Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.160.243.44
    [SESS_TIME] => 1711627947
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 98545775775154333a2fb09ba01c4421
    [UNIQUE_KEY] => 0c9a1685e6e620e7ed861ce5448067cc
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2011 год, номер 6

1.
ЭВОЛЮЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Е. А. Бойко
Сибирская академия государственной службы
Ключевые слова: государственная и муниципальная служба, государственное и муниципальное управление, компетенции, синхронизация законодательств
Страницы: 3-7

Аннотация >>
В статье представлены факторы, оказавшие влияние на формирование и развитие специальности государственное и муниципальное управление и Сибирской академии государственной службы в последнее 20-летие. Выделены количественные изменения в системе подготовки кадров российских вузов, а также обозначены этапы эволюции существующей системы подготовки кадров для государственной и муниципальной службы и имеющиеся проблемы.


2.
ОБЩЕФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Завадовский
Сибирская академия государственной службы
vvz61@mail.ru
Ключевые слова: экономика, инновации, процесс, образование
Страницы: 8-15

Аннотация >>
Ядром инновационной экономики является человек. Именно его интеллект сегодня создает прибыль. В инновационном процессе участвуют несколько типов специалистов, и каждый из них должен иметь соответствующую подготовку. Только в этом случае они смогут четко выполнять свои функциональные обязанности. А сам процесс завершится созданием и внедрением на рынок успешной инновации. Инновационная экономика невозможна без инновационного образования. А оно, в свою очередь, должно быть основано на мощной философской и методологической базе.


3.
МОДЕРНИЗАЦИЯ В РОССИИ КАК ПРОБЛЕМА

Л. П. Кукса
Сибирская академия государственной службы
arinask@lenta.ru
Ключевые слова: модернизация, национальная доктрина, образование России, социология глобализма, геополитика, устойчивое развитие
Страницы: 15-22

Аннотация >>
Автор статьи поднимает важный вопрос, связанный со спецификой модернизационных процессов в России, предлагая свой вариант трактовки этого явления. Речь идет о современной модернизации - Россия организационно и содержательно все еще продолжает формироваться, но уже как суперэтническое образование, коим является российский народ. Это значит, что органичность модернизации может быть обусловлена только соответствием этому образованию. В качестве примера, подтверждающего этот вывод, автор рассматривает роль образования в процессе перехода к органической модернизации и предлагает к рассмотрению Национальную доктрину образования России.


4.
«ОБЩЕСТВО»: СТАТУС СУЩЕСТВОВАНИЯ

Г. А. Антипов, А. З. Фахрутдинова
Сибирская академия государственной службы
dr-eji2@yandex.ru, faamina@yandex.ru
Ключевые слова: социология, философия, общество, материя, социальное, феноменология
Страницы: 22-31

Аннотация >>
Обсуждается вопрос, в каком смысле обществу может быть приписан статус существования. Предлагается возможная интерпретация понятия «социальное». Показывается, что данное понятие занимает в процессах социального познания место, аналогичное тому, которое занимает понятие материи в естественнонаучной картине мира. Суждения о «смерти общества», присутствующие в дискурсе современной социологии, свидетельствуют о плохом понимании (в подобных случаях) границ компетенций философии (методологии науки) и собственно науки. Обосновывается необходимость, намечаются пути формирования адекватной научной картины социального мира


5.
E-LEARNING И ОБРАЗОВАНИЕ: НОВОЕ КАЧЕСТВО ИЛИ НОВЫЕ БОЛЕЗНИ?

О. А. Евтуш
Сибирская академия государственной службы
videl-17@mail.ru
Ключевые слова: образовательная парадигма, E-learning, цели и ценности образования, Hi-Hume, операционное мышление, консюмеризм, экранная культура, масс-медиа
Страницы: 30-39

Аннотация >>
E-learning несет в себе не только позитивные возможности, но и мало учитываемые опасные негативные тенденции в системе образования. Они проявляют себя в условиях потребительства (консюмеризма) и влияния масс-медиа. Проблематизируется качество образования при рассмотрении E-learning как модели нового образования в эпоху информационного общества. В статье актуализируется вопрос о методологической коррекции не только эпистемологических, но и аксиологических принципов компьютерных систем образования.


6.
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ В ВУЗАХ: ОПЫТ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т. В. Гурунян
Сибирская академия государственной службы
taniagur64@mail.ru
Ключевые слова: инновации, человеческий капитал, бизнес-инкубаторы в вузах, малые инновационные предприятия, студенческое предпринимательство
Страницы: 39-46

Аннотация >>
Создание на базе вузов технопарков, бизнес-инкубаторов и малых инновационных предприятий (МИП) - одно из главных направлений форм встраивания вузов в региональные инновационные системы, значимый инструмент развития человеческого капитала. Хотя для развития инновационных структур вузов создаются институциональные условия, имеется множество нерешенных вопросов в данной сфере. На основе обобщения опыта создания бизнес-инкубаторов и МИП в регионах России и мнений экспертов, автором статьи предлагаются направления совершенствования регулирования деятельности инновационных структур вузов.


7.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТИПОЛОГИИ РЕФЛЕКСИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

И. М. Войтик
Сибирская академия государственной службы
voytik@rambler.ru
Ключевые слова: миссия высшего профессионального образования, виды компетенций, типы рефлексивного мышления профессионалов
Страницы: 47-56

Аннотация >>
В статье рассматриваются миссия высшего профессионального образования, типология рефлексивного мышления в контексте становления компетентностного подхода в отечественном профессиональном образовании. Анализируются методологические основы типов рефлексивного мышления профессионала, формулируются направления их культивирования в профессиональном становлении личности.


8.
ПОДГОТОВКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА

Л. В. Савинов
Сибирская академия государственной службы
savinov@sapa.nsk.su
Ключевые слова: этнополитика, образование, государственная и муниципальная служба, мультикультурализм
Страницы: 56-62

Аннотация >>
Автор анализирует практику подготовки государственных и муниципальных служащих для поликультурного общества на примере современной России. Утверждается, что в сфере государственного и муниципального управления новая поликультурная политика должна осуществляться, во-первых, в рамках представительной (законодательной) системы, что означает глубокое изучение будущими чиновниками международных и российских правовых актов и деклараций в данной сфере. Во-вторых, в рамках исполнительной системы требуется специальная подготовка государственных и муниципальных служащих в области межэтнических отношений.


9.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ЭКСПЕРТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Т. В. Сидорина
Сибирская академия государственной службы
sidorinata@mail.ru
Ключевые слова: образовательная система, участники экспертного процесса, государственно-общественная экспертиза
Страницы: 63-68

Аннотация >>
В статье представлены основные противоречия экспертной деятельности в системе образования и анализируются ее теоретические основы. Автор исследует специфику системы экспертной деятельности, показывает взаимосвязь разнообразия управляющей и управляемой подсистем экспертирования, представляет анализ проблем экспертирования образовательных систем. Кроме того, в статье показаны основные группы исследований, позволяющих синтезировать опыт контрольно-аналитической деятельности, приводящей к построению системы экспертирования образовательных систем.


10.
КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

И. В. Князева
Сибирская академия государственной службы
irknyazeva@ya.ru
Ключевые слова: конкуренция, рынок образовательных услуг, конкурсные процедуры, конкурентоспособность, ФАС России
Страницы: 69-73

Аннотация >>
Статья посвящена исследованию формирования конкурентной среды на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования, особенностей его структурной организации и функционирования. Выделена группа проблем, указывающих на антиконкурентные акты и действия органов власти, нарушающие основные положения закона РФ «О защите конкуренции» на рынке образовательных услуг и возможные направления их нейтрализации.


11.
РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ

А. В. Давыдова
Сибирская академия государственной службы
annadavydova1987@yandex.ru
Ключевые слова: управленческая культура, стиль руководства, трудовой коллектив, миссия образовательного учреждения, педагогический менеджмент
Страницы: 74-81

Аннотация >>
Автор анализирует и классифицирует существующие подходы к понятию «управленческая культура», а также дает ему свое собственное определение с позиции социологии управления. Рассматриваются объективные и субъективные компоненты управленческой культуры, влияющие на эффективность функционирования образовательного учреждения: стиль руководства, специфика организации и характеристики трудового коллектива. Особое внимание уделяется проблемам управления высшими учебными заведениями в условиях перехода к рыночной экономике и реформирования системы образования.


12.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Е. И. Швецова1, С. Г. Косякова2
1 Сибирскя академия государственной службы
2 Центр корпоративных стратегий и решений
eshvetsova@inbox.ru, ccss@inbox.ru
Ключевые слова: студенческое лидерство, оценка и развитие лидерских компетенций, подготовка управленческих кадров
Страницы: 81-89

Аннотация >>
В работе анализируются методологические особенности оценки лидерских компетенций студентов в процессе их обучения и подготовки к будущей профессиональной управленческой деятельности. Представлены результаты социально-психологического исследования студентов - первокурсников Сибирской академии государственной службы на основе сравнительного анализа индивидуальной самооценки первокурсниками своих лидерских компетенций и результатов индивидуальной психодиагностики соотношения стилей работы по модели лидерства И. Адизеса. Анализ показал, что многие студенты 1-го курса обладают высоким потенциальным уровнем лидерских компетенций, но имеют слабое представление, из чего складывается компетентность руководителей в целом и государственных служащих в частности.


13.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ

Н. Н. Богдан1, Е. В. Балганова1, М. Г. Масилова2
1 Сибирская академия государственной службы
2 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
bogdan-nn@mail.ru, balganova@sapa.nsk.su, marina.masilova@vvsu.ru
Ключевые слова: концепция социальной ответственности, направления реализации социальной ответственности в вузах, особенности реализации социальной ответственности при разных стратегиях развития вузов
Страницы: 89-99

Аннотация >>
Статья посвящена современному осмыслению феномена социальной ответственности учреждений высшего профессионального образования. Рассматривается актуальность обеспечения социальной ответственности вузов в условиях реформирования системы высшей школы. Раскрывается специфика социальной ответственности вуза, описаны направления ее реализации. Анализируются подходы к реализации социальной ответственности вузов Сибири и Дальнего Востока.


14.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. Симагина1, О. Н. Быстрицкая2
1 Сибирская академия государственной службы
2 Администрация
simagina@sapa.nsk.su, onb@atz.tomsk.gov.ru
Ключевые слова: учреждения образования, государственные и муниципальные задания, государственные и муниципальные услуги, субсидия, финансовое обеспечение, эффективность бюджетных расходов
Страницы: 99-107

Аннотация >>
Авторы анализируют практику российских регионов и муниципалитетов в области повышения эффективности бюджетных расходов в сфере образования. Рассматриваются варианты последовательности действий по решению данной задачи. Дается краткая характеристика этапов и проблемных моментов их реализации. Описан механизм финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий учреждениями образования.


15.
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Д. Ф. Долгополов
Сибирскя академия государственной службы
dolgopolovdf@mail.ru
Ключевые слова: административный регламент, государственная услуга, государственная функция, аккредитация, лицензирование
Страницы: 108-115

Аннотация >>
В статье анализируются административные регламенты предоставления государственных услуг в сфере образования на уровне субъекта Российской Федерации, их содержание, основные проблемы их разработки и внедрения. Рассматриваются проблемы нормативного регулирования процессов регламентации государственных услуг, даются предложения по совершенствованию законодательства и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования.


16.
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ (ОБ ИННОВАЦИОННОМ КУРСЕ)

Ю. И. Молотков
Сибирская академия государственной службы
molotkov@sapa.nsk.su
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, программа обучения, учебные модули цели, задачи, объект исследования, модель и процесс управления, индикативные показатели, управленческие решения, управление развитием
Страницы: 115-120

Аннотация >>
В статье рассматривается инновационный курс обучения студентов современному менеджменту, сформированный на основе кибернетического моделирования, описания компонентов исследуемого объекта и проектирования системного управления объектами социального типа. Программа обучения позволяет сформировать у студентов компетенции: знания, умения, навыки моделирования процесса управления исследуемого объекта и способность трансформировать эти знания, умения и навыки на управление незнакомыми объектами и ситуациями. С помощью индикативных показателей студент может определить состояние, уровень развития организации и разработать управленческие решения, которые направлены на дальнейшее развитие объекта исследования. Инновационный курс «Управление социально-экономическими объектами и процессами» предполагает выполнение и публичную защиту курсовой работы, и тестирование теоретических знаний.


17.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

М. А. Бичеев, И. В. Доронина
Сибирская академия государственной службы
superpersonal@gmail.ru, doroni@inbox.ru
Ключевые слова: высшее образование, двойственность структурирования системы высшего образования, перспективы высшего образования в России
Страницы: 121-128

Аннотация >>
Статья отражает взгляд авторов на современное состояние системы высшего образования в России. Рассматриваются парадоксальность и двойственность структурирования системы высшего образования и основные особенности, которые влияют на качество подготовки специалистов. Кроме того, предлагается авторский взгляд на перспективы высшего образования в России в ближайшем будущем. Основным тезисом является положение о возникновении корпоративных высших образовательных учреждений как альтернативы существующей системе высшего образования в России.


18.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Т. Н. Черепкова, Е. В. Шевцова
Сибирская академия государственной службы
shevtsova@inbox.ru, shevtsova@inbox.ru
Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентностный подход, компетенции преподавателя высшей школы, современная образовательная парадигма
Страницы: 128-136

Аннотация >>
В статье исследуется методика выделения компетенций преподавателя высшей школы. Описываются результаты проведения исследования, на основе которого создана модель компетенций преподавателя высшей школы. При создании этой модели использовался факторный анализ методом крупных факторов. Были получены пять ключевых компетенций. Разработана методика определения интегрального показателя эффективности деятельности преподавателя высшей школы на основе расчета отдельных компетенции и их компонентов, имеющих весовые значения по блокам. Данная модель в дальнейшем может быть инструментом оценки профессионализма профессорско-преподавательского состава.


19.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

О. И. Лаптева
Сибирская академия государственной службы
lapteva_r@rambler.ru
Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, компоненты компетентности, модель профессиональной компетентности, тренинговые технологии
Страницы: 136-143

Аннотация >>
В статье представлен анализ исследований в рамках Болонского процесса, в результате которых были выделены ключевые компетенции, обладание которыми должны демонстрировать специалисты. Приводится и анализируется понятие профессионального стандарта деятельности, который в современном понимании описывает квалификацию специалиста в терминах компетенций. Анализируются теоретические подходы к пониманию профессиональных компетентностей. Рассматриваются возможности использования тренинговых технологий в формировании профессиональных компетентностей субъектов образования.


20.
ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. Ю. Парфенова
Сибирская академия государственной службы
irene_parfenova@mail.ru
Ключевые слова: организационная культура, качество образования, качество процессов, качество системы, качество результатов, субъекты оценки
Страницы: 144-151

Аннотация >>
Цель исследования, представленного в статье, - установить взаимосвязь организационной культуры вуза и качества профессионального образования. Автор анализирует подходы к пониманию качества образовательного процесса, исследует соотнесение элементов организационной культуры вуза с составляющими качества образования. Приведены результаты изучения восприятия работниками и студентами вузов г. Новосибирска организационной культуры, удовлетворенности качеством деятельности образовательного учреждения.


21.
ПРИНЦИПЫ, ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Т. В. Черняк
Сибирская академия государственной службы
chernjak@sapa.nsk.su
Ключевые слова: компетентностный подход, инновации, методы активного обучения, современные образовательные технологии
Страницы: 151-159

Аннотация >>
Статья посвящена описанию опыта подготовки специалистов в Сибирской академии государственной службы (СибАГС) на факультете «Государственное и муниципальное управление» в ходе учебной и внеучебной работы со студентами. Цель статьи - осмысление принципов, подходов и методов в подготовке современных инновационных кадров для нужд региона и города Новосибирска. Автором статьи также представлена эффективная современная образовательная технология включения студентов в деятельность по реализации социальных проектов в ходе изучения специальных учебных дисциплин.


22.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Т. А. Толкачева
Сибирская академия государственной службы
tysuy@mail.ru
Ключевые слова: качество деятельности преподавателя, оценка качества деятельности преподавателя, система менеджмента качества, деятельность преподавателя высшей школы
Страницы: 160-165

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы о необходимости создания и развития систем оценки качества деятельности преподавателя образовательного учреждения. Осмысливаются контексты, показатели и подходы, касающиеся оценки качества деятельности преподавателя в современных условиях реформирования системы образования. Обсуждаются вопросы оценки деятельности преподавателя потребителями образовательных услуг. Выявлены основные характеристики и показатели системы оценки качества деятельности преподавателя с учетом мнений студентов.


23.
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ

В. Н. Меньшова, Е. А. Музыченко
Сибирская академия государственной службы
menshova@sapa.nsk.su, musychenko@sapa.nsk.su
Ключевые слова: система менеджмента качества, эволюционный подход, организационные условия, инструментальные свойства, качество образования
Страницы: 166-174

Аннотация >>
В статье рассматриваются организационные возможности «мягкого» встраивания системы менеджмента качества в образовательную деятельность вуза. Авторы анализируют условия, которые необходимо создать в вузе для того, чтобы система менеджмента качества стала действенным инструментом, нацеленным на достижение миссии вуза и задач в области повышения качества профессионального образования.
В статье раскрываются преимущества эволюционного подхода к созданию системы менеджмента качества в вузе, дается оценка наиболее существенных условий, которые определяют возможности ее устойчивого развития, вскрываются отдельные закономерности ее гармоничного встраивания в вузовскую среду.


24.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Л. Г. Смышляева
Сибирская академия государственной службы
laris.s@mail.ru
Ключевые слова: модернизация профессионального образования, муниципальные служащие, компетентность, компетенция, компетентностно-ориентированная образовательная программа
Страницы: 174-181

Аннотация >>
В статье обсуждается необходимость разработки дидактических основ компетентностного обновления профессионального образования кадров муниципальной службы. Автором раскрыты характеристики компетентностной модели специалиста муниципальной службы, обоснованы принципы реализации компетеностно-ориентированных программ его профессиональной подготовки. Статья представляет анализ и результаты инновационного опыта осуществления компетентностно-ориентированных программ дополнительного профессионального образования муниципальных служащих.


25.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Т. С. Суходаева, Н. Н. Скорых
Сибирская академия государственной службы
sutaser@mail.ru, skorix@rambler.ru
Ключевые слова: профессиональные компетенции, индивидуализация обучения, интерактивные методы обучения, инновационные образовательные технологии, междисциплинарный подход
Страницы: 182-190

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы организации и управления познавательно-созидательной деятельностью студентов, в ходе которой формируется и развивается система профессиональных компетенций по направлению подготовки «Экономика». Анализируется специфика формирования индивидуальных образовательных траекторий студентов на основе конвергенции экономических дисциплин и применения надпредметных и общепредметных компетентностно-ориентированных образовательных методик. Предлагаются способы включения интеллектуальной активности студентов в различные виды учебной деятельности за счет интеграции традиционных педагогических и электронно-информационных обучающих технологий.


26.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ-МАРКЕТОЛОГОВ

А. В. Кирьянко
Сибирская академия государственной службы
kirianito@yandex.ru
Ключевые слова: постиндустриальное общество, консьюмеризм, нематериальное производство, сервисная экономика, потребности рынка, профессиональная компетентность
Страницы: 190-197

Аннотация >>
В статье выявляются особенности формирования профессиональной компетентности специалистов-маркетологов для работы в экономике нового типа - сервисной. Автор анализирует исторические изменения в характере и ориентации постиндустриального общества, связанные со сменой парадигм управления и переориентацией материального производства на предоставление услуг. В статье исследуются профессиональные компетенции специалиста экономического профиля (в частности, маркетолога), а также выделяются компетенции по программе подготовки «Маркетинг» в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


27.
КОМПЕТЕНЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖЕРА

Т. И. Мельникова
Сибирская академия государственной службы
t.i.melnikova@gmail.com
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, модель компетенций финансового менеджера
Страницы: 197-204

Аннотация >>
Целью статьи является определение ключевых компетенций финансового менеджера в контексте модернизации российской системы образования. Автор рассматривает модели компетентности, применяемые в подготовке менеджеров; проводит анализ факторов и тенденций, влияющих на изменение целей и содержания финансовой службы в организации. В статье представлена модель компетенций финансового менеджера, разработанная автором в контексте современных требований к финансовому управлению, позволяющая реализовать компетентностный подход в процессе перехода на новые образовательные стандарты.


28.
КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

М. М. Геращенко
Сибирская академия государственной службы
gerashenko1@yandex.ru
Ключевые слова: компетенция, компетентный, компетентность, профессиональная компетентность, дидактическое обеспечение, интегрированный курс, педагогическая технология
Страницы: 205-210

Аннотация >>
В статье анализируются понятия компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, рассматривается дидактическое обеспечение, необходимое для формирования профессиональной компетентности у студентов вуза по специальности «государственное и муниципальное управление».


29.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Л. О. Зимина
Сибирская академия государственной службы
ludmila_zimina@mail.ru
Ключевые слова: лингвистическая компетенция, речевая культура, языковая личность, эффективность речевого общения, коммуникативные неудачи, рекламный дискурс
Страницы: 210-218

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме формирования языковой и коммуникативной компетенции студентов высшей школы. Современная коммуникативная ситуация диктует необходимость обучения русскому языку и культуре речи на примере новых функциональных вариантов речи. С опорой на учение о качестве образцовой речи рассматриваются типичные случаи коммуникативных неудач и способы устранения речевых ошибок на примере рекламного дискурса.


30.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОТ МОНОЛОГА К ДИАЛОГУ

Н. В. Отургашева
Сибирская академия государственной службы
ilo.n2011@yandex.ru
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, профессиональная коммуникативно-речевая деятельность, инновационные образовательные технологии, дебаты, диалог
Страницы: 218-225

Аннотация >>
В статье рассматриваются цели и условия формирования коммуникативной компетенции студентов в образовательном пространстве современной высшей школы. Обосновывается необходимость интерактивного включения студентов в учебный процесс посредством его специфической организации, анализируются перспективы использования инновационных образовательных технологий для развития коммуникативной компетенции будущих специалистов. Особое внимание уделяется специфике профессиональной коммуникации в сфере государственной службы и характеру подготовки студентов к коммуникативно-речевой деятельности соответствующего профиля.


31.
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ РОССИИ И США

М. И. Ковалёва
Сибирская академия государственной службы
Markova63@mail.ru
Ключевые слова: гражданское воспитание, социокультурная ситуация, социальная активность, гражданские ценности, общество
Страницы: 226-233

Аннотация >>
В статье предлагается анализ особенностей гражданского воспитания личности в процессе социализации современного общества в России и США. Автор исследует современную социокультурную ситуацию, отмечая общее и частное в практике гражданского воспитания и социализации. В статье отмечается тенденция повышения роли гражданского воспитания в социализации личности в современном обществе России и США.


32.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

С. Д. Юдина
Сибирская академия государственной службы
sveud@rambler.ru
Ключевые слова: творческая личность, психологические факторы, креативность, мотивация, коммуникация
Страницы: 233-241

Аннотация >>
Статья посвящена изучению природы творческой личности, а также психологических факторов, влияющих на ее проявление.


33.
СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЦЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ

С. М. Коба
Сибирская академия государственной службы
koba_sergei@ngs.ru
Ключевые слова: образовательная политика, функциональное образование, функции образования, профессиональные компетенции
Страницы: 241-245

Аннотация >>
В статье анализируется сложившаяся ситуация в сфере социального и гуманитарного образования, проблема ценностей и приоритетов социально-гманитарного образования рассматривается сквозь призму современных тенденций развития системы образования, заданных реформами.


34.
РЕФЛЕКСИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

А. О. Самсонова
Сибирская академия государственной службы
vesper_007@mail.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, рефлексивно-гуманистический подход, профессиональное образование, интеллектуальный тип рефлексии, механизмы развития рефлексивных способностей
Страницы: 245-250

Аннотация >>
В статье анализируются содержание и смыслы процессов становления личностно-ориентированной парадигмы в рамках профессионального образования. Рассмотриваются основные аспекты рефлексивно-гуманистического подхода в контексте преподавания психологических дисциплин, обсуждаются взаимосвязь и различия традиционного и рефлексивного управления образовательными процессами, изучаются механизмы развития рефлексивных способностей с учетом изменений, внесенных стандартами нового поколения. Таким образом, обоснована роль рефлексии и гуманистических ценностей в формировании и развитии личности будущих профессионалов.


35.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗАХ

Е. А. Дорожинская
Сибирская академия государственной службы
dorozhinskaya@sapa.nsk.su, sofia_1974@mail.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, организация образовательного процесса, технологизация образовательного процесса, инновационные методы обучения, андрагогика, «проблемное» обучение
Страницы: 250-258

Аннотация >>
Автор анализирует основные тенденции развития образовательной среды в рамках высшего образования, особенности мотивации «взрослых» обучающихся, исследует сложившиеся классификации инновационных методов применительно к гуманитарным дисциплинам, особенности их применения, а также определяет значимость технологизации учебного процесса. Ставится вопрос о необходимости применения разнообразных инновационных методов преподавания применительно к объективно существующим социальным реалиям.


36.
ОБУЧАЮЩИЙ И ОБУЧАЮЩИЙСЯ: СОЦИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

З. А. Шукшина
Сибирская академия государственной службы
prepod-socium@sapa.nsk.su
Ключевые слова: обучение взрослых, обучение равного равным, социальный контекст, диверсификация образования, побудительные мотивы, концепция образования взрослых, инновационные компетенции
Страницы: 258-263

Аннотация >>
В статье рассматриваются некоторые факторы, влияющие на специфику развития образования взрослых в период становления информационного общества. Автор акцентирует внимание на феномене взаимодействия обучающих и обучающихся взрослых. В работе отражены сложность, противоречивость реализации модели обучения взрослых; проблемы личностной готовности взаимодействующих в этом процессе студента и преподавателя, трансформация их социальных ролей, побудительные стимулы.


37.
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Ю. Ю. Кушнерова
Сибирская академия государственной службы
yulia1146@yandex.ru
Ключевые слова: идентичность студента, образовательное пространство
Страницы: 263-268

Аннотация >>
В статье рассматривается значение образования в процессе формирования идентичности студента, показана необходимость направленного воздействия образовательной среды на становление личности студента. Подробно проанализированы подходы к определению понятия «идентичность». Автор отмечает влияние трудных социально-экономических условий, постоянно меняющихся внешних требований, предъявляемых личности, на формирование идентичности личности в юношеский период. В статье подробно рассматриваются способы формирования идентичности, описывается значение образовательной среды в данном процессе, особенности и этапы профилактики возникновения кризиса идентичности.


38.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

С. Ф. Некрасов
Сибирская академия государственной службы
bondar4455@rambler.ru
Ключевые слова: познавательные интересы студентов, интерес к политике, политический интерес, общественное мнение, политика
Страницы: 268-273

Аннотация >>
В представленной статье рассматриваются познавательные интересы студенческой молодежи в качестве основы для формирования общественного мнения. Автор анализирует специфику политических интересов студентов в современной России, исследует основные характерные для молодежи тревоги и надежды. Статья написана на основе анализа материалов авторского исследования среди студентов вузов Новосибирска.


39.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

М. А. Морозова, Е. Н. Бойко
Сибирская академия государственной службы
majamorozova@mail.ru, ekaterina-boyko@mail.ru
Ключевые слова: информационная компетентность, информационная грамотность, информационная культура, информационное мировоззрение
Страницы: 273-280

Аннотация >>
Авторами статьи предпринимается попытка анализа имеющегося отечественного и зарубежного опыта по формированию системы информационных компетенций. В статье исследован используемый в современной научной литературе понятийно-терминологический аппарат, уточнено содержание понятия «информационная компетентность». Авторы предлагают систему информационных компетенций, необходимых для формирования информационной культуры, и характеризуют условия их формирования, позволяющие осуществлять успешную деятельность в информационном пространстве.


40.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Г. И. Плясуля
Сибирская академия государственной службы
common@sapa.nsk.su
Ключевые слова: гражданское общество, гражданское сознание, гражданская культура, гражданская зрелость, синергетический подход, самоорганизация, нелинейный диалог, технология модерации
Страницы: 280-286

Аннотация >>
Автор анализирует причины неразвитости гражданского сознания у большей части молодежи современной России и обосновывает необходимость изменения образовательной политики, которая должна быть направлена на формирование активной гражданской позиции у творческой, инициативной личности. Для достижения данной цели нужен новый подход к процессу обучения. Автор раскрывает преимущества синергетического подхода, делая вывод о том, что процесс обучения должен строиться в режиме самоорганизации; приоритетным методом должен стать нелинейный диалог, в построении которого наиболее результативной является технология модерации.


41.
АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

А. Ю. Малышев
Сибирская академия государственной службы
Alex1952@ngs.ru
Ключевые слова: политика образования, политические науки, политический режим, актуализация методов и содержания преподавания, Болонский процесс
Страницы: 287-294

Аннотация >>
В статье рассматривается взаимосвязь политической системы и содержания образовательной политики по подготовке управленских кадров. Автор называет причины отсутствия политологических дисциплин в советской образовательной системе, обосновывает появление политологии в учебном процессе в начале 1990-х гг. В статье показаны основные причины сокращения политического образования в рамках вступления России в Болонский процесс и связанной с этим образовательной реформы. На базе накопленного опыта предложены основные направления актуализации учебно-методического обеспечения дисциплин политологического цикла при подготовке управленческих кадров в современных условиях.


42.
ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

М. Ю. Зенков
Сибирская академия государственной службы
mzz@mail.ru
Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, конкурс для заключения договора на обучение, образовательная программа, управление государственной службой
Страницы: 294-301

Аннотация >>
Автор анализирует особенности организации и правового регулирования подготовки к государственной и муниципальной службе в современной России. В статье охарактеризованы особенности механизма подготовки кадров, выявлены достоинства и недостатки управления процессом подготовки кадров, обоснованы предложения по формированию системы управления государственной и муниципальной службой, координации подготовки кадров, условиям реализации основных образовательных программ подготовки.


43.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Г. Скурихина
Сибирская академия государственной службы
89137104139@mail.ru
Ключевые слова: инновационная активность, проектная технология обучения, студенческая проектная команда
Страницы: 301-307

Аннотация >>
Модернизация современного профессионального образования требует использования в учебном процессе технологий активного обучения. Перед системой профессионального образования поставлены задачи не только в усвоении обучающимися знаний и формирование умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме. Решение указанной задачи потребовало разработки проектной технологии обучения, позволяющей обучающемуся на конкретной практической ситуации получать необходимые компетенции. В статье автором представлены основные положения проектной технологии обучения на основе взаимодействия населения, власти, бизнеса и образования.


44.
ВОПРОСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Г. В. Дроздецкая
Сибирская академия государственной службы
dgv@list.ru
Ключевые слова: заочное обучение, дистанционное образование, русский язык и культура речи, учебно-методические материалы, кейс-технология, сетевая технология
Страницы: 307-315

Аннотация >>
В данной статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы дистанционного образования, связанные со спецификой организации учебного процесса и созданием современных средств обучения. Дистанционное образование характеризуется как современная форма заочного обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. На примере развертывания системы дистанционного обучения в Сибирской академии государственной службы автор прослеживает эволюцию средств обучения русскому языку и культуре речи: от учебно-методических материалов, реализованных в кейс-технологии, до новейших электронных учебных материалов, используемых в сетевой технологии дистанционного обучения.


45.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СЕМИНАРОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

В. Е. Зубов
Сибирская академия государственной службы
zubov@sapa.nsk.su
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронный семинар, сетевые технологии в образовании, интернет-обучение
Страницы: 315-322

Аннотация >>
В статье анализируются новые варианты проведения электронных семинаров, являющихся одним из элементов в системе дистанционного обучения. Автор рассматривает специфику электронного семинара, а также основные проблемы, возникающие при использовании данной формы работы. В статье предлагаются (на основе имеющегося опыта) некоторые варианты совершенствования методики проведения электронных семинаров, имеющие целью активизировать групповую работу в рамках электронного семинара и приблизить их к классическим семинарам, существующим в очном образовании. Кроме того, определяются условия, при которых станет возможным переход к новым формам проведения электронного семинара.


46.
ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ

Л. К. Аверченко
Сибирская академия государственной службы
avertchenko@sapa.nsk.su
Ключевые слова: дистанционная образовательная технология, дистанционная педагогика, самостоятельная работа, психологические особенности
Страницы: 322-329

Аннотация >>
Для органов государственной власти и местного самоуправления внедрение дистанционного образования открыло дополнительные возможности в повышении уровня профессионального мастерства своих кадров. Государственные служащие получили возможность обучаться, не отрываясь от профессиональной деятельности. Развитие дистанционной образовательной технологии приводит к необходимости введения особого типа педагогики - дистанционной - со своим понятийным аппаратом и принципами.


47.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

А. И. Маркеев
Сибирская академия государственной службы
markeev@sapa.nsk.su
Ключевые слова: инновационное общество, инновационное развитие, правовая культура, современное образование, специфика образования в обществе ХXI в
Страницы: 329-334

Аннотация >>
Автор анализирует содержание и смыслы современного этапа инновационного развития правовой культуры, прослеживает влияние современных федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и принятых федеральных законов на развитие правовой культуры российского общества. В статье исследованы и сопоставлены различные точки зрения российских ученых на содержание правовой культуры конкретных ее носителей - юристов, показаны пути инновационного развития правовой культуры у студентов. Таким образом, обосновано утверждение о том, что инновационное развитие правовой культуры в российском обществе зависит от деятельности законодательных органов, образовательных структур и самих юридических сообществ.


48.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Т. А. Юдина
Сибирская академия государственной службы
sunshine64@mail.ru
Ключевые слова: этническая идентичность, культурная идентичность, культура, обучение иностранным языкам, метод сравнения
Страницы: 334-341

Аннотация >>
Задача данной статьи заключается в том, чтобы показать важность изучения иностранных языков в конструировании этнической и культурной идентичности и как указанные идентичности проявляются в языке. В статье подчеркивается необходимость приобретения навыка наблюдения в изучении иных культур, используя метод сравнения.