Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2008

Выпуск № 2

39451.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В. М. Онищик
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Onishhik@yandex.ru
Ключевые слова: компетентностная парадигма, коммуникативная компетентность, концептосфера, культурно-образовательное пространство
Страницы: 101-107

Аннотация >>
Автор рассматривает проблему формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях специально организованного культурно-образовательного пространства вуза. Осмысление сущности коммуникативной компетентности представляется возможным, если исходить из той взаимосвязи, в которой находятся язык, культура и мышление; при этом в качестве базовой единицы картины мира используется понятие «концепт». Концептосфера отдельной личности и концептосфера нации находятся в соотношении «часть-целое». Автор делает вывод, что компетентностный подход в образовании должен быть ориентирован на становление целостного сознанияс учетом вклбчения личности в культурное пространства.


Выпуск № 2

39452.
УГЛУБЛЕНИЕ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Г. М. Серёгин
Новосибирский государственный педагогический университет, Has@nspu.ru
Ключевые слова: понимание, осознанное усвоение, постановка вопросов, обоснование истинности, рефлексивные задачи, наглядность, опорные сигналы
Страницы: 108-115

Аннотация >>
В статье рассматриваются некоторые направления повышения эффективности обучения, направленные на решение проблемы осознанного усвоения учебного материала. Важным элементом рефлексивной деятельности учащихся является умение ставить вопросы как с целью обучения, так и уточнения или дополнения знаний. Решение проблемы понимания математического текста также связано с постановкой вопросов.Обоснование истинности или ложности суждений и умозаключений в наибольшей степени связано с углублением понимания. Включение рефлексивных задач в учебную деятельность также способствует осознанному и глубокому усвоению математического материала. Большое внимание в статье уделяется вопросам наглядности. Одним из эффективных способов углубления понимания учебного материала является выделение смысловых опор в математическом тексте и использование опорных сигналов.


Выпуск № 2

39453.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Н. Р. Круглова
Новосибирский государственный педагогический университет, ftip@nspu.net, dmkruglov@yndex.ru
Ключевые слова: качество высшего образования, технология управления качеством, педагогический мониторинг качества
Страницы: 115-120

Аннотация >>
С внедрением в вузы систем менеджмента качества, основанных на принципах всеобщего управления качеством, возникла необходимость в технологиях, отслеживающих процесс формирования будущих специалистов. Такой технологией является педагогический мониторинг качества подготовки специалиста. В статье рассматриваются подходы к проблеме контроля и качества высшего образования.


Выпуск № 2

39454.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И УРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

М. Е. Федотова
Институт математики и информатики Якутского государственного университета, mil_imi@mail.ru
Ключевые слова: обучение, уровень, усвоение знаний, оценка результатов, базовый уровень, основной уровень, повышенный уровень
Страницы: 120-126

Аннотация >>
В статье рассматриваются различные подходы к проблеме исследования разных уровней усвоения знаний, подробно анализируются основные трактовки следующих понятий: «уровни учебной деятельности», «уровни умственной деятельности учащихся», «уровни познавательной деятельности учащихся», «самоуправление учебной деятельностью», «уровни сформированности познавательной самостоятельности», «уровни овладениями знаниями и умениями».


Выпуск № 2

39455.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

"В. В. Крашенинников1, Н. Р. Круглова2"
"1 Новосибирский государственный педагогический университет, krash@nspu.net
2 Новосибирский государственный педагогический университет, ftip@nspu.net, dmkruglov@yndex.ru"
Ключевые слова: качество образования, система менеджмента качества, модель повышения качества подготовки специалиста
Страницы: 126-131

Аннотация >>
В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «качество образования» и пути реализации повышения качества образования на государственном и вузовском уровне. Представлены результаты мониторинга качества подготовки студентов на факультете технологии и предпринимательства. Предложена модель повышения качества подготовки специалиста.


Выпуск № 2

39456.
ОБУЧЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА КАК УСЛОВИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПАНИИ

А. В. Моргунов
Новосибирский государственный педагогический университет, alek@svs-6.ru
Ключевые слова: человеческие ресурсы, сбалансированная система показателей, делопроизводство, стратегическое управление, корпоративный менеджмент
Страницы: 131-139

Аннотация >>
В статье рассматривается один из аспектов современной философии управления - человеческий фактор, который в информационную эпоху становится залогом достижения высоких результатов любой компании. Для создания широких конкурентных возможностей необходима сбалансированная система показателей эффективности, причем ведущим критерием оказывается именно обучение и развитие персонала, поскольку именно этот фактор обеспечивает осуществление целей, связанных с финансовой деятельностью, взаимоотношениями с клиентами и оптимизацией внутренних бизнес-процессов.


Выпуск № 2

39457.
ТРЕБОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СТРАНЫ ЗАПАДА)

Н. А. Оганесянц
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, oganat@mail.ru
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, функциональная грамотность, технологическая грамотность, учебные навыки, непрерывное образование
Страницы: 140-144

Аннотация >>
В статье анализируется трансформация понятия функциональной грамотности как формирование навыка непрерывного образования в современных теоретических исследованиях за рубежом. Автор рассматривает социальный контекст, философские и педагогические аспекты и технологические основы интерпретации функциональной грамотности информационного общества на примере образовательной политики США во второй половине XX и начале XXI вв. Выводы исследования представлены в виде технологического конструкта функциональной грамотности.


Выпуск № 2

39458.
ОБ АДАПТИРУЮЩЕЙ РОЛИ ПАТТЕРНА «ДВОЙНОГО ПОСЛАНИЯ» В ОБРАЗОВАНИИ

Б. О. Майер
Институт философии и права СО РАН, Новосибирский государственный педагогический университет, maierbo@gmail.com
Ключевые слова: паттерн, логические уровни коммуникации, двойное послание, адаптация
Страницы: 145-154

Аннотация >>
На основе теории логических типов и логических уровней коммуникации анализируется подход Г. Бейтсона к формализации ситуации «двойного послания» при коммуникации между индивидами. Проводится обобщение данного подхода в случае коммуникации социальных групп и социальных институтов. Обосновывается, что анализ ситуаций «двойного послания» в социуме имеет первостепенное значение для выявления адаптирующей функции современного образования.


Выпуск № 2

39459.
ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

А. В. Коренева
Мурманский государственный технический университет, shishloeg@mstu.edu.ru
Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, интеграция, междисциплинарная интеграция, интегративная модель, интегративная система, межпредметные связи, интегрированное занятие, профессионально ориентированные тексты
Страницы: 155-161

Аннотация >>
В данной статье рассматривается интеграция как одно из условий профессионально ориентированного обучения вузовскому курсу «Русский язык и культура речи», предназначенному для студентов-нефилологов. Автор предлагает модель интеграции курса с общепрофессиональными дисциплинами и дисциплинами специализации, определяет ее роль в учебном процессе, обосновывает отбор интегрируемых дисциплин. Описаны формы, способы, приемы интеграции учебных предметов (интегрированные занятия, индивидуальные сообщения по интегративным темам, использование профессионально ориентированного языкового материала, анализ учебников по дисциплинам специализации). Автор доказывает, что реализации принципа интеграции позволяет повысить мотивацию студентов к изучению курса «Русский язык и культура речи», формирует их профессионально-коммуникативную компетенцию.


Выпуск № 2

39460.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЫСЛООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Г. Белякова
Тюменский государственный университет, B-Evgenia@yandex.ru
Ключевые слова: понимание, смысл, культура, личность, культурология, аксиология, антропология, герменевтика, психология, смыслоориентированное образование
Страницы: 161-167

Аннотация >>
Сущность образования как воспитания осмысленного культурно-исторического субъекта не может полностью реализоваться в рамках сложившихся традиций когнитивно ориентированного подхода. В статье определен комплекс согласованных между собой и взаимодополняющих теоретико-методологических подходов в культурологии, аксиологии, антропологии, герменевтике, психологии, с опорой на которые можно выстроить модель смыслоориентированного образования. Показаны возможности принципиально новой трактовки сущности процесса освоения знания как целостного культуротворческого и личностно разви- вающего процесса (при условии использования методологического потенциала категории понимания). В статье предлагается авторский подход к определению понятий ценностей, целей, принципов, содержания, форм и методов образовательного процесса, ориентированного на формирование ценностно-смысловой сферы субъектов образования, обеспечивающего становление человека культуры.



Статьи 39451 - 39460 из 45810
Начало | Пред. | 3944 3945 3946 3947 3948 | След. | Конец Все