, если рассматривать его с позиций философии образования, демонстрирует нерешенность социально-экономических проблем современного российского государства. Указанные факторы актуализируют проблему решающей роли гуманитарного образования в выработке концепции новой власти, которая в максимальной степени учитывала бы исторические традиции конкретного социума.

DOI: 10.15372/PHE20190103


4.
ПАТРИОТИЗМ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
uhova2005@mail.ru
Ключевые слова: патриотизм, нравственно-организующее начало, ценности гражданственности, экономический индивидуализм, этика достоинства, основы образовательной стратегии, patriotism as a spiritual, moral and organizing beginning of life of the Russian people, values of civic consciousness, economic individualism, ethics of dignity as the basis of educational strategy
Страницы: 41-57
Подраздел: АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация >>
Введение. Современное представление о достоинстве как основании антропологической аксиологии и образовательной стратегии основано на постоянной актуализации духовного совершенствования личности, включающего в себя патриотизм и гражданственность, поэтому проблема сущности человека (патриота и гражданина) оказывается возможной только как бытие достойное. В XX в. декларативно достоинство было признано одним из основополагающих неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека, что было зафиксировано как во Всеобщей декларации прав человека, так и в Конституции России, принятой в 1993 г. Об этом также свидетельствует одна из энциклик Папы Иоанна Павла Второго (от 25 марта 1995 г.), посвященная человеческому достоинству. Методология и методика исследования. Для исследования патриотизма как духовного нравственно-организующего начала жизни русского народа мы используем методологические законы философии воспитания - воздействие «внешнего» через «внутреннее». Ценности гражданственности и экономического индивидуализма, выполняющие функции перспективных стратегических жизненных целей личности, требуют обратиться к методологии аксиологии образования как ядру системы социальных и образовательных ценностей. Также применимы методологические принципы этики образования. Сегодня это одна из основ образовательной стратегии, во многом обусловленная этикой достоинства как фундамента мировоззренческих основ гуманизма. Результаты исследования. Обсуждение аксиологических основ российского института образования представляется возможным через философско-методологическое уточнение и раскрытие следующих понятий: «патриотизм как духовное нравственно-организующее начало жизни русского народа», «ценности гражданственности и экономического индивидуализма», «этика достоинства как основа образовательной стратегии». На основе обсуждения содержания данных положений личность нами рассматривается как объект и субъект образования. Заключение. Патриотизм, гражданственность, достоинство как жизненные стратегии российского общества напрямую зависят от духовного воспитания. Поэтому формирование новой образовательной стратегии должно включать гражданское достоинство личности, основанное на социальной зрелости индивида. Российское образование сегодня берет на себя миссию создания новой глобальной образовательной парадигмы, включающей национальные духовные традиции Востока и Запада, великую русскую культуру, без чего невозможны мобилизация духовно-нравственных сил общества.

DOI: 10.15372/PHE20190104


5.
ЦЕННОСТНЫЕ ИСТОКИ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: ОТ АНТИЧНОСТИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Н.С. Новиков
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, д. 191
nikolai.novikov.87@mail.ru
Ключевые слова: античная система воспитания, В«мусическое воспитаниеВ», ценности, воинская культура, ancient system of upbringing, В«musical upbringingВ», values, military culture
Страницы: 58-70
Подраздел: АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация >>
Введение. Во все времена гарантом безопасности государства и граждан была его армия, а залогом сильной армии являлось то, какие люди ее составляли, каким образом они попадали в нее, как их воспитывали. Поэтому цель нашей статьи - поиск точек соприкосновения ценностных основ античности и современности в воспитании сознательного, морально стойкого, способного к самоуправлению военнослужащего российской армии. Методология и методика исследования. При подготовке материалов статьи применялась методология аксиологического анализа текстов античных философов, трактующих понятие «мусическое искусство» воспитания как гармонию нравственного и физического совершенства воина. Анализ формирования ценностных основ подготовки современного специалиста в области военного искусства усложняется ситуацией серьезных глобальных, информационных и социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной системы ценностей. Современные философско-педагогические подходы воспитания воина, опираясь на заявленные в древних традициях ценностные ориентиры, проверенные временем, в состоянии прямо и непосредственно творить новую личность, одновременно адаптируясь к возникающим в обществе изменениям и формируя сознание будущих представителей военного дела. Результаты исследования. В статье обсуждается специфика освоения системы ценностей в античной культуре, обусловленная, прежде всего, наличием у воина особых телесных и духовных качеств. Античная система воспитания воинов включала ценностные идеалы своего времени: веру в богов, почитание заслуг предков, физическую силу и выносливость, достойное служение Отечеству, пренебрежение материальными благами, заботливое отношение к своим соотечественникам. Платон особо отмечал исключительную роль педагогов-воспитателей, их личный пример и способы убеждения. В наше время воспитанию офицерского корпуса также уделяется значительное внимание, позволяющее уверенно выполнять поставленные задачи. Главная особенность воспитания современного военнослужащего заключается в том, что обращение к морали, личный пример, воспитание в коллективе, пояснение и закрепление ценностей в практической деятельности проявляют себя в процессе смысложизненного самоопределения. От методического и методологического мастерства преподавателей военной школы зависит способность самоуправления и рефлексивное отношение будущих военнослужащих к постоянно меняющимся военным процессам. Заключение. Нами выявлены некоторые установки, необходимые для становления ценностного самосознания будущего военнослужащего, а именно: гуманизм, рефлективность, достоинство, патриотичность, непротиворечивая гражданская позиция, военный профессионализм, самоуправление. Установлена связь современных аксиологических подходов в воспитании военнослужащих, их связь с античными традициями воспитания стражей, что возможно актуализировать и применять в системе формирования ценностей воинской культуры.

DOI: 10.15372/PHE20190105


6.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.Г. Доценко
Уральский государственный аграрный университет, 620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42
irdo@yandex.ru
Ключевые слова: информальное образование, социальная педагогика, Пауль Наторп, образование в течение жизни, informal education, social pedagogic, Paul Nathorp, life-long learning, life-wide learning
Страницы: 71-79
Подраздел: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Стремление современного человека к постоянному обучению вызвали к жизни особый вид образования - информальное образование, которое сегодня нуждается в теории, позволяющей дать четкие ориентиры для создания образовательных пространств в организации и развертывании образовательных инициатив в открытом социуме. Цель статьи - определить сущностные корни информального образования и рассмотреть его не только как самостоятельное, незапрограммированное продвижение человека в культурном развитии, но и как направляемое и проектируемое совершенствование профессиональных и личностных способностей. Методология и методика исследования. Базой для исследования информального образования послужила философия образования немецкого мыслителя рубежа XIX-XX в. Пауля Наторпа. Проблемы обеспечения возможности «образования всегда и везде», с которыми столкнулось современное общество, решает социальная педагогика, если понимать ее в трактовке П. Наторпа: «Социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни». Наторп использовал словосочетание «социальные условия» как синоним общественных элементов и связей и фактически объяснил процессы, названные сегодня «информальным образованием». Соответственно, в современной науке может существовать методическая преемственность социальной педагогики и информального образования. Результаты исследования. Сформулированы закономерности информального образования, принципы и методы его развития. Информальное образование, по мнению автора статьи, имеет три формы: спонтанное, направляемое и проектируемое. Спонтанное проявляется «на каждом шагу», если образовательные потребности личности высоко развиты. Поводом для спонтанного образования может стать встреча с любым объектом, требующим познания. При формировании образовательного пространства организаторы прибегают к внешним стимулам, чтобы поддерживать любопытство, углублять опыт взаимодействия человека с миром. В таком случае речь идет о детерминированном повсеместном образовании: направляемое - ситуативно, проектируемое - длительного действия. Заключение. Материалы исследования представляют практическую ценность для руководителей организаций разного типа, выводы могут быть использованы в преподавании дисциплины «Педагогика» на всех направлениях подготовки в системе высшего образования.

