Ю. А. Мельникова
Алтайский государственный медицинский университет, zhukovsky@list.ru
Ключевые слова: постнеклассическая парадигма, профессиональное самоопределение, терминальные ценности, лабильность мышления
Страницы: 174-178
Вводится понятие жизненной задачи профессионального самоопределения как отождествление многомерного жизненного пространства с профессиональным образом мира. Профессиональное самоопределение рассмотрено как процесс, длящийся всю профессиональную жизнь человека и как сознательные акты выявления собственной жизненной позиции. При решении задачи профессионального самоопределения общим для всех является переструктурирование внутреннего мира человека. Показано влияние терминальных ценностей и лабильности мышления человека на способ решения жизненной задачи. Показано, что совокупность данных параметров представляет собой равновесную систему.
В. Я. Лалуев
Сибирский государственный университет путей сообщения
Ключевые слова: свобода, личность, образование, миф свободы в образовании
Страницы: 179-182
ХXI век характеризуется значительным ростом внимания к проблемам образования и развития творческого потенциала личности. Время радикальных перемен требует от высшей школы образования новых подходов для воспитания социально активных и творчески мыслящих личностей, способных не только оценивать новую информацию, но и самостоятельно принимать правильные решения. Актуальность статьи заключена в том, что в ней осмысливаются пути формирования личности в процессе обучения. Таким образом, мы приходим к выводу, что основной задачей философии образования в настоящее время является осмысление целостности культуры образования и поиск путей, ведущих к гармоническому развитию личности, свободной от мифа.
Н. П. Орлова
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: высшая школа России, образование в широком и узком смыслах, сфера образования, социально-философский социогенетический закон
Страницы: 183-189
В статье проводится теоретико-методологический анализ трансформаций высшей школы России на рубеже XX-XXI вв. Раскрывается потенциал философии образования для целостного осмысления трансформаций российского высшего образования; роль методологических принципов холизма и парциальности в исследовании проблемы. Отмечается эвристичность рассмотрения образования в широком смысле - как образования-воспитания, применительно к высшей школе. Автором обоснован подход к образованию как атрибутивной сфере современной общественной жизни. Подчеркивается необходимость оптимального соотношения государственного и частного сектора в высшем образовании, примерно 60/40, для укрепления потенциала российского государства.
Т. И. Грицкевич
Кемеровский государственный университет, taigree @yandex.ru
Ключевые слова: реформирование образования, образовательная политика, региональное инновационное образование
Страницы: 189-196
Реформирование системы образования - это одна из важнейших задач социально-экономического развития России. Целью данного процесса является формирование таких механизмов социализации в сфере школьного и вузовского образования, которые будут эффективно формировать не только рынок труда, но и удовлетворять духовные потребности в реализации личности. Сегодня остро стоит вопрос, каким должно быть образование специалиста, чтобы оно было востребовано предприятиями со своей региональной спецификой и способствовало формированию инновационного кластера экономики. В статье анализируются основные проблемы осуществления реформы образования и дестабилизирующие факторы в достижении поставленных целей.
"С. В. Камашев1, В. И. Панарин2"
"1 Новосибирский государственный педагогический университет, Институт ФСБ России, kvs200@ngs.ru 2 Администрация Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru"
Ключевые слова: глобализация, отечественное образование, интеллектуальная экономика, интеграционные процессы, образовательная политика
Страницы: 196-201
В работе рассматриваются проблемы образования и его роль в современных экономических отношениях. Отмечается, что рост экономики знаний превращает систему образования в один из важных факторов устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния ее граждан. Авторы исследуют проблему «образование как услуга» в современном глобальном пространстве. Обращается внимание на основные тенденции развития отечественного образования.
О. П. Пономаренко
Алтайский государственный аграрный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: культурная политика, система образования, модель культурной политики
Страницы: 201-206
В статье анализируются модели российской культурной политики «советского» и «постсоветского» периодов, определяются положительные и негативные моменты в процессе управления культурной жизнью общества. В современных условиях российского общества функция культурной политики в области образования приобретает существенное значение для развития отечественной культуры. Культурная политика в сфере образования призвана обеспечить оптимальное соотношение в культуре пластов прошлого и современного. При отсутствии органичной связи между культурой прошлого и настоящего ослабевает приобщенность людей к уже накопленному опыту прошлых поколений, в результате чего они утрачивают социальную ориентированность в современном окружении. Автором предлагаются оптимальные пути совершенствования культурной политики в сфере образования.
О. Н. Апанасенко
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru
Ключевые слова: права человека, демократическое мышление, гуманистическая идеология, воспитательный потенциал
Страницы: 206-211
Идея прав человека составляет основу демократического мышления, которое с таким трудом утверждается в нашем обновляющемся обществе. Статья освещает совершенствование вопросов, касающихся прав человека, свободы совести, справедливости. Содержание статьи является частью проблемы становления, развития, совершенствования педагогики прав человека. В ней мы попытаемся очертить воспитательный потенциал прав человека (и прав ребенка) как содержание образования, и как своеобразные институции, призванные определять новый, гуманный, демократический стиль отношений учащихся и учителей.
Г. Н. Глиос
Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: правосознание, переходный период, законодательная система, образование
Страницы: 212-218
Процесс становления правового государства в России пришелся на период, названный переходным. Переходный период для России означает трансформацию во всех сферах жизни общества и, в первую очередь, правосознания. Подобные трансформации не имеют универсального характера, учитывая национальные, исторические, культурные и религиозные традиции и особенности национального правосознания в каждой стране. Поэтому, говоря о становлении правового сознания населения, следует иметь в виду именно те особенности трансформации, касающиеся традиций правосознания и характерные для нее в переходный период чертах.
В. П. Дик
Алтайская академия экономики и права, werewolf_chaos@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, правовое образование, правосознание, социальная ответственность
Страницы: 218-224
Социальная ответственность рассмотрена на базе теоретико-методологического потенциала философии образования. Основное внимание уделено воспитанию чувства ответственности индивида перед обществом в условиях российского социума XXI века. Культурный кризис и упадок нравственности, охватившие общество в постсоветский период, актуализировали проблему ответственности личности и общества и вывели ее в число важных задач, стоящих перед государством. Автор обосновывает, что изучение социальной ответственности в правовом образовании на современном этапе развития российского общества имеет не только социально-философскую, теоретическую, но и практическую ценность, предлагает ввести проблему социальной ответственности в структурное поле правового образования, наряду с изучением юридической ответственности.
Б. Н. Кагиров
Алтайский государственный университет, Kagirov@mc.asu.ru
Ключевые слова: управление, менеджмент, теория и философия управления, парциальный и холистический подходы в управлении
Страницы: 225-231
Показана роль философии управления как философско-теоретической основы при подготовке профессионалов по специальности «менеджмент». В современных знаниях об управлении, в менеджменте преобладает парциальный (частный, узконаправленный) подход к управлению. Необходим переход к холистическому (целостному, комплексному, стратегически-тактическому) подходу к управлению в образовании и практике. Для этого следует обратиться к традициям и современным достижениям философии управления. Автор обосновывает важность введения курса философии управления в российское образование, поскольку в теориях современного менеджмента преобладает парциальный подход к управлению.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее