В. М. Онищик
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Onishhik@yandex.ru
Ключевые слова: компетентностная парадигма, коммуникативная компетентность, концептосфера, культурно-образовательное пространство
Страницы: 101-107
Автор рассматривает проблему формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях специально организованного культурно-образовательного пространства вуза. Осмысление сущности коммуникативной компетентности представляется возможным, если исходить из той взаимосвязи, в которой находятся язык, культура и мышление; при этом в качестве базовой единицы картины мира используется понятие «концепт». Концептосфера отдельной личности и концептосфера нации находятся в соотношении «часть-целое». Автор делает вывод, что компетентностный подход в образовании должен быть ориентирован на становление целостного сознанияс учетом вклбчения личности в культурное пространства.
В статье рассматриваются некоторые направления повышения эффективности обучения, направленные на решение проблемы осознанного усвоения учебного материала. Важным элементом рефлексивной деятельности учащихся является умение ставить вопросы как с целью обучения, так и уточнения или дополнения знаний. Решение проблемы понимания математического текста также связано с постановкой вопросов.Обоснование истинности или ложности суждений и умозаключений в наибольшей степени связано с углублением понимания. Включение рефлексивных задач в учебную деятельность также способствует осознанному и глубокому усвоению математического материала. Большое внимание в статье уделяется вопросам наглядности. Одним из эффективных способов углубления понимания учебного материала является выделение смысловых опор в математическом тексте и использование опорных сигналов.
Н. Р. Круглова
Новосибирский государственный педагогический университет, ftip@nspu.net, dmkruglov@yndex.ru
Ключевые слова: качество высшего образования, технология управления качеством, педагогический мониторинг качества
Страницы: 115-120
С внедрением в вузы систем менеджмента качества, основанных на принципах всеобщего управления качеством, возникла необходимость в технологиях, отслеживающих процесс формирования будущих специалистов. Такой технологией является педагогический мониторинг качества подготовки специалиста. В статье рассматриваются подходы к проблеме контроля и качества высшего образования.
М. Е. Федотова
Институт математики и информатики Якутского государственного университета, mil_imi@mail.ru
Ключевые слова: обучение, уровень, усвоение знаний, оценка результатов, базовый уровень, основной уровень, повышенный уровень
Страницы: 120-126
В статье рассматриваются различные подходы к проблеме исследования разных уровней усвоения знаний, подробно анализируются основные трактовки следующих понятий: «уровни учебной деятельности», «уровни умственной деятельности учащихся», «уровни познавательной деятельности учащихся», «самоуправление учебной деятельностью», «уровни сформированности познавательной самостоятельности», «уровни овладениями знаниями и умениями».
"В. В. Крашенинников1, Н. Р. Круглова2"
"1 Новосибирский государственный педагогический университет, krash@nspu.net 2 Новосибирский государственный педагогический университет, ftip@nspu.net, dmkruglov@yndex.ru"
Ключевые слова: качество образования, система менеджмента качества, модель повышения качества подготовки специалиста
Страницы: 126-131
В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «качество образования» и пути реализации повышения качества образования на государственном и вузовском уровне. Представлены результаты мониторинга качества подготовки студентов на факультете технологии и предпринимательства. Предложена модель повышения качества подготовки специалиста.
А. В. Моргунов
Новосибирский государственный педагогический университет, alek@svs-6.ru
Ключевые слова: человеческие ресурсы, сбалансированная система показателей, делопроизводство, стратегическое управление, корпоративный менеджмент
Страницы: 131-139
В статье рассматривается один из аспектов современной философии управления - человеческий фактор, который в информационную эпоху становится залогом достижения высоких результатов любой компании. Для создания широких конкурентных возможностей необходима сбалансированная система показателей эффективности, причем ведущим критерием оказывается именно обучение и развитие персонала, поскольку именно этот фактор обеспечивает осуществление целей, связанных с финансовой деятельностью, взаимоотношениями с клиентами и оптимизацией внутренних бизнес-процессов.
В статье анализируется трансформация понятия функциональной грамотности как формирование навыка непрерывного образования в современных теоретических исследованиях за рубежом. Автор рассматривает социальный контекст, философские и педагогические аспекты и технологические основы интерпретации функциональной грамотности информационного общества на примере образовательной политики США во второй половине XX и начале XXI вв. Выводы исследования представлены в виде технологического конструкта функциональной грамотности.
Б. О. Майер
Институт философии и права СО РАН, Новосибирский государственный педагогический университет, maierbo@gmail.com
Ключевые слова: паттерн, логические уровни коммуникации, двойное послание, адаптация
Страницы: 145-154
На основе теории логических типов и логических уровней коммуникации анализируется подход Г. Бейтсона к формализации ситуации «двойного послания» при коммуникации между индивидами. Проводится обобщение данного подхода в случае коммуникации социальных групп и социальных институтов. Обосновывается, что анализ ситуаций «двойного послания» в социуме имеет первостепенное значение для выявления адаптирующей функции современного образования.
А. В. Коренева
Мурманский государственный технический университет, shishloeg@mstu.edu.ru
Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, интеграция, междисциплинарная интеграция, интегративная модель, интегративная система, межпредметные связи, интегрированное занятие, профессионально ориентированные тексты
Страницы: 155-161
В данной статье рассматривается интеграция как одно из условий профессионально ориентированного обучения вузовскому курсу «Русский язык и культура речи», предназначенному для студентов-нефилологов. Автор предлагает модель интеграции курса с общепрофессиональными дисциплинами и дисциплинами специализации, определяет ее роль в учебном процессе, обосновывает отбор интегрируемых дисциплин. Описаны формы, способы, приемы интеграции учебных предметов (интегрированные занятия, индивидуальные сообщения по интегративным темам, использование профессионально ориентированного языкового материала, анализ учебников по дисциплинам специализации). Автор доказывает, что реализации принципа интеграции позволяет повысить мотивацию студентов к изучению курса «Русский язык и культура речи», формирует их профессионально-коммуникативную компетенцию.
Е. Г. Белякова
Тюменский государственный университет, B-Evgenia@yandex.ru
Ключевые слова: понимание, смысл, культура, личность, культурология, аксиология, антропология, герменевтика, психология, смыслоориентированное образование
Страницы: 161-167
Сущность образования как воспитания осмысленного культурно-исторического субъекта не может полностью реализоваться в рамках сложившихся традиций когнитивно ориентированного подхода. В статье определен комплекс согласованных между собой и взаимодополняющих теоретико-методологических подходов в культурологии, аксиологии, антропологии, герменевтике, психологии, с опорой на которые можно выстроить модель смыслоориентированного образования. Показаны возможности принципиально новой трактовки сущности процесса освоения знания как целостного культуротворческого и личностно разви- вающего процесса (при условии использования методологического потенциала категории понимания). В статье предлагается авторский подход к определению понятий ценностей, целей, принципов, содержания, форм и методов образовательного процесса, ориентированного на формирование ценностно-смысловой сферы субъектов образования, обеспечивающего становление человека культуры.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее