В статье анализируются проблемы развития федерализма в России. Рассматриваются, с одной стороны, преимущества и условия успешной адаптации института федерализма, и, с другой стороны, ограничения, которые присутствовали в нашей стране во время активных экономических реформ и затем в период стабилизации и экономического роста.
Представлены результаты исследований в области анализа ретроспективных тенденций изменения пространственной структуры российской экономики и дан прогноз на долгосрочную перспективу. Анализируются основные факторы межрегиональных различий в показателях производства и потребления, среди которых доминирующую роль играют специализация регионов, внешнеэкономические факторы и особенности распределения добавленной стоимости между субъектами экономической деятельности. Дана краткая качественная оценка направлений межрегионального перераспределения добавленной стоимости. Показаны некоторые особенности современной статистики, обусловливающие относительную неустойчивость показателей территориальной структуры.
В статье рассматриваются альтернативные стратегии развития Сибирского федерального округа: инерционная и инновационная. Обе стратегии исследуются с учетом обеспеченности экономики округа трудовыми ресурсами. Учитываются влияние демографического фактора и наличие трудовой миграции. Исследование проводится на оптимизационной многоотраслевой модели развития экономики СФО. Оценка реализуемости стратегий осуществляется на системе моделей анализа и прогнозирования денежных потоков.
Для оценки эффекта мультипликации мер государственного регулирования продовольственной безопасности на уровне региона в статье применяется модифицированная компактная имитационная модель. Оценки даются на примере аграрно-индустриального Алтайского края в динамике до 2010 г. Модельные расчеты показывают, что повышение уровня занятости приводит к росту доходов населения и уровня экономической доступности продовольствия. Увеличение расходов регионального бюджета увеличит объем доступного продовольствия в среднем через 1,58 года.
В статье анализируются динамика численности и особенности воспроизводства среднего класса на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения. Численность среднего класса оценивается в пределах 16-20%, и в целом он являлся достаточно устойчивым фрагментом социально-экономической структуры населения. Показано, что и в 90-е годы средний класс не утратил сопротивляемость неблагоприятным социально-экономическим условиям и имел высокие показатели воспроизводства.
Изложены результаты исследований межрегиональных различий основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения субъектов Российской Федерации. На основе анализа ретроспективной информации и статистических методов предпринята попытка определить основные причины, вызывающие ухудшение общественного здоровья в регионах. Сделан вывод о взаимовлиянии различных причин с преобладанием роли экологического фактора.
Даны количественные оценки связей между долями маятниковых трудовых мигрантов в Московской области, среднедушевыми доходами и удаленностью районов от Москвы. Определены уровень, пространственная картина и пассажиропоток межрайонной маятниковой миграции, теневые доходы мигрантов, работающих в Москве, а также разница доходов работающих в Москве и области.
На примере новосибирского Академгородка рассматриваются проблемы функционирования локальной территориальной общности научного типа. На базе анализа восприятия населением изменяющихся условий жизнедеятельности и перспектив развития Академгородка делается вывод о сохранении основных характеристик общности и необходимости учета ее особенностей при реализации внешних воздействий.
В статье анализируется общественное мнение о путях развития новосибирского Академгородка, о роли технопарка в решении его насущных проблем. Рассматриваются наиболее острые проблемы функционирования и развития Академгородка, исследуется информированность жителей об имеющихся проектах развития и отношение к ним, актуальные ожидания, связанные с реализацией проекта технопарка, а также представления населения о необходимых действиях для сохранения уникальности и развития Академгородка.
Реализация крупных проектов с высокой потребностью в инвестициях предполагает сложную схему взаимодействия региональных законодательств по инвестиционной деятельности, заключающуюся в согласовании отдельных положений инвестиционных законов различных субъектов Российской Федерации для правового сопровождения крупных межрегиональных проектов. На примере межрегионального проекта сооружения нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан рассмотрены направления регулирования инвестиционной деятельности в регионах и формы участия региона в реализации инвестиционных проектов.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее