"С. В. Кущенко1, В. И. Панарин2"
"1 Новосибирский государственный технический университет, chuyko_m@ngs.ru 2 администрация Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru"
Страницы: 353-357
Статья представляет идеологические и научно-методологические основы образовательных инноваций. Идея развития творческого потенциала всех участников образовательного процесса обсуждается с учетом биолого-психологических законов человеческой жизни.
В. А. Рабош
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, fphchel@herzen.spb.ru
Ключевые слова: синергия, самоорганизация, коэволюция, резонансное обучение, устойчивое развитие
Страницы: 5-12
В статье исследуются особенности синергетического подхода в сфере образования. Проблемы рассматриваются в контексте философско-антропологических изысканий организационных оснований устойчивого развития современной системы образования. Осуществляется теоретико-методологический анализ синергетических оснований концепции устойчивого развития. Рассматриваются вопросы оптимальных условий самореализации и саморазвития личности. Обосновываются идеи современной педагогики сотворчества, содружества. С позиций синергетического подхода уточняется и конкретизируется понятийный аппарат современной концепции устойчивого развития образования.
А. П. Фомин
филиал РГПУ им. А. И. Гецена в г. Волхове, fapfme@yandex.ru
Ключевые слова: сущность человека, культурные смыслы, постмодерн, синергетический подход, точка бифуркации
Страницы: 13-20
В статье представлено философское обоснование особого статуса образования в современном меняющемся обществе. Педагогическая теория декларирует в качестве цели формирование креативной и гармонично развитой личности. Образовательная же политика все более превращает образование «рынок образовательных услуг». Первая цель отражает эпоху постмодерна, использующего весь опыт прошлого, настоящего и «будущего». Вторая же цель отражает эпоху модерна, то есть вчерашний день нашего образования. Это противоречие вынуждено будет решать само образование. Но это возможно только в том случае, если само образование рассматривать не только как социальный институт, а как особую сферу социальной реальности.
Н. Г. Агапова
Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, n-agapova@mail.ru
Ключевые слова: системно-синергетический подход, образовательная парадигма, полипарадигмальность, синтез и гармонизация парадигм, история культуры
Страницы: 20-29
В статье анализируются возможности системно-синергетического подхода для интерпретации полипарадигмальности в сфере образования как закономерного явления. Проблема заключается в отсутствии объяснения современной полипарадигмальности образовательной теории и практики в рамках категорий необходимости и достаточности. Исследуются: возможность в рамках системно-синергетического подхода к истории культуры объяснить полипарадигмальность в образовании как закономерное явление. Автор раскрывает закономерный характер нелинейного процесса возникновения, сосуществования и конкуренции различных образовательных парадигм в стабильные и нестабильные периоды развития социума и культуры.
В настоящей статье дается характеристика цивилизационного подхода применительно в анализу педагогических систем и процессов. В ней приведены различия между формационным и цивилизационным подходами; выявлены сильные и слабые стороны рассматриваемого подхода. Статья содержит вывод о том, что эффективная модернизация образовательной системы в любом государстве невозможна без учета исторических и социокультурных закономерностей его развития.
В. Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИКАРП ДВО РАН), carpi@rambler.ru
Ключевые слова: молодежные полиэтнические сообщества, воспитательные возможности, межнациональное общение, межэтнические отношения
Страницы: 37-44
В статье анализируются воспитательные возможности межнационального общения в молодежных политэтнических сообществах в Дальневосточном регионе России. Автором приводятся данные социологических опросов, отражающие отношения дальневосточной молодежи к вопросам национальной самоидентификации, межэтнических отношений, национального самовыражения и т. д. Предлагаются конкретные меры, направленные на воспитание культуры межэтнического взаимодействия и преодоление существующих негативных тенденций.
М. А. Абрамова
Институт философии и права СО РАН, marika24@yandex.ru
Ключевые слова: мультикультурная коммуникация, этническая идентификация, интеграция, функция социальной консолидации гуманитарной культуры
Страницы: 44-50
Автор в статье обращает внимание на формирование стратегии межкультурного взаимодействия народов в дореволюционной и советской России, и также консолидирующее значение российской гуманитарной культуры в данном процессе. На основе анализа работ Феодосия, П. Ф. Каптерева, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, а также результатов исследования особенностей восприятия мира жителями Севера делается вывод о том, что создание в России правового государства невозможно без разработки концепции, представляющей базовые категории, определяющие процесс формирования гражданского сообщества. Мультикультурность в данной ситуации может стать отправной точкой, позволяющей сформулировать и создать нормативные акты, отражающие национально-государственную политику.
"С. В. Кущенко1, В. И. Панарин2"
"1 Новосибирский государственный технический университет, chuyko_m@ngs.ru 2 администрация Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru"
Ключевые слова: рациональное, иррациональное, общественное сознание, фетиш, потенцирующий образ, социальная информация
Страницы: 51-54
Авторы показывают взаимосвязь соотношения рационального и иррационального в общественном сознании и проблемы безопасности системы образования в Российской Федерации. Статья акцентирует внимание на таких проблемах, как обеспечение безопасности системы образования в РФ в социально-информационном аспекте; полнота информации о достоинствах и недостатках Болонского процесса; «знания» и «веры» в процессе реформирования системы образования в РФ. Автор предлагает оригинальный подход к толкованию понятия «иррациональное», согласно которому иррациональное раздваивается на фетиш и потенцирующий образ. Фетиш препятствует оптимизации социального управления; потенцирующий образ способствует оптимизации социального управления, в том числе реформирования системы образования в РФ.
Е. А. Пушкарева
Новосибирский государственный педагогический университет, Pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: информация, научное и образовательное знание, знаниевое современное общество
Страницы: 54-61
Автор исследует проблему значения знания и информации для развития современного общества. Основные вопросы, которые автор анализирует в статье включают проблемы сходства и различия понятий «знание» и «информация»; особенности современного знания как общей области науки и образования; пути научного и образовательного знаний; направления знаниевого развития общества и отдельного человека. Делает вывод, что знание является главной интеллектуальной базой инновационных технологий гуманитарного, социального и технико-технологического направлений.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее