М. Н. Чистанов
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, marat@khsu.ru
Ключевые слова: 111.1 + 930.1, онтология, метафизика, неокантианство, неопозитивизм, феноменология, социальная онтология, лингвистический поворот
Страницы: 61-67
Кризис традиционной онтологии заставляет философов искать пути обхода ловушек метафизики. При этом выбор базовой онтологической категории зачастую ограничивает возможности дальнейшего развития. Наиболее фундаментальные из онтологических проектов XIX-XX веков: неокантианство (Г. Риккерт), феноменология (Э. Гуссерль) и неопозитивизм (Г. Фреге) рассматривают сферу метафизики как горизонт «области смыслов». В то же время, сделав онтологию горизонтом «области социального», задав социальную онтологию, мы можем преодолеть их ограниченность, рассматривая проблемы региональных онтологий в более универсальном контексте.
В работе рассматриваются особенности современного образовательного пространства, его составляющие. Обращается внимание на особенности современного образовательного пространства в условиях Болонского соглашении, которое требует кардинального изменения отечественного образования. Автор выделяет организованное и неоргани- зованное образовательное пространство и касается проблем самообразования, которое может происходить в неорганизованном образовательном пространстве и быть не только асоциальной, но и антисоциальной направленности.
С. В. Хомутцов
Барнаульский государственный педагогический университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: человек, образование, духовность, гуманность, гуманизация, гуманитаризация, культура
Страницы: 74-81
Автор раскрывает культуротворческий смысл понятия гуманитаризации, показывает место, роль и содержание гуманитарного знания в современном образовании. Главная опасность цивилизации XXI в. - расчеловечивание человека, превращение его в машину желаний и массового потребления. Рассмотрены смыслы терминов «гуманизация» и «гуманитаризация». Показана роль гуманизма, гуманитарной культуры и гуманитарного образования в России. Главная задача - воспитание гуманности как всесторонней духовности личности и целостной культуры - научной, этической, эстетической, религиозной, экологической. Автор обосновывает атрибутивность фактора гуманизации, необходимость гуманитаризации современного образования.
С. В. Нестерова
Алтайский государственный аграрный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: региональный компонент, локальная культура, этническая структура, общегуманитарное образование
Страницы: 81-86
Автор обращается к проблеме локальных культур, изучение которых способствует решению ряда задач познавательного и воспитательного характера в современной модели образования, что является актуальным для многонациональных регионов страны. Показано своеобразие этносоциальной среды территорий Алтая, предложена многоуровневая структура, фиксирующая различные этнические образования, существовавшие на протяжении длительного исторического развития. Осуществлена систематизация материала, выявлены субэтнические группы и общности на обозначенной территории: сибирский субэтнос, алтайское крестьянство, казачество, строобрядчество, горнозаводские рабочие. Представлены все варианты этнических контактов, имевших место на территории региона: сосуществование, ассимиляция, метисация, слияние (объединение).
Т. П. Алексеева
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, Краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 46», philos@bigpi.biysk.ru
Ключевые слова: региональное образование, интегративный подход, эстетическая выразительность, воспитание, развитие, интеграция, алтайский национальный костюм
Страницы: 87-92
Цель статьи - отражение интегративного подхода в региональном образовании. Главная идея статьи в следующих словах: «Интеграция предметов искусств при изучении эстетической выразительности алтайского национального костюма - это альтернативная система эстетического воспитания и развития». Автор статьи рассматривает сущность интеграции предметов искусства и гуманитарных предметов в региональном образовании Республики Алтай при изучении эстетической выразительности алтайского национального костюма.
Н. В. Виницкая
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru
Ключевые слова: региональная культура, музыка, писатели и художники Алтая, гуманизация образования
Страницы: 92-97
Статья посвящена проблеме изучения региональной культуры. Даже высокая степень развития мультимедийных технологий не может заменить общения с подлинными образцами художественной культуры. Отдаленность от крупных российских музеев стало для многих людей причиной того, что произведения регионального искусства оказались единственными досягаемыми подлинниками. С другой стороны, Алтай прославили многие одаренные художники, писатели, поэты, актеры, и знакомство с их творчеством значительно обогащает духовный мир любого человека. А в деле воспитания подрастающего поколения может стать действенным объектом не только для эстетического и художественного, но и патриотического воспитания. Кроме того, Алтай - многонациональный регион, с интересными традициями, обычаями, легендами. Россия всегда существовала как многонациональное государство, и исследование локальных культур поможет полнее представить законы развития общероссийской культуры.
Л. Г. Апёнышева
Алтайский государственный аграрный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: мораль, культура, духовные традиции, культурная преемственность
Страницы: 97-103
В современной тенденции реформирования высшего образования проблема духовно-нравственных знаний приобретает приоритетное значение. Считаем, что одной из причин безнравственного состояния современного общества явилась именно секуляризация морали и культуры. Задача отечественных преподавателей заключается в восстанов- лении в системе образования исторической и культурной преемственности. Автор, в отличие от наметившегося в настоящее время рационалистического инокультурного подхода к образованию (Болонский процесс), отстаивает духовно-рациональный традиционный подход, включающий в себя не только рациональную часть образования, но и восстановление духовных традиций (этических, эстетических, религиозных, прежде всего, в форме православия, как особой формы тысячелетней культуры России). Православие, являясь традиционной религией России, толерантно к традиционным религиям разных российских народов. Однако считаем, что отношение к различным деструктивным сектам, особенно в образовательных учреждениях, должно быть отрицательным.
Г. В. Алимова
Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина, alimova.g@mail.ru
Ключевые слова: языковая личность, тип языковой личности, лингвокреативная способность, деривация, антропотекст, копиальность (репродуктивность), креативность
Страницы: 103-107
Усиление интереса лингвистов к языковой личности стало поводом для зарождения в рамках языкознания нового направления - лингвоперсонологии, одной из задач которого становится изучение индивидуальных и типологических характеристик языковой личности. В статье автор анализирует теоретические подходы к определению понятия языковой личности и ее структурированию. Приводятся результаты экспериментального исследования, позволяющие выделить персонологические типы языковой личности с учетом ее креативности. В статье также содержатся рекомендации по использованию полученных результатов при обучении родному языку.
Рассматривается проблема диалектики федерального и регионального компонента в образовании, дается характеристика принципа гуманизации в общем и профессиональном (специальном) художественном образовании. Автором исследуется проблема кризиса локальных культур и интеграции культуры. Характеризуется современное состояние культуры. Аргументируется необходимость учета связи содержания профессионального образования с реалиями современной культуры. Обоснован диалог культур в учебно-образовательном процессе системы профессионального художественного образования, расширение видов прикладной деятельности, освоение направлений молодежной субкультуры.
М. Ю. Горбухова
Алтайский государственный университет, mag6549@yandex.ru
Ключевые слова: гуманитарная культура, исследование иностранного языка, инкультурация, рост культурного уровня
Страницы: 114-119
Статья рассматривает некоторые аспекты гуманитарного формирования культуры, когда иностранные языки, наряду с другими дисциплинами, преподаются в университетах. Автор рассматривает потенциал языка для решения проблемы гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Выявляются условия, при которых изучение иностранного языка способствует инкультурации и росту культурного уровня будущих специалистов в сфере науки и техники.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее