Е. В. Гребенкин
Новосибирский государственный педагогический университет, rusforscher@mail.ru
Ключевые слова: конфликт, конфликтное взаимодействие, конфликтные ситуации, урегулирование конфликтов (медиация), школьная служба примирения
Страницы: 262-267
В статье анализируются поведенческие стереотипы во взаимоотношениях педагогов и школьников, рассматриваются инновационные (в концептуальном и содержательном планах) способы урегулирования школьных конфликтов (медиация). Медиация - специально организованные примирительные процедуры, интегрированные в образовательно-воспитательный процесс школы и направленные на заглаживание причиненного ущерба пострадавшей стороне.
"Б. О. Майер1, Н. В. Наливайко2"
"1 Новосибирский государственный педагогический университет, maier@online.nsk.su 2 Новосибирский государственный педагогический университет, nnalivaiko@mail.ru"
Ключевые слова: информационное общество, общество знания, количество и качество системы образования, критерии качества, адаптационная направленность системы образования
Страницы: 4-18
Проведен сравнительный анализ концептов «информационное общество» и «общество знания», а также «количество» и «качество» применительно к сфере образования. Показано, что в оценках системы образования часто происходит методологическое смешение количественных и качественных характеристик. В частности, доказывается, что ЕГЭ есть первая в истории России попытка введения единой количественной измерительной шкалы результатов обучения для всей страны. Применительно к обществу знания обосновывается, что качество системы образования возможно оценивать по ее адаптационной направленности.
М. И. Ананич
Администрация Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: высшая школа, экономика, основанная на знаниях, инновационная экономическая система, миссия региональной научно-технической и инновационной политики
Страницы: 18-24
На примере Новосибирской области анализируется место и роль высшей школы в формировании экономики, основанной на знаниях. Рассматриваются объективные предпочтения крупных работодателей по отношению к выпускникам вузов. Показывается, что и на региональном уровне в формировании инновационной экономической системы человеческий капитал становится определяющим фактором роста. Обосновывается, что миссией региональной научно-технической и инновационной политики Новосибирской области является создание условий для динамичного развития экономики области за счет технологического перевооружения предприятий, организации новых производств на базе инновационных технологий и научных разработок, превращение области в крупнейший инновационный центр востока страны.
В. А. Иванова
Барнаульский педагогический государственный университет, iva-nauka@mail.ru
Ключевые слова: язык науки, процессы роста научного знания, механизмы преодоления суггестивности языка фундаментальной науки
Страницы: 24-30
Автор рассматривает язык науки как воплощение всех особенностей диахронно и синхронно изменчивого научного дискурса. Изучение процессов роста научного знания и статуса субъекта познания актуально для философии и науки. Цель статьи - исследовать механизмы преодоления суггестивности языка фундаментальной науки, поскольку они позволят увидеть новые аспекты научного знания и самого языка науки. В контексте открытой рациональности «однозначность» языка науки не воспринимается безусловно. Поэтому возникла объективная необходимость изучения внерациональных компонентов языка науки, оценки их потенциала и роли в функционировании этого языка. Таким образом, сформирована идея использования подобного подхода для онтолого-гносеологического исследования языка науки, что и составляет новизну данного исследования.
И. И. Слепынина
Барнаульский юридический институт МВД России, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: оптимология, оптимум, оптимальный, критерии оптимальности, образовательные системы, инновации, модель образования
Страницы: 31-35
Автором предлагается рассмотреть систему образования, сложившуюся сегодня в России, применяя системно-экологический и оптимологический подходы. Оптимология позволяет с научно-философских позиций, во-первых, дать экспертную оценку состояний определенных образовательных структур и систем; во-вторых, выявить и наметить пути управления данными системами с целью их оптимизации и улучшения деятельности. В статье дан план исследования системы образования с позиции указанных подходов.
Ю. И. Колюжов
Московский государственный университет культуры и искусств, Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: знание на Западе, знаниевая традиция, культурологическая специфика образования
Страницы: 35-41
Цель статьи: отразить западную знаниевую традицию и грани ее освоения в российском образовании. Исследованы эволюция, специфика и неоднородность знания в традициях западной философской культуры. В ней преобладают эгоцентризм, элитаризм, разделение мира на Я и не-Я. Это шедевры гениального эго в сфере философии, искусств, религии, мистики, науки, техники. Но это также - рационализм и безнравственность, элитарно-массовое расчленение мира, нарастающий деконструктивизм в массовой среде. Автор, анализируя западную знаниевую традицию, обосновывает тезис о том, что в российском образовании ее следует осваивать только на собственной культурно-исторической основе.
Е. В. Ушакова
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: знание, знаниеведение, образование, принципы парциальности, холизма
Страницы: 41-47
Показано соотношение принципов парциальности и холизма и необходимость итогового холистического подхода в образовании, знаниеведении и практике. Поставлены знаниеведческие проблемы в философии образования. Показана специфика принципов парциальности и холизма в современном образовании, знании и практике. Парциальность присуща современности, но ведет деконструкции общества и человека, разрушению социально-природного баланса. Сохранение потенциала жизнеспособных знаний, цельности человека и социоприродного баланса возможны лишь на базе принципа холизма, целостных, комплексных подходов к решению проблем. Обоснована эвристичность и практичность принципа холизма в образовании и знаниеведении.
Е. Л. Цейзер
Алтайский аграрный университет, alek@svs-6.ru
Ключевые слова: научная картина мира, сознание, активность сознания, неклассическая парадигма, квантовый объект
Страницы: 48-52
Статья посвящена проблеме формирования научной картины мира. Объектом философского анализа является природа и сущностные характеристики сознания как важнейшей компоненты системы мировоззрения. Автор предлагает, в частности, возможную интерпретацию такого свойства сознания, как активность, с позиции неклассической парадигмы. Известно, что в квантовой механике концептуальные проблемы принципиально решаемы лишь в том случае, если сознание наблюдателя непосредственно включается в контекст ситуации исследования квантового объекта. Формулируется предположение о природе сознания как сопоставимой с природой объектов квантовой реальности, что допускает возможность непосредственного влияния сознания на физическую реальность.
В. В. Дерюшев
Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: современная наука, революции в науке, научная картина мира, максвеловская теория научной революции, общефилософская методология, образование
Страницы: 52-55
В статье рассмотрены подходы современных авторов к анализу понятий «научная революция», «научная картина мира», к проблеме периодизации научных революций и картин мира. Автор предлагает дополнить существующую периодизацию максвеловской теорией научной революции. Анализ научных картин мира и их периодизации приводит автора к выводу о необходимости использования при этом общефилософской методологии, которая является необходимой предпосылкой построения целостной современной общенаучной картины мира. Выстроенная таким образом картина мира определяет и структуру учебного курса «Концепции современного естествознания».
Е. А. Пушкарева
Новосибирский государственный педагогический университет, pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: интеграция научной и образовательной сфер современного общества, философское знание, фундаментальное образование, философия образования
Страницы: 55-61
Автор исследует проблему интеграции научной и образовательной сфер современного общества, где системность выступает как категорический императив научного и учебного познаний. Философское знание как системное в современных условиях представляет наиболее значимый, по мнению автора, уровень образовательного знания. Подчеркивается, что именно системное знание, разрабатываемое философией, становится все более важным для формирования системного мышления - основы прочного фундаментального образования. Философия образования в указанном ключе представляет собой теоретико-методологическую, мировоззренческую, аксиологическую основу системы образования. Акцентируется внимание на том, что философия давала и дает ценностные основания образовательным теориям, является вектором развития системы образования.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее