Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.218.169.50
    [SESS_TIME] => 1713530719
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 6c07f3f0c9a0a44e374f8e1348a6bb1a
    [UNIQUE_KEY] => ad23e048ddcc5b0f7900f93025c5c273
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2010 год, номер 4

1.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Ю. Б. Дроботенко, Н. С. Макарова
Омский государственный педагогический университет
jbd2004@yandex.ru, maknat1@yandex.ru
Ключевые слова: постнеклассическая наука, синергетика, междисциплинарность, прогнозирование, сценирование, сценарный подход
Страницы: 22-29

Аннотация >>
В статье представлены современные подходы к исследованию образования в постнеклассической перспективе: синергетический, междисциплинарный, сценарный. Показано, что основными методами исследования образования, позволяющими прогнозировать варианты его трансформации, выступают метод экстраполяции, синектики, экспертные методы, проектирование, матрицы идей и методики SWOT-анализа, методы сценирования и Форсайта. Обобщены основные характеристики сценарного подхода, что позволяет авторам предложить десять сценариев реализации междисциплинарного подхода в образовании в постнеклассической перспективе.


2.
СБАЛАНСИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР И ОСНОВА ПРОГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

С. Н. Сиренко, А. В. Колесников
Белорусский государственный университет
ssn27@mail.ru, andr61@mail.ru
Ключевые слова: образование, личность, профессиональная подготовка, фундаментальные знания, прогресс, гармония, интенсификация образования, содержание обучения
Страницы: 29-37

Аннотация >>
Авторы статьи преследуют цель поставить и рассмотреть вопрос об оптимальном соотношении фундаментальной и профессиональной подготовки в современной системе высшего образования, а также обозначить определяющую роль и влияние системных фундаментальных знаний выпускников вузов на развитие современного общества. В статье поднимаются проблемы создания условий для формирования гармонично развитой личности выпускника вуза как целевого идеала образовательного процесса. В качестве важнейших критериев гармоничного развития выпускника высшей школы авторы рассматривают единство его научного мировоззрения, освоения им морально-этических ценностей, богатый эстетический вкус, глубокие профессиональные знания, физическое здоровье. Общественный прогресс понимается авторами как поступательное движение социума в этих же координатах.


3.
ПЕРСПЕКТИВЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ И УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕТОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

О. К. Трубицын
Новосибирский государственный университет
helgerri@mail.ru
Ключевые слова: наука, университетское образование, постиндустриальное общество, общество знаний, нетократия
Страницы: 37-45

Аннотация >>
Популярные в наши дни концепции постиндустриального общества в большинстве своем предлагают весьма оптимистические и многообещающие для ученых и университетских преподавателей прогнозы социального развития. Предполагается повышение их социального статуса и благосостояния в связи с возрастанием роли науки в качестве непосредственной производительной силы. Однако многие факты не подтверждают наличия подобных тенденций. Концепция нетократии предлагает альтернативный взгляд на будущее, согласно которому развитие постиндустриальной экономики негативно скажется на положении академического сообщества. Статья посвящена анализу обоснованности данного прогноза. В ней делается вывод о частичной его правоте.


4.
О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Е. А. Пушкарёва1, Ю. В. Пушкарёв2
1 Новосибирский Государственный Университет
pushkarev73@mail.ru
2 Новосибирский Государственный Педагогический Университет
pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: кризис образовательно-научной сферы, интеграция образования и науки, научная составляющая образования
Страницы: 45-51

Аннотация >>
В статье анализируются структурно-организационные проблемы развития современной отечественной системы образования. Структурный аспект находит свое отражение в построении различных моделей (концепций) образовательной системы; в существующей несогласованности подсистем образования; в однотипности современных образовательных учреждений и других факторах. Содержательный аспект проявляется в несоответствии теоретического содержания образования уровню развития современного научного знания, а также в неадекватном развитии теории и практики образовательного процесса. Кризисное состояние содержательной стороны образовательной системы связано и с тем, что, с одной стороны, образование утратило прежнюю методологическую основу как не отвечающую современным требованиям. С другой стороны, отечественная школа, пытаясь выйти из сложившейся ситуации неопределенности, стремится найти более твердые основания для своего дальнейшего развития.


5.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТИП РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

И. М. Войтик
Сибирская академия государственной службы
voytik@rambler.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, рефлексия, рефлексивное мышление, типы рефлексии, интеллектуальный тип рефлексии, профессиональное образование
Страницы: 51-56

Аннотация >>
В статье рассматривается рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании. Автор показывает, что рефлексивный подход в профессиональном образовании способствует гуманизации образования. В статье подробно анализируется содержание понятия рефлексии в психологии, выделяются типы рефлексии, описываются экспериментальные исследования интеллектуального типа рефлексии, формулируются направления и способы культивирования интеллектуального типа рефлексии в профессиональном образовании.


6.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАТЕГОРИЯ

В. Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской Академии
rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: образование, миссия образования, эдукология, категория
Страницы: 57-63

Аннотация >>
В статье представлено обоснование категории образования не только как социально-педагогической, но и междисциплинарной. Аргументирована потребность в науке, предметом исследования которой являлось бы образование в широком смысле слова. Высказывается мысль о том, что такой наукой могла бы быть эдукология как общая теория образования.


7.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРИЗВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Н. Самченко
Красноярский государственный аграрный университет
v777@bk.ru
Ключевые слова: высшая школа, организация образования, понятийное логическое мышление, высокие технологии, социальные перспективы
Страницы: 63-68

Аннотация >>
В статье проводится мысль, что перспективным признанием высшего образования является формирование понятийного (логического) мышления у будущей интеллектуальной элиты общества. Но уровень осознания и реализации этого призвания пока невысок. Его повышение - важное условие приобретения нашей страной статуса передовой индустриальной или постиндустриальной державы.


8.
РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ В РАЗВИТИИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

О. В. Цигулева
Новосибирский институт экономики и менеджмента
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, негосударственная система образования, субъект образования, конкурентоспособность, качество образования, инновационная деятельность, аккредитационный показатель
Страницы: 69-74

Аннотация >>
В данной статье сделана попытка определить место негосударственного сектора высшего профессионального образования на рынке образовательных услуг. По мнению автора, формирование нового для России рынка образовательных услуг, его сегментирование определяются параллельным функционированием государственной (бюджетной) и негосударственной (внебюджетной) систем образования.


9.
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

О. А. Савочкина
Новосибирский государственный педагогический университет
savochkina@ngs.ru
Ключевые слова: инновации в образовании, социализация, социальная адаптация, социальная компетентность, ИТ-технологии в образовании
Страницы: 75-80

Аннотация >>
В данной статье автором предложен подход к построению методологии управления процессом формирования социальной компетентности студентов высшей школы. Анализируются причины и противоречия, которые подтверждают актуальность излагаемой проблемы. Раскрывая противоречия в проблеме социализации и социальной адаптации студентов и выпускников вузов, автор формулирует предложения по выработке у них социальной компетентности.


10.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПЕЦИАЛИСТА*

Н. А. Расщепкина, Д. М. Козлов
Самарский государственный аэрокосмический университет
rasshhepkina.natalja@rambler.ru, kozlov@ssau.ru, dmit.kozlov2009@yandex.ru
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновация, потенциал, потенциал человека, личностный потенциал, способности, специалист
Страницы: 80-87

Аннотация >>
В статье дано определение понятия «инновационный потенциал специалиста». Показана необходимость использования данного понятия в качестве характеристики готовности специалиста к инновационной профессиональной деятельности. Рассмотрены основные качества специалиста новой формации, готового к эффективной инновационной деятельности.


11.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. А. Лукьянова1, В. В. Петров2
1 Томский политехнический университет
kir712@yandex.ru
2 Новосибирский государственный университет
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативные технологии, инновационное образование, профессиональное образование, качество образования, информация, знание
Страницы: 87-95

Аннотация >>
В статье акцентируется внимание на необходимости формирования коммуникативной компетентности как важного условия и ресурса повышения качества инновационного образования. Обосновывается наличие потребности в специалистах, обладающих особыми надпрофессиональными качествами, необходимыми для создания новой конкурентоспособной продукции. Утверждается, что коммуникативная компетентность является надпрофессиональным качеством, определяющим эффективность вхождения специалиста в профессиональную деятельность. Следовательно, результатом обучения на всех ступенях высшего образования должны быть не только собственно профессиональные компетенции, но и ряд коммуникативных компетенций, сформированных в определенной последовательности.


12.
ИННОВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

О. В. Зиневич, Н. А. Сафронова
Новосибирский государственный технический университет
ozinevich@ngs.ru, n_a_saf22@mail.ru
Ключевые слова: дополнительное образование, конкурентные преимущества в образовании, рынок образовательных услуг, научно-образовательные центры, образовательные инновации
Страницы: 95-101

Аннотация >>
В данной статье рассматриваются научно-образовательные центры вузов как относительно самостоятельные научные и образовательные единицы, их роль в реализации принципов инновационного образования. Раскрывается современное понимание образовательных инноваций, обосновывается необходимость их внедрения в дополнительное образование, определяются условия внедрения и использования образовательных инноваций в практической образовательной деятельности. Проводится анализ инновационной составляющей в образовательной деятельности научно-образовательных центров вузов г. Новосибирска.


13.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
2560380@ngs.ru
Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная политика, интерантивное планирование, глобализация образования, национальное образовательная политика, региональная образовательная политика
Страницы: 102-107

Аннотация >>
В статье рассматривается специфика формирования национальной и региональной образовательной политики в условиях современной модернизации образования, используется материал международного форума «Интерра - 2010», проходившего в Новосибирске в сентябре 2010 г. Автор отмечает, что далеко не все проблемы модернизации образования получают сегодня удовлетворительное решение. В частности, указывается на то, что глобальный, национальный и региональный уровни образования часто имеют в своем развитии неадекватный алгоритм развития. Основную причину этого автор видит в отсутствии интерактивного планирования развития национальных и региональных систем образования.


14.
МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

В. М. Трофимов
Новосибирский государственный педагогический университет
vtrofimov9@yahoo.com
Ключевые слова: компетентности, модель обучения, инерция знаний, сопротивление обучению, восстановление знания, параметр темпоритма
Страницы: 107-116

Аннотация >>
В статье обращается внимание на философский статус категории «компетентность», в которой соединяются локальная целостность понятия, персонифицированный опыт и обещание результата. В этом усматривается возможность адаптации образования, способного адекватно формировать личность в меняющихся условиях жизни. Компетентность - философский инструмент познания и освоения действительности, создающийся в процессе образования как результат синхронизации с ним самодетерминирующейся личности. На основе теории колебаний предложена упрощенная модель процесса обучения. Согласно этой модели знания хранятся в голове учащегося в форме колебаний. Внимание фокусируется на сценариях интенсивного и экстенсивного процесса обучения. Выявлена специфическая роль параметра темпоритма.


15.
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Тебенькова
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области
ashu@ mail.ru
Ключевые слова: непрерывность образования, непрерывное образование, трансцендирование сознания субъекта деятельности, сущностно-развивающая непрерывная система образования, метапредметный подход
Страницы: 116-122

Аннотация >>
В статье выявляются противоречия традиционного понимания модели непрерывности образования. Обоснование психологических, педагогических и философских причин неэффективности пространственно-временного непрерывного образования приводит к необходимости переосмысления философии непрерывности образования. Предлагается авторская модель сущностно-развивающей непрерывной системы образования, в которой по-новому определяются цели, психический механизм, непрерывность образования, учебная деятельность и подходы к проектированию содержания (метапредметный подход).


16.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

И. Ю. Лукина
аспирант кафедры педагогики Воронежского государственного педагогического университета
lukina_ira@inbox.ru
Ключевые слова: многоуровневая концепция методологического знания, качество, управление, управление качеством, менеджмент качества
Страницы: 122-129

Аннотация >>
Анализ проблемы становления научных понятий осуществлен автором на основе многоуровневой концепции методологического знания. Массив научного знания по ключевым категориям (качество, управление, управление качеством) структурирован по философскому, общенаучному и педагогическому уровням. В рамках дискуссии о широте применения термина «менеджмент качества» автор показывает достаточность использования русскоязычного термина «управление качеством».


17.
«ВАРВАРСТВО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ» И ПЕДАГОГИКА НАУКИ: ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ НАУКОЙ И «ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ МЫСЛИ»

Стефано Оливерио
Университет Неаполя им. Федерико II
stefano.oliverio@unina.it
Ключевые слова: наука, культура, жизненный мир, формирование понятий, специализация наук
Страницы: 130-145

Аннотация >>
Головокружительный процесс специализации наук представляет собой двойную угрозу для нашей цивилизации: с одной стороны, большинство из нас исключено из того, что можно было бы назвать характеристическими достижениями современной эпохи (Триллинг (Trilling)), с другой стороны, варварство специализации угрожает истинности науки как культуры (Ортега-И-Гассет). Как сохранить связь между наукой и энциклопедией мысли? Этот кардинальный вопрос приводит к другим, более радикальным вопросам: имеется ли взаимоотношение между наукой и мышлением? Каким может быть это взаимоотношение? Что есть наука в том плане, в каком она связана (если вообще связана) с мышлением?
Для того, чтобы исследовать эту проблему, данная статья обращается к важному высказыванию Хайдеггера о том, что «наука не мыслит». Сравнивая идеи Хайдеггера и Куна, автором статьи обосновывается позиция, что наука не мыслит в точности до тех пор, пока она суть исследование. Но она постоянно связана с мышлением как своим изначальным фундаментом. В этом смысле становится принципиально важным, чтобы научное образование было вдохновляемо философским подходом.
В отличие от других, автор статьи считает, что философский подход не означает, в основном, анализ концепций и логическую обоснованность. Он означает также изучение процесса формирования научных понятий из жизненного мира (Lebenswelt). Именно благодаря преодолению забвения существования научных понятий в жизненном мире, а также благодаря переоткрытию последнего как фундамента науки, становится возможным предотвращение исчезновения науки в простое манипулирование формулами, с одной стороны. С другой, обеспечение некоего фундамента, общего для обычного человека, образованного технаря и среднего гражданина, о необходимости которого для преодоления разделения науки и культуры говорит физик Геральд Холтон (Gerald Holton). В заключительной части статьи обосновывается, что данное переоткрытие влечет за собой развитие педагогического измерения науки, то есть науки как части общего человеческого образования (Bildung).


18.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Н. Л. Румянцева
Российский государственный институт интеллектуальной собственности
nlrumyantseva@mail.ru
Ключевые слова: проект закона, образование, системно-диалектический подход, западная цивилизация, развитие, общечеловеческие социокультурные ценности
Страницы: 146-155

Аннотация >>
В статье анализируются требования к содержанию образования в проекте закона «Об образовании в Российской Федерации». На основе системно-диалектического подхода рассматривается развитие культурных ценностей западной цивилизации, трансформация их в социокультурные ценности. Формируется базовая общечеловеческая социокультурная ценность.


19.
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ

О. Т. Лойко, Е. А. Лексина
Томский политехнический университет
loyko49@mail.r, evgenya0808@ramler.ru
Ключевые слова: мультикультурность, мультикультурализм, молодежная субкультура, идентичность, социальная память
Страницы: 155-160

Аннотация >>
Статья посвящена основным трендам молодежной субкультуры, которая позиционирует себя как мультикультура. Молодежная культура является неотъемлемой составляющей современного общества и по своему содержанию наиболее тесно связана с такими понятиями, как мультикультурность, мультикультурализм. Философия мультикультурализма в идеале способна воплотить либеральное внимание к индивидуальному в контексте диалога культур, к субкультурам и одновременно вобрать в себя коммунитаристское стремление к интеграции, взаимопониманию, равенству и солидарности. В статье акцентируется внимание на утрате связей молодежной субкультуры с культурой того общества, в котором живет молодой человек. Анализ поиска культурной идентичности в современном обществе авторы рассматривают как многоплановый, противоречивый процесс.


20.
ДУХОВНАЯ ОСНОВА И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

А. П. Ветошкин1, А. Р. Дзиов2
1 Уральский институт бизнеса им. И. А. Ильина
a.p.vetoshkin@mail.ru
2 ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
dziov@mail.ru
Ключевые слова: высшая школа, социальный институт, приоритеты развития образования
Страницы: 160-167

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы и приоритеты развития отечественной высшей школы. Высшая школа неуклонно и противоречиво втягивается всеми сторонами своего профессионально-образовательного и социально-воспитательного комплекса в процесс долговременной модернизации. Отмечается, что технократический и прагматический подходы сочетаются с мифологизацией и фетишизацией заимствованных понятий и идей. Делается вывод, что коренной дефект ведомственной политики в отношении отечественной высшей школы заключается в отсутствии духовных, идейных, мировоззренческих, теоретико-методологических оснований, связи с отечественными образовательными традициями и национальными интересами.


21.
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. Д. Матюшкина
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
matyushkina@spb.edu.ru
Ключевые слова: нравственное сознание, ненасилие, толерантность, рациональное мышление, ценности творчества, качество образования
Страницы: 167-175

Аннотация >>
В статье формирование автономного критического нравственного сознания рассматривается как приоритетная цель и критерий качества современного образования. Анализируется соотношение этой цели с целями развития мышления, толерантности, творчества. Показывается, что для формирования критического нравственного сознания необходимо совместить разносторонние и глубокие знания с развитием автономии, свободы личности и мышления. Обосновывается, что образование будет способствовать развитию рационального мышления в той мере, в какой оно будет неавторитарным и «несуггестивным» по своим методам. Особое внимание уделяется идее ненасилия как важнейшему фактору формирования нравственного сознания. Обсуждаются вопросы преодоления деструктивной агрессии с помощью игровой, театральной деятельности, разнообразной творческой самореализации.


22.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАЧЕСТВА ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. А. Цой
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
tsoy@tpu.ru
Ключевые слова: система высшего образования, качество образования, кризис, противоречия, аксиологические аспекты, потребительская ценность
Страницы: 175-182

Аннотация >>
В статье анализируется проблема современной парадигмы высшего образования. В системе высшего образования, по мнению автора, феномен кризиса образования является постоянным процессом, который отражает метафизические и социальные изменения в обществе. Анализируя вопросы, стоящие перед системой высшего образования, автор рассматривает существующие противоречия субъектов через призму аксиологических аспектов, для этого вводится концепт «качество высшего образования как потребительская ценность».


23.
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, СОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. П. Воробьёва, А. И. Ореховский
Сибирский Государственный Университет телекоммуникаций и информатики
npvorob@yandex.ru, aioreh@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, потребности, интересы, ценности, ответственность, мотивация, индивидуальный подход, формирующая среда, мышление, общение
Страницы: 182-191

Аннотация >>
В статье рассматриваются главные факторы развития общества, воздействующие на характер образования (техника, технологии, экономика). Особое внимание уделяется рассмотрению внутренних движущих сил образования, которые обновляют структуру учебного процесса и его содержание. Выделены внутренние составляющие образовательного процесса: отношение к знанию, воспитание и мотивация, индивидуальный подход, формирующая среда, мышление и общение, рассмотрены их возможности.


24.
ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕНИИ

Е. С. Пономарёва
Новосибирский государственный педагогический университет
pks1983@mail.ru
Ключевые слова: понятие общения, античная философия, экзистенциальная коммуникация, коммуникативная компетентность
Страницы: 191-197

Аннотация >>
В статье проанализированы основные подходы к определению понятия общения и коммуникации в рамках различных религиозных мировоззрений, от античной философии до наших дней. Автор рассматривает общение в аксиологическом, функциональном аспектах как амбивалентный процесс. В статье проанализирована эволюция представлений об общении: от ритуализированного религиозного подхода до компетентностного в современном мире. Автор прослеживает связь философских взглядов на общение как на средства межличностного познания и познания человеком самого себя. В статье рассмотрена сущность перцептивного, коммуникативного и интерактивного аспектов общения, выделена структура коммуникативной компетентности.


25.
ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАНИЯ-ОБРАЗОВАНИЯ

Р. К. Турысжанова
Институт философии и политологии МОН РК
nf_danik@mail.ru
Ключевые слова: личность, воспитательно-образовательная деятельность, идеал воспитания, социальное качество, ценности
Страницы: 197-206

Аннотация >>
В статье показано, что образование, включающее органично воспитательную составляющую, зависящую от целей, как осознание результатов, на достижение которых направлены действия, как смыслов и идеалов жизнедеятельности общества и людей. Но ценности варьируют в пространстве культуры и историческом времени, разделяясь на конвенциональные (с социально-культурной основой) и трансцендентные (с глубинно-внутренней основой формирования отношения людей к жизни и окружающему миру). В статье подчеркнуто, что социальные качества личности несут в себе сочетание качеств аксиологических (ценностных) и функциональных (уровень интеллекта, особенности мышления, речи, темперамента, характера, врожденные способности, приобретенные знания и умения, здоровье и соматический облик), то есть всех когнитивных, чувственных и физических сил индивида. Наличие всеобщих смыслов, открытых процессу осмысления и переосмысления их содержания, способствует взаимопониманию и координации усилий в достижении общих целей, совершенствуя современный процесс обучения-воспитания.


26.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Т. С. Косенко1, В. И. Панарин2
1 Новосибирский государственный педагогический университет
tany0879@mail.ru
2 Администрация Новосибирской области
Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: воспитание, образование, общество, мировоззрение
Страницы: 207-212

Аннотация >>
В статье анализируется вопрос о том, что в современных условиях развития общества исключительно актуален философский анализ мировоззренческих основ современного российского воспитания; обосновывается сущность и цели воспитания в контексте проблем специфики формирования мировоззрения личности. Автор показывает, что смена ценностей («деньги - единственная подлинная ценность») ведет к ряду угроз как для общества, так и для системы образования. Поэтому необходимо переосмыслить аксиологический аспект мировоззренческих основ воспитания, обеспечения перестройки системы воспитания с точки зрения возврата ему главной культурной функции.


27.
ПРЕДМЕТ ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В. В. Павловский
Красноярский государственный аграрный университет
valpavlovskiy@mail.ru
Ключевые слова: образование и воспитание, диалектико-материалистическая философия, государство, общество
Страницы: 212-220

Аннотация >>
В статье показано, что предметом диалектико-материалистической философии образования и воспитания является исследование диалектических взаимосвязей и взаиморазвития глобальной метасистемы, региональных мезосистем и отдельных государственно-общественных систем образования и воспитания, их явлений, форм, содержаний и сущностей, закономерностей функционирования и развития. Осуществлено также изучение факторов детерминации данных систем со стороны глобального многообразия государств-обществ, их региональных союзов и объединений, отдельных государств-обществ и обратных воздействий на них данных систем.


28.
СОВРЕМЕННОЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ: МИФОЛОГИЗМ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

С. А. Яровенко
Сибирский государственный технологический университет
yarmyth@mail.ru
Ключевые слова: установки социогуманитарного познания, социальная реальность, мультипарадигмальность социогуманитарной теории, мифоконструирование, демифологизация, сциентизм, антисциентизм
Страницы: 220-228

Аннотация >>
Статья посвящена рассмотрению основных тенденций становления теоретических и методологических установок современного социогуманитарного познания и обоснованию их мифологизированного характера. Социогуманитарное знание и его теоретические и методологические установки мифологичны потому, что теоретические конструкты социальной действительности воспринимаются онтологично, субстанциально, то есть изучается не сама действительность, а принятый за реальность ее образ, который оформляется из мифологизирующих усилий сознательного и спонтанного конструирующего воздействия на нее. В качестве аргументов мифологичной природы социогуманитарного знания представлены: мультипарадигмальность социально-гуманитарной теории, стремление каждой из парадигм к абсолютизации, личностный характер любых исследовательских установок, интерпретативный характер познания и др.


29.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.В. Юмашева
Новосибирский государственный педагогический университет
pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: журналистика, медиапедагоги, самодеятельные детско-юношеские издания, социальные функции, ценностно-смысловые доминанты, средства массовой информации
Страницы: 228-234

Аннотация >>
Цель статьи - исследовать направление эволюции медиаобразования в России, в частности самодеятельной детско-юношеской журналистики, задача - проследить изменения в саморефлексии этой сферы образования: трансформацию ценностно-смысловых доминант в сознании медиапедагогов. Автором было осуществлено самостоятельное исследование, проведенное в два этапа с интервалом в десять лет. В результате анкетирования и последующего сравнительно-исторического анализа результатов было выявлено движение от гуманистической модели воспитательной деятельности к прагматической, снижение эффективности диалога между медиапедагогами и юными журналистами в процессе создания самодеятельных детско-юношеских СМИ.


30.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет
pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, предмет правового регулирования, механизм контроля
Страницы: 234-241

Аннотация >>
В статье рассматривается понятие образования как совокупности общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования с точки зрения содержания правовых норм. На основе анализа правового регулирования делается вывод о необходимости законодательного закрепления более полного определения понятия «образование», его целей, а также механизма контроля образования как обучения, так и воспитания.


31.
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

А. С. Долгов
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Alexd2004@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональная культура студентов юридических специальностей, мобилизация, мобилизационные технологии, педагогические технологии
Страницы: 242-248

Аннотация >>
Целью данной статьи является рассмотрение процесса формирования профессиональной культуры студентов вузов юридических специальностей с использованием технологий социальной мобилизации.
В статье приводится классификация мобилизационных технологий, подчеркивается, что в условиях затянувшихся кризисных явлений в обществе использование мобилизационных технологий в образовательном процессе способствует формированию профессиональных качеств обучаемых, активизации и стимуляции их общественной деятельности.


32.
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Л. П. Загорулько
НВИ внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России
zalex82@list.ru
Ключевые слова: языковой барьер, языковое образование, язык международного общения
Страницы: 249-256

Аннотация >>
В статье рассматриваются тенденции развития языкового образования в условиях глобализации. Автор исследует взаимозависимость проблем мирового развития и современной системы языкового образования. Обращение к вопросам иноязычного образования в современных условиях обусловлено экономическими и политическими, а не лингвистическими проблемами. Незнание иностранных языков в условиях роста международных контактов наносит огромный моральный и материальный ущерб. Изучение иностранных языков превращается в необходимость, что требует изменения подходов к изучению языков, позволяющих использовать их с целью реального общения.


33.
ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В. А. Дмитриенко1, К. С. Лелюшкина2
1 Томский государственный педагогический университет
2 Томский политехнический университет, l_kira73@mail.ru
Ключевые слова: инновационное обучение, коммуникативная компетенция, технологии обучения иноязычному общению
Страницы: 256-262

Аннотация >>
В настоящий момент существует множество позиций относительно того, какими должны быть технологии обучения иноязычному общению. Авторами разработано инновационное направление обучения продуктивному, оригинальному, неподготовленному высказыванию с первого этапа развития умений в устно-речевом общении. Данное направление не является альтернативой, а тесно взаимосвязано с представленными в научной литературе концепциями.


34.
ПРЕЕМСТВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

И. С. Волегжанина
Сибирский государственный университет путей сообщения
erarcher@mail.ru
Ключевые слова: преемственность, иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность, подходы и принципы
Страницы: 262-271

Аннотация >>
Цель статьи - поиск путей повышения результативности процесса формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности обучающихся в системе непрерывного образования. В исследовании приводится философская трактовка категории преемственности, дается анализ существующих в педагогике подходов и решений обозначенной проблемы. Автор предлагает рассматривать в качестве теоретико-методологического фундамента преемственного формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности комплексный, процессуально-результативный, компетентностный подходы и ряд принципов, учитывающих специфику данного процесса в формате «школа-вуз-центр обучения на предприятии».


35.
ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Н. С. Помогаева
Таганрогский государственный педагогическийинститут
litfaktgpi24909@rambler.ru
Ключевые слова: логика и язык, лингвистика, предложение, сочинение и подчинение
Страницы: 271-278

Аннотация >>
В статье рассматривается история соотношения сочинения и подчинения - тема до сих пор в лингвистике специально не рассматривавшаяся и остающаяся спорной. Целью данной статьи является анализ истории развития учения о сочинении и подчинении с точки зрения логических форм мышления. Автор исследует сочинение и подчинение в рамках философии науки, а предметом исследования являются синонимичные отношения между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями с точки зрения единства формы и содержания.
Изложение материала осуществляется исторически последовательно, с соблюдением логического подхода, повествование ведется по линии постепенного сужения материала: сначала характеризуется язык в целом, затем совершается переход к синтаксису, далее - к предложению, и наконец - к сочинению и подчинению, а затем к сложносочиненным и сложноподчиненным предложениям.


36.
ЗНАЧЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СЕМИОТИКИ КУЛЬТУРЫ

В. Г. Новосёлов
Новосибирский государственный технический университет
viktor-novoselov@yandex.ru
Ключевые слова: знак, значение, референция, смысл, интерпретант, обозначение, означивание
Страницы: 278-285

Аннотация >>
Данная статья посвящена семиотическому анализу понятий «значение» и «интерпретация», на основании которого делается вывод: знак может отображать реальность только в процессе человеческой деятельности. Значение знака есть способ его употребления и интерпретации. С точки зрения теории означивания интерпретанты - это проверяемые и описуемые соответствия, ассоциируемые с другим знаком. Таким образом, анализ содержания становится культурно-обусловленной операцией, которая осуществляется лишь с физически проверяемыми (воспринимаемыми) продуктами культуры, то есть с другими знаками и их взаимными корреляциями. Процесс неограниченного семиозиса показывает, как означивание, постоянно соотнося один знак с другим или с рядом других знаков, обрисовывает элементы культуры.


37.
ВЫБОР ВУЗА АБИТУРИЕНТАМИ И СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НОВОСИБИРСКА (НА ПРИМЕРЕ НГТУ)

В. И. Игнатьев, Я. В. Жандарова, М. М. Захваткина
Новосибирский государственный технический университет
ignat@fgo.nstu.ru, m.zakhvatkina@gmail.com, m.zakhvatkina@gmail.com
Ключевые слова: выбор вуза, мотивы, фоновые практики, абитуриенты, студенты, трансформация практик, имидж вуза
Страницы: 286-292

Аннотация >>
В статье рассматриваются мотивы абитуриентов на этапе выбора вуза и анализируются причины изменения фоновых практик при смене статуса абитуриента на статус студента. Авторы исследуют особенности выборочных практик студентов и абитуриентов, выявляют характеристики выделенных фоновых практик. Особое внимание уделяется практике потребления имиджа НГТУ как части потребления образовательных услуг.


38.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. Л. Дедюкина
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Амосова
lldedykina@ mail.ru
Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, деятельностный подход, самостоятельная работа
Страницы: 292-297

Аннотация >>
В статье раскрываются понятия «дифференциация» и «индивидуализация» в образовании, рассматриваются возможности реализации деятельностного подхода в условиях дифференциации и индивидуализации обучения и роль деятельностного подхода в активизации самостоятельной деятельности обучающихся. Автор статьи отмечает актуальность дифференциации и индивидуализации в образовании, анализирует принципы деятельностного подхода и различные формы организации самостоятельной работы.


39.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н. А. Голиневич
Академия экономической безопасности МВД РФ
pegasi@mail.ru
Ключевые слова: кинестетическое сознание, феноменология музыки, телесность, феноменология образования, «плоть мира»
Страницы: 298-304

Аннотация >>
В статье с целью ознакомления широкого круга читателей с достижениями феноменологической мысли представлена попытка экспликации проблем музыкального образования средствами феноменологического анализа. Сущность музыкальной практики представлена в терминах феноменологии Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти. Некоторые аспекты музыкального исполнения, такие как проблема индивидуального стиля, освоения навыка игры, истолкованы с помощью понятий телесности и примордиальной открытости сознания. Жесты и движения музыканта интерпретируются как интенциональное движение воплощенной субъективности, «осваивающей» музыкальное пространство и выражающей его смысл.


40.
ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Е. А. Крутько
Сибирская академия государственной службы
krutko@ngs.ru
Ключевые слова: социально-философский анализ, детская безнадзорность, общество, маргинальность, отчуждение
Страницы: 305-309

Аннотация >>
В статье автор предлагает социально-философский анализ проблемы детской безнадзорности через объяснение категорий «общество», «маргинальность», «отчуждение» и др. Общество рассматривается как специфическая подсистема объективной реальности, которая влияет на преломление качественного и количественного характера человеческих отношений и под влиянием определенных обстоятельств вызывает социальные стрессы, разрушающие привычные условия существования и социального взаимодействия, что ведет к отчуждению людей. Отмечается, что процессы отчуждения отражаются наиболее существенным образом на маргинальных, низкостатусных группах общества, в которых и появляются безнадзорные дети


41.
О ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Т.Ф. Фазылова
Сибирская академия государственной службы
krutko@ngs.ru
Ключевые слова: молодежная среда, молодежный экстремизм, социальное сознание, политическое поведение, образовательная система, противодействие экстремизму и терроризму
Страницы: 309-313

Аннотация >>
В данной статье автор анализирует современное состояние проблемы экстремизма и терроризма среди молодежи, предлагает профилактические меры борьбы с молодежным экстремизмом, определяет исследовательские задачи.


42.
МАТЕРИНСТВО И СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

А. Ю. Зуруева
Новосибирский государственный педагогический университет
zurueva_anna@ngs.ru
Ключевые слова: материнство, культурная доминанта, культура как норма человеческой деятельности
Страницы: 314-322

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме девальвации семьи и материнства и вопросу необходимости воспитания в рамках современного инновационного образования фамилистических ценностей у школьников и студентов. В статье дается понимание материнства как одной из основных доминант культуры (архетипов), его важности для прокреации в количественном и качественном аспектах. Также рассматривается вопрос о патриотизме и отношении к Родине как к воплощению одной из ипостасей материнского архетипа. Исследуются предпосылки и последствия деструктивных социальных тенденций, повлиявших на складывание системы ценностей и мировоззрение современного репродуктивно способного населения. Выводы подкреплены статистическими данными проведенного опроса.


43.
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКИХ СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

М. Г. Дмитриева
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
maya_dm@mail.ru
Ключевые слова: формирование личности, социализация детей-сирот, социальное воспитание, русская философская педагогика
Страницы: 322-329

Аннотация >>
Философско-методологический анализ проблемы формирования личности в детских сиротских учреждениях и определение задач и путей социального воспитания - главная тема статьи. Автор доказывает, что одной из ключевых задач воспитательной системы детского сиротского учреждения является воспитание социально активной личности, обладающей духовным, интеллектуальным и физическим потенциалом, необходимым для полноценного члена общества. В этой связи философское осмысление и практическое освоение наследия русской философской педагогической мысли, представители которой предлагали пути социального воспитания, основанные на адекватном эпохе целостном мировоззренческом фундаменте, представляется одним из путей решения вышеназванных задач и проблем.


44.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

М. Ю. Чернышов
КИЯ Президиума ИНЦ
idstu@icc.ru
Ключевые слова: образование инвалидов; психосоциальная реабилитация инвалидов; жизненно значимые цели; правосознание; суицид
Страницы: 329-334

Аннотация >>
Автор исследует значение фактора образованности, оценивая его влияние на психологическое состояние социальной группы инвалидов как суицидогенной группы. Впервые в психосоциальном аспекте рассматривается вопрос образованности инвалидов (то есть получения ими среднеспециального профессионального или высшего образования) как фактор, обусловливающий физический, социально-экономический и социокультурный статус инвалидов, а также фактор, способствующий их психосоциальной реабилитации и снижению опасности суицида. Автор доказывает, что образованность инвалидов способствует приобретению ими жизненно значимых целей, формированию правосознания и снижению риска суицида.


45.
ВОЗРОЖДЕНИЕ МИЛОСЕРДИЯ КАК ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

М. И. Поскотина
Бердский медицинский колледж
novosibirsk-ams@mail.ru
Ключевые слова: милосердие, генетическая память, гуманистический потенциал, нравственная ценность, воспитание
Страницы: 334-340

Аннотация >>
В статье рассмотрены философско-образовательные условия, способствующие духовно-нравственному возрождению этических качеств в современном обществе. Автор проводит анализ литературных источников, определяет аксиологическую составляющую феномена милосердия. В статье ставятся проблемные вопросы и предлагается авторское видение воспитания духовно-нравственных ценностей у населения, рассматривается значение профессиональной компетенции преподавателя в контексте дидактических задач, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание.


46.
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРИРОДЫ ФОРМ СОВМЕСТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В. А. Герт
Уральский государственный педагогический университет
valeragert@gmail.com
Ключевые слова: событие и его структура, деформация целостности со-бытия, формы совместности в образовательном процессе
Страницы: 340-348

Аннотация >>
Автор рассматривает в статье антропологический принцип Л. Фейербаха, согласно которому существует необходимость «себе подобного» в существовании и развитии каждого человека. Совместность бытия человека с человеком как событие - это новый тип целостности в природе и с природой. Формирование событийных свойств - сознания, со-чувствия, содействия, совести - у каждого человека происходят в разных формах совместности. В образовательном процессе автором рассматриваются разные формы совместности: от социальной защиты, помощи, поддержки, сопровождения - к сотрудничеству, содружеству, сотворчеству. Событийная природа совместности обеспечивает образовательному процессу возможность выхода к целостности события даже в случае его деформаций.


47.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МИРОТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. Х. Дзейтова
Общественный фонд социального развития «Генезис»
genesis-info@mail.ru, vamaret@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, культура мира, миротворческое образование, философия миротворческого образования, модернизация образования, гражданское общество
Страницы: 348-355

Аннотация >>
Статья посвящена вопросам философии миротворческого образования - нового направления в российской педагогической науке. В статье рассматриваются историко-философские предпосылки зарождения и развития миротворческого образования. В контексте философии образования анализируются проблемы, связанные с миротворческим образованием. В статье обозначаются стратегические цели миротворческого образования, а также те установки и отношения, которые оно стремится формировать и развивать у подрастающих поколений. Выводы и положения, предложенные автором статьи, представляют теоретическую и практическую ценность, так как могут быть использованы в проектировании и конструировании учебно-воспитательного процесса; осознании, формулировании и творческом решении педагогических задач; методической рефлексии педагога.


48.
О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СИЛОВЫХ СТРУКТУР В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

А. В. Лукьянова
главное управление внутренних дел по Алтайскому краю
lukyanova.alex@gmail.com
Ключевые слова: спецподразделение, субкультура, офицерский корпус, профессиональные коллективы, экстремальные условия, профессиональная подготовка, ценности, нормы
Страницы: 355-360

Аннотация >>
В статье показана значимость изучения субкультуры спецподразделений представителями офицерского корпуса, призванного осуществлять командование данными служебными коллективами. Особое внимание в работе уделяется основным факторам профессиональной деятельности, способствующим образованию субкультуры спецподразделений. Автором доказана целесообразность понимания будущими офицерами смыслового содержания субкультуры служебных коллективов, его влияния на эффективность управления, профессиональную подготовку и реорганизацию спецподразделений силовых структур.


49.
ИГРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

В. П. Курбатов
НИИ прикладной культурологи
kentavr.810@mail.ru
Ключевые слова: игра, социализация, реальность, правила, состояние, изменение, субъект
Страницы: 360-367

Аннотация >>
В статье рассматривается игра как способ изменения культурного состояния субъекта дидактики. Приводятся характеристика игры, ее признаки и функции, а также деятельный характер игры. Определяется особенность игры в процессе социализации, коммуникации и образования, обосновывается применение инновационных игр, организация которых строится на ряде специфических принципов. Предлагается классификация игровых моделей. Рассматривается способ изменения состояния ее участников в процессе игрового обучения.