DOI: 10.15372/PHE20190106


7.
РЫНОЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: рыночная трансформация, рынок услуг, система образования, экономика знаний, человеческий капитал, market transformation, market of services, education system, knowledge economy, human capital
Страницы: 80-88
Подраздел: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Процессы глобализации и интеграции, характеризующие современный этап развития социума, все интенсивней распространяются на национальные образовательные системы. В ведущих странах мира стремительно развивается экспорт образовательных услуг, чему способствуют научно-технический прогресс и информатизация общества. Интенсификация международных отношений в образовательном сегменте направлена на формирование единого образовательного пространства, повышение качества и доступности высшего образования, кооперации учебных заведений и т. д. Проблема выработки стратегии формирования конкурентоспособной образовательной системы является одной из важнейших задач для Российской Федерации. Сохранение и развитие национальной системы образования, ее конкурентоспособности и успешной интеграции в мировое образовательное пространство, сегодня возможно лишь в условиях рыночной трансформации отечественной системы образования. Цель исследования - проанализировать влияние рыночных трансформаций на отечественную систему высшего образования. Методология и методика исследования имеет комплексный интегративный характер, который определяется целью и задачами исследования. В качестве исходных положений в исследовании был использован комплекс научных идей экономических наук, социологии, философии и педагогики. Для решения исследовательских задач применялись теоретические методы: анализ философской, психологической, педагогической, психологической, социологической литературы; историко-методологический анализ (в том числе изучение документов, концепций, положений); обобщение. Результаты исследования. Равновесие в экономических системах поддерживается транснациональными финансово-экономическими и торговыми структурами (Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Всемирный банк и т. д.), формируя современный контекст международного образования. Как результат этих процессов образование в значительной мере стандартизируется, приобретая трансграничные и транскультурные характеристики, формируя новое качество экономической системы и социума, «человеческий капитал». Заключение. Формирование рыночных отношений положило начало процессам не только обновления отечественной системы образования, но и ее интеграции в рыночное хозяйство, которая сегодня является уже свершившимся фактом. Весьма очевидно, что состояние современного образования задает развитие государства на многие годы вперед. Являясь нематериальной формой капитала, образование формирует «человеческий капитал», который в соединении с другими видами капитала не только дает увеличение производительности и качества труда, но и повышает роль образования и науки, усиливая значение интеллектуальной деятельности человека и способствуя формированию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала индивида.

DOI: 10.15372/PHE20190107


8.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В«САМУРАЕВ БИЗНЕСА» ДЛЯ В«ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА» ЯПОНИИ

Ю.Н. Белокопытов, Г.В. Панасенко
Сибирский федеральный университет, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
iura.belov@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональный менеджмент, философия образования и обучение менеджменту, формирование организаторских и личностных качеств менеджеров, система управления персоналом и лидерские качества, внедрение философии управления в сознание, professional management, philosophy of education and management training, formation of managerial and personal qualities of managers, personnel management system and leadership qualities, introduction of management philosophy into consciousness
Страницы: 88-110
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Аннотация >>
Введение. В статье проанализирована философия японского управленческого образования. На основе философии самураев образно раскрываются философия и стратегия управления Страны восходящего солнца. Обосновываются управленческие качества менеджеров высшего звена. Структурно раскрываются три направления среднего звена обучаемых: 1) новые сотрудники; 2) общие категории работников; 3) управляющие. На примере деятельности «Школы дьявола» описываются физические и духовные аспекты подготовки и сдачи 17 экзаменов, необходимых для низшего звена управления. Распространение данного передового опыта в России даст возможность глубже понять технологические и экономические успехи Японии, которые необходимы для нас в процессе культурного и экономического взаимодействия. Методология и методика исследования. Научная статья базируется на системном и синергетическом подходах. Восточная философия дает возможность осмыслить решение проблем образования управленческих кадров в их интегративном видении. Это позволяет привести многочисленные разнородные факторы к одному знаменателю с учетом эффекта синергии. История, культура, религия, традиции, быт, нравы, обычаи Страны восходящего солнца гармонически сливаются с современными концепциями подготовки и переподготовки менеджеров высшего, среднего и низшего звеньев управления. Результаты исследования. Выстраивание подобной гармоничной целостной системы даст определенные значимые подвижки в экономике страны. Видение в русле восточной философии образования предоставит нам возможность для трансформации не только нашей философии образования, но и синергетического стиля мышления и поведения в управлении людьми. Именно под таким углом зрения интерпретируется основной материал исследования с обоснованием полученных результатов. В этом состоит новизна, теоретическое и практическое значение нашего исследования. Заключение. Анализ опыта Японии дает возможность переосмыслить западную философию образования и процесс подготовки управленческих кадров в нашей стране. При коренном изменении вектора стратегии от «философии ресурсов» к «технологическим ресурсам управления» мы в ближайшие 5 или 10 лет можем потеснить экономически передовые страны планеты. От знания формальных признаков теории управления необходимо перейти к пересмотру на практике определяющих синергетических принципов и подходов к подготовке и переподготовке управленческих кадров, их навыков и умений. Возможности человеческих ресурсов в управлении для этого поистине неисчерпаемы. При соединении с базой громадных природных ресурсов это даст синергетический эффект в экономике наш страны.

DOI: 10.15372/PHE20190108


9.
РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ОТ МОДЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ (часть II)

Д.В. Ушаков
Институт философии и права СО РАН, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8
ushakovdmitrii@mail.ru
Ключевые слова: Монголия, Россия, начальное, общее, профессиональное образование, образовательное сотрудничество, модели, реализация, Mongolia, Russia, primary, general, vocational education, educational cooperation, models, implementation
Страницы: 111-126
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Аннотация >>
Введение. В последние годы монгольская и российская системы образования подверглись значительным трансформациям под действием западных стандартов. В настоящее время развернута острая конкурентная борьба на образовательном рынке Монголии, в которой Россия пока сдает свои позиции. Сложившаяся модель образовательного сотрудничества России и Монголии требует сегодня корректировки, которая невозможна без углубленного изучения и уточнения данных о структуре, содержании образовательного процесса, возможных направлениях взаимодействия в дальнейшем. Методология и методика исследования. Методологическую базу исследования составляет системно-генетический подход, позволяющий рассматривать систему образования как многоуровневое, внутренне структурированное целостное явление, развивающееся во внутренних взаимоотношениях и в связи с внешней средой. Основные методики исследования: анализ статистических данных и документов, наблюдение, аналитический метод, принцип единства логического и исторического. Результаты исследования. Современная система образования Монголии основывается на приоритете частной собственности, традиционных национальных ценностях в его содержании, вариативности форм получения образования, иностранных инвестициях и международном сотрудничестве. Внедрение кембриджского образовательного стандарта способствовало сведению образования к предоставлению образовательных услуг с применением личностно-ориентированного индивидуального подхода. Вместе с тем среди значительной части монгольского населения сохранился интерес к русскому языку, культуре и российскому образованию. В рейтинге актуальных специальностей лидирующие позиции занимают направления, связанные с бизнесом и социальным управлением, на втором месте - инженерно-производственные специальности, затем - образование, социальные и гуманитарные сферы. Значительно меньшим престижем обладают естественно-научные направления, математика и статистика, сфера услуг, информационные и коммуникационные технологии, сельское и лесное хозяйства, ветеринария - направления, по которым в России готовят высококвалифицированных специалистов. Определены основные проблемы профессиональной подготовки монгольской молодежи и пути их решения как в Монголии, так и в России. Заключение. Развитие взаимовыгодного экономического, культурного и политического сотрудничества возможно лишь при поэтапной планомерной государственной поддержке сотрудничества в области образования и подготовке востребуемых кадров.

DOI: 10.15372/PHE20190109


10.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ В«МОЛОДЕЖЬ» В СРЕДЕ МОНГОЛЬСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

О. Тумээ, М. Одонхуу, Д. Баттулга, Ц. Шарав
Ховдский государственный университет, Монгол улс, Ховд аймаг, Жаргалант, 84240
odnoo_t@mail.ru
Ключевые слова: interpersonal relations, features of personality, development of intelligence, personality traits
Страницы: 127-133
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Аннотация >>
Введение. На современном этапе развития монгольского общества понятие «молодежь» несколько трансформировалось, что связано с учетом некоторых социально-психологических характеристик, помимо биологических, вследствие чего в ряде нормативных документов период молодости продлен до 35 лет. В статье представлен краткий обзор результатов основных исследований социально-психологических особенностей монгольской молодежи как социально-демографической группы, а также выявлены психосоциальные особенности студенческой молодежи. Методология и методика исследования. Методологической базой исследования стали положения теории множественного интеллекта Г. Гарднера, пятифакторной модели личности П. Коста и Р. МакКрае и межличностных отношений Т. Лири. Результаты исследования. Исследование было проведено в три этапа. На первом этапе использовалась методика диагностики межличностных отношений, разработанная Т. Лири, с помощью которой мы определили отдельные составляющие межличностных отношений студенческой молодежи. По данным исследования, доминируют два типа межличностных отношений, такие как «дружелюбие» и «стремление к лидерству», причем в авторитарном аспекте. Следует отметить, что выраженные средние оценки межличностных отношений молодежи находятся в пределах нормативных значений. На втором этапе исследования для изучения интеллектуальных особенностей студентов был использован тест множественного интеллекта Г. Гарднера, включающий 40 утверждений. По результатам исследования, средняя оценка экзистенциальных способностей (любовь, красота, божественное) у молодых людей определена самым высоким показателем (15,9), а показатель музыкального интеллекта выявлен на самом низком уровне (13). На третьем этапе исследования для изучения личностных черт студентов был использован вариант опросника «большой пятерки». Личностные черты большой пятерки определены на среднем уровне. Самые низкие показатели имеет открытость новому опыту и доверительным отношениям с другими людьми, добросовестность (53,3 %), максимальные показатели выражает экстраверсия (интерес к внешнему объекту - 26,7 %). Уровень развития интеллекта выражен в средних баллах. Заключение. Исходя из полученных данных, предполагается, что количество студентов-экстравертов и добросовестных лиц составляет подавляющий процент. Можно предположить, что такие личностные черты смогут способствовать росту академической успеваемости. В результате исследования был составлен общий портрет молодежи, включающий следующие черты: экставертированнось, недоверчивость, ценности любви и красоты. Опираясь на основные результаты данной работы, в дальнейших исследованиях требуется изучить корреляционные связи между личностными свойственными факторами и разработать рекомендации преподавателям по поводу того, как вести учебную деятельность в студенческой среде с различными социально-психологическими особенностями.

DOI: 10.15372/PHE20190110


11.
КОМПЛЕКСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

П.Г. Воронцов1, Е.В. Ушакова1, В.Б. Мандриков2
1Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, 656038, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40
sport-altai@mail.ru
2Волгоградский государственный медицинский университет Минздрава России, 400131, Российская Федерация, Волгоградская область, г. Волгоград, площадь Павших борцов, д. 1
vbmandrikov@vlgmed.ruк
Ключевые слова: воспитание цельного человека, здоровье, образ жизни: здоровый, нездоровый, манипулятивный, education of the whole person, health, lifestyle, healthy, unhealthy, manipulative lifestyle
Страницы: 134-144
Подраздел: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
Введение. В современном мире встают широкие антропологические и педагогические проблемы. Существует ряд исследований, согласно которым человечество, озабоченное лишь безграничным потреблением благ, становится в итоге нежизнеспособным. Постчеловек, представленный как субъект в философии постмодерна, с резким преобладанием телесных желаний и всевозможных «маний», оказывается не способным к созиданию, широкому творчеству, восстановлению баланса социальной и природной жизни на нашей планете. Поэтому жизнеутверждающей альтернативой данному пути изменения людей является известное образовательное направление формирования цельного, гармонично развитого человека как физически крепкого, волевого, интеллектуально подготовленного, нравственно воспитанного, духовно развитого. Методология и методика исследования. Диалектическая методология, методы взаимосвязи исторического и логического, индукции и дедукции, биомедицинские, валеологические, педагогические, физкультурно-спортивные, сравнительного анализа, интеграции знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Результаты исследования. Предложен комплексный подход к формированию цельного человека, обладающего крепким физическим и психическим здоровьем, осознанно организующего для себя здоровый образ жизни вначале под руководством опытных педагогов-наставников, а затем путем самовоспитания, самоуправления, самосовершенства. На основе интеграции знаний о разных аспектах здоровья (педагогическом, валеологическом, биомедицинском, физкультурном, социокультурном) предложено общее понимание здоровья человека. Обосновано, что путь к собственному здоровью лежит через особую организацию своего образа жизни. В связи с этим осуществлен анализ таких понятий, как «образ жизни», «здоровый образ жизни (ЗОЖ)», «нездоровый образ жизни», «манипулятивный образ жизни». Обоснована ценность жизненного пути, связанного с ЗОЖ. Заключение. В XXI в. единственный путь решения нарастающих глобальных проблем и сохранения жизненных богатств планеты лежит через формирование человека-творца, созидателя, способного восстанавливать баланс жизни на планете. Такой человек должен обладать полноценными знаниями, всесторонним здоровьем, волевыми качествами, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо полноценное физическое и социокультурное воспитание личности.

DOI: 10.15372/PHE20190111


12.
ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: УКРЕПЛЕНИЕ ОСАНКИ И ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

О.С. Белявцева, Н.Ю. Федорова
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28
olesya.belyavtseva@mail.ru
Ключевые слова: здоровьесбережение, осанка, выносливость, опорно-двигательная система организма, health saving, posture, endurance, musculoskeletal system of the organism
Страницы: 145-155
Подраздел: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
Введение. Современный студент вуза должен осознанно стремиться к здоровому образу жизни. Однако большинство студентов, помимо многочисленных хронических заболеваний, нарушений в опорно-двигательном аппарате, имеют низкий порог выносливости, что считается одной из наиболее злободневных проблем современного общества. Методология и методика исследования. Исследование носит педагогический и психофизиологический характер, основывается на практико-деятельностном подходе. Педагогический контроль включает анализ заболеваний, медицинских заключений, успеваемости студентов специальных медицинских групп и т. п., проводится с помощью методик, разработанных педагогами Е. Л. Чесновой, Л. А. Кузьминой и Р. В. Шлегиной, которые рассматривают выносливость как «способность индивида к сознательным усилиям», а также методики по укреплению осанки В. С. Анищенко. Результаты исследования. Необходимость поиска современных форм и средств, результативных методик по исправлению нарушений осанки и воспитанию выносливости обусловила выбор темы нашего исследования. Для понимания конечного результата физкультурно-оздоровительной деятельности даны определения понятий «осанка» и «выносливость». Представлен примерный учебно-методический комплекс физических упражнений для укрепления мышц спины и даны рекомендации для развития выносливых качеств. Заключение. Практика показывает, что даже в случае наличия объективного диагноза деформации позвоночника и, как следствие, нарушения осанки, человек может заниматься физкультурой и, прилагая волевые усилия, воспитывая выносливость, добиваться высоких результатов.

DOI: 10.15372/PHE20190112


13.
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ПРЕДМЕТ СПОРТИВНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СПЕЦИФИКА АЛТАЯ

В.Н. Иванов1, И.Ф. Ленская2, Л.Г. Шебалина1, Л.В. Байкалова3
1Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, 656038, г. Барнаул, просп. Ленина, д. 40
ivnova.valentina@yandex.ru
2Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 656038, г. Барнаул, просп. Ленина, д. 46
irina_lens@mail.ru
3Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, 656031, ул. Молодежная, 55
lwb23@mail.ru
Ключевые слова: лыжная подготовка, спортивные достижения, физическое воспитание, зимнее время, история лыжного спорта на Алтае, физическая культура, профилактика заболеваний, здоровый образ жизни, ski training, sporting achievements, physical education in the winter, history of ski sports in Altai, physical culture, disease prevention, healthy lifestyle
Страницы: 156-172
Подраздел: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
Введение. Обоснована актуальность исследования лыжной подготовки как традиционной формы деятельности народов, проживающих в северных широтах. Существует органическая взаимосвязь традиционных двигательных практик и методов лыжной подготовки как предмета спортивно-педагогической деятельности в зимнее время в современных условиях. Это способствует закалке организма обучающихся и их приобщению к здоровому образу жизни. Цель статьи - выявить взаимосвязи традиций, истории и современности в развитии лыжной подготовки и лыжного спорта в системе физкультурного образования в разных регионах России, на примере Алтая. Методология и методика исследования. Применены диалектический, исторический и системный подходы. Использованы методы анализа, синтеза, сравнения, экстраполяции; использована общая методика преподавания спортивных дисциплин. Результаты исследования. Авторы статьи исследовали лыжную подготовку как предмет спортивной и педагогической (физкультурной) деятельности. Прослежена столетняя история лыжной подготовки и лыжного спорта на Алтае. Выявлены этапы этого процесса. Представлены основные спортивные достижения, значительная часть которых связана с видами тренерской работы и физкультурного образования на Алтае. Лыжная подготовка рассмотрена как вид тренировочной работы в зимних видах спорта, а также как форма школьного и вузовского физического воспитания в нашей стране. Описаны основные современные виды общей лыжной подготовки спортсменов-лыжников. Это основные методы и методики обучения лыжным ходам; классические и коньковые лыжные ходы; основные способы подъёмов, спусков, поворотов, торможения; подбор инвентаря и лыжных мазей. Показано, как в процессе физкультурных занятий и лыжной подготовки подростки и молодые люди укрепляют свое физическое и психическое здоровье. Заключение. В заключение проанализирован богатый спортивный и педагогический опыт лыжных состязаний, лыжного спорта, спортивных достижений на Алтае, а также лыжной подготовки в системе физического воспитания, физической культуры, профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни.

DOI: 10.15372/PHE20190113


14.
СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЯЕМОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (cтенограмма вебинара)

Т. С. Косенко, А. Г. Лигостаев, И. В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, г. Россия, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Страницы: 173-192
Подраздел: Информация

DOI: 10.15372/PHE20190114



15.
КАТЕГОРИЯ В«КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ (СУЩНОСТЬ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕГОРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ) (стенограмма вебинара)

Т. С. Косенко, И. В. Яковлева, А. Г. Лигостаев
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Страницы: 193-204
Подраздел: Информация

DOI: 10.15372/PHE20190115



16.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЕЙ ДЛЯ АВТОРОВ И ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ЭТИКЕ ПУБЛИКАЦИЙ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКЕ

Н.В. Наливайко
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, г. Россия, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Страницы: 205-209
Подраздел: Информация