Статья посвящена проблеме выявления статуса и исторической роли древнеегипетской протонауки в области математики и астрономии. В работе рассматриваются многочисленные упоминания античных авторов о высоком уровне развития этих наук в Древнем Египте. Показано, что сведения из античных источников о египетской математике и астрономии вступают в явное противоречие с современными историческими данными, почерпнутыми из доступных египетских первоисточников.
Работа посвящена важному вопросу о возможности сравнения Орфея и представителей религиозных культов, сформированных под влиянием истории об Орфее с деятельностью шамана. Ряд зарубежных авторов поддерживают точку зрения о том, что Орфей (а вслед за ним часто упоминают и Пифагора) был великим шаманом. Данная публикация призвана поставить этот взгляд под сомнение. Автором предлагается ряд критериев, основанных на ознакомлении с этнографическим материалом о народах Сибири и Севера, а также на материале, полученном в ходе экспедиции к народам Северного Алтая, в которой автор принимала участие. Сравнения Орфея с шаманом проводилось на основе этих критериев. В результате выяснилось, что у нас нет никаких серьезных предпосылок, чтобы связывать орфическую традицию с шаманизмом. Это так же верно и в случае с Пифагором.
Продолжение (вторая часть) статьи, первая часть которой опубликована в выпуске серии «Философия и право» данного журнала за 2006 г. Публикуемая часть статьи – первый этап поиска ответа на вопрос о том, имелась ли политическая мотивация у тех, кто привлек Сократа к суду, и, если да, то какой она была, и позволяет ли это прояснить политическую позицию самого философа. С этой целью выявляется политическая ориентация Анита – главного организатора судебного преследования Сократа.
В статье рассматривается эволюция предметного содержания творчества Маркузе от книги «Онтология Гегеля» к книге «Разум и революция». Также дается оценка Маркузе в качестве гегельянца. Отмечается, что в отличие от «беспредметной» (в статье раскрывается эта характеристика) «Онтологии Гегеля», в книге «Разум и революция» Маркузе уже нащупывает фундаментальный предмет своих философских изысканий (современное общество): но пока на уровне реконструкции развития теории общества от Гегеля и далее. Указано, что «гегельянство» Маркузе проявляется лишь в истолковании творчества рассматриваемых им авторов как развития некой устойчивой идеи.
Целью работы является рассмотрение направлений возможной трансформации этики Канта под влиянием психоаналитической критики.
Этика строится Кантом как критика способности желания. В то же время желание является одной из основных категорий психоанализа, на которой основана критика последним кантовской этики. При этом о полном отказе от этой этики также не приходится говорить. В работе анализируются этические взгляды З. Фрейда и Ж. Лакана в сопоставлении с моральной философией Канта.
Показано отличие в понимании отказа от принципа удовольствия у Канта и Фрейда. Выделен смысл универсальности кантовского морального закона, не учитываемый психоанализом.
В статье рассматриваются актуальные вопросы разграничения социально-философского и социологического знания и, соответственно, предметов социальной философии и социологии.
Статья адресована специалистам в области социальной философии и социологии, а также всем читателям, интересующимся данной проблематикой.
Трубицын Д.В.
Ключевые слова: факторы, развитие, модернизация, трансформация, индустриальное и аграрное общества, Восток, Западная Европа.
Страницы: 70-73
Цель статьи: анализ «многофакторной» трактовки исторического процесса в ее применении к проблеме модернизации стран Востока.
Статья затрагивает предметные области социологии, истории и востоковедения и выходит на сквозную для социальной философии проблему факторов исторического развития.
Анализируя работы указанных ученых, автор предполагает, что сущностными для понимания феномена Востока и проблемы его модернизации являются природа и географическая среда, характеризующиеся неограниченностью ресурсов и широтой жизненного пространства. Обосновывается необходимость обращения должного внимания на экономическую подсистему общества, входящую в непосредственный контакт с природой и составляющую материальную основу социального.
Основная цель статьи – философский анализ различных подходов к обоснованию политических обязательств, что в свою очередь требует реконструкции предпосылок, касающихся содержания и сферы действия таких обязательств. В статье также рассматриваются критерии различения моральных и политических обязательств. Автор защищает подход к обоснованию политических обязательств, апеллирующий к идее справедливости как честности. При этом критически рассматривается и уточняется аргументация, связанная с пониманием политических обязательств как механизма обеспечения совместной деятельности, в частности как необходимого условия производства общественных благ. В заключение отмечаются трудности, связанные с установлением содержания политических обязательств.
На основе анализа результатов социологических исследований 1994, 1996, 2003 и 2005 гг. прослеживается эволюция межнациональных отношений в Республике Хакасия. При их относительной стабильности фиксируются признаки латентной напряженности. Около трети представителей наиболее многочисленных национальных групп республики (русских и хакасов) высказывают неудовлетворенность существующей национальной политикой. Если раньше она была характерна в основном для хакасов, то сейчас свойственна и русским. И те, и другие испытывают неприязнь к так называемым новым диаспорам (мигрантам из республик Кавказа, Средней Азии, Китая).
Обосновывается аксиоматичность для цивилистического правосудия суждения, согласно которому не допускается отказ в разрешении правового конфликта по мотиву отсутствия в законе соответствующей правовой нормы, поскольку пробел может быть восполнен посредством применения аналогии закона или аналогии права.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее