Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2008

Выпуск № 1

39121.
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ, ИННОВАЦИИ И ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

"С. В. Кущенко1, В. И. Панарин2"
"1 Новосибирский государственный технический университет, chuyko_m@ngs.ru
2 администрация Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru"
Страницы: 353-357

Аннотация >>
В статье анализируются взаимосвязь социальной напряженности и инноваций, соотношение между рациональным и иррациональным в общественном сознании.


Выпуск № 1

39122.
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Л. П. Додонова
Новосибирский государственный педагогический университет, lp_dodonova@mail.ru
Страницы: 357-361

Аннотация >>
Статья представляет идеологические и научно-методологические основы образовательных инноваций. Идея развития творческого потенциала всех участников образовательного процесса обсуждается с учетом биолого-психологических законов человеческой жизни.


Выпуск № 2

39123.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В. А. Рабош
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, fphchel@herzen.spb.ru
Ключевые слова: синергия, самоорганизация, коэволюция, резонансное обучение, устойчивое развитие
Страницы: 5-12

Аннотация >>
В статье исследуются особенности синергетического подхода в сфере образования. Проблемы рассматриваются в контексте философско-антропологических изысканий организационных оснований устойчивого развития современной системы образования. Осуществляется теоретико-методологический анализ синергетических оснований концепции устойчивого развития. Рассматриваются вопросы оптимальных условий самореализации и саморазвития личности. Обосновываются идеи современной педагогики сотворчества, содружества. С позиций синергетического подхода уточняется и конкретизируется понятийный аппарат современной концепции устойчивого развития образования.


Выпуск № 2

39124.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПОЛЕ БИФУРКАЦИОННОГО ВЫБОРА БУДУЩЕГО

А. П. Фомин
филиал РГПУ им. А. И. Гецена в г. Волхове, fapfme@yandex.ru
Ключевые слова: сущность человека, культурные смыслы, постмодерн, синергетический подход, точка бифуркации
Страницы: 13-20

Аннотация >>
В статье представлено философское обоснование особого статуса образования в современном меняющемся обществе. Педагогическая теория декларирует в качестве цели формирование креативной и гармонично развитой личности. Образовательная же политика все более превращает образование «рынок образовательных услуг». Первая цель отражает эпоху постмодерна, использующего весь опыт прошлого, настоящего и «будущего». Вторая же цель отражает эпоху модерна, то есть вчерашний день нашего образования. Это противоречие вынуждено будет решать само образование. Но это возможно только в том случае, если само образование рассматривать не только как социальный институт, а как особую сферу социальной реальности.


Выпуск № 2

39125.
ФЕНОМЕН СМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Н. Г. Агапова
Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, n-agapova@mail.ru
Ключевые слова: системно-синергетический подход, образовательная парадигма, полипарадигмальность, синтез и гармонизация парадигм, история культуры
Страницы: 20-29

Аннотация >>
В статье анализируются возможности системно-синергетического подхода для интерпретации полипарадигмальности в сфере образования как закономерного явления. Проблема заключается в отсутствии объяснения современной полипарадигмальности образовательной теории и практики в рамках категорий необходимости и достаточности. Исследуются: возможность в рамках системно-синергетического подхода к истории культуры объяснить полипарадигмальность в образовании как закономерное явление. Автор раскрывает закономерный характер нелинейного процесса возникновения, сосуществования и конкуренции различных образовательных парадигм в стабильные и нестабильные периоды развития социума и культуры.


Выпуск № 2

39126.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

О. В. Петунин
Кузбасский региональный ИПКиПРО, petunnin@yandex.ru
Ключевые слова: цивилизационный подход, педагогические процессы, модернизация, образование
Страницы: 29-37

Аннотация >>
В настоящей статье дается характеристика цивилизационного подхода применительно в анализу педагогических систем и процессов. В ней приведены различия между формационным и цивилизационным подходами; выявлены сильные и слабые стороны рассматриваемого подхода. Статья содержит вывод о том, что эффективная модернизация образовательной системы в любом государстве невозможна без учета исторических и социокультурных закономерностей его развития.


Выпуск № 2

39127.
О ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ МОЛОДЕЖНЫХ ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ

В. Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИКАРП ДВО РАН), carpi@rambler.ru
Ключевые слова: молодежные полиэтнические сообщества, воспитательные возможности, межнациональное общение, межэтнические отношения
Страницы: 37-44

Аннотация >>
В статье анализируются воспитательные возможности межнационального общения в молодежных политэтнических сообществах в Дальневосточном регионе России. Автором приводятся данные социологических опросов, отражающие отношения дальневосточной молодежи к вопросам национальной самоидентификации, межэтнических отношений, национального самовыражения и т. д. Предлагаются конкретные меры, направленные на воспитание культуры межэтнического взаимодействия и преодоление существующих негативных тенденций.


Выпуск № 2

39128.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО СООБЩЕСТВА

М. А. Абрамова
Институт философии и права СО РАН, marika24@yandex.ru
Ключевые слова: мультикультурная коммуникация, этническая идентификация, интеграция, функция социальной консолидации гуманитарной культуры
Страницы: 44-50

Аннотация >>
Автор в статье обращает внимание на формирование стратегии межкультурного взаимодействия народов в дореволюционной и советской России, и также консолидирующее значение российской гуманитарной культуры в данном процессе. На основе анализа работ Феодосия,
П. Ф. Каптерева, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, а также результатов исследования особенностей восприятия мира жителями Севера делается вывод о том, что создание в России правового государства невозможно без разработки концепции, представляющей базовые категории, определяющие процесс формирования гражданского сообщества. Мультикультурность в данной ситуации может стать отправной точкой, позволяющей сформулировать и создать нормативные акты, отражающие национально-государственную политику.


Выпуск № 2

39129.
СООТНОШЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ И ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"С. В. Кущенко1, В. И. Панарин2"
"1 Новосибирский государственный технический университет, chuyko_m@ngs.ru
2 администрация Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru"
Ключевые слова: рациональное, иррациональное, общественное сознание, фетиш, потенцирующий образ, социальная информация
Страницы: 51-54

Аннотация >>
Авторы показывают взаимосвязь соотношения рационального и иррационального в общественном сознании и проблемы безопасности системы образования в Российской Федерации. Статья акцентирует внимание на таких проблемах, как обеспечение безопасности системы образования в РФ в социально-информационном аспекте; полнота информации о достоинствах и недостатках Болонского процесса; «знания» и «веры» в процессе реформирования системы образования в РФ. Автор предлагает оригинальный подход к толкованию понятия «иррациональное», согласно которому иррациональное раздваивается на фетиш и потенцирующий образ. Фетиш препятствует оптимизации социального управления; потенцирующий образ способствует оптимизации социального управления, в том числе реформирования системы образования в РФ.


Выпуск № 2

39130.
ЗНАНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Е. А. Пушкарева
Новосибирский государственный педагогический университет, Pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: информация, научное и образовательное знание, знаниевое современное общество
Страницы: 54-61

Аннотация >>
Автор исследует проблему значения знания и информации для развития современного общества. Основные вопросы, которые автор анализирует в статье включают проблемы сходства и различия понятий «знание» и «информация»; особенности современного знания как общей области науки и образования; пути научного и образовательного знаний; направления знаниевого развития общества и отдельного человека. Делает вывод, что знание является главной интеллектуальной базой инновационных технологий гуманитарного, социального и технико-технологического направлений.



Статьи 39121 - 39130 из 45469
Начало | Пред. | 3911 3912 3913 3914 3915 | След. | Конец Все