М. Е. Федотова
Институт математики и информатики Якутского государственного университета, mil_imi@mail.ru
Ключевые слова: обучение, уровень, усвоение знаний, оценка результатов, базовый уровень, основной уровень, повышенный уровень
Страницы: 120-126
В статье рассматриваются различные подходы к проблеме исследования разных уровней усвоения знаний, подробно анализируются основные трактовки следующих понятий: «уровни учебной деятельности», «уровни умственной деятельности учащихся», «уровни познавательной деятельности учащихся», «самоуправление учебной деятельностью», «уровни сформированности познавательной самостоятельности», «уровни овладениями знаниями и умениями».
"В. В. Крашенинников1, Н. Р. Круглова2"
"1 Новосибирский государственный педагогический университет, krash@nspu.net 2 Новосибирский государственный педагогический университет, ftip@nspu.net, dmkruglov@yndex.ru"
Ключевые слова: качество образования, система менеджмента качества, модель повышения качества подготовки специалиста
Страницы: 126-131
В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «качество образования» и пути реализации повышения качества образования на государственном и вузовском уровне. Представлены результаты мониторинга качества подготовки студентов на факультете технологии и предпринимательства. Предложена модель повышения качества подготовки специалиста.
А. В. Моргунов
Новосибирский государственный педагогический университет, alek@svs-6.ru
Ключевые слова: человеческие ресурсы, сбалансированная система показателей, делопроизводство, стратегическое управление, корпоративный менеджмент
Страницы: 131-139
В статье рассматривается один из аспектов современной философии управления - человеческий фактор, который в информационную эпоху становится залогом достижения высоких результатов любой компании. Для создания широких конкурентных возможностей необходима сбалансированная система показателей эффективности, причем ведущим критерием оказывается именно обучение и развитие персонала, поскольку именно этот фактор обеспечивает осуществление целей, связанных с финансовой деятельностью, взаимоотношениями с клиентами и оптимизацией внутренних бизнес-процессов.
В статье анализируется трансформация понятия функциональной грамотности как формирование навыка непрерывного образования в современных теоретических исследованиях за рубежом. Автор рассматривает социальный контекст, философские и педагогические аспекты и технологические основы интерпретации функциональной грамотности информационного общества на примере образовательной политики США во второй половине XX и начале XXI вв. Выводы исследования представлены в виде технологического конструкта функциональной грамотности.
Б. О. Майер
Институт философии и права СО РАН, Новосибирский государственный педагогический университет, maierbo@gmail.com
Ключевые слова: паттерн, логические уровни коммуникации, двойное послание, адаптация
Страницы: 145-154
На основе теории логических типов и логических уровней коммуникации анализируется подход Г. Бейтсона к формализации ситуации «двойного послания» при коммуникации между индивидами. Проводится обобщение данного подхода в случае коммуникации социальных групп и социальных институтов. Обосновывается, что анализ ситуаций «двойного послания» в социуме имеет первостепенное значение для выявления адаптирующей функции современного образования.
А. В. Коренева
Мурманский государственный технический университет, shishloeg@mstu.edu.ru
Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, интеграция, междисциплинарная интеграция, интегративная модель, интегративная система, межпредметные связи, интегрированное занятие, профессионально ориентированные тексты
Страницы: 155-161
В данной статье рассматривается интеграция как одно из условий профессионально ориентированного обучения вузовскому курсу «Русский язык и культура речи», предназначенному для студентов-нефилологов. Автор предлагает модель интеграции курса с общепрофессиональными дисциплинами и дисциплинами специализации, определяет ее роль в учебном процессе, обосновывает отбор интегрируемых дисциплин. Описаны формы, способы, приемы интеграции учебных предметов (интегрированные занятия, индивидуальные сообщения по интегративным темам, использование профессионально ориентированного языкового материала, анализ учебников по дисциплинам специализации). Автор доказывает, что реализации принципа интеграции позволяет повысить мотивацию студентов к изучению курса «Русский язык и культура речи», формирует их профессионально-коммуникативную компетенцию.
Е. Г. Белякова
Тюменский государственный университет, B-Evgenia@yandex.ru
Ключевые слова: понимание, смысл, культура, личность, культурология, аксиология, антропология, герменевтика, психология, смыслоориентированное образование
Страницы: 161-167
Сущность образования как воспитания осмысленного культурно-исторического субъекта не может полностью реализоваться в рамках сложившихся традиций когнитивно ориентированного подхода. В статье определен комплекс согласованных между собой и взаимодополняющих теоретико-методологических подходов в культурологии, аксиологии, антропологии, герменевтике, психологии, с опорой на которые можно выстроить модель смыслоориентированного образования. Показаны возможности принципиально новой трактовки сущности процесса освоения знания как целостного культуротворческого и личностно разви- вающего процесса (при условии использования методологического потенциала категории понимания). В статье предлагается авторский подход к определению понятий ценностей, целей, принципов, содержания, форм и методов образовательного процесса, ориентированного на формирование ценностно-смысловой сферы субъектов образования, обеспечивающего становление человека культуры.
Скайсте Ласкене, Д. Лапенене
Литовская академия физической культуры, s.laskiene@lkka.lt
Ключевые слова: постмодернизм, язык, деконструкция, логоцентризм, смысл, учебное заведение (школа)
Страницы: 168-175
В статье рассматривается вопрос, каким образом можно применить концепцию деконструкции, предположенную постструктуралистом Ж. Деррида, для понимания всего многообразия смыслов текста. Поскольку, согласно Ж. Деррида, любая система смыслов может рассматриваться как текст, идеи деконструкции интерпретируются применительно к деятельности учебного заведения. Анализируются методы использования первичной деконструкции (как способ чтения и восприятия смысла текста) и то, как они влияют на языковую выразительность, которая возникает как результат переплетения многообразных смыслов. В свою очередь, эти смыслы можно рассматривать как своего рода «диалог», в ходе которого конструируется реальность.
В. С. Сломский
Академия социальных наук, Международная академия наук по экологии и безопасности жизнедеятельности, Международная академия информационных технологий и Международная академия менеджмента (Варшава, Польша), slomski@vizja.pl
Ключевые слова: континентальная философия, польская философия, «активная философия», самоопределение, практика
Страницы: 175-185
В настоящей статье ставится и решается вопрос о том, что такое «польская философия» в контексте развития континентальной философии. Анализируются этапы самоопределения поляков как европейцев, а также отношение в польском социуме к необходимости изучения философии. Доказывается, что характерным для польской философской рефлексии является постулат приближения философии к жизни, создания «активной философии», способной решать практические вопросы.
А. П. Грузков
Федеральное агентство по надзору и контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ, eliseeva.e@mail.ru
Ключевые слова: модель образования, региональная политика, реформирование образования, региональное управление, региональное развитие образования
Страницы: 186-194
Представлены результаты авторского анализа стратегических направлений территориального развития Российской Федерации в контексте политического реформирования. Показаны основные направления региональной политики (экономическая и социальная сферы), охарактеризованы основные проблемы развития экстремальных регионов, обсуждается оригинальная модель развития общего образования применительно к развитию образования малых и/или коренных народов Севера.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее