В статье рассматривается философия как деятельность, направленная на преодоление повседневного мира слов, вещей и обстоятельств. Коммуникативный аспект человеческой деятельности рождает метафизику Другого. Вопрошание Другого выступает в качестве исходного момента познавательной активности. Благодаря философии происходит упразднение образа мира, сложившегося посредством речи, и возвращение субъекта философской рефлексии к предельному основанию его активности, названному автором «эротетической субъектностью».
Работа представляет собой анализ классической темы современной эпистемологии с целью уточнения понятия «эпистемологии науки» – натурализованной версии эпистемологии, возникающей в следствии натурализации классических проблем аналитической эпистемологии «на материале естественных наук». Сохранение нормативности эпистемологии науки полагается следствием эмпирического факта дифференциации методов, применяемых в практике научного исследования, по степени адекватности применения и получаемого результата.
Цель статьи – дать систематическое описание современного натурализма и очерк критических аргументов против натурализма. В статье представлен краткий обзор основных направлений современного натурализма, дана классификация видов натурализма, приведены основания антинатуралистических позиций и кратко изложена основная критика натурализма. Основной вывод заключается в том, что проблемы натурализма связаны с недостаточной обоснованностью его позиции.
Данная публикация представляет собой первый перевод на русский язык уникального свидетельства о гностицизме второго в. н.э. – книги «Барух» иначе не известного гностика Юстина, близкий к тексту пересказ которой сохранился в «Опровержении всех ересей» Ипполита. Философско-мифологическая система книги «Барух» очень оригинальна и не имеет аналогов в гностической литературе.
Статья посвящена проблеме выявления статуса и исторической роли древнеегипетской протонауки в области математики и астрономии. В работе рассматриваются многочисленные упоминания античных авторов о высоком уровне развития этих наук в Древнем Египте. Показано, что сведения из античных источников о египетской математике и астрономии вступают в явное противоречие с современными историческими данными, почерпнутыми из доступных египетских первоисточников.
Работа посвящена важному вопросу о возможности сравнения Орфея и представителей религиозных культов, сформированных под влиянием истории об Орфее с деятельностью шамана. Ряд зарубежных авторов поддерживают точку зрения о том, что Орфей (а вслед за ним часто упоминают и Пифагора) был великим шаманом. Данная публикация призвана поставить этот взгляд под сомнение. Автором предлагается ряд критериев, основанных на ознакомлении с этнографическим материалом о народах Сибири и Севера, а также на материале, полученном в ходе экспедиции к народам Северного Алтая, в которой автор принимала участие. Сравнения Орфея с шаманом проводилось на основе этих критериев. В результате выяснилось, что у нас нет никаких серьезных предпосылок, чтобы связывать орфическую традицию с шаманизмом. Это так же верно и в случае с Пифагором.
Продолжение (вторая часть) статьи, первая часть которой опубликована в выпуске серии «Философия и право» данного журнала за 2006 г. Публикуемая часть статьи – первый этап поиска ответа на вопрос о том, имелась ли политическая мотивация у тех, кто привлек Сократа к суду, и, если да, то какой она была, и позволяет ли это прояснить политическую позицию самого философа. С этой целью выявляется политическая ориентация Анита – главного организатора судебного преследования Сократа.
В статье рассматривается эволюция предметного содержания творчества Маркузе от книги «Онтология Гегеля» к книге «Разум и революция». Также дается оценка Маркузе в качестве гегельянца. Отмечается, что в отличие от «беспредметной» (в статье раскрывается эта характеристика) «Онтологии Гегеля», в книге «Разум и революция» Маркузе уже нащупывает фундаментальный предмет своих философских изысканий (современное общество): но пока на уровне реконструкции развития теории общества от Гегеля и далее. Указано, что «гегельянство» Маркузе проявляется лишь в истолковании творчества рассматриваемых им авторов как развития некой устойчивой идеи.
Целью работы является рассмотрение направлений возможной трансформации этики Канта под влиянием психоаналитической критики.
Этика строится Кантом как критика способности желания. В то же время желание является одной из основных категорий психоанализа, на которой основана критика последним кантовской этики. При этом о полном отказе от этой этики также не приходится говорить. В работе анализируются этические взгляды З. Фрейда и Ж. Лакана в сопоставлении с моральной философией Канта.
Показано отличие в понимании отказа от принципа удовольствия у Канта и Фрейда. Выделен смысл универсальности кантовского морального закона, не учитываемый психоанализом.
В статье рассматриваются актуальные вопросы разграничения социально-философского и социологического знания и, соответственно, предметов социальной философии и социологии.
Статья адресована специалистам в области социальной философии и социологии, а также всем читателям, интересующимся данной проблематикой.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее