"В. С. Артамонова1, И. В. Лютых2, Н. В. Смирнова3"
"1 Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, artamonova@issa.nsc.ru 2 Институт почвоведения и агрохимии СО РАН 3 Институт почвоведения и агрохимии СО РАН"
Ключевые слова: токсигенность, токсобность, микроорганизмы, вредоносность
Страницы: 269-277
Рассмотрен пул биогенных экотоксикантов на городских газонах. Оценена токсобность семян культурных растений в талой воде и фильтратах культуральных жидкостей микроорганизмов. Выявлены вредоносные грибы, бактерии и насекомые, обнаружены патологические видоизменения цианобактерий, определена микробиологическая активность почв в основании дернины и за ее пределами.
"В. М. Назарюк1, Ф. Р. Калимуллина2, М. И. Кленова3"
"1 Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, nazaryuk@issa.nsc.ru 2 Институт почвоведения и агрохимии СО РАН 3 Институт почвоведения и агрохимии СО РАН"
Ключевые слова: почва, растение, азот, макросимбионт, генотип, предшественник, микробобиомасса, суперклубеньковый мутант
Страницы: 279-286
Изучен азотный режим серой лесной и черноземно-луговой почв под влиянием генотипа макросимбионта и последействия азота, фиксированного им из воздуха. Выявлена высокая эффективность форм гороха, имеющих повышенную, генетически обусловленную активность процессов симбиотической азотфиксации, используемых в качестве предшественников. Обнаружено, что продуктивность растений пшеницы повышается в зависимости от предшественников, обладающих азотфиксирующей способностью, в 1,4-2,6 раза по сравнению с бесклубеньковым мутантом. Эффект последействия на второй год от различных генотипов гороха при создании зеленого конвейера не обнаружен.
А. В. Полосина
Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, stasya.474614@mail.ru
Ключевые слова: селен, почвы, Новосибирская область, гидридная генерация атомно-абсорбционной спектроскопии, гумусово-аккумулятивный горизонт
Страницы: 293-297
"Е. А. Головацкая1, Е. Е. Ляпина2"
"1 Институт мониторинга климатических и экологических систем СО РАН 2 Институт мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, EELDV@mail.ru"
Ключевые слова: ртуть, торфяная почва, окислительно-восстановительный потенциал, геохимический барьер, биогенные элементы
Страницы: 299-306
Определено содержание валовой ртути в торфяных почвах разного ботанического состава. Выявлена зависимость содержания ртути в торфах от общетехнических свойств торфяной почвы: ботанического состава, зольности, степени разложения и содержания в торфе азота, углерода, гуминовых кислот. Показана возможность применения модели распределения валовой ртути в профиле торфяных почв Западной Сибири по содержанию основных биогенных элементов C, N на основе концепции "Ртуть/биомасса".
Т. И. Сиромля
Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, tatianа@issa.nsc.ru
Ключевые слова: почва, химические элементы, формы соединений, фракции, подвижность, экстрагенты
Страницы: 307-318
Приведены различные методы изучения подвижных форм соединений химических элементов в почвах. Подробно рассмотрен метод последовательных экстракций, дан сравнительный обзор наиболее часто выделяемых фракций химических элементов (водорастворимые, обменные, специфически сорбированные, карбонатные, связанные с органическим веществом, оксидами/гидроксидами Fе и Мn, с алюмосиликатами) и экстрагентов, используемых для их извлечения. Указаны достоинства и недостатки различных экстрагентов, способы повышения их селективности. Рассмотрена возможность использования информации о содержании в почве подвижных форм соединений химических элементов для оценки степени техногенного загрязнения почв.
Ю. В. Ермолов
Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, ermolov@issa.nsc.ru
Ключевые слова: фтор, природные воды, Обь-Иртышское междуречье, эколого-геохимическая оценка
Страницы: 319-325
Изучено содержание фтора в 327 источниках поверхностных, почвенно-грунтовых и подземных вод юга Обь-Иртышского междуречья. Выявлено сильное варьирование концентраций фтора в водах и рассмотрены его возможные геохимические причины. В западной части Барабинской равнины обнаружен крупный район с высокими (>ПДК) концентрациями фтора в источниках подземных вод, используемых для водоснабжения населенных пунктов. Значения соотношения фтора и кальция в этих водах свидетельствуют о высокой опасности развития флюороза у населения.
"В. М. Кондратьев1, Л. Ф. Матронина2"
"1 Московский городской педагогический университет, kondrut@mail.ru 2 Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (Технический университет) (МИРЭА), lmatronina@mail.ru"
Ключевые слова: Ключевые слова: стратегия образования, иррациональное и рациональное, рефлексивное знание
Страницы: 6-11
Эпоха перемен характеризуется авторами статьи как эпоха структурных изменений в организации общества, а образование - как процесс обретения человеком осознанной самостоятельности в освоении пространства и времени его жизни. В центре внимания авторов - механизм влияния социальных изменений на качество образования, рассматриваемый как системный феномен. В качестве основных элементов системы образования авторы выделяют учебную, производственную и досуговую деятельность. Изменение соотношения рационального и иррационального в структуре видов деятельности - характерная черта эпохи перемен. Интернет, СМИ, реклама способствуют усилению роли иррационального в жизни общества, а рациональное начало ограничивается потребностями производственной сферы. Изменение содержания и методов обучения в школе и вузах ведет к сокращению рефлексивного знания. В результате, уменьшается степень осознанной самостоятельности учащегося, работника и гражданина. По мнению авторов, Россия нуждается в разработке новой стратегии образования.
"Е. М. Николаева1, М. Д. Щелкунов2"
"1 Казанский государственный университет, evgenianik.@km.ru 2 Казанский государственный университет, Mikhail.Schelkunov@ksu.ru"
Ключевые слова: консюмеризм, образование и потребление, субъектность в образовании, разграничение образования и обучения
Страницы: 11-19
В статье авторы рассматривают образование в дискурсе потребления и доказывают, что основной тенденцией развития современного образования становится ориентация на потребителя. Потребительные характеристики образования раскрываются понятиями «производительное потребление» и «потребительное производство». Отмечена специфика потребительских запросов к образованию со стороны бизнеса, общества, государства. Выявлена система символических псевдоценностей, порождаемых в сфере образования потребительским сознанием. Особое внимание уделено метаморфозам, которые претерпевает субъектность в образовании под влиянием потребительства. Обосновывается, что в потребительском обществе усиливается процесс разграничения образования и обучения, которому вполне отвечает система «бакалавр-магистр».
Л. Л. Тимченко
Алтайский государственный университет, zamruk@gd.barnaul-adm.ru
Ключевые слова: отчуждение, факторы отчуждения, внешние и внутренние причины, отчуждение в образовании
Страницы: 19-26
Цель статьи - исследовать проблему отчуждения в обществе XXI века и в российском образовании. Автор рассматривает проблему отчуждения в современной общественной жизни и анализирует, каким образом она влияет на систему современного российского образования. В статье выявляются и обосновываются онтологические, гносеологические, методологические, аксиологические, праксиологические и оптимологические факторы отчуждения в разных сферах общественной жизни - социосубъектной, индивидуально-психологической, антропотехнической.
"Н. В. Наливайко1, Е. В. Ушакова2"
"1 Институт философии и права СО РАН, nnalivaiko@mail.ru 2 Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru"
Ключевые слова: трансформирующееся общество, социальные трансформации - поверхностные и глубинные, эндемичные страны, социокультурная идеология, внешние и внутренние трансформационные процессы в образовании
Страницы: 26-35
В статье проводится системно-философский анализ трансформирующихся обществ и выявляются соответствующие изменения в системе образования, ставится проблема трансформации общества в XXI веке. Авторы исследуют трансформации в современном российском образовании, которые затрагивают глубинные основы социокультурного бытия общества. В статье обосновывается, что существуют два уровня трансформаций: поверхностный (социальные явления) и глубинный (сущностный), а также внешние и внутренние причины социальных трансформаций. Особое место уделяется глобальным факторам, поскольку большинство трансформаций являются западно-глобалистскими и именно западный мир оказывает решающее влияние на все мировое сообщество за счет научно-технического прогресса и сопутствующих ему эгоцентризма и рационализма. Остальные страны мира обозначены как эндемичные, на которые западный глобализм оказывает разностороннее воздействие: стимулирующее, деформирующее, подавляющее, развивающее и пр.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее