Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2008

Выпуск № 2

39461.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

О. В. Петунин
Кузбасский региональный ИПКиПРО, petunnin@yandex.ru
Ключевые слова: цивилизационный подход, педагогические процессы, модернизация, образование
Страницы: 29-37

Аннотация >>
В настоящей статье дается характеристика цивилизационного подхода применительно в анализу педагогических систем и процессов. В ней приведены различия между формационным и цивилизационным подходами; выявлены сильные и слабые стороны рассматриваемого подхода. Статья содержит вывод о том, что эффективная модернизация образовательной системы в любом государстве невозможна без учета исторических и социокультурных закономерностей его развития.


Выпуск № 2

39462.
О ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ МОЛОДЕЖНЫХ ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ

В. Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИКАРП ДВО РАН), carpi@rambler.ru
Ключевые слова: молодежные полиэтнические сообщества, воспитательные возможности, межнациональное общение, межэтнические отношения
Страницы: 37-44

Аннотация >>
В статье анализируются воспитательные возможности межнационального общения в молодежных политэтнических сообществах в Дальневосточном регионе России. Автором приводятся данные социологических опросов, отражающие отношения дальневосточной молодежи к вопросам национальной самоидентификации, межэтнических отношений, национального самовыражения и т. д. Предлагаются конкретные меры, направленные на воспитание культуры межэтнического взаимодействия и преодоление существующих негативных тенденций.


Выпуск № 2

39463.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО СООБЩЕСТВА

М. А. Абрамова
Институт философии и права СО РАН, marika24@yandex.ru
Ключевые слова: мультикультурная коммуникация, этническая идентификация, интеграция, функция социальной консолидации гуманитарной культуры
Страницы: 44-50

Аннотация >>
Автор в статье обращает внимание на формирование стратегии межкультурного взаимодействия народов в дореволюционной и советской России, и также консолидирующее значение российской гуманитарной культуры в данном процессе. На основе анализа работ Феодосия,
П. Ф. Каптерева, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, а также результатов исследования особенностей восприятия мира жителями Севера делается вывод о том, что создание в России правового государства невозможно без разработки концепции, представляющей базовые категории, определяющие процесс формирования гражданского сообщества. Мультикультурность в данной ситуации может стать отправной точкой, позволяющей сформулировать и создать нормативные акты, отражающие национально-государственную политику.


Выпуск № 2

39464.
СООТНОШЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ И ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"С. В. Кущенко1, В. И. Панарин2"
"1 Новосибирский государственный технический университет, chuyko_m@ngs.ru
2 администрация Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru"
Ключевые слова: рациональное, иррациональное, общественное сознание, фетиш, потенцирующий образ, социальная информация
Страницы: 51-54

Аннотация >>
Авторы показывают взаимосвязь соотношения рационального и иррационального в общественном сознании и проблемы безопасности системы образования в Российской Федерации. Статья акцентирует внимание на таких проблемах, как обеспечение безопасности системы образования в РФ в социально-информационном аспекте; полнота информации о достоинствах и недостатках Болонского процесса; «знания» и «веры» в процессе реформирования системы образования в РФ. Автор предлагает оригинальный подход к толкованию понятия «иррациональное», согласно которому иррациональное раздваивается на фетиш и потенцирующий образ. Фетиш препятствует оптимизации социального управления; потенцирующий образ способствует оптимизации социального управления, в том числе реформирования системы образования в РФ.


Выпуск № 2

39465.
ЗНАНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Е. А. Пушкарева
Новосибирский государственный педагогический университет, Pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: информация, научное и образовательное знание, знаниевое современное общество
Страницы: 54-61

Аннотация >>
Автор исследует проблему значения знания и информации для развития современного общества. Основные вопросы, которые автор анализирует в статье включают проблемы сходства и различия понятий «знание» и «информация»; особенности современного знания как общей области науки и образования; пути научного и образовательного знаний; направления знаниевого развития общества и отдельного человека. Делает вывод, что знание является главной интеллектуальной базой инновационных технологий гуманитарного, социального и технико-технологического направлений.


Выпуск № 2

39466.
О МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

М. С. Кальней
Московский государственный институт электронной техники (технический университет), kalnej@zelnet.ru
Ключевые слова: методология социального прогнозирования, типы прогнозирования, междисциплинарный эвалюционный подход
Страницы: 61-69

Аннотация >>
В статье рассматривается вопрос и наличии закономерностей в исторических процессах, а следовательно, и о возможности социально-исторического прогнозирования. Осмысление исторической перспективы, включающее социальное прогнозирование, способствует выявлению закономерностей в единичных исторических фактах, что необходимо общественному сознанию. Автор делает вывод, что в социальном прогнозированиисмешались два типа прогнозирования: научного и технологического развития (первый тип) и общественного и человеческого развития (второй тип). Поскольку общественное развитие детерминируется как объективными, так и субъективными факторами, методологию социального прогнозирования нельзя основывать на одном лишь рационально-логическом компоненте. По мнению автора, оптимален междисциплинарный эвалюционный подход к этой проблеме, подразумевающий как анализ фактов и тенденций, так и интуитивные, эвристические прогнозы.


Выпуск № 2

39467.
ПОСТМОДЕРНИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ - ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП АДАПТАЦИИ СОЦИУМА?

"Б. О. Майер1, Н. В. Наливайко2, Е. В. Покасова3"
"1 Новосибирский государственный педагогический университет, maierbo@gmail.com
2 Новосибирский государственный педагогический университет, nnalivaiko@mail.ru
3 Институт философии и права СО РАН, pokevi@mail.ru"
Ключевые слова: образование, общество, кибернетическая эпистемология, обратная связь, постмодернизм
Страницы: 69-76

Аннотация >>
Вопросы взаимоотношения образования и общества анализируются в рамках кибернетической эпистемологии. Доказывается, что всеобщее внедрение идей постмодернизма в систему образования может привести к нарушению обратной связи между обществом и образованием, что повышает вероятность возникновения нестабильных режимов развития общества.


Выпуск № 2

39468.
ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

"В. И. Игнатьев1, Ф. И. Розанов2"
"1 Новосибирский государственный технический университет, ignat@fgo.nstu.ru
2 Братский государственный университет (филиал в г. Усть-Илимске), Новосибирский государственный технический университет, firoz@narod.ru"
Ключевые слова: трансформации образования, сервисное общество, образовательная система, информационная эпоха
Страницы: 76-85

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме трансформации образования в информационную эпоху. Автор рассматривает основные черты будущего информационного общества, выделяемые теоретиками, и анализирует их влияние на образовательную систему. В информационном обществе увеличивается потребность в творческих работниках, так как главной ценностью становится научное и техническое знание. Переход от общества «производителей» к «сервисному обществу» приводит к тому, что главным источником общественного богатства является сфера услуг. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к отходу от доминирования прикладного естественнонаучного знания в пользу теоретического знания и гуманитарного. Следует также ожидать увеличение доли гуманитарных учебных заведений и специализированных учебных заведений для рынка рабочей силы в сфере услуг.


Выпуск № 2

39469.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Самойлов
Институт математики, физики и информатики Самарского государственного педагогического университета, evge-samojlov@yandex.ru
Ключевые слова: 37 + 803, компетентность, компетенция, компетентностно ориентированное образование
Страницы: 86-93

Аннотация >>
В статье ставится цель обосновать с философской точки зрения концепцию компетентностно ориентированного образования как альтернативы традиционному образованию в информационном обществе. Рассматривая педагогику как прикладную философию, автор показывает, что информационной эпохе развития современной цивилизации должна соответствовать своя система образования, сердцевина которой - этика. Устойчивое развитие общества связывается с воспитанием человека высоконравственного, свободного, ответственного, умеющего преобразовывать мир с учетом общечеловеческих ценностей. В работе раскрывается сущность понятий «компетентность», «компетенция», предлагается модель компетентности субъекта в информационном обществе, построенная в соответствии с идеей антропоцентризма, универсальными общесистемными закономерностями.


Выпуск № 2

39470.
ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНТНОСТЬ?

Т. Г. Богачева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный аграрный университет, tatiana.bogacheva@gmail.com
Ключевые слова: компетентность, способность, предпосылка, самоорганизация, характеристика, квалификация, умение, деятельностная компетентность, личность, личностная компетентность, социально-коммуникативная компетентность
Страницы: 93-100

Аннотация >>
В статье актуализируется проблема определения содержания понятия компетентности с позиции современной психологической науки. Делается попытка анализа и обобщения различных точек зрения зарубежных авторов по данному аспекту и по вопросу практической возможности использования диагностики компетентности в плане научно-исследовательской работы. Многообразие подходов к диагностике и измерению компетентности определяется теоретико-эмпирическим базисом современной парадигмы естествознания, описывающей компетентность как предпосылку самоорганизованной деятельности. Исходя из практико-прикладного опыта применения методов диагностики компетентности в странах Западной Европы, можно констатировать, что компетентности в конечном итоге являются решающим фактором в профессионально-личностном плане.



Статьи 39461 - 39470 из 45810
Начало | Пред. | 3945 3946 3947 3948 3949 | След. | Конец Все