Б. О. Майер
Институт философии и права СО РАН, maierbo@gmail.com
Ключевые слова: double bind, паттерн, образование и общественное сознание, постмодернизм и реформа
Страницы: 35-43
Анализируются «постмодернистские» особенности реформы отечественного образования. Приводятся мнения различных участников реформы - начиная с учителей и заканчивая людьми, ответственными за продвижение реформ. Обосновывается, что в сфере реформы образования складывается ситуация расщепленности («шизофрении») общественного сознания (на основе паттерна double bind), которая систематически воспроизводится и ведет к деградации системы образования. Выдвигается гипотеза, что при кажущейся локальности российской реформы образования пути ее развития во многом определят образ будущего всего мира, поскольку «кто владеет Евразией, тот владеет миром».
И. А. Вальдман
Новосибирский государственный технический университет, veritasnostra@mail.ru
Ключевые слова: социальный дизайн, социальное проектирование, инновационная деятельность, конструирование социальной реальности, имитация
Страницы: 44-51
Кризисные явления в современном обществе в немалой степени обусловлены избытком имитационной составляющей во многих сферах социальной деятельности. Несвободны от нее и такие взаимосвязанные деятельности, как социально-инновационная и образовательная. Целью настоящей статьи является выявление имитационной составляющей в современном социуме и раскрытие возможностей социального дизайна - нового развивающегося подхода к социальному проектированию и образовательной деятельности, представляющего собой способ преодоления имитации и обеспечения социально-релевантного инновационного развития.
Современные информационные технологии и средства телекоммуникаций создают основу для реализации образовательных программ на качественно новом уровне, являясь неотъемлемым элементом образовательной среды инновационного вуза. В статье анализируются следующие компоненты образовательной среды: информационно-технологический компонент; интеллектуальный компонент; материальный компонент. Авторами представлен опыт создания образовательной среды вуза, использующего в полном объеме дистанционные образовательные технологии.
"Т. Н. Гнитецкая1, Е. Н. Долгих2, Е. Б. Иванова3"
"1 Дальневосточный государственный университет, gnts@phys.dvgu.ru 2 УГПИ 3 Дальневосточный государственный университет, ivanovael@imcs.dvgu.ru"
Ключевые слова: информация, знание, информационная модель, внутрипредметная связь, внутрипредметное пространство
Страницы: 57-62
В данной статье рассматриваются методологические и теоретические вопросы моделирования объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие понятия «информация» от понятий «знание» и «учебный материал». Обосновываются поправки к определению внутрипредметной связи, которая трактуется как субстрат, отвечающий за перенос информации внутри структуры учебного курса. Приводится графовая модель внутрипредметной связи, количественные характеристики которой позволяют выделять фундаментальное ядро на основе установленной иерархии элементов учебного материала, а также рассчитывать целостность учебного курса, оптимизируя его содержание.
М. П. Барболин
Институт образования взрослых РАО, info@petropolis-ph.spb.ru
Ключевые слова: парадигмальный подход, образовательная система, метасистемный подход, инновационное развитие
Страницы: 62-69
В статье предлагается модель научного исследования, характеризующая качественные переходы в научном познании. Предлагается парадигмальный подход заменить метасистемным, поскольку он более адекватно отражает непрерывность диалектического процесса развития теоретических и прикладных образовательных систем.
Иоанна Кучуради
МФФО, Gulriz Uygur@law.ankara.eclu.tr
Ключевые слова: знаниевые виды деятельности, эпистемология, аксиология, этика и профессиональная этика, права человека
Страницы: 70-74
Автор рассказывает о своем опыте составления и преподавания курса философии для студентов нефилософских специальностей. При этом учебный план данного курса ориентирован не столько на традиционный обзор философских идей в их историческом развитии, сколько на круг проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов. В связи с этим акцент сделан на проблемах эпистемологии, аксиологии, этики и прав человека. Рассматриваются вопросы этики в целом и профессиональной этики, в частности.
Статья знакомит читателя с феноменологическим представлением о сути движения в искусстве, в основе которой лежит теория Аристотеля о четырех (фундаментальных) типах движения. В рамках современного мышления движения принято истолковывать как сугубо физическое явление. Автор предлагает рассматривать фиксацию как один из видов движения. По мнению автора, сама жизнь является наиболее загадочным видом динамики, и мы все еще весьма далеки от ее понимания.
Н. А. Волков
Ключевые слова: омбудсмен, уполномоченный, права человека, общественное сознание, правовое сознание, гражданское общество, влияние
Страницы: 79-86
В статье анализируется правовое сознание и процесс становления гражданского общества, что выражается, в частности, в появлении нового для российской действительности государственного правозащитного механизма - института уполномоченных по правам человека (омбудсменов) в РФ ее субъектах. Важнейшими направлениями деятельности уполномоченных по правам человека (омбудсменов) являются формирование правового сознания граждан, их правовое воспитание и обучение гражданственности, содействие просвещению в области прав человека, совершенствование правотворческого (в первую очередь, законодательного) процесса в контексте его демократизации, развитие сотрудничества с различными правозащитными организациями - как российскими, так и международными.
В. Н. Пристенский
Воронежский институт МВД России, pvn1563@mail.ru
Ключевые слова: право, правовая реформа, правовое образование, антропологический подход к праву, этатистский подход к праву, правоведение, законоведение
Страницы: 87-94
Статья посвящена проблемам правовой реформы в современной России. Цель статьи - выявить их связь со структурой и содержанием правового образования. Цель достигается в ходе сравнительного анализа противоположных подходов к праву - этатистского и антропологического, согласно которым право производно соответственно от государства и от индивида. В статье показывается, что в нашем правовом образовании и обществе в целом продолжает господствовать этатистский подход к праву, что и тормозит правовую реформу. Автор приходит к выводу, что концепцией правовой реформы должен стать антропологический подход к праву и именно на его основе необходимо перестроить систему правового образования. Только в этом случае правовая реформа в нашей стране может быть успешной.
С. В. Андросенко
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: феномен государственной власти, государство, общество, субъект, объект, традиции, культура
Страницы: 94-99
Статья посвящена философскому анализу государственной власти и использованию теоретических результатов в образовательном процессе. С точки зрения автора, власть - многогранный социальный феномен, при изучении которого необходим комплексный, философский подход. Данный факт необходимо учитывать в гуманитарном образовании. По мнению автора статьи, основными принципами государственной власти, требующими обязательного освещения в рамках образовательного процесса, являются: культуроцентричность и принцип общего блага, а также нравственная состоятельность. Учащихся необходимо ознакомить с субъект-субъектным и субъект-объектным подходами к анализу государственной власти, объясняя преимущества и недостатки каждого из них.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее