Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.238.6.55
    [SESS_TIME] => 1711727564
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 829e5daea81d8dbd4b65f8172cdb7739
    [UNIQUE_KEY] => 14fdbdee037d35a93369955d9ec6f02f
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2010 год, номер 2

1.
ЛОГИКА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Ярославцева
Новосибирская государственная медицинская академия
almarlis@yandex.ru
Ключевые слова: логика, высшее образование, рациональное мышление, аналитика, ментальные репрезентации
Страницы: 6-12

Аннотация >>
Статья посвящена анализу теоретических эпистемологических положений, раскрывающих суть когнитивных (информационных) процессов. Базовым является тезис о ценности осознания как способа увеличения инструментального разнообразия когнитивных процессов и эффективности мышления. Обязательными составляющими рационального мышления является концентрация на объекте, его спецификация, выявление различий и общего в репрезентирующей системе. Обязательными условиями развития рационального мышления выступают осознание и освоение принципов упорядочивания. Вышеперечисленные способности формируются и достигаются в процессе освоения учебного материла по курсу логики. Значимость результатов, получаемых в процессе обучения логики, обусловлена их универсальностью и высокой степенью применимости.


2.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗИСНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ

А. Ю. Наумова
Алтайский государственный университет
anjelina.naumova@yandex.ru
Ключевые слова: международное сотрудничество в образовании, базисный интеллект в образовании, национальный и глобальный базисный интеллект
Страницы: 12-21

Аннотация >>
Глобальность образования напрямую касается международных отношений, в которых важен базисный интеллект населения каждого государства. В статье исследуется проблема базисного интеллекта как сознательно формируемой части менталитета народа, страны, человечества в целом. Обоснована ключевая, фундаментальная роль образования в формировании базисного интеллекта. Особое значение придается базисному интеллекту в образовании, который отражает в себе как национальные, региональные, так и международные, глобальные характеристики сознания людей. Задачей российского образования на международной арене является сохранение национальной идентичности в структуре базисного интеллекта, а также плодотворное международное сотрудничество в образовательной сфере.


3.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

С. Ю. Пискорская, Е. А. Землянская
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева
piskorskaya1@rambler.ru, piskorskaya1@rambler.ru
Ключевые слова: деятельностный подход, компетенции, образовательная теория и практика
Страницы: 20-25

Аннотация >>
В данной работе анализируется категория деятельности. Авторы отмечают, что философские исследования деятельности проводились начиная с периода античной философии, а именно с трудов Аристотеля, однако подлинно научное решение проблемы деятельности стало возможным лишь на основе материалистического понимания истории. Показывается, что деятельностный подход предполагает исследование человеческого мира как мира деятельности в единстве всех аспектов ее развития и осуществления. Авторы рассматривают категорию деятельности в перспективе образовательной теории и практики, в рамках которой сформулирована адекватная современным реалиям интегральная характеристика - компетентность. В статье доказывается, что каждому виду деятельности соответствуют определенные компетентности, каждая из которых раскрывается набором соответствующих личностных и должностных компетенций.


4.
АРГУМЕНТАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОСОФИИ*

Ю. А. Кренев
Ульяновский государственный университет
gagareen1@rambler.ru
Ключевые слова: преподавание философии, аргументация, аргументационный этос
Страницы: 26-33

Аннотация >>
Целью статьи является иллюстрация аргументативного характера философского знания и уточнение роли и места аргументативных процедур в преподавании дисциплин философского цикла. Основной темой работы является проблема преподавания философии в аспекте теории аргументации и ее основных принципов. Сделана попытка выполнить исследование с позиций эволюционной эпистемологии в позитивистском духе. Автор попытался выяснить основания включения аргументационного аспекта в преподавательскую деятельность, опираясь на презумпцию аргументативности характера философии.


5.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА

С. П. Дуреев
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева
churinov@sibsau.ru
Ключевые слова: образование как деятельность, местное сообщество
Страницы: 33-37

Аннотация >>
В статье показано, что образование связано с ориентацией человеческой деятельности на те или иные ценности. Насаждение западных стандартов в российском обществе выступает как часть существующей системы образования, где отсутствует гармония развития человека. Доказывается, что с помощью образования человек должен научиться понимать широкий спектр смыслов и образов, что позволит сформировать целостное миропонимание и гармонизировать жизнь как самого человека, так и местного сообщества.


6.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: АНАЛИЗ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ФУНКЦИИ

С. В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет
kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: процессы глобализации, концепция глобализации, рынок сбыта, мировое развитие, цивилизационный подход, миросистемный анализ
Страницы: 37-43

Аннотация >>
В статье прослеживается происхождение процесса глобализации, являющегося актуальным в современных условиях и символизирующего общепланетарный характер многих процессов. Автор рассматривает различные подходы ученых, пытавшихся объяснить необходимость единой системы социальных, экономических, политических, культурных и иных связей, взаимодействий и отношений на различных этапах развития социума. Делается вывод о том, что до определенного времени наличие многочисленных теорий не приводило к образованию самостоятельной концепции, основным предметом которой стало бы исследование вопросов формирования глобальных социальных связей, являющихся реальностью современного мира и образующих объективно обусловленный фактор становления мировой цивилизации XXI века.


7.
ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «РАЗВИТИЕ»

Г. В. Попова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
pgvsb@yandex.ru
Ключевые слова: законы развития, процессы управления
Страницы: 45-48

Аннотация >>
В статье обобщаются и анализируются признаки понятия «развитие», которые представлены в статьях современных философско-психологических словарей; исследуется сущность этого явления и дается авторское определение понятия «развитие».


8.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: КИБЕРНЕТИЗМ И СИНЕРГЕТИЗМ

В. И. Жилин
филиал Омского государственного педагогического университета
director-tara@mail.ru
Ключевые слова: образовательные системы, кибернетика, синергетика
Страницы: 49-56

Аннотация >>
В статье предлагается критический анализ взглядов исследователей, использующих терминологию синергетики при описании образовательных систем. Автор утверждает, что заимствование синергетической терминологии при описании образовательных, чаще всего кибернетических, систем далеко не всегда обоснованно.


9.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. В. Сырмолотов
Новосибирский государственный педагогический университет
syiv@ngs.ru
Ключевые слова: инновации в образовании, политехническое образование, сетевое взаимодействие образовательных учреждений, индивидуальные образовательные маршруты
Страницы: 57-63

Аннотация >>
В статье рассматривается инновационная модель «политехнической школы», представляющая собой образец интегрирования и объединения ресурсов общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования и проходящая апробацию в образовательном пространстве Новосибирской области. Предполагается развитие политехнического образования на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений и возможность создания индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов молодежи.


10.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Погорадзе1, Л. Н. Сивохина2
1 Сибирский университет потребительской кооперации
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Siv-lyuba@yandeх.ru
Ключевые слова: многоуровневое образование, современные информационные технологии
Страницы: 63-68

Аннотация >>
В статье рассматривается тема реформы высших учебных заведений, направленная на организацию многоуровневого образования и информатизацию образовательного процесса.
По мнению авторов, при полном переходе вузов на многоуровневую систему образования необходимо решить ряд проблем - отсутствия взаимодействия между педагогическими технологиями, фундаментальной наукой и образовательным процессом; овладения современными информационными технологиями, которые могут обеспечить легкий доступ к этой информации.


11.
О СПЕЦИФИКЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМАХ

В. А. Углев
Институт космических и информационных технологий Сибирского федерального университета
uglev-v@yandex.ru
Ключевые слова: индивидуализация обучения, автоматизированная обучающая система, обучающее компьютерное тестирование, электронный учебный курс, траектория обучения
Страницы: 68-74

Аннотация >>
В статье анализируются особенности реализации личностно ориентированного подхода к дистанционному обучению на базе электронных учебных курсов. Автор исследует актуальную проблему повышения эффективности процесса приобретения знаний с использованием автоматизированных обучающих систем через механизм индивидуализации, предлагает трактовку термина «индивидуализация» применительно к процессам автоматизированного предъявления дидактического материала и его контроля. В статье предлагается концептуальное решение по адаптации содержания курса и траектории его изучения к индивидуальным особенностям пользователя - с помощью обучающего тестирования и представления структуры учебного материала в виде семантической сети.


12.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

М. А. Валеева
Оренбургский государственный педагогический университет
lyubov-pak@mail.ru
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, направляемая дискуссия, комплексно-аналитическое моделирование, особенности использования интерактивных методов обучения
Страницы: 75-81

Аннотация >>
Статья посвящена актуальной проблеме использования интерактивных методов обучения в образовательной среде вуза как условию формирования профессионального опыта студента; рассмотрена специфика их применения на практике, требования, предъявляемые к ним; подчеркнута сложность и эффективность интерактивных методов; дана характеристика интерактивных методов, используемых в современной образовательной практике («мозговой штурм», направляемая дискуссия, комплексно-аналитическое моделирование, творческие задания, «дерево решений», метод кейсов, деловая игра), предложены их различные варианты для многомерного освоения учебного материала, развития навыков анализа и самоанализа, становления активной субъектной позиции.


13.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

М. В. Монгуш
Новосибирский государственный педагогический университет
mmengi@mail.ru
Ключевые слова: модульно-рейтинговая система, контроль качества знаний студентов
Страницы: 82-86

Аннотация >>
В данной статье анализируется опыт применения модульно-рейтинговой системы контроля знаний студентов. По мнению автора, одним из основных элементов модульного обучения является оперативная система контроля и оценки знаний студентов, которая способствует установлению оперативной обратной связи. Автор отмечает, что контроль знаний выступает важным фактором повышения эффективности обучения математике и анализирует применяемую в мировой практике рейтинговую систему оценки учебной деятельности студентов. Кроме того, в статье рассматриваются особенности этой системы и недостатки традиционной системы контроля.


14.
РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Ю. В. Акулова
Сибирский государственный университет путей сообщения
fdp@stu.ru
Ключевые слова: развитие технического творчества, техническое мышление, творческие способности
Страницы: 86-93

Аннотация >>
Актуальность проблемы развития технического творчества учащихся обусловлена требованиями научно-технического прогресса. В статье анализируются различные направления исследования проблемы развития личности учащихся в процессе обучения - с целью выявления факторов, наиболее благоприятных для развития технического творчества учащихся при обучении физике. Автор выделяет основные этапы в структуре творческой технической деятельности учащихся, определяет дидактические условия, способствующие развитию способностей к техническому творчеств (развитость мыслительных операций и приемов, мотивация и самоорганизация личности в этом виде деятельности).


15.
ГЛАВА I. ОТ ОНТОЛОГИИ К ПОЛИТИКЕ

Йозеф Шмайс
Университета им. Масарика
smajs@mail.muni.cz
Страницы: 94-105

Аннотация >>
Необходимость тесного соединения онтологии и политики Аристотелю, вероятно, показалась бы сомнительной. Онтология, как наука о бытии сущего, занимаясь поисками адекватного способа общего теоретического понимания мира, никогда не имела ничего общего с теорией управления общинами и государством. Успешность политики была чисто эмпирическим фактом (то есть вырастала из опыта), который никак не зависел от философского представления о действительности как о целом - философской онтологии. Но усугубляющийся в настоящее время экологический кризис обесценивает опыт, здравый смысл и практические знания как традиционные источники политической мудрости. Глобальная экологическая политика, которая только возникает и которая могла бы находящуюся в опасности культуру (человеческую цивилизацию) провести через горнило кризиса, будет вынуждена обратиться к онтологии и наукам о человеке и человеческой цивилизации. То есть эта политика не будет успешна без адекватного онтологического концепта культуры и природы. Поэтому экологически ответственная философия находится на полпути к возникающей экологической политике: в форме эволюционной онтологии раздвигает рамки традиционной философской мудрости, давая теоретический «диагноз» культуре, находящейся перед лицом надвигающейся экологической катастрофы [1].


16.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

М. Н. Очиров, Б. Г. Шадаров
Бурятский государственный университет
mochirov@mail.ru, berson1@mail.ru
Ключевые слова: устойчивое развитие, инвайронментализм, ноосфера, «золотое правило этики», любовно-творческая личность
Страницы: 106-112

Аннотация >>
Цель статьи заключается в анализе способов практической реализации философских идей развития экологической этики и педагогических условий, необходимых для решения этой проблемы. Основными условиями выступают учет социогенетических особенностей развития экологической этики и включение в содержание обучения нового вида опыта - опыта соблюдения экологической этики. Один из авторов был научным руководителем разработки и внедрения педагогической модели становления любовно-творческой личности школьников.


17.
ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. О. Татаринцев
Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова
indigo2011@ya.ru
Ключевые слова: традиционная экологическая культура народов Крайнего Севера, экологическое воспитание, глобальный экологический кризис, устойчивое общественное развитие
Страницы: 112-116

Аннотация >>
В данной статье иллюстрируются современные тенденции развития системы экологического воспитания, отражающие наиболее проблемные моменты его реализации на уровне средней школы. Выход из экологического кризиса автор видит в обращении к традициям экологического воспитания коренных народов российского Севера, эффективном использовании этих традиций при корректировке существующих и разработке новых программ экологического воспитания.


18.
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ МЕЖДУ ТРАНСЦЕНДЕНТИЗМОМ И ПАНТЕИЗМОМ (К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ)

Я. В. Бондарева
Московский государственный областной университет
yanakankou@mail.ru
Ключевые слова: креационизм, трансцендентность, имманентность, теизм, пантеизм, панентеизм
Страницы: 117-125

Аннотация >>
В статье дается историко-философский анализ развития христианско-теистического принципа трансцендентности в его антиномических отношениях с пантеистическими тенденциями разных этапов русской религиозно-философской мысли; раскрывается степень соответствия тех или иных методологических позиций главной цели русской философии - построения цельного знания о целостном бытии в рамках христианского мировоззрения.


19.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Р. ИНГАРДЕНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Е. А. Тимощук
Нижегородский государственный лингвистический университет
Ключевые слова: феноменологическая методология, анализ культурного текста, образовательный процесс, теория многослойности
Страницы: 125-129

Аннотация >>
Р. Ингарден - ученик Э. Гуссерля, основателя философского учения феноменологии. Феноменология - это учение о предпосылках всякого мышления. Ингарден стремится вывести феноменологию на более реалистические позиции и поэтому обращается к литературному произведению как к примеру многослойности бытия. Он, кроме того, вводит такие важные характеристики социокультурных объектов, как интенциональность, точки неопределенности и конкретизация. Это делает феноменологическую методологию Р. Ингардена перспективным инструментом анализа культурного текста. Для экспериментального подтверждения студентам было предложено провести толкование текстов до знакомства с методологией Р. Ингардена и после. На основании полученных результатов можно говорить об эффективности феноменологии Р. Ингардена в образовательном процессе.


20.
ГЕНЕЗИС ЭЛИТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В. В. Петров
Новосибирский государственный университет
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: элитное образование, элитарное образование, элита, социум, генезис
Страницы: 130-137

Аннотация >>
В статье рассматривается генезис элитного образования, проводится его сравнение с элитарным и эгалитарным. Основное внимание уделяется изменению функций элитного образования, находящихся в зависимости от существующих социально-экономических условий. Автор делает вывод о необходимости расширения элитного образования, играющего важную роль в формировании интеллектуальной, культурной и политической элиты.


21.
АНТРОПОЛОГИЯ КАНТА И ИДЕЯ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

О. Б. Панова
Томский государственный университет
obp73@mail.ru
Ключевые слова: философия воспитания, философская антропология, классическая трансцендентальная философия, трансцендентальный идеал
Страницы: 137-144

Аннотация >>
В статье показывается преемственность классической трансцендентальной философии и современной философии воспитания. Подчеркивается значение антропологических идей И. Канта в формировании концепции воспитания человека в современной культуре. Речь идет о подлинном смысле человечности, воспитания, образования, обучения. Обосновывается вывод о том, что в современном глобализирующемся мире, при всех изменениях в научно-образовательном пространстве, воспитание сохраняет традиционное, классическое понимание.


22.
«ТРИ ВОЛНЫ» ИСТОРИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИНСТИТУТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Калюжина
Курганский государственный университет
evmih2004@mail.ru
Ключевые слова: высшее образование, модели высшего образования, социокультурный институт, информационное общество, исторический процесс
Страницы: 145-152

Аннотация >>
В статье прослеживается эволюция социокультурного института высшего образования с позиций синтеза концепций «трех волн» Э. Тоффлера, «индустриального общества» Д. Белла, «трех типов культур» М. Маклюэна. Автор, опираясь на описанный Э. Тоффлером код индустриальной цивилизации, определяет коды доиндустриального и информационного общества, анализируя характерные черты института образования, детерминированные кодом соответствующей исторической волны.


23.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

А. С. Гурьянов
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М. Ф. Решетнева
guryasash@yandex.ru
Ключевые слова: социализация личности, система образования, тип общества
Страницы: 152-157

Аннотация >>
В статье раскрывается специфика социализации личности в процессе образования в зависимости от типа общества. Показывается, что каждый тип общества предполагает собственный характер социальности, и по этой причине система образования должна строиться так, чтобы ее функционирование осуществлялось с учетом особенностей социального устройства общества, а личность могла эффективно самореализоваться в обществе и наиболее полно раскрыть свой потенциал.


24.
О СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Л. Г. Пак
Оренбургский государственный педагогический университет
lyubov-pak@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая технология, социализация студента, образовательный процесс вуза
Страницы: 157-163

Аннотация >>
В статье предлагается категориальный анализ дефиниции «педагогическая технология», рассматриваются ее основные содержательные признаки и позиции. Автор характеризует педагогические технологии социализации студента в образовательном процессе вуза как совокупность, взаимосвязь и единство трех составляющих: интегративной (технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучаемых, игровые технологии, интерактивные технологии); социально-педагогической (практико-ориентированные технологии, технологии современного проектного обучения); дифференцированно-личностной, имеющих специфику методической инструментовки.


25.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

О. Р. Сигнаевская
Уральский государственный педагогический университет
belyaeva@uspu.ru
Ключевые слова: постиндустриальная реальность, информационное общество, общество знания, культурно-антропологическая перспектива
Страницы: 163-170

Аннотация >>
В статье анализируются возможные парадигмы развития философии образования в новом глобализируещемся мире постиндустриальной эпохи. В частности, по-новому раскрывается смысл спора западников и славянофилов в контексте традиций русской философии, а именно концепции Н. Бердяева о будущем России как о «новом Средневековье». Рассматриваются проблемы идеологии образования и маркетинговых подходов к организации функционирования образовательной системы, построения социального государства.


26.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

О. Р. Сигнаевская
Уральский государственный педагогический университет
belyaeva@uspu.ru
Ключевые слова: постиндустриальная реальность, информационное общество, общество знания, культурно-антропологическая перспектива
Страницы: 163-170

Аннотация >>
В статье анализируются возможные парадигмы развития философии образования в новом глобализируещемся мире постиндустриальной эпохи. В частности, по-новому раскрывается смысл спора западников и славянофилов в контексте традиций русской философии, а именно концепции Н. Бердяева о будущем России как о «новом Средневековье». Рассматриваются проблемы идеологии образования и маркетинговых подходов к организации функционирования образовательной системы, построения социального государства.


27.
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА

А. П. Картавцева, И. С. Морозова
Кемеровский государственный университет
pfkemsu@rambler.ru, evm777@pisem.net
Ключевые слова: университетское образование, образовательная система, концепция, социально-психолого-педагогический процесс
Страницы: 170-177

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме функционирования целостных социальных систем, и университетское образование рассматривается в качестве одного из возможных вариантов развития данного феномена. Авторы подчеркивают, что образование представляет собой социально-психолого-педагогический процесс, а образовательная система включает в качестве компонентов дидактическую систему, систему воспитательной, экологической работы и др. Результаты исследования авторов подтверждают теоретические выводы о том, что образова- тельную систему университета следует рассматривать с позиции концепции самоорганизующегося мира.


28.
ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ

О. В. Гордина
Иркутский государственный педагогический университет
g.o.v@rambler.ru
Ключевые слова: высшая народная школа, принципы образования взрослых, непрерывное образование
Страницы: 178-184

Аннотация >>
В статье исследуется высшая народная школа как социально-педагогический феномен, наблюдаемый в реальной практике. Определяются принципы и пути развития данной образовательной модели в российском образовательном пространстве. В статье анализируется ее гуманистическое содержание и высокий жизнетворческий потенциал.
В фокусе внимания находятся народные школы для пожилых людей, созданные в России. Это позволяет выделить основные модели организации деятельности высших народных школ, определить особенности и перспективы их развития в современной России.


29.
О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

О. А. Урбан
Сибирский филиал Международного института экономики и права
urban-o@yandex.ru
Ключевые слова: трудовой потенциал выпускников вузов, профессиональный, социокультурный, деятельностный компоненты трудового потенциала, предпринимательский ресурс, малый бизнес, дополнительное образование в области предпринимательской деятельности
Страницы: 184-191

Аннотация >>
Цель статьи - показать роль дополнительного образования в области предпринимательской деятельности в развитии трудового потенциала выпускников вузов в условиях структурной трансформации экономики региона.
На основе данных социологического исследования анализируются основные компоненты трудового потенциала будущих специалистов и отмечена их внутренняя противоречивость. Показано, что большинство выпускников социально активны, имеют мотивационную структуру, адекватную рыночной экономике. В этом отношении они представляют собой наиболее сильный предпринимательский ресурс региона.
Обоснована необходимость создания структуры дополнительного образования в области предпринимательской деятельности, определены социально значимые цели и задачи, организационные требования к созданию и функционированию подобных структур.


30.
ОБЩЕСТВО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

Ю. В. Гусев, Т. А. Половова
Новосибирский государственный университет экономики и управления
gusev@nsuem.ru, Polovova.tatayna@rambler.ru
Ключевые слова: ценность образовательной услуги, стабильность и устойчивость вуза, гуманитарность образования
Страницы: 192-199

Аннотация >>
В статье рассматривается сущность системы ценностей образования; обосновывается наличие трех аспектов, составляющих суть ценности образования: с точки зрения маркетинговой привлекательности образовательных услуг; с точки зрения значимости научного знания; с точки зрения значимости объектов окружающего мира для человека, определяемых не их свойствами, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Отмечается связь между ценностью образования и устойчивостью вузов, раскрывается содержание гуманитарного образования и его роль в формирующейся образовательной системе.


31.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРАКТИКУМА

А. А. Лысюк, В. М. Трофимов
Новосибирский государственный педагогический университет
trofimov@nspu.ru, andreyftp@gmail.com
Ключевые слова: информационно-технологическая среда, компетенции, система сервиса эксперимента
Страницы: 199-204

Аннотация >>
В статье рассматриваются специфические условия внедрения компетентностного подхода в образовательный учебный практикум как часть информационно-технологической среды. Авторы доказывают, что становление функциональной структуры такой среды происходит на основе сервисного принципа. Инновационный потенциал компетентностного подхода предлагается реализовать с помощью педагогико-сервисологической методологии на основе технологии «система сервиса эксперимента».


32.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

А. А. Иринчеев
Бурятский государственный университет
airover@mail.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, педагогическая компетентность, педагогическая деятельность, методология
Страницы: 204-210

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы методологии развития профессиональных компетентностей будущих учителей. Исследуется сущность понятия «профессиональная компетентность», выявляются ее компоненты. Описывается структура педагогической компетентности учителя. Основными уровнями профессиональной компетентности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм. Профессиональная компетентность является необходимым условием профессионализма, но эти понятия не тождественны. Также не отождествляются профессиональная компетентность и профессиональные знания. Предлагаются способы формирования и совершенствования профессиональных компетенций будущих учителей.


33.
ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Ю. В. Пушкарёв
Новосибирский государственный педагогический университет
pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: инновационное развитие системы образования, инновационная способность нации, качество образования, образовательные инновации
Страницы: 210-215

Аннотация >>
Автор статьи исследует проблему инновационного развития системы образования в современных условиях. Подчеркивается, что образование сегодня само по себе является жизненно важной функцией, ключевой системой и условием существования общества. Роль знаний в развитии общества стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. Особо отмечается, что инновационное образование должно воспитывать в человеке способности и стремление к развитию и преобразованию.


34.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА КАК КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ

К. С. Лелюшкина
Томский политехнический университет
kira73@mail.ru
Ключевые слова: теоретико-методические основания, личностно ориентированное общение, принципы
Страницы: 216-221

Аннотация >>
Любая технология обучения, в том числе и нашего исследования, базируется на концепции. Концепция обучения личностно ориентированному общению включает теоретико-методологические основания, принципы и является логическим продолжением традиций, накопленных в отечественном и зарубежном опыте преподавания иностранных языков. Она обеспечивает грамотное и ускоренное достижение цели, которая заключается в иноязычном взаимодействии учащихся.


35.
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА

Г. И. Китайгородская
Коми государственный педагогический институт
gikit@rambler.ru
Ключевые слова: системное мышление, структура системного мышления, компоненты системного мышления
Страницы: 221-228

Аннотация >>
В статье приведен анализ подходов к определению сущности системного мышления, которое автор понимает как общенаучную методологию системного отражения и преобразования действительности. Предлагается структура системного мышления в виде системы трех компонентов - мотивационного, предметного и операционного.


36.
ФАКТОРЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

С. А. Тетенов, И. С. Морозова
Кемеровский государственный университет
serg-set@mail.ru, Evm777@pisem.net
Ключевые слова: самоактуализация личности, субъектность, социальность и деятельность как факторы самоактуализации
Страницы: 228-233

Аннотация >>
Целью данной статьи является эмпирическое доказательство возможности целенаправленного влияния на процесс становления самоактуализирующейся личности. В статье сделана попытка выявить факторы и стадии самоактуализации личности, а также определяется соотношение понятия самоактуализации со смежными понятиями. Главная тема статьи - субъектность, социальность и деятельность как факторы самоактуализации личности. В первой части на основе теоретического анализа авторами выделяется ряд стадий личностного развития, при последовательном прохождении которых возможно возникновение самоактуализации личности. Вторая часть посвящена описанию эмпирического исследования влияния факторов субъектности, социальности и деятельности на степень самоактуализации личности.


37.
ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ И АЛЕКСИТИМИЧЕСКИ ПОДОБНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

Е. Н. Левшунова
Новосибирский государственный педагогический университет
elena_levshynova@mail.ru
Ключевые слова: алекситимия, агрессивность, эмоции
Страницы: 233-240

Аннотация >>
Целью данной статьи является представление результатов исследования взаимосвязи агрессивности и алекситимически подобных проявлений личности. По мнению исследователей, алекситимия обнаруживается в неспособности человека идентифицировать и вербализовывать свои эмоциональные переживания, непонимании чувств других людей, трудности в различении чувств и телесных ощущений, обедненности фантазийной сферы. В статье предпринята попытка описания характеристик личности с разным уровнем выраженности алекситимического признака. Представленный анализ показывает, что чем выше уровень алекситимически подобных проявлений испытуемых, тем ниже способность дифференцировать свои эмоции, выражать их адекватно ситуации. Данная проблема является актуальной в психологии, так как алекситимически подобные проявления личности значительно снижают полезность аффектов в обработке информации.


38.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Л. А. Беляева, Ю. А. Семенова
Уральский государственный педагогический университет
belyaeva@uspu.ru, semenovaua2008@yandex.ru
Ключевые слова: толерантность, гражданская идентичность, ценностная установка, гражданское образование
Страницы: 240-246

Аннотация >>
Статья посвящена вопросу о месте толерантности в структуре гражданской идентичности личности. Различая в структуре гражданской идентичности когнитивный, эмоциональный, ценностный и деятельностный компоненты, авторы рассматривают толерантность как базовую ценностную установку гражданского сознания, которая актуализируется в контексте современных социальных изменений. Как ценностное основание гражданской идентичности и норма гражданских отношений, толерантность анализируется с позиции трех подходов: аксиологического, нравственно-этического и социокультурного. В статье также исследуется значение развития толерантной установки сознания в системе гражданского образования.


39.
ПОНИМАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СМЫСЛООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Г. Белякова
Тюменский государственный университет
B-Evgenia@yandex.ru
Ключевые слова: понимание как культуротворческий и личностно развивающий процесс, смыслоориентированное образование
Страницы: 247-252

Аннотация >>
То, что в современном образовании акцент ставится на развитие личности, а системообразующим основаниям личностных изменений - смысловой сфере человека - уделяется недостаточное внимание, подтверждается существованием противоречия между выраженной общественной потребностью в осмысленном отношении современного человека к действительности, ценностной рефлексии оснований его социокультурной преобразующей деятельности, умении извлекать из информации личностно-ценное содержание - и неготовностью образования создать соответствующие условия для развития ценностно-смысловой сферы личности обучающихся.
В статье раскрывается авторская концепция смыслообразования в педагогическом процессе. Показаны возможности трактовки сущности процесса освоения культурного опыта как смыслообразования в процессе понимания. Понимание как культуротворческий и личностно развивающий процесс обеспечивает вхождение обучающегося в мир культуры и включает следующие уровни: актуализация личностного смысла, его взаимодействие с культурным значением, формирование осмысленной личностной ценностной позиции, осмысленная постановка целей культуротворческой деятельности.


40.
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ

М. В. Жук1, Н. В. Наливайко2,3, Е. А. Пушкарёва4
1 Сумский областной институт последипломного педагогического образования
2 ГОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический институт
3 Институт философии и права
4 НИИ философии и образования ГОУ ВПО НГПУ
Страницы: 253-271

Аннотация >>
28 апреля и 16 июня 2010 г. в рамках проекта «Инновационное образование как фактор развития человеческого капитала в условиях общества знаний» прошли два телемоста, организаторами которых стали: кафедра социально-гуманитарных дисциплин Сумского областного института последипломного педагогического образования (Сумы, Украина), координатор - кандидат философских наук, профессор Жук Михаил Васильевич и Научно-исследовательский институт философии образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический институт», редакция журнала «Философия образования», Институт философии и права СО РАН (Новосибирск, Россия), координатор - доктор философских наук, профессор Наливайко Нина Васильевна. Партнерство имеет давнюю традицию. Оно началось во время проведения международного научного симпозиума «Философия образования Запада и Востока: проблемы диалога» организаторы - д-р. филос. наук, проф. Н. В. Наливайко (Новосибирск, 2006 г.). Сегодня работа проходит в рамках нового научного проекта: Постоянно действующая международная научная телеконференция «Инновационное образование как фактор развития человеческого капитала в условиях общества знаний» (2010 г.).